Желудок песочные часы пропедевтика

Также:
Двухполостной желудок, hourglass contraction of stomach
Версия: Справочник заболеваний MedElement
Категории МКБ:
Стриктура в виде песочных часов и стеноз желудка (K31.2)
Разделы медицины:
Гастроэнтерология
Общая информация
Краткое описание
Стриктура желудка в виде песочных часов – желудок, имеющий сужение посередине. Обычно такое сужение вызвано сокращением ткани в результате рубца, оставшегося после язвы.
Примечание. Из данной подрубрики исключены:
– Желудок в виде песочных часов врожденный (Q40.2);
– Сужение желудка в виде песочных часов (K31.8).
Этиология и патогенез
Стриктура желудка в виде песочных часов является осложнением язвенной болезни желудка. Рубцевание язвы, локализующейся на середине малой (иногда – большой) кривизны (медиогастральная язва), может привести к рубцовому
стенозу
– перехвату на протяжении канала тела желудка. При этом формируется двуполостной желудок, имеющий вид песочных часов. Верхний мешок более объемный, поскольку
фундальный
отдел желудка и его свод в норме склонны нести резервуарную функцию.
В выраженной форме двуполостной желудок имеет вид большого кардиального мешка, который посредством узкого канала сообщается с малым пилорическим мешком.
К образованию желудка в виде песочных часов может привести
перивисцерит
, то есть переход воспаления с серозной оболочки желудка при язвенной болезни на соседние органы с возникновением спаек.
Некоторые авторы в качестве разновидности желудка в виде песочных часов описывают так называемый “каскадный желудок”. При этой форме желудка рубцовое стяжение исходит из задней стенки желудка, вследствие чего возникает перегиб нисходящей части желудка кзади. При наполнении такого желудка вначале заполняется кардиальная часть и только при определенном уровне ее заполнения контрастная смесь переливается широким потоком, как бы каскадом, в нижнюю часть желудка.
Эпидемиология
Пол: Все
Возраст: преимущественно зрелый и пожилой
Признак распространенности: Крайне редко
Соотношение полов(м/ж): 0.5
Стриктура желудка в виде песочных часов – встречается редко (по некоторым данным, преимущественно у женщин).
По некоторым данным, до 3% всех пациентов, обследованных радиологически, имели деформацию желудка в виде песочных часов до начала применения эрадикационных схем терапии. С развитием противоязвенной терапии случаи выявления становятся единичными.
Факторы и группы риска
– пожилые пациенты;
– хроническое, рецидивирующее течение язвенной болезни желудка;
– большие и/или множественные язвы в области тела желудка.
Клиническая картина
Клинические критерии диагностики
диспепсия, отрыжка, рвота, регургитация, боли в эпигастрии, связанные с приемом пищи.
Cимптомы, течение
При стриктуре желудка в виде песочных часов симптоматика напоминает таковую при гипертрофическом пилоростенозе (см. Гипертрофический пилоростеноз у взрослых – K31.1), но с более выраженным “язвенным” компонентом.
Характерные проявления:
– чувство переполнения желудка;
– боли в
эпигастрии
, связанные с приемом пищи;
–
диспепсия
;
– рвота;
– отрыжка;
–
регургитация
.
Наряду с перечисленными проявлениями отмечаются истощение, обезвоживание и признаки потери электролитов.
Симптоматика варьирует в зависимости от степени (выраженности) рубцового сужения, остроты язвенного процесса, нарушений моторики желудка, развивающихся процессов брожения и гниения в желудке.
В некоторых случаях на поверхности живота в проекции желудка наблюдается и/или одновременно пальпируется отчетливое округлое образование, возникающее после приема пищи.
Аускультативно определяется шум плеска.
При перкуссии над различными участками желудка отмечается качественно различный звук; данное проявление имеет постоянный характер.
Диагностика
1. Рентгенологическое исследование с контрастированием: картина желудка в виде песочных часов сочетается с отчетливо видимой язвенной нишей. Контуры желудка принимают очертания буквы В. Признаки язвы лучше выявляются при исследовании больных в вертикальном положении в косых и боковой проекциях.
В области рубцового поражения желудок имеет неровные, волнистые контуры. Продольные складки, как правило, не прослеживаются. В отличие от раковой деформации, отсутствуют признаки обрыва складок, а глубина рубцового втяжения превышает его протяженность по контуру желудка.
Опорожнение замедляется.
2. ФГДС – определяются язвенно-рубцовые поражения наряду с деформацией тела желудка, при отсутствии признаков
пилоростеноза
.
3. УЗИ – позволяет визуализировать форму желудка, остаточную жидкость, оценить перистальтику, однако не способно визуализировать язвенные дефекты.
Лабораторная диагностика
Специальных тестов, свидетельствующих о наличии или отсутствии стриктуры желудка в виде песочных часов, не существует.
Лабораторная диагностика может проводиться для:
– выявления этиологии процесса (язвенная болезнь желудка);
– проведения дифференциальной диагностики (серологические исследования на сифилис, онкомаркеры, биопсия слизистой);
– определения наличия и выраженности изменений
гомеостаза
(анемия, дегидратация, гипокалиемия, гипохлоремия,
алкалоз
, гипопротеинемия).
Дифференциальный диагноз
Осуществляется дифференциальная диагностика стриктуры желудка в виде песочных часов со следующими заболеваниями и состояниями:
– сифилитическая деформация желудка;
– опухоль желудка;
– заворот (перекрут) желудка;
– врожденная деформация желудка;
– перистальтика желудка в виде песочных часов;
– состояние после операции бандажирования желудка;
– пострезекционные изменения желудка;
– пилоростеноз;
– сегментарная гипертоническая перетяжка;
– гипотонически удлиненный желудок;
– каскадный желудок;
– фиксированная кардиофундальная грыжа пищеводного отверстия диафрагмы;
– перивисцерит с образованием спаек.
Осложнения
–
перфорация
;
–
пенетрация
;
–
малигнизация
;
– кровотечение;
–
гипотрофия
;
– анемия;
– дегидратация;
– нарушение водно-электролитного состава и кислотно-щелочного состояния.
Лечение
Лечение при стриктуре желудка в виде песочных часов, если снято подозрение о раке желудка, в ряде случаев может оставаться консервативным.
Направления терапии:
– лечение язвенной болезни (эрадикация возбудителя, ингибирование секреции, применение гастропротекторов);
– устранение спазма и отека;
– улучшение моторики;
– коррекция
ОЦК
, устранение элекртолитного дисбаланса, коррекция
КЩС
;
– коррекция дефицита питания (зондовое питание, дополнительное парентеральное питание);
– коррекция анемии.
При наличии грубого рубцевания и ухудшении состояние больного, показано оперативное лечение.
Варианты операций:
– наложение гастро-гастроанастомоза;
– во избежание возможности развития рака в язвенных рубцах – субтотальная
резекция
желудка с анастомозом верхнего желудочного мешка (в пределах неизмененной его стенки) с тощей кишкой и закрытием наглухо дуоденальной культи по Billroth II.
Прогноз
Прогноз при стриктуре желудка в виде песочных часов зависит от множества факторов, включая возраст пациента, наличие осложняющих оперативное лечение хронических заболеваний, степень нарушения питания и гомеостаза, патанатомические характеристики процесса и прочие.
Госпитализация
В плановом порядке в отделение хирургии.
Профилактика
Адекватная терапия язвенной болезни желудка.
Информация
Источники и литература
- https://anatomeda.ru
- https://medical-dictionary.thefreedictionary.com
- https://meduniver.com
- https://www.medical-enc.ru
Внимание!
Если вы не являетесь медицинским специалистом:
- Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью.
- Информация, размещенная на сайте MedElement и в мобильных приложениях “MedElement (МедЭлемент)”, “Lekar Pro”,
“Dariger Pro”, “Заболевания: справочник терапевта”, не может и не должна заменять очную консультацию врача.
Обязательно
обращайтесь в медицинские учреждения при наличии каких-либо заболеваний или беспокоящих вас симптомов.
- Выбор лекарственных средств и их дозировки, должен быть оговорен со специалистом. Только врач может
назначить
нужное лекарство и его дозировку с учетом заболевания и состояния организма больного.
- Сайт MedElement и мобильные приложения “MedElement (МедЭлемент)”, “Lekar Pro”,
“Dariger Pro”, “Заболевания: справочник терапевта” являются исключительно информационно-справочными ресурсами.
Информация, размещенная на данном
сайте, не должна использоваться для самовольного изменения предписаний врача.
- Редакция MedElement не несет ответственности за какой-либо ущерб здоровью или материальный ущерб, возникший
в
результате использования данного сайта.
Источник
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Методическая разработка занятия
по предмету «Русский язык и культура речи»
на тему «Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология»
для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Подготовила:
Иванова Елена Александровна,
преподаватель
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Валуйки, 2016 год
Содержание методической разработки:
Мотивация
Цели занятия
Межпредметные связи
Хронокарта
Ход занятия
Приложение
Мотивация
Эта тема во многом нова и сложна для студентов, поэтому необходимо в определенной последовательности познакомить студентов с фразеологическими единицами русского языка: фразеологическими сочетаниями, их типами, профессиональной медицинской фразеологией.
Изучение фразеологии важно для познания самого языка. Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи. Знакомство с фразеологией поможет студентам глубже понять историю и характер нашего народа, так как в них отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам.
Тип занятия: практическое занятие.
Цели:
Обучающая: создать условия для повторения и обобщения сведений о фразеологии и фразеологических оборотах. Углубить и расширить знания студентов по теме урока. Научить студентов находить ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов, продолжить работу по предупреждению данного вида ошибок. Вспомнить известное о крылатых словах, пословицах, поговорках, об их особенностях.
Развивающая: способствовать развитию умений студентов правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, развитию логического мышления.
Воспитательная: повышать речевую культуру студентов, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову, любовь к истории развития родного языка.
Студент должен знать:
типы фразеологических единиц;
значение фразеологизмов, используемых в медицинской практике;
профессиональную медицинскую фразеологию.
Студент должен уметь:
самостоятельно работать с фразеологическим словарем;
различать стилистическую принадлежность фразеологизмов и правильно употреблять их в речи;
находить и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологизмов.
Оборудование: карточки с заданиями, тестовые задания, учебники «Пропедевтика внутренних болезней», презентация.
Время проведения: 90 минут
Место проведения: учебная аудитория
Межпредметные связи: литература, история, пропедевтика.
Хронокарта:
1. Организационный момент. Постановка темы и целей занятия. (2 мин.)
2. Вступительное слово преподавателя. (1 мин.)
3. Повторение ранее изученного:
1) проверка домашнего задания; (5 мин.)
2) словарный диктант; (5 мин.)
3) словарная работа; (5 мин.)
4. Подготовка к обобщению понятий и правил по изучаемой теме.(2 мин.)
5. Изучение нового материала (10 мин.)
6. Закрепление изученного материала (20 мин.)
1) выборочный диктант; (10 мин.)
2) устное упражнение на определение и исправление ошибок; (10 мин.)
3) работа с учебником «Пропедевтика внутренних болезней»; (15 мин.)
7. Рефлексия. (2 мин.)
8. Домашнее задание. (1 мин.)
9. Итог занятия. (2 мин.)
… фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство.
В.Г.Белинский
Ход урока
1. Организационный момент.
Постановка целей занятия. Приветствие студентов, проверка посещаемости студентов, проверка готовности к уроку.
2. Вступительное слово преподавателя.
Речь – это язык в действии, показатель интеллекта, культуры. Задача студентов нашего колледжа на уроках русского языка и культуры речи совершенствовать устную и письменную речь. Сегодня мы с вами поговорим о фразеологических оборотах, их типах, профессиональной медицинской фразеологии.
Мы вспомним все вам известное об устойчивых сочетаниях, узнаем много нового и интересного, а также научимся находить ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Надеюсь, что после сегодняшнего урока вы будете правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, ведь они, по словам В.Г. Белинского, «составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».
3. Повторение ранее изученного:
1) проверка домашнего задания: из учебника «Основы сестринского дела» выписать 10 общеупотребительных слов и 10 терминов и терминологических сочетаний, устно объяснить их значение.
2) словарный диктант:
Прогнозировать ситуацию, эксперимент режиссёра, роскошный палисадник, известный комментатор телевидения, расположиться амфитеатром, анализировать систематически, пневмония, физиотерапия, гуманное отношение, перитонит, присутствовать на конференции, эффективный метод, анамнез, перкуссия.
3) словарная работа:
Определить значение слов «монография», «диссертация», «клиника», «пролонгация».
4. Подготовка к обобщению понятий и правил по изучаемой теме.
Писатель К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказал о сложном и интересном явлении русского языка. Так, четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
– Скоро, ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
– Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет.
Другой ребенок услышал выражение «они живут на ножах» и представил себе, что существуют большие ножи, на лезвиях которых живут какие-то странные люди.
Дети не знают, что, кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще более сложные языковые явления – устойчивые сочетания слов или фразеологизмы.В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере «не успеешь оглянуться» значит «скоро», «живут на ножах» – «враждуют».
4. Изучение нового материала
Фразеологизмами (или фразеологическими оборотами) называются устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением, например: БРОСИТЬСЯ ОЧЕРТЯ ГОЛОВУ (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно).
В одних фразеологических оборотах входящие в них слова потеряли первоначальный смысл, и общее, целостное значение такого оборота совершенно не вытекает из значений составляющих его элементов, например: «заморить червячка» (общее значение оборота «перекусить» не вытекает из значений слова заморить – «голодом довести до смерти» и слова червячок – «маленький червяк»). Это фразеологические сращения.
Вторую группу фразеологических оборотов составляют фразеологизмы, в которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу («уединиться», отчётливо видно переносное значение этого сочетания; в основе которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу). Такие обороты называются – фразеологические единства.
Третью группу составляют фразеологические обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово «закадычный» употребляется только со словами «друг», «приятель»), расквасить нос («расквасить» употребляется со словами «нос», «лицо», «губа»), плакать навзрыд (слово «навзрыд» употребляется только со словом «плакать»). Такие обороты называются – фразеологические сочетания.
Около четырех тысяч фразеологизмов содержит «Фразеологический словарь русского языка»под редакцией А.И. Молоткова. В нем объясняются значения фразеологизмов, показано их употребление в речи, иногда приводятся синонимы и антонимы, даются этимологические справки о некоторых фразеологизмах.
Специально для учащихся издан «Школьный фразеологический словарь русского языка». В нем раскрываются значения фразеологизмов, указываются их морфологические и синтаксические свойства, а также особенности стилистического употребления.
Кроме словарей, есть книги, которые можно назвать справочниками по фразеологии. Их цель – познакомить с историей фразеологического выражения. Книги Э.А. Вартаньяна «Путешествие в слово» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова» не просто интересно читать, но и познавательно. А «Мифологический словарь», составленный М. Ботвинником и другими, поможет понять историю возникновения, значение фразеологизмов.
5. Закрепление изученного материала
1) выборочный диктант
Из предложений выписать фразеологизмы.
Решился черт украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и нелегок на подъем.
«Зачем вечор так рано скрылись?»- был первый Оленькин вопрос. Все чувства в Ленском помутились, и молча он повесил нос.
И Чацкий как бельмо в глазу; вишь, показался ей он где-то здесь внизу.
Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился.
На другой день, ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал.
Марья Кирилловна сидела как на иголках.
«Я – историк,- подтвердил ученый и добавил ни к селу, ни к городу: -Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история.»
Посмотрел с тоской вокруг: – Без кисета как без рук.
2) устное упражнение на определение и исправление ошибок
Найдите в предложенных текстах ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. При выполнении задания пользуйтесь таблицей.
Ткнул пальцами в небо.
Сосед из него все жилы сосет.
Анатомия имеет важную роль в подготовке будущего медицинского работника.
Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.
Молчалин с Софьей на короткой ноге.
Профессор микрохирургии решил с первой же лекции взять быков за рога, в результате чего напугал нас страшно.
Эта проблема гроша выеденного не стоит.
Наши родители работали, не покладая сил.
На уроке он изложил главную суть этой книги.
Маршрут движения автоколонны заранее определяется ее руководителем.
Медицина играла большое значение в его жизни.
Сегодня обед в госпитале ветеранов был очень сытым.
3) выполнение упражнения, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.
Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.
Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».
7. Закрепление.
Должна сказать, что в вашей группе нет студентов, которые звезд с неба не хватают. Но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:
1. Для чего нужно изучать фразеологию?
2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?
3. Чем отличаются друг от друга крылатые слова, пословицы и поговорки?
– Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами.
Преподаватель оценивает работу студентов .
8. Рефлексия.
Студенты оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы, высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось
9. Домашнее задание.
Создать текст на тему «Процедурный кабинет», употребив в нем как можно больше медицинских фразеологических оборотов.
10. Подведение итогов урока.
Преподаватель оценивает работу студентов на занятии, благодарит за работу.
Источники:
Греков, В.С. Пособие по русскому языку в старших классах /В.С. Греков.- М.: ВШ, 2009. – 351с.
Власенков, А.И., Рыбченкова Л. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл / (А.И.Власенков, Л. С. Рыбченкова). -М.:2009. – 342 с.
Русский язык: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ (Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др.) ; под ред. Н.А. Герасименко. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 496 с.
Воителева, Т.М. Русский язык: Сборник упражнений (гриф) : Учебное пособие для нач. и средн.проф. образования(гриф) / (Т.М.Воителева). – М.: Академия, 2012. – 224с.
Антонова, Е.С. Русский язык : Учебник для учреждений нач. и средн.проф. образования(гриф) / (Е.С.Антонова, Т.М.Воителева). – М.: Академия, 2012. – 384с
Источник