Урок теме пищеварение желудке

Урок теме пищеварение желудке thumbnail

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 332 Невского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург Товарищеский проспект дом 10 корпус 2 литер А

Учитель биологии Иванова Александра Васильевна

584-54-98, 89112606731

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина

Тема урока «Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Пищеварение в желудке».

8а класс. В классе 27 учеников. Уровень обученности по итогам 2 четверти составляет 56,4 , качество знаний – 50%

Большинство учеников имеют положительную мотивацию к изучению биологии, достаточно активны на уроках, но при этом имеют проблемы с систематическим выполнением домашнего задания (особенно устного).

В классе преобладают обучающиеся с рационально-эмоциональным типом мышления, основной канал восприятия информации — визуальный.

Тема урока:

«Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Пищеварение в желудке».

Цели урока:

  1. Продолжить освоение знаний об анатомии и физиологии человеческого организма на основе содержания данного урока.
  2. Создать условия для овладения умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, использовать эти знания в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье.
  3. Способствовать развитию познавательных интересов в процессе работы с различными источниками информации.
  4. Продолжить формирование метапредметных (общеучебных) умений и навыков

Задачи урока:

  1. Согласовать с учащимися цели и план урока, используя опережающее домашнее задание.
  1. Организовать работу учащихся с различными источниками информации.
  2. Способствовать поддержанию познавательной активности учащихся на протяжении урока, путем создания проблемных ситуаций.
  3. Обеспечить выполнение всеми учащимися заданий формата ГИА по теме «Пищеварение в желудке».

Содержание урока.

  1. Строение желудка. Серозный, мышечный и слизистый слои. Особенности их строения, в связи с выполняемыми функциями. Группы желез слизистой оболочки желудка. Функции желудка.
  2. Особенности пищеварения в желудке. Желудочный сок.
  3. Заболевания желудка. Гастрит. Язва желудка.
  4. Профилактика заболеваний желудка. Гигиенические правила и их биологическое обоснование.

Образовательные технологии.

– ИКТ (источник информации для учащихся, средство наглядности);

– ТРКМ (используется на этапе изучения нового материла с целью поддержания познавательной активности учеников, организации субъектного обучения);

– элементы проблемного обучения.

Средства обучения.

– презентация «Пищеварение в желудке»

– Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М. Дрофа. 2010 – с. 180-181

– задания по различным вопросам изучаемого содержания в формате ГИА (Приложение 1)

– текст «Строение желудка» (Приложение 2)

– видеофрагмент «Желудок» (National Geographic)

–  телевизионный рекламный ролик Орбит

– анимация для физ.минутки

-фрагменты фильмов и мультфильмов «Операция Ы и другие приключения Шурика» (Реж. Л.Гайдай, Мосфильм, 1965), «Жил был пес» (Реж. Э.Назаров, Союзмультфильм, 1982), «Чародеи» (Реж. К. Бромберг, Одесская киностудия, 1982), «Малыш и Карлсон» (Реж. Б.Степанцев, Союзмультфильм, 1968), «Васаби» (Реж. Ж.Кравчик, продюсер Люк Бессон, Europa Corporation, 2001) (ролики 1-5)

-рекламный ролик Орбит (ролик 6)

Этапы урока.

Этап урока

Примерное время

этапа

(мин)

Источники информации для учащихся

Форма организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

1.Орг. момент

0,5

2.Согласование целей урока, плана изучения содержания урока.

2,5-4,5

Презентация

(приложение 5)

(сайт школы)

Индивидуальная (высказывают свою точку зрения, пытаются ее обосновать)

Слушает, направляет, консультирует, создает проблемную ситуацию, организует работу с различными источниками информации

3.Изучение нового материала (приложение 1):

(вызов-осмысление-рефлексия)

1)Просмотр видеоролика «Желудок», выполнение 1 и 2 задания (приложение 2)

35-37

Видеоролик, учебник

Фронтальная

(прогнозируют, используют полученную информацию для решения конкретной задачи)

2)Выполнение 3 задания

Презентация, текст «Строение желудка» (приложение 3)

Фронтальная

(используют

полученную информацию для решения конкретной задачи)

3)Выполнение 4 и 5 задания

Текст «Строение желудка»

Групповая

(используют

полученную информацию для решения конкретной задачи)

4)Выполнение 6 задания

Физ. пауза (приложение 4)

Сведения, полученные на уроке

Фронтальная

(используют

полученную информацию для решения конкретной задачи)

5)Выполнение 7 задания*

Сведения, полученные на уроке

Фронтальная

(анализируют)

6)Выполнение 8 задания*

Сведения, полученные на уроке

Индивидуальная (высказывают свою точку зрения, пытаются ее обосновать)

7)Рассказ учителя о заболеваниях желудка

Рассказ учителя, презентация

Фронтальная

(воспринимают информацию)

Информационная

8)Выполнение 9 задания

Сведения, полученные на уроке

Индивидуальная (высказывают свою точку зрения, пытаются ее обосновать)

Слушает, направляет, консультирует, создает проблемную ситуацию, организует работу с различными источниками информации

9)Выполнение 10 задания

Видеофрагменты сведения, полученные на уроке.

Фронтальная

(воспринимают информацию, анализируют, делают выводы, пытаются применить полученные знания для решения конкретной задачи)

4.Домашнее задание

3

Учитель

Индивидуальная

Озвучивает домашнее задание, дает разъяснения по его выполнению

5.Подведение итогов урока, рефлексия

5

Индивидуальная

(оценивают личностные результаты урока)

Организует рефлексию

*- данные задания можно не выполнять на уроке, а предложить к выполнению дома

Урок направлен на достижение следующих результатов:

  1. Предметных – освоение знаний об особенностях пищеварения в желудке на уровне понимания и применения, формирование понятия о функциональной связи, овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, использовать эти знания в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье.
  2. Надпредметных – поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей, исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, использование для решения познавательных задач различных источников информации, умение определить личностные результаты обучения.

Методические материалы, использованные при подготовке к уроку.

      1.   Билич Г.Л. Биология. СПб. Союз. 2001 — с. 244-249

  1. Биология. Проверочные работы в формате ГИА. Под общей редакцией Э.Е.Белоусовой, Г.Н. Паниной. СПб. Реноме. 2012 – с. 86-87
  2. Биология и анатомия. Универсальная энциклопедия школьника. Минск. Валев. 1995 — с. 300-301
  3. Большой энциклопедический словарь. Биология. М. Большая Российская энциклопедия. 1998 — с.197
  4. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М. Айрис Пресс. 2008 — с. 168, 171
  5. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Ростов-на-Дону. Легион. 2012 – с. 200
  6. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М. Дрофа. 2010 – с. 180-181
  7. Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Рабочая тетрадь к учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М. Дрофа. 2010 – с. 106
  8. Энциклопедия для детей. Человек. Том 1. М. Аванта+. 2001 – с. 136-138
Читайте также:  Если вдруг заболел желудок

Интернет-ресурсы

  1.   https://images.yandex.ru
  2.      https://www.tiensmed.ru/news/jeludok-rabota1.html
  3.     https://referat.yabotanik.ru/biologiya/pishhevarenie/2901/2749/page1.html
  4.     https://tana.ucoz.ru/load/pishhevaritelnaja_sistema/197-1-0-3702

Приложение 1

Строение желудка.

В желудке можно выделить 3 основных слоя:

Наружный – серозный слой, он представлен однослойной пленкой, которая обеспечивает влажность и скользящие свойства поверхности желудка. Благодаря этим свойствам серозной оболочки обеспечивается мобильность желудка, его свободное скольжение относительно соседних органов, безболезненность работы.

Средний слой – мышечный. Мышечная оболочка, представлена несколькими слоями. Отличительной особенностью каждого слоя является направление мышечных волокон. В толще мышечной оболочки выделяются продольные, косые и окружные мышечные волокна. Именно благодаря такому разнообразию направлений мышечных волокон желудок в состоянии обеспечивать активное продвижение и перемешивание пищи.

Внутренний слой – слизистый. Этот слой наиболее сложен по своей структуре. Площадь слизистой желудка превышает площадь мышечной оболочки, благодаря чему в просвете всегда имеется складчатость, даже при условии его полного наполнения. Слизистая соединена с мышечной оболочкой очень свободно, благодаря чему и имеется возможность формирования складчатости.

В слизистой желудка имеется множество желез.

1. Главные железы – наиболее многочисленный вид желез. Основной функцией этих структур является синтез и секреция в просвет желудка специальных ферментов – пепсиногенов (неактивная форма), которые впоследствии в условиях кислой среды превращаются в активную форму – пепсины. Эта группа ферментов, воздействуя на попадающую в желудок пищу, приводит к расщеплению определенных участков цепочек белков. Это подготавливает белковые молекулы к дальнейшему расщеплению в просвете тонкого кишечника, приводит к набуханию продуктов, способствует более тщательному перемешиванию желудочного сока с пищей.

2. Обкладочные железы – эти железы синтезируют соляную кислоту. Тем самым достигается оптимальная для работы ферментов желудка кислотность. Так же, высокая кислотность является защитным фактором – большинство бактерий не в состоянии сохранять жизнеспособность в такой кислой среде. Повышенная кислотность приводит к набуханию пищевых масс, что приводит к повышению площади контакта “желудочный сок – пищевые массы” и повышает эффективность расщепления пищи.

3. Добавочные клетки – вырабатывают слизь. Учитывая весьма агрессивную среду в просвете желудка, слизистой необходимы факторы защиты. Одним из таких факторов является специальная слизь, которая покрывает тонким слоем поверхность внутренней оболочки, препятствуя повреждающему действию пепсинов и соляной кислоты. Так же слизь способствует беспрепятственному продвижению пищи в последующие отделы пищеварительного тракта.

https://www.tiensmed.ru/news/jeludok-rabota1.html

Приложение 2

  1. Перечислите не менее 4-х функций, которые выполняет желудок.
  1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Сформулируйте правильные предложения вместо ошибочных.

1.Желудок – это самая широкая часть пищеварительного тракта.

2.Вместимость желудка не превышает 1 литра.

3.Форма и размеры желудка не зависят от количества съеденной пищи.

4.Слизистая оболочка желудка образует много складок.

5.Стенка желудка состоит из двух слоев.

  1. Какая цифра на рисунке обозначает слизистую оболочку желудка? Ответ поясните.
  1. Найдите соответствие между слоями (оболочками), образующими стенку желудка и их характеристиками. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

А) средний слой

Б) наружный слой

В) внутренний слой

Г) обеспечивает активное продвижение и перемешивание пищи

Д) имеет складчатость, содержит много желез

Е) обеспечивает свободное скольжение желудка относительно соседних органов

  1. Серозный слой
  2. Мышечный слой
  3. Слизистный слой
  1. Используя текст «Строение желудка» заполните таблицу «Основные виды желез слизистой».

Виды желез

Продукт железы

Функция (функции)

продукта железы

  1. Прочитайте описание опыта.

«В две пробирки поместили хлопья куриного белка. В одну пробирку добавили воду, в другую – 1 мл желудочного сока. Обе пробирки поставили на водяную баню при температуре +37º С. Через 30 мин сравнили содержимое пробирок».

Как вы думаете, в какой пробирке с белком произошли изменения? Для чего понадобилось нагревать пробирки? Объясните свою точку зрения.

  1. Вставьте в текст «Желудочный сок» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ЖЕЛУДОЧНЫЙ СОК

Желудочный сок – это (А) продуктов, выделяемых различными железами (Б) оболочки желудка. Содержит (В) и другие ферменты, которые расщепляют (Г), а также небольшое количество (Д), расщепляющей в основном молочные жиры. В состав желудочного сока входит (Е), которая активирует ферменты и обуславливает (Ж) свойства желудочного сока, а также слизь.

  1. Липаза
  2. Бактерицидные
  3. Белки
  4. Смесь
  5. Соляная кислота
  6. Пепсин
  7. Слизистая
  1. Почему желудок не переваривает сам себя? Дайте не менее 2-х объяснений.
  1. Выскажите предположения, как повлияет на работу желудка повышенная и

пониженная кислотность. Обоснуйте свое мнение.

  1. Заполните таблицу «Гигиена органов пищеварения».

Гигиеническое правило

Биологическое обоснование

Источник

План – конспект урока по биологии в 8классе на тему «Пищеварение в желудке и в кишечнике»

Тип урока:изучение нового материала

Вид урока:урок с элементами практической работы

Цель:

– познакомить учащихся с особенностями пищеварения в желудке и кишечнике;

– раскрыть взаимосвязь между тканями и органами человека и животных.

Задачи образовательные:

– сформировать понятие об уровнях организации живых тел;

– изучить желудок и отделы кишечника

– показать разновидности тканей и их различие в строение.

Задачи развивающие:

– продолжить формировать умения сравнивать изучаемые объекты и отмечать главное;

– умение последовательно излагать материал.

Задачи воспитательные:

– формировать научное мировоззрение;

– продолжать формирование культуры труда на основе ведения записей в тетради.

Методы и методические приемы:словесный (элементы лекции, беседа), наглядный (демонстрация через мультимедио, таблицы), практический(демонстрационный опыт).

Оборудование:изобразительные пособия: таблица «Внутренние органы пищеварения»; пробирка, куриный белок, натуральный желудочный сок.

Структура урока: (45 мин урок)

Читайте также:  Желудок и селезенка у собак

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Проверка Д/З (10 мин.)

П. Изучение нового материала (20 мин.)

III.Закрепление нового материала (17 мин.)

IV. Итог урока (1-2 мин.)

V. Домашнее задание (1-2 мин.)

VI. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (1-2 мин.)

Содержание урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.

Проверка Д/З (10 мин.)

  1. Что такое пищеварение и какие органы участвуют в этом процессе?

  2. Что такое пищеварение

  3. Что такое зубы и из каких частей они состоят?

  4. Слюнные железы и функция языка

II. Изучение нового материала (20мин.)

Учитель сообщает тему урока, его цель,

а) Проблемные вопросы.

Ребята, а как протекает пищеварение в желудке и кишечнике?

Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, вы познакомитесь с особенностями строения желудка и кишечника и функции этих органов.

Запишите в тетрадях первый пункт урока:

1. Желудок

Желудок. Желудок служит резервуаром для накопления и переваривания пищи. Внешне он напоминает большую грушу, вместимость его — до 2—3 л. Форма и размеры желудка зависят от количества съеденной пищи.

Слизистая оболочка желудка образует множество складок, которые значительно увеличивают ее общую поверхность. Такое строение способствует лучшему соприкосновению пищи с его стенками.

На экране через мультимедиа учитель показывает внутренних органов пищеварения. Видео Желудок.

В слизистой оболочке желудка расположено около 35 млн. желез, которые за сутки выделяют до 2 л желудочного сока. Желудочный сок— это прозрачная жидкость, 0,25% ее объема составляет соляная кислота. Такая концентрация кислоты убивает попавшие в желудок болезнетворные организмы, но не опасна для его собственных клеток. От самопереваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка.

Рассмотрите рис. на стр. строение стенки желудка.

Под действием ферментов: пепсин, химозин, липаза, содержащихся в желудочном соке, начинается переваривание белков. Этот процесс идет постепенно, по мере того как пищеварительный сок пропитывает пищевой комок, проникая в его глубину. В желудке пища задерживается до 4—6 ч и по мере превращения в полужидкую или жидкую кашицу и переваривания порциями проходит в кишечник.

Регуляция сокоотделения железами желудка происходит рефлекторным и гуморальным путями. Начинается она условным и безусловным сокоотделением.

Для того чтобы убедится как влияет желудочный сок на процесс пищеварения, проделаем следующий опыт.

Демонстрационный опыт.

Запишите в тетрадях

Цель: изучить действие фермента желудочного сока на белки.

Оборудование: пробирка, полусваренный куриный белок, желудочный сок.

Ход работы. В пробирку с полусваренным куриным белком дольем немного натурального желудочного сока и поместим ее в теплую воду

(38-39 С). Через 20-30 мин хлопья белка исчезнут.

Объясните, почему это произошло?

Вывод: под действием фермента желудочного сока – пепсина – молекулы белков в кислой среде распадаются на различные аминокислоты.

Запишите второй пункт плана:

2. Тонкая кишка.

Тонкая кишка. Из желудка пища попадает в тонкую кишку. Это наиболее длинная — до 4,5—5 м — часть пищеварительной трубки. Ближайший к желудку участок тонкой кишки называется двенадцатиперстной кишкой. Рассмотрите внутреннех органы пищеварения (на экране через мультимедио учитель показывает кишечник) Видео Тонкий кишечник

В ней пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока. Их ферменты действуют на белки, жиры и углеводы. В тонкой кишке переваривается до 80% поступивших с пищей белков и почти 100% жиров и углеводов. Здесь белки расщепляются до аминокислот, углеводы — до глюкозы, жиры — до жирных кислот и глицерина.

Важную роль в этом процессе играет желчь, которая образуется в печени. Хотя желчь сама и не переваривает жиры, но усиливает действие ферментов, а также разлагает жиры на мелкие капельки.

Значение желчи:

– благодаря ее действию облегчается переваривание жиров;

– она повышает активность ферментов;

– повышает растворимость жирных кислот;

– усиливает движение кишки;

– задерживает гнилостные процессы в кишечнике.

Печень — самая крупная железа нашего тела, ее масса достигает 1500 г. Печень принимает участие не только в процессе пищеварения, В ней задерживаются и обезвреживаются многие ядовитые вещества. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена — животного крахмала. Видео Печень

Стенка тонкой кишки образована:

– слизистой оболочкой, подслизистой тканью, мышечной и серозной оболочками. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует складки, покрытые ворсинками. На слизистой оболочке тонкой кишки в 1 кв.см, находится до 2500 ворсинок. Длина ворсинок до 1 мм.

Благодаря складкам и ворсинкам резко увеличивается площадь поверхности слизистой оболочки кишки, поэтому здесь происходит почти полная обработка пищи. На экране учитель показываетстроение стенки тонкой кишки.

Процесс пищеварения в тонкой кишке состоит из трех этапов: полостное пищеварение ,пристеночное пищеварение и всасывание.

Как происходит полостное пищеварение, вы знаете: это переваривание питательных веществ под влиянием пищеварительных соков в полости кишки. Пристеночное пищеварение идет на самой поверхности слизистой оболочки кишки. Перевариванию подвергаются пищевые частички, проникающие в пространства между ворсинками. Более крупные частицы сюда попасть не могут. Они остаются в полости кишки, где подвергаются воздействию пищеварительных соков и расщепляются до более мелких размеров. Такой механизм пищеварения способствует наиболее полному перевариванию пищи.

В кишечнике пища продолжает перемешиваться и передвигаться при помощи перистальтических движений мышц в его стенках. Механизм этих движений прост: кольцевые мышцы кишки в одном месте сокращаются, а в другом расслабляются. При этом пища передвигается в участок с расслабленными стенками. Затем сокращение происходит именно в этом

участке, а в соседнем мускулатура кишки расслабляется, и содержимое кишечника перемещается дальше и т. д.

Тонкая кишка способна и к маятникообразным движениям за счет попеременного удлинения и укорачивания кишки на определенном участке. Содержимое кишки при этом перемешивается и передвигается в обоих направлениях.

Читайте также:  Полипэктомия антрального отдела желудка

Всасывание – это процесс поступления различных веществ через слой клеток ворсинок в кровь и лимфу. Всасывание имеет огромное значение, этим путем наш организм получает все необходимые вещества. При чем вода минеральные соли, аминокислоты и глюкоза поступают в кровь уже в желудке. Процесс всасывания происходит в ворсинках.

Их стенка состоит из однослойного эпителия. В каждую ворсинку входят кровеносные и лимфатические сосуды. Вдоль ворсинки заложены гладкие мышечные клетки, которые во время пищеварения сокращаются, а содержимое их кровеносных и лимфатических сосудов выдавливается и уходит в общий ток крови и лимфы. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту. В кровь всасываются вода, растворенные в ней минеральные соли, аминокислоты и продукты расщепления углеводов. Глицерин и жирные кислоты в эпителиальных клетках ворсинок соединяются и образуются жиры, характерные для организма человека, затем они поступают в лимфу, после в кровь. Видео Всасывание

3. Толстая кишка.

Из тонких кишок невсосавшаяся часть пищи переходит в начальный участок толстой кишки – слепую кишку. Слизистая оболочка толстой кишки ворсинок не имеет, её клетки выделяют слизь.

Толстая кишка — конечный отдел пищеварительной трубки. Ее длина колеблется от 1,5 до 2 м. Один из ее участков — слепая кишка — имеет узкий червеобразный отросток аппендикс (длиной 6—8 см), являющийся органом иммунной системы. Рассмотрите рис. строения толстой кишки на стр. 158.

В толстой кишке скапливаются остатки непереваренной пищи. Здесь они могут находиться 12—20 ч. За это время под действием бактерий происходит расщепление клетчатки, а вода всасывается в кровеносные сосуды, расположенные в стенках толстой кишки. При этом образуются газы и ядовитые вещества, которые, всасываясь в кровь, способны вызывать отравление организма. Эти вещества обезвреживаются в печени.

В толстой кишке преимущественно происходит всасывание воды (до 4 литров в сутки), а также глюкозы и некоторых лекарственных препаратов. От пищевой кашицы остается менее 130-150 г кала, в состав которого входят слизь, остатки отмершего эпителия слизистой оболочки, холестерин, продукты изменения пигментов желчи, сообщающие калу характерный цвет, непереваренные остатки пищи, большое количество бактерий.

Передвижение пищевых остатков в толстой кишке происходит за счет сокращения ее стенок. Каловые массы скапливаются в прямой кишке. Дефекация (опорожнение кишечника) – процесс рефлекторный, возникающий на раздражение калом рецепторов слизистой оболочки прямой кишки при достижении определенного давления на ее стенки. Центр дефекации находится в крестцовом отделе спинного мозга. Акт дефекации подчинен и коре больших полушарий головного мозга, чем обусловлена произвольная задержка дефекации.

Вывод:
1.    Желудок – это полый мышечный орган, расположенный в левом подреберье и эпигастрии. 
2.    Из желудка частично переваренная пища выводится в двенадцатиперстную кишку.
3.    Начальный отдел тонкого кишечника длиной 25-30 см — двенадцатиперстная кишка, в которую открываются протоки печени и поджелудочной железы. На пищевую кашицу здесь действуют три пищеварительных сока: желчь печени, сок поджелудочной железы, сок кишечных железок.
4.    Желудочный сок – жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка. Это бесцветная прозрачная жидкость, содержащая соляную кислоту (0,3-0,5%). 

  1. По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка.

III. Закрепление нового материала (17 мин.)

  1. Исправить ошибки в тексте;

  2. Контур какого органа изображен на этом рисунке?

  3. Тест: В желудке начинается расщепление: а) воды б) белков в) крахмала г) жиров

2. Расщепление питательных веществ происходит под влиянием: а) витаминов б) воды в) ферментов

3. Протоки поджелудочной железы и печени открываются в: а) желудок б) пищевод в) 12-перстная кишка г) тонкую кишку

4. Желчь вырабатывается: а) поджелудочной железой б) печенью в) железами желудка

5. Ферменты поджелудочной железы расщепляют: а) только жиры б) только крахмал в) белки, жиры, крахмал г) только белки

  1. Дайте названия всем органам пищеварительной системы

  2. Выберите правильные высказывания:

  1. Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *

  2. Желчь вырабатывается железами желудка.

  3. Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *

  4. Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *

  5. Перитонит – воспаление аппендикса.

  6. Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*

  7. Трипсин – расщепляет жиры.

  8. В желудке кишке кислая среда.*

  9. Ферменты- это биологические катализаторы.*

  10. Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *

6. Анаграмма.

Из букв составить слова. Найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

УЕЛЖОКД – желудок

ИВПЕЩДО – пищевод

ЬЕЧПЕН – печень

КИЧИКШЕН – кишечник

КЕБЛИ – белки

ТОР – рот

Лишнее слово БЕЛКИ, так как это питательное вещество, а желудок, пищевод, печень, кишечник, рот – органы.

7. Вопросы:

1. Для чего служит желудок?

2. При помощи чего переваривается пища в желудке?

3. Куда попадает пища после обработки в желудке?

4. Как называется самый близкий к желудку отдел тонкой кишки?

5. Как называется самая крупная железа нашего тела?

6. Какие функции выполняет печень помимо пищеварения?

7. Из каких этапов состоит процесс пищеварения?

8. При помощи чего передвигается пища в кишечнике?

9. Как называется конечный отдел пищеварительной трубки?

10.Что представляет из себя орган иммунной системы?

Рефлексия:

Мне было интересно узнать что…

Мне было трудно понять, но все таки удалось, что …

Мне было вообще не понятно, что……

Данный материал я смогу применить в жизни при (ситуации)…

IV. Итог урока (1-2 мин.)

V. Домашнее задание (1-2 мин.) Стр. 156-158.

VI. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (1-2 мин.)

Источник