Уроки биологии 8 класс пищеварение в желудке

Уроки биологии 8 класс пищеварение в желудке thumbnail

Воропаева Ольга Леонидовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьёва» г. Курска

Урок биологии, 8 класс, ФГОС. Тема урока: «Пищеварение в желудке»

«Свет физиологической науки о пищеварении шел из лаборатории великого Павлова. Это было признано безоговорочно всеми»

Цель: Изучить особенности пищеварения в желудке

Задачи: Сформировать представление о строении желудка как органа, тонко приспособленного к выполнению своих функций; углубить знания о ферментах и их свойствах, на примере ферментов желудочного сока, способах регуляции желудочного сокоотделения.

Продолжить формирование навыков по работе с лабораторным оборудованием, исследовательские и практические подходы в обучении

Расширить арсенал способов подачи информации (таблицы, схемы, рисунки), применяя электронные средства обучения.

Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности.

Формировать

Воспитывать стремление познать особенности строения, физиологии и гигиены организма человека, чувство гордости за отечественную физиологию, на примере вклада в науку И.П.Павлова

Создать условия для интеллектуального и творческого развития обучающихся

Формируемые УУД:

Личностные: развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

Регулятивные: развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обсуждать и формулировать учебную проблему; тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию;

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в парах, выполнять разные роли;

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; уметь находить проблему, выдвигать гипотезы, находить аргументацию, опровергающую или доказывающую гипотезы; ставить биологические эксперименты по изучению процессов пищеварения в желудке и объяснять их результаты

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями пищеварения в желудке; углубляют знания о свойствах ферментов на примере ферментов желудочного сока, о роли соляной кислоты в активации фермента пепсина; расширяют знания о нейрогуморальной регуляции желудочного сокоотделения на примере опытов И.П.Павлова;

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения объяснять результаты эксперимента своего и учёных-физиологов; учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты практических опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах пищеварения в желудке в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её;

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению пищеварительной системы; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к своему организму, происходит осознание необходимости бережного отношения к собственному здоровью.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы: проблемный, исследовательский, работа в парах

Этапы урока:

  1. Самоопределение к деятельности

  2. Повторение и систематизация опорных знаний

  3. Определение темы, целеполагание и выдвижение гипотез

  4. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания). Работа в парах

  5. Самостоятельное применение теоретических знаний

  6. Рефлексивная деятельность

  7. Домашнее задание

мотивировать учащихся к изучению темы;

– определить мотивы обучающихся;

– настроить на более глубокое восприятие материала

Предлагает лист защиты

Предлагает определить мотивы, которые могут быть реализованы в ходе урока

Принцип урока: от информации к знаниям! Источник информации – учебник и сам «И.П. Павлов», академик, лауреат Нобелевской премии

Учитель приводит слова из книги К. Чуковского: «Вот чудо – я пью и кофе, и воду, и чай, и какао, а из меня выходит один только чай»

И предлагает перефразировать, в соответствии изучаемой темой

Спрашивает: не задумывались вы, почему система, которую мы изучаем, называется пищеварительной? («варить пищу»)

Учащиеся могут вписать свои фамилия, если они не уверены в подготовке к уроку

Отмечают в листах исследователя

Предполагаемый ответ: каждый из нас ест картошку, помидоры, огурцы, гречневую кашу, курицу, говядину, яблоки, а в результате образуются вещества и клетки именно нашего организма

Аналогично работает повар, он жарит, варит, парит, делает блюдо привлекательным, а продукты более доступными для их переваривания. Так и в пищеварительной системе происходит механическая и химическая обработка пищи с целью получения питательных веществ и заключённой в них энергии

  1. Повторение и систематизация опорных знаний

– повторить и систематизировать знания о белках, жирах и углеводах, ферментах;

– проверить уровень усвоения знаний о пищеварении в ротовой полости и роли слюны с целью использования их для изучения нового материала

Предлагает задание «Третий лишний»

(сдайд на экране)

  1. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли;

  2. Функция пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная;

  3. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов;

  4. Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая;

  5. В ротовой полости пища разжёвывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается

Предлагает объяснить выражение: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть»

– Что установил И.П.Павлов, используя метод фистулы для изучения слюноотделения

Вопрос учащимся: «Если собаку с детства кормили одним молоком, будет ли у неё выделяться слюна на вид и запах мяса?»

Находят и подчёркивают лишнее слово

Отвечают: где образуется слюна, каковы её функции, основной метод изучения

На разную пищу выделяется разная по составу слюна, на сухую выделяется более жидкая слюна; основной фермент слюны – амилаза, он расщепляет углеводы в ротовой полости; выделение слюны происходит рефлекторно (безусловно- рефлекторно и условно-рефлекторно)

Нет! Так как условный рефлекс на мясо у собаки не выработан

Промежуточная рефлексия (на экране)

Пищеварение

Пищеварительный сок, состав

Ферменты

Субстрат

T0

рН

Полное/ неполное пищеварение

Рефлексия: + нет затруднений; +/-есть затруднения; ! нужна подсказка

Ротовая полость

Слюна: ферменты, лизоцим, муцин

Амилаза

Углеводы

37

Слабощелочная

Неполное

Ставят соответствующий знак

Заполнение таблицы сопоставляют с эталоном на экране

– Почему пищеварение в ротовой полости неполное?

– Назовите свойства ферментов?

Читайте также:  При воспалении желудка у детей

Предлагает определить значение пищеварения в ротовой полости (аргументация для выражения «Госпожа слюна»)

Питательные вещества сложные, ограниченное время в полости рта, малый объём ротовой полости и т.д.

Ферменты – биокатализаторы, имеют белковую природу, чувствительны к температуре, рН среды, избирательны к субстрату

Имеет большое значение как пусковой механизм для всего процесса пищеварения

  1. III. Определение темы, целеполагание и выдвижение гипотез

Предлагает ознакомиться с фактами и сформулировать тему урока: (на экране) 1. Важнейшие процессы переваривания пищи происходят в желудке; 2. Пища попадает в желудок по пищеводу; 3. Пища движется к желудку, даже если висишь вверх ногами

Задаёт вопрос: – Согласны ли вы с тем, что на протяжении всего пищеварительного канала одинаковы условия и действие ферментов

Предлагает сформулировать цель урока, задачи

Вопрос: Если связь между пищеварением в ротовой полости и слюноотделением с сегодняшней темой?

Предложите гипотезы

Предлагают тему: Пищеварение в желудке (Вперёд, к желудку!)

Высказывают различные точки зрения:

– Согласны, т.к. пищеварительный канал устроен одинаково и ферменты действуют сходным образом; – Не согласны, т.к. пища разная, питательные вещества разнообразны и необходимы разные условия: одни – в ротовой полости, другие – в желудке, третьи – в кишечнике

Формулируют цель: Установить особенности пищеварения в желудке.

Для этого необходимо знать: строение желудка, состав желудочного сока, ферменты желудочного сока и их действие, способы регуляции желудочного сокоотделения; роль Павлова в изучении процессов, происходящих в желудке

Предлагают ответы

Учащиеся предлагают:

1.Если в ротовой полости происходит расщепление углеводов, то и в желудке оно может происходить;

2.Если для изучения работы слюнных желез Павлов использовал фистульную методику, то и для изучения желез желудка её можно использовать;

3.Если выделение слюны происходит рефлекторно, то и выделение желудочного сока происходит по тому же принципу

(выводятся на экран, записывают в экспертные листы)

  1. IV. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания). Работа в парах

Предлагает работать в парах по содержанию учебника

Демонстрирует с помощью конструктора «Lego» процесс расщепления белков в желудке

Предлагает познакомиться с результатами исследования, которое моделирует процессы в желудке

На экране отчёт об исследовании, проведённом перед уроком

(таблица на экране)

Изучают материалы учебника:

Топография органа; строение (отмечают мощный мышечный слой, слизистую оболочку с большим количеством желез, объём и форму желудка); состав желудочного сока (схема); ферменты желудочного сока, роль соляной кислоты

Делают вывод:

какие функции пищеварительной системы выполняются в желудке

Сообщают о процессе исследования и некоторых результатах

Результаты моделирования действия желудочного сока на разные субстраты и в разных условиях

Цель: определить, на что действуют ферменты желудочного сока и при каких условиях, проанализировав результаты

пробирки

Содержание

Т0

Результат реакции

1

Углеводы + желудочный сок

37-38

Не прошла (р-р мутный)

2

Белки + желудочный сок

?

3

Белки + прокипячённый желудочный сок

37-38

?

4

Белок + желудочный сок

37-38

?

5

Белок + желудочный сок + NaOH

37-38

Не прошла (р-р мутный)

Объяснение результатов: Пробирка № 1 – реакция не прошла, значит в желудочном соке нет ферментов расщепляющих углеводы; Пробирка № 2 – не прошла, т.к. ферменты теряют активность, значит, данная температура не является оптимальной; Пробирка № 3 – реакция не прошла, т.к. при кипячении ферменты разрушаются; Пробирка № 4 – прошла, значит, ферменты желудочного сока действуют на белки, эта температура оказалась оптимальной; Пробирка № 5 – реакция не прошла, т.к. среда нейтрализована.

Вывод: Таким образом, ферменты желудочного сока расщепляют белки в кислой среде и при оптимальной температуре. Гипотеза подтвердилась частично, углеводы расщепляются некоторое время внутри пищевого комка до тех пор, пока он не пропитался кислым соком

Вопрос:

1.Почему желудочный сок включает не только ферменты необходимые для переваривания пищи?

2.Если пепсин расщепляет молекулы белка, то что же мешает ему переварить клетки окружающих тканей?

(синтезируются и хранятся ферменты в неактивной форме в виде пепсиногена, он превращается в пепсин только в присутствии соляной кислоты, а её выделяется при приёме пищи очень мало)

Какой метод использовал Павлов для изучения желудочного сока и что было установлено?

Предлагает заполнить вторую строку рефлексивной таблицы

Ответы: сок содержит соляную кислоту, которая активирует работу ферментов, создаёт кислую среду, обеззараживает пищу; содержит слизь, которая препятствует самоперевариванию стенок желудка

У учащихся возникли затруднения

Отвечают, опираясь на содержание текста учебника:

Фистульный метод, установил, чем плотнее пищевой комок, чем больше в нём белка, тем больше желудочного сока, тем дольше задерживается в желудке

Промежуточная рефлексия (на экране)

Пищеварение

Пищеварительный сок, состав

Ферменты

Субстрат

T0

рН

Полное/ неполное пищеварение

Рефлексия: + нет затруднений; +/- есть затруднения; ! нужна подсказка

Ротовая полость

Слюна: ферменты, лизоцим, муцин

Амилаза

Углеводы

37

Слабощелочная

Неполное

Ставят соответствующий знак

В желудке

Желудочный сок: ферменты, соляная кислота, слизь

Пепсин

Липаза

Белки

Жир молока

37-38

Кислая

Неполное

Предлагает мысленно перенестись в лабораторию И.Павлова и проследить за ходом его экспериментов (ищем подтверждение или опровержение оставшихся гипотез)

Обращает внимание на эпиграф

На экране опыты Павлова:

1.Фистула на желудке; 2.Мнимое кормление; 3.Изолированный желудок

Схема на доске

Выводы: желудочный сок выделяется рефлекторно: – сложнорефлекторная фаза (до поступления пищи в желудок); – желудочная (пища в желудке); – кишечная

Вопрос: Что хотел доказать Павлов?

«Госпожа слюна». Плёвая желёзка, как называл её Павлов, стала телескопом для изучения работы головного мозга

1.Данные неполные, пища смешивалась с желудочным соком

2.Данные не соответствуют процессам в желудке, т.к. там нет пищи

3.Получил чистый желудочный сок, не нарушая процессов в желудке

Гипотезы подтвердились

Связь между выделением слюны и выделением желудочного сока

  1. V. Самостоятельное применение теоретических знаний

Часто утверждают, что изучая теоретические знания, мы не умеем их применять в жизни. Так ли это?

Демонстрация роликов с вопросами: Чем вредна жвачка? Почему надо есть суп? Почему лучше есть в одно и тоже время?

Читайте также:  Вредна ли тушенка для желудка

Ответы учащихся

  1. VI. Рефлексивная деятельность

Обучающиеся определяют, в какой степени реализованы их мотивы

Домашнее задание

§ 54

Творческое задание:

1.Подготовить вопросы и аргументы к ним для обсуждения в парах по теме «Влияние алкоголя, никотина на пищеварение. Гигиена»

2.Подготовить презентацию «Современные методы изучения органов пищеварения»

Источник

Тема урока. Пищеварение в желудке и кишечнике.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями пищеварения в желудке и кишечнике. Дать представление о железах желудка и выделении желудочного сока, о роли соляной кислоты, формирующей кислую среду, которая способствует перевариванию белков. Обратить внимание на ферменты желудка, процесс пищеварения в желудке. Познакомить с разнообразными железами кишечника. Показать значение желчи в процессах переваривания жиров. Обратить внимание на ферменты, которые выделяет поджелудочная железа и железы стенок кишечника. Рассмотреть механизмы пристеночного пищеварения и всасывания веществ через микроворсинки.

Развивать умение учащихся работать с учебником, анализировать полученную информацию .

Оборудование: таблица «Органы пищеварения» , презентация «Пищеварение в желудке и кишечнике».

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

Игра « Верю- не верю?»

Верите ли вы в то, что:

-Я сегодня буду проводить у вас урок?

– Что завтра на улице выпадет снег?

– Что к органам пищеварения относятся: желудок, легкие, сердце?

– Что пищеварение начинается в желудке?

– Что расщепление углеводов происходит без участия слюны?

– Что есть нужно быстро, можно не пережевывать пищу?

– Что сложное тоже может быть интересным?

– А давайте это проверим сегодня!

III. Изучение нового материала.

(слайд 1)

Тема. Пищеварение в желудке и кишечнике.

А цель нашего урока я хочу, чтобы вы сформулировали сами.

– О чем вы хотите узнать на уроке?

– Будет ли это нужным в вашей жизни? Понадобятся ли вам эти знания?

Это и будет целью нашого урока.

Сегодня мы будем путешествовать с вами по этим отделам пищеварительной системы вместе с героями книги американского автора Кэрол Доннер «Тайны анатомии».

Перед тем как начать наше путешествие, выберем себе экскурсовода, который будет сопровождать нас. Вот путеводитель. Все готовы? В путь!

Из путешествий Макса и Молли

…- Держись!- крикнул Макс. – Нас глотают!

В это время прямо перед собою они увидели довольно широкий уступ, спрыгнули, уцепились за него и с ужасом наблюдали, как струя водопада катится над ними в бездонную черную пропасть.

Внезапно уступ откинулся вверх и прижал их к стене.

– По-моему, этот уступ – что-то вроде крышки туннеля, – задумчиво сказала Молли…

…Пищевод закончился. Под ними бурлило свирепое, горячее море в содрогающейся пещере. Стены ее ходили ходуном, изгибались, терлись друг о друга, по морю плясали волны, а сверху сыпался мелкий едкий дождичек.

– По-моему, у меня начинается морская болезнь! – сказал Макс…

В какой орган попали близнецы?

Итак, путешествие у нас сказочное, а отвечать на вопросы мы будем с научной точки зрения.

Задание. (Слайд 2)

1. Какой дождь шел в желудке, и что близнецы назвали горячим морем?

2. Во внутренней стенке желудка есть три типа железистых клеток, которые вырабатывают желудочный сок. Что выделяет каждая группа клеток, расположенных на внутренней стенке желудка?

3.Что называют желудочным соком?

4.Какие вещества расщепляются в желудке?

5.Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в желудке?

6.Какая химическая середа активизирует ферменты желудка?

(Слайд 3) Состав желудочного сока:

1.Прозрачная жидкость ,имеет кислую реакцию.

2. Соляная кислота.

3. Слизь (муцын)

4. Ферменты (пепсин, липаза)

Ферменты желудочного сока

Пепсин-способствует расщеплению молекул сложных белков на простые.

Липаза – расщепляет эмульгированные жири (жир молока).

Регуляция секреции желудка (слайд 4)

І.Нервная регуляция

безусловнорефлекторное соковыделенние

-раздражение рецепторов ротовой полости и стенок желудка

-центр находится в продолговатом мозге

(Фото Павлова И.П. и методика фистулы, для исследования рефлекторного выделения желудочного сока)

Запомните! Чтение, разговоры во время употребления пищи, отрицательные эмоции тормозят выделение желудочного сока.

условнорефлекторное соковыделение

«Аппетитний сок» – реакция на условные раздражители

В головному мозге – центры голода и насыщения

ІІ Гуморальная регуляция

– Биологически активные вещества, которые выделяются железами во время пищеварения;

– вещества, стимулирующие соковыделение, содержатся в отварах мяса, рыбы, овощей.

Продолжаем наше загадочное путешествие. Движемся дальше!

Объясните, о каком органе и особенностях его строения идет речь в этом отрывке?

Из путешествий Макса и Молли

…Вскоре среди складок желудка появилось небольшое отверстие, которое начало расширяться. Извивающиеся стенки желудка сжались одновременно. Близнецы еле удержались на плотике, так стремительно он проскочил в отверстие. Близнецы лежали, переводя дух, а плотик двигался все дальше под красными сводами круглого туннеля.

– Тонкая кишка, – сказал Вольняшка (капелька тканевой жидкости), а когда стенки туннеля позади них сжались, подгоняя плотик, он весело добавил:

-Перистальтика. Больше вам грести не понадобится.

– Хорошо, что тут как будто ничего особенного не происходит, примирительно сказала Молли.

-Почему же? Тут много чего происходит, – сказал Вольняшка, только не так эффективно, как в желудке. Тонкая кишка завершает процесс пищеварения, прежде чес передать питательные вещества в кровь.

– А где кровь? – Молли посмотрела вокруг, но увидела только мягкие красные своды, да реку растворенной пищи. В реку из стенки лился зеленый водопад.

– Но это же не кровь, – возразила Молли.

– Это еще один пищеварительный сок, он-то и завершает весь процесс, – объяснил Вольняшка.

– Но почему водопад зеленый? – поинтересовался Макс…

Итак, о каком органе идет речь в этом отрывке? (Тонкий кишечник.)

Читайте также:  Что такое пенистый секрет в желудке

Частично переваренная в желудке пища (химус), благодаря сокращению мышц желудка поступает порциями в следующий отдел пищеварительного канала – тонкий кишечник. Его разделяют на три отдела: двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки.

Близнецы Макс и Молли путешествовали по пищеварительной системе, но они не побывали в ее железах, о которых мы сей час узнаем..

(Слайд 5 ) Общее строение органов пищеварения.

Именно в двенадцатиперстную кишку впадают протоки поджелудочной железы и самой большой пищеварительной железы …. Печени.

(Слайд 6)

Поджелудочная железа расположена по желудком, между селезенкой и двенадцатиперстной кишкой. Это железа смешанной секреции, внешнесекреторная функция которой состоит в вырабатывании пищеварительного сока. За сутки выделяется 1,5-2л поджелудочного сока.

Ферменты поджелудочного сока

Среда щелочная

  • Трипсин- расщепляет белки до аминокислот

  • Липаза – расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот

  • Амилаза – расщепляет углеводы до глюкозы

Если бы у вас спросили, какой орган нашего тела самый горячий, вы, наверное, затруднились бы ответить. А между тем его название помагает правильно ответить на вопрос. Этим органом является печень.

(слайд 7) Функции печени

1.Защитная – обеззараживание вредных веществ

2.Обменная – принимает участие в обмене углеводов, белков, жиров, витаминов

3.Секреторная- образование желчи

4.Принимает участие в кроветворении и процессах свертывания крови

При постоянном влиянии разных ядов (алкоголя, наркотиков, никотина) происходит гибель клеток печени (гепатоцитов) и они заменяються соединительной тканью. Это приводит к развитию болезни, которая не лечится – церрозу печени.

В печени постоянно образуется желчь.

(Слайд 8)

(Слайд 9) Состав желчи

– за сутки выделяется 500-700 мл желчи

– Состав: вода, желчные кислоты, желчные пигменты (биллирубин),холестерин, неорганические соли

– середа- слабощелочная

(Слайд 10) Значение желчи

– Усиливает действие всех ферментов( действие липазы усиливается в 15-20 раз)

– Способствует растворению и всасыванию жирных кислот

– Усиливает двигательную активность кишечника

– Вызывает усиление соковыделения поджелудочной железы

– Задерживает процессы гниения в кишечнике.

Задание. (Слайд 11)

1Что называли близнецы «зеленым водопадом», откуда он выливался и для чего?

2. Попробуйте ответить на вопрос Макса: «Почему водопад был зеленый?»

3. Что такое перистальтика, о которой говорил Вольняшка? Каково ее значение?

4.Какие вещества расщепляются в кишечнике?

5.Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в кишечнике?

6.Какая химическая среда активизирует ферменты кишечника?

Тонкий кишечник

Состав кишечного сока

– слизь

– кристаллы холестерина

– ферменты: амилаза, мальтаза, липаза, энтерокиназа

-среда щелочная

Двигаемся дальше!

Из путешествий Макса и Молли

… они продолжали плыть по тонкой кишке, которая петляла и извивалась – бесконечная река под бесконечными сводами. Молли все ждала, когда покажется кровь, но вскоре почувствовала, что сквозь лист просачивается сырость.

– Тонем! – вскрикнула она. – Лист весь в дырках!

И они отчаянно погребли к берегу.

– Наверное, лист был покрыт оливковым маслом, которое предохраняло его в желудке. А сейчас желчь смыла масло. И лист начал перевариваться, – предположил Макс.

Близнецы выбрались на мягкий красный берег. Они проводили взглядом расползающийся плотик.

– Спасибо тебе, наш верный кораблик! Я буду вспоминать тебя всякий раз, когда мне придется есть салат…

….Оставшись без своего плотика, близнецы заметили уступ. Они начали карабкаться к нему. Стенку тонкой кишки покрывал мохнатый, чуть липкий красный ворс. Они еле шли, потому что очень трудно было поднимать ноги. Их ступни погружались в липкий мягкий мех. Чем больше усилий они делали, чтобы высвободиться, тем глубже проваливались: по колено…по пояс… по грудь… по подбородок… по самые ошеломленные глаза. Красивый мех бесшумно сомкнулся над вытянутой вверх рукой Макса, и близнецы исчезли без следа…

Задание. (Слайд 12)

1Предположите, каким был химический состав листа близнецов, и почему он растворился в тонком кишечнике? (Вспомните свойства пищеварительных ферментов).

2. Какова роль печени и поджелудочной железы в расщеплении «плотика» – листа, на котором плыли близнецы?

3.Что это был за красный мех, в который погружались ноги детей, и почему он был красным?

4.Что и где случилось с близнецами?

(Слайд 13)

Всасывание – это сложный физиологический процесс проникновения питательных веществ в кровь и лимфу благодаря активной деятельности ворсинок.

Наше путешествие завершается в последнем отделе пищеварительной системы – толстом кишечнике. Он имеет следующие отделы: слепую кишку с червеобразным отростком – апендиксом, ободочную, сигмовидную и прямую кишки. Общая длина его от 1,5-2м. Его слизистая оболочка не имеет ворсинок. Ж6елезы слизистой оболочки выделяют сок, в котором количество ферментов незначительно, но много слизи, которая облегчает продвижение и выведение непереваренных остатков.

(Слайд 14) Толстый кишечник

Функции толстого кишечника

– Всасывание води

– Выведение с каловыми массами:

– непереваренных остатков пищи

– отмерших клеток эпителия

– распавшихся желчных пигментов

– образование некоторых витаминов (К и группы В)

Наше путешествие подошло к концу.

IV. Домашнее задание.

п.35, проработать конспект урока

V. Закрепление изученного материала

Я хочу, чтобы вы сами оценили знания, которые вы получили на этом уроке. Давайте мы разделимся на 3 группы:

І группа: те, кто все понял на уроке и оценивает свои знания на «5», прошу пройти к компьютерам, где вам будет предложен тест;

ІІ група: те, кто оценивает свои знания на «4» – будут разгадывать кроссворд;

ІІІ группа: те, кто оценивает свои знания на «3» – разгадывают шараду.

VI. Рефлексия.

Спасибо всем вам, я надеюсь на то, что урок вам понравился. У нас на доске есть лестница, каждая степенька которой указывает на вашу активность на уроке. Если урок вам понравился и вы активно работали, то оставьте этот знак на верхней ступеньке.

Источник