Желудок в панаме тебя ль заразят троп

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
(На примере художественных текстов XIXвека)
Здравствуйте, уважаемая редакциягазеты «Русский язык».
Предлагаемый материал будет полезен приподготовке к ЕГЭ по русскому языку. Он поможетпроверить, насколько хорошо знают ученикилексические (тропы) и синтаксические(стилистические фигуры) средствавыразительности языка. Данные тесты можноиспользовать и для контроля знаний на урокахстилистики. Надеюсь, что они пригодятся учителям,работающим в выпускных классах.
Р.М.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ I
I. Соотнесите тропы и их определения.
1. Метафора | А. Перенос значения с одногоявления на другое по смежности |
2. Метонимия | Б. Непомерное преуменьшениеразмера, силы, значения и т.д. какого-либопредмета |
3. Перифраз (перифраза) | В. Употребление слов впереносном значении на основе сходства вкаком-либо отношении двух предметов или явлений |
4. Ирония | Г. Замена названия лица, предметаили явления описанием их существенных признаковили указанием на их характерные черты |
5. Литота | Д. Употребление слова иливыражения в значении, обратном буквальному, цель– насмешка |
II. Какой троп использован?
1. В.А. Жуковским в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…
2. Н.В. Гоголем в изображении прохожих вповести «Невский проспект»:
Здесь вы встретите усы чудные… здесь вывстретите такие талии…;
3. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения«Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
4. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:
Не то на серебре – на золоте едал…
5. Н.В. Гоголем в описании великой украинскойреки:
Редкая птица долетит до середины Днепра.
А. ирония; | В. синекдоха; |
Б. олицетворение; | Г. метонимия. |
III. Определите вид эпитета:
А. постоянный; | В. эмоциональный; |
Б. изобразительный; | Г. метафорический. |
1. Ночевала тучка золотая.(М.Ю. Лермонтов)
2. Вот идет он к синему морю.(А.С. Пушкин)
3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М.Ю. Лермонтов)
4. Роняет лес багряный свой убор.(А.С. Пушкин)
IV. Соотнесите стилистические фигуры и ихопределения.
1. Эпифора | А. Расположение близких позначению слов в порядке нарастания илиослабления их эмоционально-смысловой значимости |
2. Антитеза | Б. Пропуск элементавысказывания, легко восстанавливаемого в данномконтексте или ситуации |
3. Эллипсис | В. Повторение одних и техже элементов в конце каждого параллельного ряда(стиха, строфы, предложения и т.д.) |
4. Градация | Г. Одинаковоесинтаксическое построение соседних предложенийили отрезков речи |
5. Параллелизм | Д. Усилениевыразительности речи путем резкогопротивопоставления понятий, мыслей, образов |
V. Какие художественные средства(синтаксические и стилистические фигуры)использованы?
1. Что подчеркивает авторскую мысль встихотворной строке А.С. Пушкина?
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
2. Что использовал А.А. Фет для изображениялирических переживаний?
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край…
3. Что придает яркость описанию природы впроизведении С.Т. Аксакова?
Осенью ковыльные степи совершенно изменяютсяи получают свой особенный, самобытный, ни с чем несходный вид…
4. Что использовал Г.Р. Державин для усилениявыразительности речи?
Где стол был яств, там гроб стоит…
5. Что передает эмоциональность,взволнованность речи героя трагедии А.С. Пушкина«Скупой рыцарь»?
Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, Что ужбарону время умереть.
А. Анафора; | Г. инверсия; |
Б. антитеза; | Д. градация. |
В. умолчание; |
VI. Какие художественные средства(тропы и стилистические фигуры) использовалА.С. Пушкин в строках из стихотворения«Клеветникам России»?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
КЛЮЧИ
I. 1. В, 2. А, 3. Г, 4. Д, 5. Б.
II. 1. Б, 2. Г, 3. А, 4. Г, 5. В.
III. 1. Г, 2. А, 3. В, 4. Б.
IV. 1. В, 2. Д, 3. Б, 4. А, 5. Г.
V. 1. Г, 2. А, 3. Д, 4. Б, 5. В.
VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия,синекдоха.
ВАРИАНТ II
I. Соотнесите тропы и их определения.
1. Синекдоха | А. Уподобление одногопредмета другому на основании общего у нихпризнака. |
2. Аллегория | Б. Перенос значения содного явления на другое по признакуколичественного отношения между ними. |
3. Сравнение | В. Иносказательноеизображение отвлеченного понятия при помощиконкретного, жизненного образа. |
4. Гипербола | Г. Приписываниенеодушевленным предметам признаков и свойствживых существ. |
5. Олицетворение | Д. Непомерноепреувеличение размера, силы, значения и т.д.какого-либо предмета, явления. |
II. Какой троп использован:
1.С.Есениным для создания образного представленияо малой родине в стихотворении «О красном вечерезадумалась дорога…»?
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины…
2. Б.Горбатовым в прозаической строке?
Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
3. М.Исаковским для передачи лирическогопереживания?
Только слышно, на улице где-то одинокая бродитгармонь.
4. В.Маяковским для создания сатирическойнаправленности стихотворения «Гимн обеду»?
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
5. Б.Пастернаком для создания неожиданного,запоминающегося образа?
Стекло стрекоз сновало по щекам.
А. Синекдоха; | Г. развернутая метафора; |
Б. метафора; | Д. сравнение. |
В. метонимия; |
III. Закончите фразу.
«Такой троп, как сравнение, трехчленно исостоит из следующих компонентов:
1. предмет сравнения;
2. образ сравнения;
3. ………..».
IV. Соотнесите стилистические фигуры и ихопределения.
1. Анафора | А. Утверждение или отрицание вформе вопроса, на который не ожидается ответа |
2. Оксюморон | Б. Расположение членовпредложения в особом порядке, нарушающем обычный(прямой) порядок |
3. Инверсия | В. Повторение одних и тех жеэлементов в начале каждого параллельного ряда(стиха, строфы, прозаического отрывка) |
4. Парцелляция | Г. Соединение двух понятий,противоречащих друг другу, логическиисключающих одно другое |
5. Риторический вопрос | Д. Членение предложения, прикотором содержание высказывания реализуется нев одной, а в двух или несколькихинтонационно-смысловых речевых единицах,следующих одна за другой после разделительнойпаузы |
V. Какой синтаксический прием
1. использовал М.Горький для усилениясмыслового оттенка высказывания?
Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. Идоктор тоже.
2. использовал А.Блок для изображениялирических переживаний?
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня…
3. придает динамичность, интонацию живойразговорной речи в строке из поэмыА.Твардовского «Василий Теркин»?
Офицер– из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;
4. использовал А.Блок для усилениявыразительности речи в стихотворении «Скифы»?
Мы любим все – и жар холодных чисел…;
5. подчеркивает авторскую мысль в поэтическихстроках О.Берггольц?
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
А. Оксюморон; | Г. градация; |
Б. парцелляция; | Д. эллипсис. |
В. эпифора; |
VI. Какие художественные средства(тропы и стилистические фигуры) использовалаМ.Цветаева в строках стихотворения из цикла«Стихи к Блоку»?
У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят.
КЛЮЧИ
I. 1. Б, 2. В, 3. А, 4. Д, 5. Г.
II. 1. Г, 2. Д, 3. В, 4. А, 5. Б.
III. Признак сходства.
IV. 1. В, 2. Г, 3. Б, 4. Д, 5. А.
V. 1. Б, 2. В, 3. Д, 4. А, 5. Г.
VI. Анафора, метафора, параллелизм.
Р.И. МАНИНА,
Аполлоновская СОШ,
село Аполлоновка,
Исилькульский р-н,
Омская обл.
Источник
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Предлагаемый мною материал будет полезен при подготовке учащихся к экзаменам по русскому языку. Он поможет проверить, насколько хорошо ученики знают лексические и синтаксические средства выразительности языка. Особое внимание следует уделять выполнению заданий, которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения. Данные тесты можно использовать и для контроля знаний на уроках русского языка. Надеюсь, что они пригодятся, как учителям, так и детям.
Изобразительно- выразительные средства языка на примере художественных текстов XIX века
Проверочная работа
Вариант I
I.Соотнесите тропы и их определения.
1.Метафора | А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности. |
2. Метонимия | Б.Непомерное преуменьшение размера,силы, значения и т.д. |
3.Перифраз (перифраза) | В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлений. |
4. Ирония | Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. |
5. Литота | Д. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному, цель – насмешка. |
II. Какой троп использован?
1. В.А. Жуковским в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…
2. Н.В. Гоголем в изображении прохожих в повести «Невский проспект»:
Здесь вы встретите усы чудные… здесь вы встретите такие талии…;
3. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
4. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:
Не то на серебре – на золоте едал…
5. Н.В. Гоголем в описании великой украинской реки:
Редкая птица долетит до середины Днепра.
А. ирония;В. синекдоха;
Б. олицетворение; Г. метонимия.
III.Определите вид эпитета:
А. постоянный; В. эмоциональный
Б. изобразительный; Г. метафорический
1. Ночевала тучка золотая. (М.Ю. Пушкин)
2.Вот идет он к синему морю. (А.С. Пушкин)
3.Дубовый листок оторвался от веткиродимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М.Ю. Лермонтов)
4. Роняет лес багряный свор убор. (А.С. Пушкин)
1.Эпифора | А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально – смысловой значимости |
2.Антитеза | Б. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации |
3.Эллипсис | В. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) |
4.Градация | Г. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи |
5.Параллелизм | Д. Усиление выразительной речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов |
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
V.Какие художественные средства (синтаксические и стилистические фигуры) использованы?
1. Что подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С. Пушкина?
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
2. Что использовал А.А. Фет для изображения лирических переживаний?
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край…
3. Что придает яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова?
Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид…
4. Что использовал Г.Р. Державин для усиления выразительной речи?
Где стол был яств, там гроб стоит…
5. Что передает эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»?
Нет; я хотел… быть может, вы… я думал,
Что уж барону время умереть.
А. анафора; Г. инверсия;
Б. антитеза; Д. градация.
В. умолчание;
VI.Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С. Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Ключи
I.1. В, 2.А, 3.Г, 4.Д, 5.Б.
II.1.Б, 2.Г, 3.А, 4.Г, 5.В.
III.1.Г,2.А, 3.В, 4.Б.
IV.1.В,2.Д, 3.Б, 4.А, 5.Г
V. 1.Г, 2.А, 3.Д, 4.Б, 5.В.
VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.
Вариант II
I.Соотнесите тропы и их определения.
1.Синекдоха | А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. |
2. Аллегория | Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. |
3. Сравнение | В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. |
4. Гипербола | Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. |
5.Олицетворение | Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого – либо предмета, явления. |
II. Какой троп использован?
1. С. Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…»?
Изба – старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины…
2. Б. Горбатовым в прозаической строке?
Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
3. М. Исаковским для передачи лирического переживания?
Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.
4. В. Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»?
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
5. Б. Пастернаком для создания неожиданного, запоминающего образа?
Стекло стрекоз сновало по щекам.
А.синекдоха; Г. развернутая метафора;
Б. метафора; Д. сравнение
В. метонимия
III.Закончите фразу
«Такой троп, как сравнение, трехчленно и состоит из следующих компонентов:
1.предмет сравнения;
2.образ сравнения;
3. ……..»
1.Анафора | А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа |
2.Оксюморон | Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок |
3.Инверсия | В. Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) |
4.Парцелляция | Г. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое |
5.Риторический вопрос | Д. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно – смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы |
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
V.Какой синтаксический прием
1. использовал М. Горький для усиления смыслового оттенка высказывания?
Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
2. использовал А. Блок для изображения лирических переживаний?
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня…
3. придает динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»?
Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;
4. использовал А. Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»?
Мы любим все – и жар холодных чисел…;
5. подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках О. Берггольц?
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
А. оксюморон; Г. градация
Б. парцелляция; Д. эллипсис
В. эпифора;
VI.Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М. Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»?
У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят.
Ключи
I.1. Б, 2. В, 3. А, 4. Д, 5. Г.
II.1. Г, 2. Д, 3. В, 4. А, 5. Б.
III. Признак сходства.
IV.1. В, 2. Г, 3. Б, 4. Д, 5. А.
V. 1. Б, 2. В, 3. Д, 4. А, 5. Г.
VI. Анафора, метафора, параллелизм.
Источник
Изобразительно-выразительные средства языка
(На примере художественных текстов XIX века)
ВАРИАНТ II
I. Соотнесите тропы и их определения.
1. Синекдоха | А. Уподобление одного предмета другому на основании общегоу них признака. |
2. Аллегория | Б. Перенос значения с одного явления на другое по признакуколичественного отношения между ними. |
3. Сравнение | В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия припомощи конкретного, жизненного образа. |
4. Гипербола | Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков исвойств живых существ. |
5. Олицетворение | Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д.какого-либо предмета, явления. |
II. Какой троп использован:
1. С.Есениным для создания образного представления о малой родине в
стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…»?
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины…
2. Б.Горбатовым в прозаической строке?
Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
3. М
.Исаковским
для передачи лирического переживания?
Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.
4. В.Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн
обеду»?
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
5. Б.Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа?
Стекло стрекоз сновало по щекам.
А.Синекдоха; | Г.развернутая метафора; |
Б. метафора; | Д. сравнение. |
В.метонимия; |
III. Закончите фразу.
«Такой троп, как сравнение, трехчленно и состоит из следующих компонентов:
1. предмет сравнения;
2. образ сравнения;
3. ………..».
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1. Анафора | А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на которыйне ожидается ответа |
2. Оксюморон | Б. Расположение членов предложения в особом порядке,нарушающем обычный (прямой) порядок |
3. Инверсия | В. Повторение одних и тех же элементов в начале каждогопараллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) |
4. Парцелляция | Г. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу,логически исключающих одно другое |
5. Риторический вопрос | Д. Членение предложения, при котором содержание высказыванияреализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловыхречевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы |
V. Какой синтаксический прием
1. использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания?
Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
2. использовал А.Блок для изображения лирических переживаний?
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня…
3. придает динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы
А.Твардовского «Василий Теркин»?
Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;
4. использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении
«Скифы»?
Мы любим все – и жар холодных чисел…;
5. подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках О.Берггольц?
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
А. Оксюморон; | Г. градация; |
Б. парцелляция; | Д. эллипсис. |
В. эпифора; |
VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры)
использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»?
У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят.
Ответы здесь
Источник