8 класс пищеварение в ротовой полости и желудке 8 класс биология

8 класс пищеварение в ротовой полости и желудке 8 класс биология thumbnail

Инфоурок

› Биология ›Презентации›Презентация к уроку биологии “Пищеварение в ротовой полости и желудке” (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Тело любого живого существа – от крохотной бактерии до огромного слона – должно обогащаться органическими веществами» Карл Фойт

2 слайд

Описание слайда:

Функции питания: 1.Энергетическая Для жизнедеятельности живого организма необходима энергия, которая выделяется при расщеплении органических веществ, поступающих вместе с пищей.

3 слайд

Описание слайда:

Функции питания: 2.Строительная Снабжение организма веществами, необходимыми для создания новых клеток и внутриклеточных структур, -белками, жирами.

4 слайд

Описание слайда:

Функции питания: 3.Снабжение организма биологически активными веществами – витаминами

5 слайд

6 слайд

Описание слайда:

«Седьмой лишний» Выберите лишнее слово, ответ поясните Ротовая полость – гортань – пищевод – желудок – тонкий кишечник – толстый кишечник – прямая кишка

7 слайд

Описание слайда:

«Да и нет» Найдите правильные утверждения. 1.Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функции. 2.Сыр, мясо, молоко- это питательные вещества. 3.Пульпа и дентин – это мягкие части зуба. 4.В зубе различают только шейку и корень. 5.К пищеварительным железам относятся слюнные, поджелудочная , печень. 6. Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки.

8 слайд

Описание слайда:

Подпишите названия органов пищеварения обязательно обязательно

9 слайд

Описание слайда:

Решите задачу Существует мнение врачей, что люди, употребляющие чаще в пищу овощи и фрукты меньше страдают ожирением чем те, кто в основном питается продуктами животного происхождения. Правы ли медики? Ответ поясните

10 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Пищеварение в ротовой полости и желудке человека пепсин

11 слайд

Описание слайда:

Задания группам 1.Группа «Анатомы» изучает материал о составе слюны, желудочного сока, рассматривает иллюстрацию опыта изменения крахмала под действием слюны, готовит выступление. Ресурсы: ЭОР №3,4,5 2. Группа «Практики» выполнят лабораторную работу “Кислотный гидролиз крахмала” (углубленный уровень сложности), объясняет полученные результаты. Ресурсы: ЭОР №1 3. Группа «Методисты» работает над материалом, раскрывающим сущность процессов пищеварения в ротовой полости и желудке, готовит выступление . Ресурсы: ЭОР №2 4.Группа «Теоретики» изучает материал о глотании, готовит выступление. Ресурсы: ЭОР №6

12 слайд

Описание слайда:

Заполните таблицу Органы пищеварения Ферменты Среда Процессы, происходящие в них Ротовая полость Птиалин ? щелочная 1……..? 2……..? 3……..? 4……..? Желудок ? ? ? Тонкий кишечник ? – ? Толстый кишечник – – ?

13 слайд

Описание слайда:

Органы пищеварения Ферменты Среда Процессы, происходящие в них Ротовая полость птиалин амилаза щелочная 1Измельчение пищи 2Образование пищевого комка-болюса 3.Обеззараживание пищи 4.Частичное расщепление углеводов Желудок пепсин липаза химозин кислая Частичное расщепление пищи: жиров до глицирина и жирных кислот; белков до аминокислот Тонкий кишечник Толстый кишечник – –

14 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: 1.обязательно: параграф 32,объясните выражение:«Химическая лаборатория человека» 2.Желательно: приготовить презентацию «Химическая лаборатория человека» 3. Можно : сочинить сказку «Необыкновенное путешествие крошки хлеба в организме человека»

15 слайд

Описание слайда:

Спасибо за работу на уроке!

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация содержит материал к уроку, который проводится на основе использования ЭОР ко всем этапам урока, влючает задания на каждый этап урока, таблицу с правильными ответами для сравнения с выполненными заданиями обучающихся. Для игры в “Пирамиду” задания обучающиеся выбирают сами. Определенное поле для игры содержит разные творческие задания и вопросы по теме урока, которые нужно выполнить за определенное время. Выполнять задания могут обучающиеся в паре или индивидуально.

На каждом слайде размещен материал для определенного этапа урока.

Можно менять слайды по своему усмотрению

Оставьте свой комментарий

Источник

Урок биологии. Тема: «Пищеварение в ротовой полости и в желудке».

Дата проведения:24.12.2016 г.

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).

Технологическая карта изучения темы.

Урок ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего общего образования по биологии. Он нацелен на формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий:

Цели: Сформировать знания об особенностях пищеварения в ротовой полости и в желудке.

– предметные: знание о процессах пищеварения в ротовой полости в желудке.

-метапредметные: умение работать с текстом учебника и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.

– личностные: содействие к стремлению учащихся вести здоровый образ жизни.

.

Этап / подэтап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Начало урока:

1) Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Приготовьте ваши учебные принадлежности. Начинаем урок.

Приветствуют учителя

Коммуникативные УУД

2) Мотивационная актуализация, формулирование темы урока

Работа в парах – решение кроссворда

Разработка плана урока

Учитель: И.П. Павлов, знаменитый физиолог, писал (вывести на доске, самостоятельно прочитайте):

«Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки сырого материала».

Учитель: Как вы думаете, что имел в виду под «основной линией учреждений» и «боковыми химическими фабриками»?

Ученики: Пищеварительная система: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Учитель: Что является первым органом пищеварительного тракта?

Ученики: Рот, ротовая полость.

Учитель: верно! Молодцы! Я предлагаю вам повторить ранее изученный материал и решить кроссворд. Работать вы будете в парах. На решение кроссворда у вас будет 3 минуты. Время пошло.

Вопросы:

  1. Секрет печени.
  2. Начальный отдел толстого кишечника.
  3. Из ротовой полости пища попадает в нее.
  4. Крахмал, сахар и целлюлоза.
  5. Прочная и твердая ткань зуба.
  6. Не дает задохнуться при проглатывании пищи.
  7. Заболевание зубов, сопровождаемое нарушением целостности эмали.

Учитель: Время истекло. Предлагаю сравнить ваши ответы с предложенными на доске. Какое контрольное слово у вас получилось? (желудок).

Учитель: Скажите пожалуйста, что объединяет ротовую полость и желудок?

Ученик: Это органы пищеварения.

Учитель: Верно! И сегодня на нашем уроке речь пойдет именно о них.

Учитель: Что мы уже знаем о пищеварении в ротовой полости и в желудке? Что нам предстоит узнать? (рисует на доске схему «Скелет рыбы», голова – «Пищеварение», хвост – «желудок, ротовая полость». Сверху дети вписывают что им уже известно о пищеварении в этих органах, а снизу – что предстоит узнать, или что узнают в процессе урока)

Учитель: Я предлагаю сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Записывает на доске.) А теперь давайте определимся с целью и задачами нашего урока.

Дети слушают изречение, анализируют,, отвечают на вопросы.

Дети работают над кроссвордом в парах, контрольное слово в кроссворде «птица»

Дети формулируют тему, ставят цель урока

Регулятивные УУД

Систематизируют ранее изученное, применяют на практике

Познавательные УУД

Развитие эстетического вкуса, умение слушать и воспринимать информацию

Регулятивные УУД

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Основная часть урока:

1) Работа в группах

Подведение итогов

Составьте тезисный план ответа, и ответьте по нему.

Группа 1. Расставьте обозначения на схеме «Строение ротовой полости» и объясните роль каждого ее органа в пищеварении.

Группа 2. Расставьте обозначения на схеме «Строение желудка» и объясните роль каждого ее органа в пищеварении.

Группа 3. Используя дополнительные источники, ответить на вопрос «Пищеварение в ротовой полости»

Группа 4. Используя дополнительные источники, ответить на вопрос «Пищеварение в желудке»

Группа 5. Используя дополнительные источники, составить схему «Состав слюны»

В итоге должна получиться примерно такая схема

Работают с учебником и дополнительной литературой, выступают с результатами своей работы

Регулятивные и коммуникативные: характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту, устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий, изучать и описывать особенности внешнего строения птиц, объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц.

2) Закрепление

Работа по карточкам индивидуально с взаимопроверкой по эталону

Упражнение «С точностью до…» (определить о чем говорят эти цифры?)

1л (слюны вырабатывается у человека в сутки)

32 (зуба у взрослого человека)

99% (воды содержится в слюне)

3 л (максимальная вместимость желудка)

3-6 часов (пища может находиться в желудке)

Игра «Крестики-нолики» (если время останется)

Вопросы:

1. Какова роль ферментов в пищеварении?

Ответ: ускорение процесса расщепления веществ

2. Какие вещества расщепляются ферментом слюны – птиалином?

Ответ: углеводы.

3. Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока пепсин?

Ответ: белки

4. Назовите пищеварительный сок, который имеет очень высокую кислотность:

Ответ: желудочный сок

5. Сколько пар слюнных желёз участвует в пищеварении?

Ответ: 3

6. Расщепление, какого вещества начинается в полости рта?

Ответ: крахмал

7. В какой среде наиболее активны ферменты желудочного сока?

Ответ: кислая.

8. Какое значение для переваривания пищи в желудке имеет обстановка, сервировка стола, оформление пищи?

Ответ: выработка пищеварительных соков, подготовка организма к принятию пищи.

9. Почему нельзя одновременно кушать и говорить?

Ответ: можно подавиться

Упражнение «Найди лишнее»

  1. Расщепление, измельчение, всасывание.
  2. Желудочные железы, ворсинки, складки.
  3. Желчь, амилаза, лизоцим.

Учитель: К какому органу пищеварения имеют отношение эти «лишние» слова?

Ученик: Тонкий кишечник.

Учитель: Верно! Но об этом мы поговорим на следующем уроке. (возвращаемся к рыбе).

Учащиеся выполняют письменную работу,

осуществляют взаимопроверку на основе выполненных письменных работ

Регулятивные: самоконтроль, адекватная оценка своих знаний

Заключительная часть урока:

1) Рефлексия

(подведение итогов урока)

Учитель подводит итоги урока

Выставление оценок.

Используя прием «Инсерт» давайте определим эффективность нашей работы на уроке. Для этого применяются следующие обозначения (они пишутся на доске, дети пытаются определить для себя, к какой категории они отнесут полученные знания):

«!» – это мне известно;

«+»- это для меня ново;

«-» – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

Что нового сегодня вы узнали? Что вызвало затруднения? Как вы считаете, удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока цель и задачи?

Сообщают, что нового они узнали на уроке и что им понравилось

Личностные и коммуникативные:оценка полученных знаний, анализ проделеланной работы, умение высказывать свои мысли

2) Информация о домашнем задании

Параграф 32, найти ответы на возникшие сегодня вопросы.

Дополнительно для любознательных ответить на вопрос «Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит вниз головой?»

Записывают Д/З в дневник

Источник

Пищеварительная система осуществляет механическую и химическую обработку пищи, всасывание переработанных веществ и выведение непереваренной и неусвоенной пищи. Пищеварительная система подразделяется на пищеварительный тракт и пищеварительные железы. Пищеварительный тракт состоит из отделов: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник. К пищеварительным железам относятся печень и часть поджелудочной железы, секретирующая пищеварительные ферменты. В ротовой полости находятся зубы, язык, выходные отверстия протоков трех пар крупных и нескольких мелких слюнных желез.

Секреция слюны происходит рефлекторно и координируется центрами продолговатого мозга. Слюна – секрет слюнных желез (парные околоушные, подоязычные и подчелюстные железы) они выделяют за сутки около 1 л слюны.

На 98-99% слюна состоит из воды, пищеварительных

ферментов, расщепляющих сложные углеводы до простых, например, крахмал до глюкозы, а также белковое вещество муцин, склеиваю¬щий пищевой комок, лизоцим – бактерицидное вещество, частично обеззараживающее пищу путём уничтожения бактерий, попадающих в ротовую полость.

Губы представляют собой подвижные кожные складки, между которыми заключена круговая мышца рта и мелкие мимические мышцы. Они пронизаны большим количеством кровеносных сосудов и нервных окончаний, что придаёт им чувствительность для анализа состояния пищи.

Зубы обеспечивают механическую переработку пищи в процессе пережёвывания. У каждого зуба есть две части – коронка и корень.

Основная масса зуба – дентин. Он пронизан нервными окончаниями. Дентин коронки зуба покрыт твердым защитным слоем эмали – тканью, лишённой клеток.

Корень зуба покрыт слоем цемента удерживающего зуб в его лунке. В толще дентина каждого зуба есть полость, заполненная мягким содержимым – пульпой,в неё проходят нервы и кровеносные сосуды из костей челюсти.

Десна состоит из эпителиальной ткани, плотно соединённой волокнами с костями челюсти, образуя защиту вокруг шейки зуба.

У ребенка 20 молочных зубов, которые к 5-6 годам начинают сменяются постоянными.

Последние пары больших коренных зубов, «мудрости», у многих людей появляются довольно поздно (к 30 годам), а у некоторых не прорезываются совсем.

Язык образован поперечно-полосатыми мышцами и покрыт слизистой оболочкой, участвует в механическом перемешивании пищи при жевании, способствуя пропитыванию пищи слюной, а также в формировании пищевого комка и его проглатывании. В слизистой оболочке языка находятся многочисленные вкусовые рецепторы, необходимые для определения вкуса еды.

Глотка делится на носоглотку, ротоглотку и гортанную часть. Глотка сообщается с полостью рта и с гортанью. При глотании, являющемся рефлекторным актом, надгортанник закрывает вход в гортань и пищевой комок попадает в глотку, а затем проталкивается в пищевод.

Пищевод, верхняя треть которого образована поперечно-полосатой мышечной тканью, проходит через отверстие диафрагмы в брюшную полость и переходит в желудок. Пища передвигается по пищеводу, благодаря его перистальтике – сокращениям мышц стенки пищевода.

Желудок – расширенная часть пищеварительной трубки, в которой накапливается и переваривается пища. В желудке начинают перевариваться белки и жиры молока. Слизистая оболочка желудка включает несколько видов клеток.

Железистые клетки желудка выделяют 2,0 – 2,5 л желудочного сока в сутки. Желудочный сок имеет кислую реакцию. Соляная кислота, входящая в его состав, активирует фермент желудочного сока – пепсин, вызывает набухание и денатурацию белков и способствует последующему их расщеплению до аминокислот. Слизь защищает оболочку желудка от механических и химических раздражений.

Пищевой комок из желудка переходит в двенадцатиперстную кишку. Основными пищеварительными железами являются печень и поджелудочная железа.

Печень – расположена в правой части брюшной полости, под диафрагмой. Состоит из долек, которые образованы печеночными клетками. Печень является депо крови. Желчь поступает из печени по желчному протоку в двенадцатиперстную кишку. Туда же открывается проток поджелудочной железы. Желчь отделяется постоянно и состоит из воды, желчных кислот и желчных пигментов. Она, эмульгирует жиры, создает щелочную среду в тонкой кишке, усиливает сокоотделение поджелудочной железы. Печень выполняет барьерную функцию, обезвреживая токсины, аммиак и другие продукты, образовавшиеся в процессе обмена веществ.

Поджелудочная железа расположена на задней брюшной стенке, несколько сзади желудка, в петле двенадцатиперстной кишки. Это железа смешанной секреции, выделяющая в своей экзокринной части панкреатический сок, а в эндокринной – гормоны глюкагон и инсулин.

Сока поджелудочной железы выделяется 2,0 – 2,5 л в сутки

Тонкая кишка состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Ее общая длина составляет примерно 5-6 м. Слизистая оболочка тонкой кишки выделяет кишечный сок, ферменты которого обеспечивают окончательное расщепление питательных веществ. Пищеварение происходит как в полости кишки (полостное), так и на клеточных мембранах (пристеночное), образующих огромное количество ворсинок, выстилающих тонкий кишечник. В центре каждой ворсинки проходит лимфатический капилляр и кровеносные капилляры. В лимфу поступают продукты переработки жиров, а в кровь – аминокислоты и простые углеводы. Перистальтика тонкого кишечника обеспечивает продвижение пищи к толстой кишке.

Толстый кишечник образован слепой, ободочной и прямой кишками. Его длина 1,5-2 м. Слепая кишка имеет отросток – аппендикс. Бактерии толстого кишечника выполняют ряд функций – брожение клетчатки, синтез витаминов К и В, гниение белков. В толстом кишечнике всасываются вода, продукты расщепления клетчатки. Пищевые остатки скапливаются в прямой кишке и удаляются через анальное отверстие.

Центр пищеварения находится в продолговатом мозге. Центр дефекации расположен в пояснично-крестцовом отделе спинного мозга. Симпатический отдел нервной системы ослабляет, а парасимпатический усиливает перистальтику и сокоотделение. Гуморальная регуляция осуществляется как собственными гормонами желудочно-кишечного тракта, так и гормонами эндокринной системы (адреналин).

Источник

Читайте также:  Японская классификация лимфоузлов желудка