8 класс пищеварение в ротовой полости и желудке 8 класс биология

Инфоурок
› Биология ›Презентации›Презентация к уроку биологии “Пищеварение в ротовой полости и желудке” (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Тело любого живого существа – от крохотной бактерии до огромного слона – должно обогащаться органическими веществами» Карл Фойт
2 слайд
Описание слайда:
Функции питания: 1.Энергетическая Для жизнедеятельности живого организма необходима энергия, которая выделяется при расщеплении органических веществ, поступающих вместе с пищей.
3 слайд
Описание слайда:
Функции питания: 2.Строительная Снабжение организма веществами, необходимыми для создания новых клеток и внутриклеточных структур, -белками, жирами.
4 слайд
Описание слайда:
Функции питания: 3.Снабжение организма биологически активными веществами – витаминами
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
«Седьмой лишний» Выберите лишнее слово, ответ поясните Ротовая полость – гортань – пищевод – желудок – тонкий кишечник – толстый кишечник – прямая кишка
7 слайд
Описание слайда:
«Да и нет» Найдите правильные утверждения. 1.Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функции. 2.Сыр, мясо, молоко- это питательные вещества. 3.Пульпа и дентин – это мягкие части зуба. 4.В зубе различают только шейку и корень. 5.К пищеварительным железам относятся слюнные, поджелудочная , печень. 6. Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки.
8 слайд
Описание слайда:
Подпишите названия органов пищеварения обязательно обязательно
9 слайд
Описание слайда:
Решите задачу Существует мнение врачей, что люди, употребляющие чаще в пищу овощи и фрукты меньше страдают ожирением чем те, кто в основном питается продуктами животного происхождения. Правы ли медики? Ответ поясните
10 слайд
Описание слайда:
Тема урока: Пищеварение в ротовой полости и желудке человека пепсин
11 слайд
Описание слайда:
Задания группам 1.Группа «Анатомы» изучает материал о составе слюны, желудочного сока, рассматривает иллюстрацию опыта изменения крахмала под действием слюны, готовит выступление. Ресурсы: ЭОР №3,4,5 2. Группа «Практики» выполнят лабораторную работу “Кислотный гидролиз крахмала” (углубленный уровень сложности), объясняет полученные результаты. Ресурсы: ЭОР №1 3. Группа «Методисты» работает над материалом, раскрывающим сущность процессов пищеварения в ротовой полости и желудке, готовит выступление . Ресурсы: ЭОР №2 4.Группа «Теоретики» изучает материал о глотании, готовит выступление. Ресурсы: ЭОР №6
12 слайд
Описание слайда:
Заполните таблицу Органы пищеварения Ферменты Среда Процессы, происходящие в них Ротовая полость Птиалин ? щелочная 1……..? 2……..? 3……..? 4……..? Желудок ? ? ? Тонкий кишечник ? – ? Толстый кишечник – – ?
13 слайд
Описание слайда:
Органы пищеварения Ферменты Среда Процессы, происходящие в них Ротовая полость птиалин амилаза щелочная 1Измельчение пищи 2Образование пищевого комка-болюса 3.Обеззараживание пищи 4.Частичное расщепление углеводов Желудок пепсин липаза химозин кислая Частичное расщепление пищи: жиров до глицирина и жирных кислот; белков до аминокислот Тонкий кишечник Толстый кишечник – –
14 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: 1.обязательно: параграф 32,объясните выражение:«Химическая лаборатория человека» 2.Желательно: приготовить презентацию «Химическая лаборатория человека» 3. Можно : сочинить сказку «Необыкновенное путешествие крошки хлеба в организме человека»
15 слайд
Описание слайда:
Спасибо за работу на уроке!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация содержит материал к уроку, который проводится на основе использования ЭОР ко всем этапам урока, влючает задания на каждый этап урока, таблицу с правильными ответами для сравнения с выполненными заданиями обучающихся. Для игры в “Пирамиду” задания обучающиеся выбирают сами. Определенное поле для игры содержит разные творческие задания и вопросы по теме урока, которые нужно выполнить за определенное время. Выполнять задания могут обучающиеся в паре или индивидуально.
На каждом слайде размещен материал для определенного этапа урока.
Можно менять слайды по своему усмотрению
Оставьте свой комментарий
Источник
Урок биологии. Тема: «Пищеварение в ротовой полости и в желудке».
Дата проведения:24.12.2016 г.
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).
Технологическая карта изучения темы.
Урок ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего общего образования по биологии. Он нацелен на формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий:
Цели: Сформировать знания об особенностях пищеварения в ротовой полости и в желудке.
– предметные: знание о процессах пищеварения в ротовой полости в желудке.
-метапредметные: умение работать с текстом учебника и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.
– личностные: содействие к стремлению учащихся вести здоровый образ жизни.
.
Этап / подэтап учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Начало урока: | |||
1) Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Приготовьте ваши учебные принадлежности. Начинаем урок. | Приветствуют учителя | Коммуникативные УУД |
2) Мотивационная актуализация, формулирование темы урока Работа в парах – решение кроссворда Разработка плана урока | Учитель: И.П. Павлов, знаменитый физиолог, писал (вывести на доске, самостоятельно прочитайте): «Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки сырого материала». Учитель: Как вы думаете, что имел в виду под «основной линией учреждений» и «боковыми химическими фабриками»? Ученики: Пищеварительная система: пищеварительный тракт, пищеварительные железы. Учитель: Что является первым органом пищеварительного тракта? Ученики: Рот, ротовая полость. Учитель: верно! Молодцы! Я предлагаю вам повторить ранее изученный материал и решить кроссворд. Работать вы будете в парах. На решение кроссворда у вас будет 3 минуты. Время пошло. Вопросы:
Учитель: Время истекло. Предлагаю сравнить ваши ответы с предложенными на доске. Какое контрольное слово у вас получилось? (желудок). Учитель: Скажите пожалуйста, что объединяет ротовую полость и желудок? Ученик: Это органы пищеварения. Учитель: Верно! И сегодня на нашем уроке речь пойдет именно о них. Учитель: Что мы уже знаем о пищеварении в ротовой полости и в желудке? Что нам предстоит узнать? (рисует на доске схему «Скелет рыбы», голова – «Пищеварение», хвост – «желудок, ротовая полость». Сверху дети вписывают что им уже известно о пищеварении в этих органах, а снизу – что предстоит узнать, или что узнают в процессе урока) Учитель: Я предлагаю сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Записывает на доске.) А теперь давайте определимся с целью и задачами нашего урока. | Дети слушают изречение, анализируют,, отвечают на вопросы. Дети работают над кроссвордом в парах, контрольное слово в кроссворде «птица» Дети формулируют тему, ставят цель урока | Регулятивные УУД Систематизируют ранее изученное, применяют на практике Познавательные УУД Развитие эстетического вкуса, умение слушать и воспринимать информацию Регулятивные УУД контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Основная часть урока: | |||
1) Работа в группах Подведение итогов | Составьте тезисный план ответа, и ответьте по нему. Группа 1. Расставьте обозначения на схеме «Строение ротовой полости» и объясните роль каждого ее органа в пищеварении. Группа 2. Расставьте обозначения на схеме «Строение желудка» и объясните роль каждого ее органа в пищеварении. Группа 3. Используя дополнительные источники, ответить на вопрос «Пищеварение в ротовой полости» Группа 4. Используя дополнительные источники, ответить на вопрос «Пищеварение в желудке» Группа 5. Используя дополнительные источники, составить схему «Состав слюны» В итоге должна получиться примерно такая схема | Работают с учебником и дополнительной литературой, выступают с результатами своей работы | Регулятивные и коммуникативные: характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту, устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий, изучать и описывать особенности внешнего строения птиц, объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц. |
2) Закрепление Работа по карточкам индивидуально с взаимопроверкой по эталону | Упражнение «С точностью до…» (определить о чем говорят эти цифры?) 1л (слюны вырабатывается у человека в сутки) 32 (зуба у взрослого человека) 99% (воды содержится в слюне) 3 л (максимальная вместимость желудка) 3-6 часов (пища может находиться в желудке) Игра «Крестики-нолики» (если время останется) Вопросы: 1. Какова роль ферментов в пищеварении? Ответ: ускорение процесса расщепления веществ 2. Какие вещества расщепляются ферментом слюны – птиалином? Ответ: углеводы. 3. Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока пепсин? Ответ: белки 4. Назовите пищеварительный сок, который имеет очень высокую кислотность: Ответ: желудочный сок 5. Сколько пар слюнных желёз участвует в пищеварении? Ответ: 3 6. Расщепление, какого вещества начинается в полости рта? Ответ: крахмал 7. В какой среде наиболее активны ферменты желудочного сока? Ответ: кислая. 8. Какое значение для переваривания пищи в желудке имеет обстановка, сервировка стола, оформление пищи? Ответ: выработка пищеварительных соков, подготовка организма к принятию пищи. 9. Почему нельзя одновременно кушать и говорить? Ответ: можно подавиться Упражнение «Найди лишнее»
Учитель: К какому органу пищеварения имеют отношение эти «лишние» слова? Ученик: Тонкий кишечник. Учитель: Верно! Но об этом мы поговорим на следующем уроке. (возвращаемся к рыбе). | Учащиеся выполняют письменную работу, осуществляют взаимопроверку на основе выполненных письменных работ | Регулятивные: самоконтроль, адекватная оценка своих знаний |
Заключительная часть урока: | |||
1) Рефлексия (подведение итогов урока) | Учитель подводит итоги урока Выставление оценок. Используя прием «Инсерт» давайте определим эффективность нашей работы на уроке. Для этого применяются следующие обозначения (они пишутся на доске, дети пытаются определить для себя, к какой категории они отнесут полученные знания): «!» – это мне известно; «+»- это для меня ново; «-» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Что нового сегодня вы узнали? Что вызвало затруднения? Как вы считаете, удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока цель и задачи? | Сообщают, что нового они узнали на уроке и что им понравилось | Личностные и коммуникативные:оценка полученных знаний, анализ проделеланной работы, умение высказывать свои мысли |
2) Информация о домашнем задании | Параграф 32, найти ответы на возникшие сегодня вопросы. Дополнительно для любознательных ответить на вопрос «Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит вниз головой?» | Записывают Д/З в дневник |
Источник
Пищеварительная система осуществляет механическую и химическую обработку пищи, всасывание переработанных веществ и выведение непереваренной и неусвоенной пищи. Пищеварительная система подразделяется на пищеварительный тракт и пищеварительные железы. Пищеварительный тракт состоит из отделов: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник. К пищеварительным железам относятся печень и часть поджелудочной железы, секретирующая пищеварительные ферменты. В ротовой полости находятся зубы, язык, выходные отверстия протоков трех пар крупных и нескольких мелких слюнных желез.
Секреция слюны происходит рефлекторно и координируется центрами продолговатого мозга. Слюна – секрет слюнных желез (парные околоушные, подоязычные и подчелюстные железы) они выделяют за сутки около 1 л слюны.
На 98-99% слюна состоит из воды, пищеварительных
ферментов, расщепляющих сложные углеводы до простых, например, крахмал до глюкозы, а также белковое вещество муцин, склеиваю¬щий пищевой комок, лизоцим – бактерицидное вещество, частично обеззараживающее пищу путём уничтожения бактерий, попадающих в ротовую полость.
Губы представляют собой подвижные кожные складки, между которыми заключена круговая мышца рта и мелкие мимические мышцы. Они пронизаны большим количеством кровеносных сосудов и нервных окончаний, что придаёт им чувствительность для анализа состояния пищи.
Зубы обеспечивают механическую переработку пищи в процессе пережёвывания. У каждого зуба есть две части – коронка и корень.
Основная масса зуба – дентин. Он пронизан нервными окончаниями. Дентин коронки зуба покрыт твердым защитным слоем эмали – тканью, лишённой клеток.
Корень зуба покрыт слоем цемента удерживающего зуб в его лунке. В толще дентина каждого зуба есть полость, заполненная мягким содержимым – пульпой,в неё проходят нервы и кровеносные сосуды из костей челюсти.
Десна состоит из эпителиальной ткани, плотно соединённой волокнами с костями челюсти, образуя защиту вокруг шейки зуба.
У ребенка 20 молочных зубов, которые к 5-6 годам начинают сменяются постоянными.
Последние пары больших коренных зубов, «мудрости», у многих людей появляются довольно поздно (к 30 годам), а у некоторых не прорезываются совсем.
Язык образован поперечно-полосатыми мышцами и покрыт слизистой оболочкой, участвует в механическом перемешивании пищи при жевании, способствуя пропитыванию пищи слюной, а также в формировании пищевого комка и его проглатывании. В слизистой оболочке языка находятся многочисленные вкусовые рецепторы, необходимые для определения вкуса еды.
Глотка делится на носоглотку, ротоглотку и гортанную часть. Глотка сообщается с полостью рта и с гортанью. При глотании, являющемся рефлекторным актом, надгортанник закрывает вход в гортань и пищевой комок попадает в глотку, а затем проталкивается в пищевод.
Пищевод, верхняя треть которого образована поперечно-полосатой мышечной тканью, проходит через отверстие диафрагмы в брюшную полость и переходит в желудок. Пища передвигается по пищеводу, благодаря его перистальтике – сокращениям мышц стенки пищевода.
Желудок – расширенная часть пищеварительной трубки, в которой накапливается и переваривается пища. В желудке начинают перевариваться белки и жиры молока. Слизистая оболочка желудка включает несколько видов клеток.
Железистые клетки желудка выделяют 2,0 – 2,5 л желудочного сока в сутки. Желудочный сок имеет кислую реакцию. Соляная кислота, входящая в его состав, активирует фермент желудочного сока – пепсин, вызывает набухание и денатурацию белков и способствует последующему их расщеплению до аминокислот. Слизь защищает оболочку желудка от механических и химических раздражений.
Пищевой комок из желудка переходит в двенадцатиперстную кишку. Основными пищеварительными железами являются печень и поджелудочная железа.
Печень – расположена в правой части брюшной полости, под диафрагмой. Состоит из долек, которые образованы печеночными клетками. Печень является депо крови. Желчь поступает из печени по желчному протоку в двенадцатиперстную кишку. Туда же открывается проток поджелудочной железы. Желчь отделяется постоянно и состоит из воды, желчных кислот и желчных пигментов. Она, эмульгирует жиры, создает щелочную среду в тонкой кишке, усиливает сокоотделение поджелудочной железы. Печень выполняет барьерную функцию, обезвреживая токсины, аммиак и другие продукты, образовавшиеся в процессе обмена веществ.
Поджелудочная железа расположена на задней брюшной стенке, несколько сзади желудка, в петле двенадцатиперстной кишки. Это железа смешанной секреции, выделяющая в своей экзокринной части панкреатический сок, а в эндокринной – гормоны глюкагон и инсулин.
Сока поджелудочной железы выделяется 2,0 – 2,5 л в сутки
Тонкая кишка состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Ее общая длина составляет примерно 5-6 м. Слизистая оболочка тонкой кишки выделяет кишечный сок, ферменты которого обеспечивают окончательное расщепление питательных веществ. Пищеварение происходит как в полости кишки (полостное), так и на клеточных мембранах (пристеночное), образующих огромное количество ворсинок, выстилающих тонкий кишечник. В центре каждой ворсинки проходит лимфатический капилляр и кровеносные капилляры. В лимфу поступают продукты переработки жиров, а в кровь – аминокислоты и простые углеводы. Перистальтика тонкого кишечника обеспечивает продвижение пищи к толстой кишке.
Толстый кишечник образован слепой, ободочной и прямой кишками. Его длина 1,5-2 м. Слепая кишка имеет отросток – аппендикс. Бактерии толстого кишечника выполняют ряд функций – брожение клетчатки, синтез витаминов К и В, гниение белков. В толстом кишечнике всасываются вода, продукты расщепления клетчатки. Пищевые остатки скапливаются в прямой кишке и удаляются через анальное отверстие.
Центр пищеварения находится в продолговатом мозге. Центр дефекации расположен в пояснично-крестцовом отделе спинного мозга. Симпатический отдел нервной системы ослабляет, а парасимпатический усиливает перистальтику и сокоотделение. Гуморальная регуляция осуществляется как собственными гормонами желудочно-кишечного тракта, так и гормонами эндокринной системы (адреналин).
Источник