Введение по теме желудок

Содержание
Введение………………………………………………………….3
Строение………………………………………………………….4
Основные функции желудка…………………………………..9
Литература………………………………………………………11
Ведение
Для всех живых организмов пища – источник энергии и веществ, обеспечивающих их жизнедеятельность, а питание (совокупность процессов, включающих поглощение, переработку, всасывание и дальнейшее усвоение пищевых веществ) – необходимое условие их существования.
Сравнивая пищеварительный аппарат высших организмов с химическим заводом, Павлов дал чрезвычайно яркое описание пищеварительного процесса: «В своей основной задаче в организме пищеварительный канал есть, очевидно, химический завод, подвергающий входящий в него сырой материал – пищу – обработке, главным образом химической; чтобы сделать его способным войти в сока организма и там послужить материалом для жизненного процесса. Этот завод состоит из ряда отделений, в которых пища, смотря по своим свойствам, более или менее сортируется и, или задерживается на время, или сейчас же переводится в следующее отделение. В завод, в его различные отделения подвозятся различные реактивы, доставляемые или из ближайших мелких фабрик, устроенных в самих стенках завода, так сказать, на кустарный лад, или из более отдаленных обособленных органов, больших химических фабрик, которые сообщаются с заводом трубами, реактивопроводами. Это – так называемые железы с их протоками. Каждая фабрика доставляет специальную жидкость, специальный реактив, с определенными химическими свойствами, вследствие чего он действует изменяющим образом только на известные составные части пищи, представляющей обыкновенно сложную смесь веществ. Эти свойства реактивов определяются главным образом нахождением в них особенных веществ, так называемых ферментов.»
Иными словами, последовательная обработка пищи происходит в результате ее постепенного перемещения по пищеварительному тракту через отделы (ротовую полость, пищевод, желудок, кишечник), структура и функции которых строго специализированы.
В ротовой полости пища подвергается не только механическому измельчению, но и частичной химической обработке. Далее через пищевод пищевой комок попадает в желудок.
Строение
Желудок – орган пищеварительной системы, он представляет собой мешковидное расширение пищеварительного тракта, расположенное между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. Благодаря наличию в нем мышц и слизистых оболочек, замыкающих устройств и специальных желез желудок обеспечивает накопление пищи, первоначальное ее переваривание и частичное всасывание. Выделяемый железами желудочный сок содержит пищеварительные ферменты, соляную кислоту и другие физиологически активные вещества, расщепляет белки, частично жиры, оказывает бактерицидное действие. Слизистая оболочка желудка вырабатывает антианемические вещества (факторы Касла) – сложные соединения, влияющие на кроветворение.
У желудка выделяют переднюю стенку, направленную кпереди и несколько кверху, и заднюю стенку, обращенную кзади и книзу. По краям, где сходятся передняя и задняя стенки, образуется малая кривизна желудка, направленная вверх и вправо, и более длинная большая кривизна желудка, направленная вниз и влево. В верхней части малой кривизны находится место впадения пищевода в желудок – кардиальное отверстие, а прилежащая к нему часть желудка называется кардиальной частью. Слева от кардиальной части расположено куполообразное выпячивание, обращенное вверх и влево, которое является дном (сводом) желудка. На малой кривизне желудка в нижнем его отделе, имеется впячивание – угловая вырезка. Правый, более узкий отдел желудка называется привратниковой частью. В ней выделяют широкую часть – привратниковую пещеру, и более узкую – канал привратника, за которым следует двенадцатиперстная кишка. Границей между последней и желудком является круговая борозда, которая соответствует месту выхода из желудка – отверстию привратника. Средняя часть желудка между его кардиальной частью и дном слева и пилорической частью справа, называется телом желудка.
Размеры желудка сильно варьируют в зависимости от типа телосложения и степени наполнения. Умеренно наполненный желудок имеет длину 24-26 см, наибольшее расстояние между большой и малой кривизной не превышает 10-12 см, а передняя и задняя поверхности отделены друг от друга на 8-9 см. Длина пустого желудка составляет около 18-20 см, а расстояние между большой и малой кривизной до – 7-8 см, передняя и задняя стенки соприкасаются. Вместимость желудка взрослого человека в среднем равна 3 л.
Желудок непрерывно меняет свои форму и размеры в зависимости от наполнения и состояния соседних органов. Пустой желудок не касается передней брюшной стенки, так как уходит кзади, а спереди от него располагается поперечная ободочная кишка. При наполненном состоянии большая кривизна желудка опускается до уровня пупка.
Три четверти желудка находятся в левой подреберной области, одна четверть – в надчревной области. Входное кардиальное отверстие расположено слева от X-XI грудных позвонков, выходное отверстие привратника – у правого края XII грудного или I поясничного позвонка. Продольная ось желудка направлена косо сверху вниз, слева напаво и сзади наперед. Передняя поверхность желудка в области кардиальной части, дна и тела желудка соприкачсается с диафрагмой, в области малой кривизны – с висцеральной поверхностью левой доли печени. Небольшой участок тела желудка треугольной формы прилежит непосредственно к передней брюшной стенке. Позади желудка находится щелевидное пространство полости брюшины – сальниковая сумка, отделяющая его от органов, лежащих на задней брюшной стенке и расположенных забрюшинно. Задняя поверхность желудка в области большой кривизны желудка прилежит к поперечно ободочной кишке, в верхней левой части этой кривизны (дно желудка) – к селезенке. Позади тела желудка расположены верхний полюс левой почки и левый надпочечник, а также поджелудочная железа.
Фиксирующий аппарат и механизм адаптирования к вертикальному положению тела.
Относительная стабильность положения желудка обеспечивается малой подвижностью входного и от части выходного его отверстий и наличием связок брюшины.
К малой кривизне желудка от ворот печени подходят два листка (дупликатура) юрюшнины – печеночно желудочная связка, от большой кривизны снизу, к поперечно-ободочной кишке отходят также два листка брюшыни – желудочно-ободочная связка, и, наконец, от начала большой кривизны и левой части дна желудка дупликатура брюшины идет идет влево к воротам селезенки в виде желудочно-селезеночной связки.
Строение стенки желудка.
Наружная серозная оболочка желудка покрывает орган практически со всех сторон. Только узкие полоски стенки желудка на малой и большой кривизне не имеют брюшинного покрова. Здесь к желудку в толще его связок подходят кровеносные сосуды и нервы. Тонкая подсерозная основа отделяет серозную оболочку от мышечной. Мышечная оболочка у желудка развита хорошо и представлена тремя слоями: наружным продольным, средним круговым и внутренним слоем косых волокон.
Продольный слой является продолжением продольного слоя мышечной оболочки пищевода. Продольные мышечные пучки располагаются преимущественно возле малой и большой кривизны желудка. На передней и задней стенках желудка этот слой представлен отдельными мышечными пучками, лучше развитыми в области привратника. Круговой слой развит лучше, чем продольный, в области привратниковой части желудка он утолщается, образуя вокруг выходного отверстия желудка сфинктер привратника. Третий слой мышечной оболочки, имеющийся только у желудка, составляют косые волокна. Косые волокна перекидываются через кардиальную часть желудка слева от кардиального отверстия и спускаются вниз и вправо по передней и задней стенкам органа в сторону большой кривизны, как бы поддерживая ее.
Подслизистая основа, довольно толстая, что дает возможность слизистой оболочке собираться в складки. Слизистая оболочка покрыта однослойным цилиндрическим эпителием. Толщина этой оболочки колеблется от 0,5 до 2,5 мм. Благодаря наличию мышечной пластинки слизистой оболочки и подслизистой основы слизистая оболочка образует многочисленные складки желудка, которые имеют различное направление в разных отделах желудка. Так, вдоль малой кривизны расположены продольные складки, в области дна и тела желудка – поперечные, косые и продольные. На месте перехода желудка в двенадцатиперстную кишку находится кольцевая складка – заслонка пилоруса, которая при сокращении сфинктера привратника полностью разобщает полость желудка и двенадцатиперстной кишки.
Вся поверхность слизистой оболочки желудка (на складках и между ними) имеет небольшие (диаметром 1-6 мм) возвышения, получившие названия желудочных полей. На поверхности этих полей находятся желудочные ямочки, представляющие собой устья многочисленных (около 35 млн.) желез желудка. Они выделяют желудочный сок (пищеварительные ферменты), предназначенные для химической обработки пищи. В соединительнотканной основе слизистой оболочки находятся артериальные, венозные, лимфатические сосуды, нервы, а также одиночные лимфоидные узелки.
Сосуди и нервы желудка.
К желудку, к его малой кривизне, подходит левая желудочная артерия (из чревного ствола) и правая желудочная артерия (ветвь собственной печеночной артерии), к большой кривизне – правая желудочно-сальниковая артерия и левая желудочно-сальниковая артерия, ко дну желудка – короткие желудочные артерии (ветви селезеночной артерии). Желудочные и желудочно-сальниковые артерии образуют вокруг желудка артериальное кольцо, от которого к стенкам желудка отходят многочисленные ветви. Венозная кровь от стенок желудка оттекает по одноименным венам, сопровождающим артерии и впадающим в притоки воротной вены.
Лимфатические сосуды от малой кривизны желудка направляются к правым и левым желудочным лимфатическим узлам, от верхних отделов желудка со стороны малой кривизны и от кардиальной части – к лимфатическим узлам лимфатического кольца кардии, от большой кривизны и нижних отделов желудка – к правым и левым желудочно-сальниковым узлам, а от пилорической части желудка – к пилорическим узлам.
В иннервации желудка (образовании желудочного сплетения) участвуют блуждающие (Х пара) и симпатические нервы. Передний блуждающий ствол разветвляется в передней, а задний – в задней стенке желудка. Симпатические нервы подходят к желудку от чревного сплетения по артериям желудка.
Форма желудка.
У живого человека выделяют три основные формы и положения желудка, соответствующие трем типам телосложения.
У людей брахиморфного типа телосложения желудок имеет форму рога (конуса), расположен почти поперечно.
Для меземорфного типа телосложения характерна форма рыболовного крючка. Тело желудка располагается почти вертикально, затем резко изгибается вправо, так что пилорическая часть занимает восходящее положение справа возле позвоночного столба. Между пищеварительным мешком и эвакуаторным каналом образуется открытый кверху острый угол.
У людей долихоморфного типа телосложения желудок имеет форму чулка. Нисходящий отдел опускается низко, илорическая часть, представляющая собой эвакуаторный канал, ктуто поднимается вверх, располагаясь по средней линии или несколько в стороне от нее.
Такие формы желудка, а также многочисленные промежуточные варианты встречаются при вертикальном положении тела человека. В положении лежа на спине или на боку форма желудка изменяется, главным образом в связи с изменением его взаимоотншений с соседними органами. Форма желудка зависит такжк от возраста и пола.
Основные функции желудка
Основными функциями желудка являются химическая и физическая обработка пищи, поступившей из ротовой полости, накапливание химуса и его постепенная эвакуация в кишечник. Он также принимает участие в промежуточном обмене веществ, экскретируя продукты метаболизма, в том числе продукты белкового обмена, которые после их гидролиза абсорбируются и затем утилизируются организмом. Большую роль играет желудок в гемопоэзе, в водно-солевом обмене и поддержании постоянства рН в крови.
Собственно пищеварительная деятельность желудка обеспечивается желудочным соком, секретируемым железами желудка, под действием которого происходит гидролиз белков, набухание, денатурирование ряда веществ и клеточных структур пищи.
Поверхностный эпителий и клетки шейки желез выделяют секрет. Состав секрета может меняться при стимуляции желудочных желез. Основной органический компонент секрета этих клеток – желудочная слизь. Неорганическими компонентами являются Na+; Ka+; Ca++; Cl-; HCO-3; pH его – 7,67. Слизь имеет слабощелочную реакцию, секретируется в виде геля и защищает слизистую оболочку от механического и химического воздействия. Секреция слизи стимулируется механическим и химическим раздражением слизистой оболочки желудка, блуждающего и чревного нервов, а также в результате удаления слизи с поверхности слизистой оболочки.
Секреторная деятельность желудочных желез регулируется рефлекторными и гуморальными мехенизмами, изучение которых было успешно начато в лаборатории И.П.Павлова. им было сформулировано учение о фазах желудочной секреции при приеме различных видов пищи. Начальная секреция вызывается условно рефлекторно. Она реализуется через посредство корковых и подкорковых центров головного мозга. Основным проводником центральных влияний на железы желудка является блуждающий нерв. Эта секреция повышается, достигая своего максимума за счет раздражения рецепторов ротовой полости. В последующий период стимуляции секреции существенное значение имеет раздражение рецепторов желудка. Описанные механизмы составляют сложнорефлекторную фазу секреции. На сложнорефлекторную вскоре накладывается нейрогуморальная фаза, в ней ведущую роль играет гастрин – гормон, имеющийся в двух видах в слизистой оболочке желужка. Рефлексы рецепторов желудка с включением в механизмы стимуляции желез желудка гастрина обеспечивает так называемую желудочную фазу.
Моторная деятельность желудка обеспечивает депонирование пищи, смешивание ее с желудочным соком и перемещение – порционную эвакуацию в двенадцатиперстную кишку.
Резервуарная функция совмещена с гидролитической и осуществляется в основном телом и дном желудка, эвакуаторная – его антральной частью.
Литература
1. Анатомический атлас человеческого тела /под ред. Кишш и Сентаготал – Будапешт: «Медицина», 1996.
2. Анатомия человека: в 2т./под ред. М.Р. Сапина – М.: «Медицина», 1993.
3. Большая медицинская энциклопедия. /Гл.ред.акад. Б.В.Петровский – М.: «Сов.энциклопедия», 1974.
4. БашкировП.Н. Анатомия человека – М.: Изд-во Московского университета, 1982.
5. Коротько Г.Ф. Желудочное пищеварение, его функционаальная организация и роль в пищеварительном конвейере – Ташкент: «Медицина», 1980.
Источник
Классы: 8, 11.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- научиться давать определения понятий: желудок, отделы желудка, желудочный сок;
- распознавать на таблицах, муляжах органы пищеварительной системы человека;
- характеризовать биологическую сущность процесса пищеварения, в частности, пищеварение в желудке;
- различать виды пищеварения;
- оценивать роль ферментов в пищеварении;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями желудка.
Личностные УУД:
- умение развивать целостное научное мировоззрение, соответствующее современному уровню знаний о человеке и особенностях устройства его организма;
- формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и окружающих;
- убеждение в необходимости овладения знаниями о строении и функциях пищеварительной системы, в применении этих знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни человека;
- умение применять полученные знания для сохранения и укрепления своего здоровья.
Метапредметные УУД:
познавательные:
- составлять тезисы, различные виды планов (простые, сложные и т.п.);
- структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- умение извлекать информацию о строении и функциях пищеварительной системы из разных источников (текст, электронное пособие, сеть Интернет);
- умение применять логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения для обработки полученной информации о строении и функциях пищеварительной системы с целью её более эффективного усвоения;
- умение преобразовывать информацию, переводить её из одной знаковой формы в другую (выделять главную мысль текста, на основании текста заполнять таблицы, строить схемы).
коммуникативные:
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в ходе актуализации опорных знаний о строении и функциях пищеварительной системы;
- устанавливать рабочие отношения в группе;
- умение владеть устной и письменной речью;
регулятивные:
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять свои ошибки самостоятельно;
- умение ставить для себя цель и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия по усвоению знаний о строении и функциях пищеварительной системы с планируемыми результатами, корректировать выполнение своих действий;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки.
Цели урока:
- Учебно-познавательные.
- Продолжить знакомство обучающихся с системой пищеварения человека.
- Показать взаимосвязь строения желудка с функциями, которые он выполняет; сформировать знания о строении желудка; особенностях пищеварения в желудке; раскрыть значение ферментов, активных в кислой среде, в процессе расщепления белков, жиров и особенностях переваривания углеводов в желудке; раскрыть зависимость состава и количества вырабатываемого желудочного сока от состава пищи.
- Виды деятельности (элементы содержания, контроль).
- Актуализация знаний; формулирование проблемы – определения цели урока, активное слушание; самостоятельная работа – изучение биологических терминов, составление краткого конспекта урока; групповая работа – обобщение сведений, характеризующих процессы пищеварения в желудке; выявления роли ферментов в процессе пищеварения; фронтальный опрос; поисково-репродуктивная работа – продолжение заполнения таблицы «Органы пищеварения», выполнение заданий, предложенных учителем; обобщение полученных знаний; самоанализ и самооценка.
- Продолжение развития общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.
- Дидактические.
- Проследить взаимосвязь изученных ранее тем курса: «Ткани. Органы. Системы органов», «Нервная система» с новой темой.
- Воспитательно-психологические.
- Развитие познавательной активности; создание на уроке атмосферы сотрудничества; формирование сознательного отношения к этапам тренировочного процесса; здоровьесбережение: правильная осанка обучающихся.
- Развивающие.
- Формирование умения выделять главное при изучении материала, научить обучающихся рецензировать ответы своих товарищей и учить задавать вопросы.
- Обучающие средства.
- Современные инновационные мультимедийные технологии; презентация по теме урока; модель торса человека, муляж внешнего и внутреннего строения желудка; раздаточный материал: Атлас человека.
Тип урока. Урок открытия нового знания; изучение материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Методы, используемые на уроке. Репродуктивные, частично-поисковые.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация полученных знаний
Фронтальный опрос по пройденным темам.
- Перечислите отделы пищеварительной системы человека.
- Что такое ферменты? Какова роль ферментов в пищеварении?
- Почему мы говорим, что пищеварение начинается в ротовой полости?
- Какие функции выполняет слюна? Назовите ферменты слюны.
- Пищеварение белков, углеводов и жиров в ротовой полости.
- Строение зубов. Гигиена зубов.
Обучающиеся при необходимости дополняют ответы на вопросы.
3. Изучение нового материала
Подведение к теме
– Во вводном слове учитель говорит о продолжении процессе пищеварения в следующем отделе пищеварительной систем – желудке; учащиеся формулируют тему урока.
Объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядного материала (презентация).
Функции желудка
1. Всасывательная (хорошо всасывается алкоголь, незначительно – глюкоза и минеральные соли. Основное всасывание питательных веществ происходит в кишечнике).
2. Химическая переработка пищи (переваривание).
3. Защитная.
4. Механическая.
Строение желудка
Из пищевода пища поступает в желудок, где происходит химическая переработка (переваривание) пищи компонентами желудочного сока. Это полый орган и самая широкая часть желудочно-кишечного тракта. Желудок имеет объём около 1,5 л., но может растягиваться до 3,0 л. в зависимости от количества съеденной пищи, положения тела, степени сокращения его стенки.
Вверху находится вход в желудок (кардиальная часть), затем желудок расширяется, образуя дно (фундальная часть), узкая часть желудка образует выход (пилорическая часть или привратник). Через отверстие привратника пища переходит в двенадцатиперстную кишку. Нижний выпуклый край желудка формирует большую кривизну, верхний – малую кривизну.
Стенки желудка состоят из 4-х слоёв: слизистой оболочки, подслизистого слоя, мышечной и серозной оболочек (брюшины). Слизистая оболочка образует складки, которые расправляются при заполнении желудка. Мышечная оболочка состоит из гладких мышечных волокон, расположенных в 3 слоя: продольный, кольцевой и косой.
Мышцы желудка у человека поддерживают его тонус и осуществляют перистальтику, производят непрерывные волнообразные движения, перемещая и перемешивая его содержимое. В привратнике есть мышца-сфинктер, которая рефлекторно открывается, при соответствующих сигналах от действия пищи.
В желудке накапливается лишь твёрдая пища, а жидкость протекает, не задерживаясь в нём. Молоко в желудке задерживается, оно створаживается и начинается его переваривание.
Внутренняя поверхность желудка покрыта слизистой оболочкой, в толще которой находятся около 14 млн. желудочных желёз. Железы состоят из клеток. Главные клетки вырабатывают пищеварительные ферменты (пепсин, химозин, липаза), обкладочные выделяют соляную кислоту, добавочные – слизь муцин, которая защищает слизистую оболочку желудка от раздражения кислотой и самопереваривания.
Процесс пищеварения в желудке
Пища, поступившая из пищевода в желудок, находится в нём до 4-6 часов. В это время под действием желудочного сока пища переваривается. В течение суток железы желудка выделяют 1,5-2,5 л. желудочного сока. Чистый желудочный сок бесцветен, имеет кислую реакцию, в нём содержится до 0,5% соляной кислоты (рН –0,9-1,5). Благодаря наличию HCI желудочный сок имеет высокие бактерицидные свойства.
Белки расщепляются под действием фермента пепсина до полипептидов. Пепсин также створаживает белок молока казеин. Жиры не расщепляются, расщепляется только эмульгированный жир молока под действием фермента липазы (жир молока взвешен в виде мельчайших капелек). Химозин вызывает свёртывание молока и содержится в желудочном соке у новорождённых.
Желудочный сок не содержит ферментов, расщепляющих углеводы, но переваривание углеводов происходит некоторое время (20-30 минут), пока действуют ферменты слюны и пищевой комок не пропитался кислым желудочным соком. Ферменты слюны активны только в щелочной среде, в кислой среде они своё действие прекращают.
Выделение желудочного сока начинается через 5-10 минут после начала еды и продолжается всё время пока пища находится в желудке. Стимулируют секрецию мясные и овощные бульоны. Выделение желудочного сока происходит не только во время еды, но и при запахе пищи, даже при разговоре о еде. В этих случаях желудочный сок выделяется в результате условно-рефлекторной деятельности организма.Желудочный сок,который вырабатывается в первую условно-рефлекторную фазу, выделяющийся на вид и запах пищи, даже при воспоминании и представлении о ней, И.П.Павлов выдающийся русский физиолог, назвал аппетитным или запальным соком. Этот сок подготавливает желудок к поступлению пищи.
В таблице представлено изменение выделения желудочного сока на различную пищу.
Сравниваемые признаки | большее | среднее | меньшее |
1. Количество сока | при еде мяса | при еде хлеба | при питье молока |
2. Содержание HCI | при еде мяса | при питье молока | при еде хлеба |
3. Содержание ферментов | при еде хлеба | при еде мяса | при питье молока |
Тормозящее действие на секрецию желудочного сока оказывают жир, отрицательные эмоции (гнев, печаль), неприятный запах.
Механическая функция желудка
Дальнейшее измельчение пищи и её перемешивание с желудочным соком осуществляет гладкая мускулатура желудка. В стенке желудка гладкомышечные клетки ритмично сокращаются примерно один раз в 20 сек. Распространяющиеся по желудку волнообразные сокращения мышц измельчают пищу, перемешивают её и перемещают по направлению к кишечнику. Скорость прохождения пищи по желудку зависит от химического состава пищи. Так, углеводы переходят в кишечник быстрее, а жиры и белки медленнее. Двигательную активность желудка называют моторикой. Есть два типа движения: перемешивание – движение пищевого комка взад-вперёд, сопровождаемое перемешиванием пищи; перистальтика – периодическое сокращение продольных и кольцевых мышц, приводящее к движению волн сокращения и перемещению пищевого комка по ходу пищеварительного тракта.
Сокращения мускулатуры возникают и у пустого желудка. Это «голодные сокращения», появляющиеся каждые 60-80 минут. Считают, что такие сокращения желудка называются чувством голода.
При попадании в желудок недоброкачественной пищи, происходит обратная перистальтика (антиперистальтика). В этом случае возникает рвота, которая является защитной рефлекторной реакцией организма.
4. Обобщение нового материала
В конце урока формулируются основные выводы, предлагаемые сделать самим обучающимся с последующей корректировкой учителя.
- Желудок – сложно построенная часть пищеварительного тракта, приспособленная к выполнению разнообразных функций.
- В желудке пища подвергается химической переработке с помощью ферментов и механической переработке, благодаря перистальтике.
- Регуляция деятельности желёз осуществляется нейро-гуморальным путём.
- Различают фазы отделения желудочного сока: рефлекторную (вид, запах пищи, механическое действие пищи на рецепторы полости рта и желудка и химическую (гуморальную).
- Выделение сока в ответ на механическое раздражение стенок желудка происходит по принципу безусловного рефлекса.
- Химические вещества (вторая фаза) – мясной бульон, отвар овощей, продукты переваривания белков, пряности и др. вещества способствуют усиленному сокоотделению; некоторые продукты, например, жиры тормозят сокоотделение.
- Количество и состав желудочного сока изменяются в зависимости от состава пищи.
5. Закрепление полученных знаний и умений
Обучающиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились?
Рефлексия:
- выполнение теста по теме урока.
- фронтальная беседа: дайте физиологическое обоснование поговорке «Аппетит приходит во время еды».
6. Домашнее задание
§ 26, в.1,2. Повторить. § 24-25
7. Подведение итогов
Вспомнить о целях урока, проанализировать насколько они достигнуты.
Выставление оценок (комментарий учителя).
Урок закончен. Спасибо.
Учебно-методическое обеспечение предмета
1. Биология. 8 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Москва. Просвещение. 2019. Серия «Линия жизни». (Рекомендовано Мин.образования и науки РФ). ФГОС.
2. Рабочая программа по биологии 5-9 классы. Пасечник В.В. М., ВАКО.2018. Серия «Линия жизни».
3. Рабочая программа по биологии. 8 класс. /Составитель Мишакова В.Н. М., ВАКО,2017. Соответствует ФГОС.
5. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 8 класс. М., ВАКО,2016.
6. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. М. ACADEMA. 2013.
7. Беркинблит М.В., Мартьянов А.А., Парнес Е.А. Биология. 1, 2 части. Москва. Бином. 2013.
8. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методическое пособие. Москва. Изд. «Вентана-Граф». 2015.
Интернет-ресурсы
1. https://www.bio.1sept.ru
2. https://school-collection.edu.ru/catalog/search
3. https://www.5ballov.ru/test
4. https://www.Informika.ru/text/database/biology/
5. https://www.Informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/
6. https://nrc.edu.ru/est/r4/
Источник