Ум и желудок мой оба голодают

Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. <…> Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта. Ради бога. Ум и желудок мой оба голодают
Из письма Н. В. Гоголя А. С. Пушкину, 7 октября 1835 г. Петербург
Эта гоголевская просьба сразу же провоцировала на предположение («рабочую гипотезу») о том, что речь здесь идет о сюжете «Ревизора». Через шестнадцать дней после этого письма, 23 октября 1835 года, Пушкин вернулся в Петербург и вскоре, при одной из встреч с Гоголем, «передал» ему искомый сюжет… Правда, сведений о самой этой «передаче» не сохранилось никаких: все историко-литературные данные о ней изначально гипотетичны. <…>
С другой стороны, если принять эту просьбу как отправную точку замысла «Ревизора», то дальнейшая работа над комедией шла с нереальной, почти сверхъестественной быстротой: в конце октября — начале ноября Гоголь мог получить от Пушкина искомый «сюжет», а уже к 6 декабря сообщает (в письме к М. П. Погодину) о завершении двух черновых редакций своей комедии. Между тем Гоголь обычно очень долго оттачивал свои произведения, переписывая их, по его собственным словам, «восемь раз». Поэтому, например, А. С. Долинин вполне обоснованно предположил, что «передача сюжета» должна была произойти намного раньше, а к октябрю 1835 года речь могла идти лишь о каких-то деталях… Но это предположение противоречит тексту письма.
Нам представляется, что «просьбу» о сюжете из этого письма не стоит рассматривать как действительную просьбу — за ней скрывается несколько другой смысл. В молодом литераторе Гоголе Пушкин более всего ценил стихию смешного, которая, по его разумению, была развита в нем в гораздо большей степени, чем у него самого. <…>
Пушкин особенно ценит способность Гоголя заставлять читателя и зрителя веселиться и смеяться
Гоголь вполне сознавал это — и в цитированном письме, высказывая вроде бы просьбу («Сделайте милость…»), сразу же указывает, что будущая «комедия», которую «рука дрожит написать», — «будет смешнее черта». При этом неважно, какой именно будет сюжет: «хоть какой-нибудь, смешной или не смешной». Собственно, это не столько действительная просьба дать сюжет для комедии, сколько отражение гоголевского «желания порисоваться», похвастаться своей способностью создавать «веселое» представление — «из ничего».
Наконец, что за сюжет мог в этом случае передать Пушкин? Разные исследователи и мемуаристы в разное время отметили не менее десятка «жизненных анекдотов» о мнимом ревизоре, персонажами которых были реальные лица: П. П. Свиньин, путешествующий по Бессарабии, устюженский городничий И. А. Макшеев и петербургский литератор П. Г. Волков, сам Пушкин, остановившийся в Нижнем Новгороде, и так далее — все эти житейские анекдоты Гоголь знал и без Пушкина. Кроме того, Гоголь знал по меньшей мере две литературных обработки подобного сюжета: комедию Г. Ф. Квитка-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827) и повесть А. Ф. Вельтмана «Провинциальные актеры» (1834). Никакой особенной «новости» или «сенсации» этот «бродячий сюжет» не представлял, и барон Брамбеус в своих нападках на гоголевскую комедию называл «Ревизора» «плохим драматическим анекдотом», «карикатурой одного известного случая», который был «тысячу раз напечатан, рассказан и отделан в разных видах».
Кошелев В. Пушкинская «мысль „Ревизора“» // Литература, № 14, 2005.
К списку событий
Источник
“Ñäåëàéòå æå ìèëîñòü, äàéòå ñþæåò; äóõîì áóäåò êîìåäèÿ
èç ïÿòè àêòîâ, è êëÿíóñü, êóäà ñìåøíåå ÷¸ðòà! Ðàäè Áîãà, óì,
è æåëóäîê ìîé îáà ãîëîäàþò.
Ìîè íè “Àðàáåñêè”, íè “Ìèðãîðîä” íå èäóò ñîâåðøåííî.
׸ðò èõ çíàåò, ÷òî ýòî çíà÷èò! Êíèãîïðîäàâöû òàêîé íàðîä,
êîòîðûõ áåç âñÿêîé ñîâåñòè ìîæíî ïîâåñèòü íà ïåðâîì äåðåâå”.
Ãîãîëü – À.Ñ. Ïóøêèíó, 7 îêò. 1835 ã. Ïèñüìà. I. 353.
***
“Èçâåñòíî, ÷òî Ãîãîëü âçÿë ó Ïóøêèíà ìûñëü “Ðåâèçîðà”
è “Ì¸ðòâûõ äóø”, íî ìåíåå èçâåñòíî, ÷òî Ïóøêèí íå ñîâñåì
îõîòíî óñòóïèë åìó ñâî¸ äîñòîÿíèå.  êðóãó ñâîèõ äîìàøíèõ
Ïóøêèí ãîâîðèë, ñìåÿñü: – “Ñ ýòèì ìàëîðîññîì íàäî áûòü
îñòîðîæíåå: îí îáèðàåò ìåíÿ òàê, ÷òî è êðè÷àòü íåëüçÿ”.
Ï.Â. Àííåíêîâ. 20.
1
“Ñëó÷àëîñü, øóòêàì íå áûëî êîíöà.
Áûâàëî âñ¸ – è ìèìèêà è æåñòû,
È âèä åãî ñåðü¸çíîãî ëèöà
Ñìåøèë êðóæîê äðóçåé åìó èçâåñòíûé.
Ëþäåé ìàëîçíàêîìûõ èçáåãàë
(À ìíîãèõ îí òîãäà åù¸ íå çíàë).
Âñåãäà âåñ¸ëûé, îñòðîóìíûé ñ íàìè,
Îí çàìîëêàë, è ìû íåðåäêî ñàìè
Äîñòàòü åãî ïûòàëèñü èç óãëà,
Ãäå îí ñèäåë, íà âñåõ ñåðü¸çíî ãëÿäÿ.
Îí è øóòèë ñ ñåðü¸çíûì âèäîì, êñòàòè.
Ìàíåðà ýòà ñòðàííàÿ áûëà
Êîíüêîì åãî. Êîãäà ÷èòàë, åäâà ëè
Íå âñå ïëàñòîì îò õîõîòà ëåæàëè.
Êàêèì áû íè ñìåøíûì áûë îáîðîò,
Îí ðàçâå òîëüêî áðîâüþ ïîâåä¸ò;
Ïðîäîëæèò ïîñëå ïàóçû â ðàññêàçå,
À þìîð áûë ÷óòü ëè íå â êàæäîé ôðàçå”.
2
“Ñîçäàíèå õóäîæíèêà åù¸
Äëÿ âñåõ åñòü òàéíà – îí åù¸ íå ïèøåò,
Íî îí óæå òâîðåíèå ñâî¸
Âñ¸ â öåëîì âèäèò,èì æèâ¸ò è äûøèò.
Âñå îáðàçû, äî ñêëàäîê è ìîðùèí
Îí ÿñíî âèäèò. Ýòî îí îäèí
Èõ çíàåò ëó÷øå, ÷åì âû äàìó ñåðäöà.
Äëÿ âñåõ åù¸ òóäà çàêðûòà äâåðöà,
Êóäà îäèí îí âõîäèò áåç ïîìåõ,
È ÿñíî ïðåäñòàâëÿåò õîä ñîáûòèé,
È òå åù¸ íåâèäèìûå íèòè,
Êîòîðûå è ñâÿçûâàþò âñåõ”.
Âñ¸ ñêëàäûâàëîñü, êàê íåëüçÿ óäà÷íî.
 ñòàòüå ñâîåé Áåëèíñêèé îäíîçíà÷íî
Íàçâàë åãî âåëèêèì. Ïóñòü ïåðîì
Âåëè÷èÿ äîñòèãíåò îí ïîòîì –
Êàê ãîâîðèòñÿ, âñ¸ æå â áîæüåé âîëå!.
Ñòàòü¸é ïîõâàëüíîé Ãîãîëü áûë äîâîëåí.
3
Óäà÷íî âñ¸ ñîøëîñü òîãäà è âîò
Òåêñò äàæå ïåðåïèñàí áåç ïîìàðîê.
Ñþæåò âåëèêèé Ïóøêèí îòäà¸ò,
È ýòî áûë äåéñòâèòåëüíî ïîäàðîê!
– ×èíîâíèê ïî ôàìèëèè Ñâèíüèí
Âñåõ, øåëüìà, îáîáðàòü ñóìåë îäèí,
È î÷åíü ñêîðî, òàê èëè èíà÷å,
Áûë äàæå ãîðîäíè÷èé îäóðà÷åí.
– Äîãíàòü! Äà òîëüêî ãäå óæ òàì! Çëîäåé
Äàâíî â ïóòè; ëîøàäêè, ñëîâíî âåòåð!
È íå áûëî á ÷óäåñ íà áåëîì ñâåòå,
Äà ìíîãî ëîïóõîâ ñðåäè ëþäåé.
Ïîæàëóé, äàæå î÷åíü ìíîãî – ñëèøêîì!
– Ìåíÿ! È îáìàíóëè, êàê ìàëü÷èøêó!
Êòî îí òàêîé? Ïóñòîå ìåñòî! Íîëü!
Äà ýòèì ïðîõîäèìöàì ëèøü ïîçâîëü,
Íå âûòðàâèøü íè÷åì óæå çàðàçó!
È Ãîãîëü îöåíèë èäåþ ñðàçó.
4
Çàòåì Æóêîâñêèé. Ýòî îí öàðþ,
Êàê öåíçîðó, äîñòàâèë “Ðåâèçîðà”,
È òîò äàë ðåçîëþöèþ ñâîþ
Ïî÷òè ÷òî ñðàçó è áåç ðàçãîâîðà,
È ñàì áûë íà ïðåìüåðå, õîõîòàë,
È áèë â ëàäîøè, è áëåñòÿùèé çàë
Áûë òîæå â ýïîëåòàõ âåñü è â çâ¸çäàõ.
È öàðü æå, ïîçæå, âûõîäÿ íà âîçäóõ,
Ñìåÿñü ñêàçàë, ÷òî, ìîë, äîñòàëîñü âñåì,
Íî áîëüøå âñåõ åìó – ñóäüáà òàêàÿ:
Âîò òàê – îò Íèêîëàÿ – Íèêîëàþ!
Èãðîé àêò¸ðîâ Ãîãîëü, ìåæäó òåì,
Áûë î÷åíü íåäîâîëåí, è íåìàëî
Ïîçäíåå ñîêðóøàëñÿ, ÷òî ïðîïàëà
Ðîëü ãëàâíàÿ, è Äþð áûë íå ãîòîâ,
Íå ïîíÿë, ÷òî òàêîå Õëåñòàêîâ,
È ýòà ðîëü, ïðàêòè÷åñêè, óáèòà.
“Ìíå ãðóñòíî, è äîñàäíî-ÿäîâèòî!”
5
“Òîñêà! Òîñêà! Óâû, íå çíàþ ñàì,
×òî òàê ìåíÿ òîñêà îäîëåâàåò!
Êîñòþìû, ýòî ïðîñòî çäðàñüòå âàì –
ß àõíóë äàæå! Õóæå íå áûâàåò!
Îñîáåííî áûë ïëîõ ÷åòâ¸ðòûé àêò.
êàê íè ñìîòðè, à áëåäíî áûëî – ôàêò!
Ïîõîæå áîëüøå íà êàðèêàòóðó.
Ïðèäÿ äîìîé, ÿ ñåë çà êîððåêòóðó,
È âûøëî äàæå, êàæåòñÿ, ñèëüíåé,
Íî õëîïîòàòü, ÷òîá ýòî â ïüåñó âñòàâèòü
Íè ñèë íåò, íè æåëàíèÿ ïðåäñòàâèòü,
×òî íàäî ñíîâà ñ ïðîñüáîþ ñâîåé
Èäòè è êëàíÿòüñÿ, è îááèâàòü ïîðîãè.
Îñòàâèë âñ¸ ïî-ïðåæíåìó, â èòîãå.
Èçäàíèå âòîðîå áóäåò – ïóñòü,
Íî âñ¸ ðàâíî íå ïîêèäàåò ãðóñòü,
È ïüåñà îïðîòèâåëà âñÿ â öåëîì.
Êëÿíóñü, óñòàë äóøîé óæå è òåëîì”.
6
“Âàñèëü÷èêîâà â òðàóðå áûëà.
Çàõîäèò Ãîãîëü. Ïî å¸ ðàññêàçó,
Îíà åãî òîãäà è íå æäàëà.
Îí âûðàçèë ñî÷óâñòâèå åé ñðàçó.
Î áðåííîñòè çåìíîãî ðàçãîâîð
Çàâ¸ë ñíà÷àëà, è ïîòóïèâ âçîð,
Ñêàçàë, ÷òî â æèçíü çàãðîáíóþ îí âåðèò,
À â æèçíè íàøåé ëèøü îäíè ïîòåðè,
È ñëó÷àé ñòàë ðàññêàçûâàòü òàêîé:
Âñ¸ ê îäíîìó, ìîë, äâèæåòñÿ èòîãó:
– Ïîìåùèê æèë îò íàñ íåïîäàë¸êó,
Ñòàðèê óæå, ïðàêòè÷åñêè, ñåäîé.
Ãîäà óøëè – èùèòå âåòðà â ïîëå!
À ñûí îäèí, è òîò îïàñíî áîëåí.
×òî âàì ñêàçàòü: èçìó÷èëñÿ ñòàðèê –
Îò ñûíà íå îòõîäèò íè íà ìèã,
Íî âñ¸-òàêè âçÿëà ñâî¸ óñòàëîñòü –
Ïîñïàòü ðåøèë â ñâîåé ïîñòåëè ìàëîñòü,
7
– Äà òîëüêî ë¸ã, ê íåìó óæå áåãóò:
– Ïîæàëóéòå! – ×òî, íåóæåëè õóæå?
Ñëóãà è ãîâîðèò ñ òðåâîãîé òóò:
– Êàêîé òàì õóæå! Âðà÷ óæå íå íóæåí!
Ñîâñåì ñêîí÷àëñÿ! – Àõ, òû, Áîæå ìîé! –
Âîñêëèêíóëà ñòàðóøêà, – íî ïîñòîé,
À ÷òî îòåö? Îí â í¸ì äóøè íå ÷àÿë!
À Ãîãîëü, õëàäíîêðîâíî îòâå÷àÿ:
– Äà ïðîñòî äóíóë íà ëàäîíü ñâîþ,
Ïîæàë ïëå÷àìè, ðàñòîïûðèë ðóêè –
(Îò áëèæíåãî íå æä¸øü ïîäîáíîé øòóêè),
Äà òîëüêî ÷òî è ìîã ïðèñâèñòíóòü: “ôüþ!”
Íå â òðàóðå ñëîâà áû ñëóøàòü ýòè,
È äðóæíî çàñìåÿëèñü òîëüêî äåòè,
Íà ò¸òóøêó æå òóò íàïàë ñòîëáíÿê,
È ÿ âîò òîæå íå ïîéìó íèêàê,
Ñêàçàòü ïî-ïðàâäå, äàæå óäèâèëñÿ:
Êàê îí íà ýòó âûõîäêó ðåøèëñÿ?
8
“- Ãäå Ïðîõîðîâ? – Äîñòàâëåí ïîóòðó
Ìåðòâåöêè ïüÿíûì. Ãäå îí òàê ðåçâèëñÿ,
Íå çíàþ, òîëüêî ýòî íå ê äîáðó –
Îí äî ñèõ ïîð åù¸ íå ïðîòðåçâèëñÿ.
– Âîò, íå áûëî òàêîé åù¸ áåäû!
– Õîòü äâà óøàòà âûëèëè âîäû –
Âñ¸ áåç òîëêó!” È øóòêå çíàÿ öåíó,
Èç æèçíè Ãîãîëü ñëó÷àé âçÿë íà ñöåíó,
È íå ïóñêàòü â ãëàçà ÷òîá ëþäÿì ïûëü,
Âåëåë óáðàòü âñþ ìåáåëü äîðîãóþ.
Ïîïðîùå è ïîñòàâèëè – äðóãóþ,
È êëåòêó ñ êàíàðåéêîé è áóòûëü
Íà ïîäîêîííèê âîäðóçèëè òîæå,
Òîãäà íà ÷òî-òî ñäåëàëàñü ïîõîæà
Áåðëîãà ãîðîäíè÷åãî. Îí ñàì
Çíàêîì óæå îäíîé ôèãóðîé íàì.
Ðàçãíåâàííàÿ ïóáëèêà ñíà÷àëà
Íåùàäíî òîëüêî Ãîãîëÿ ðóãàëà.
***
“Ãîâîðÿò, òû ñåðäèøüñÿ íà òîëêè (ïî ïîâîäó “Ðåâèçîðà”).
Íó, êàê òåáå, áðàòåö, íå ñòûäíî! Âåäü òû ñàì äåëàåøüñÿ
êîìè÷åñêèì ëèöîì. Ïðåäñòàâü ñåáå, àâòîð õî÷åò óêóñèòü
ëþäåé íå â áðîâü, à ïðÿìî â ãëàç.Îí ïîïàäàåò â öåëü.
Ëþäè ùóðÿòñÿ, îòâîðà÷èâàþòñÿ, áðàíÿòñÿ è, ðàçóìååòñÿ,
êðè÷àò: “Äà! Íàñ òàêèõ íåò!” Òàê òû äîëæåí áû ðàäîâàòüñÿ,
èáî âèäèøü, ÷òî äîñòèã öåëè. Êàêèõ äîêàçàòåëüñòâ ÿñíåå
èñòèíû â êîìåäèè? À òû ñåðäèøüñÿ?! Íó, íå ñìåøîí ëè òû!”
Ì.Ï. Ïîãîäèí – Ãîãîëþ, èç Ìîñêâû. Áàðñóêîâ. IV. 337.
9
– Î, Ãîñïîäè! – îí âîñêëèöàë òîãäà, –
Íó åñëè áû îäèí ðóãàë, òàê ÷òî æå!
Áîã ñ íèì – òàêîé îòûùåòñÿ âñåãäà,
Êîòîðûé ñêàæåò: ýòî íå ïîõîæå,
Âñ¸ ýòî òîëüêî êëåâåòà è ôàðñ –
Òàêîãî è íå ìîæåò áûòü ó íàñ,
×òîá äóðíè âñå íåâèäàííûå âìåñòå
 îäíîì áû î÷óòèëèñü ñðàçó ìåñòå.
Áûëà â âîñòîðãå òîëüêî ìîëî䏿ü,
È â ïðåíèÿ âñòóïàëà ñ ïîæèëûìè:
Ìîë, âû ñåáÿ íå âèäèòå òàêèìè;
Òàêèõ è íå â ïðîâèíöèè íàé䏸ü.
– Äëÿ àâòîðà íåò íè÷åãî ñâÿòîãî!
Ïåðåáèâàëè ñòàðèêè èõ ñíîâà.
Îäíàêî, ïðåäñòàâëåíèå óæå
×åòâ¸ðòîå, è ïüåñà ïî äóøå,
Óâû, íå ìíîãèì – ìíîãèå ðóãàþò,
Áèëåòû æå âñå ñðàçó ðàñêóïàþò.
***
“Ðåâèçîð” áûë ïðîäàí ïåòåðáóðãñêîé äèðåêöèè ñàìèì
Ãîãîëåì çà 2500 ðóáëåé àññèãíàöèÿìè, à ïîòîìó íåìåäëåííî
íà÷àëè åãî ñòàâèòü è â Ìîñêâå. Ãîãîëü õîðîøî áûë çíàêîì
ñ Ìèõ. Ñåì. Ùåïêèíûì è ïîðó÷èë åìó ïèñüìåííî ïîñòàíîâêó
“Ðåâèçîðà”, ñíàáäèâ ïðè ýòîì ìíîãèìè, ïî áîëüøåé ÷àñòè
î÷åíü öåííûìè íàñòàâëåíèÿìè.  òî æå âðåìÿ óçíàëè ìû, ÷òî
ñàì Ãîãîëü. ñèëüíî îãîð÷¸ííûé è ðàññòðîåííûé ÷åì-òî â
Ïåòåðáóðãå, ðàñïðîäàë ñ óñòóïêîþ âñå îñòàâøèåñÿ ýêçåìïëÿðû
“Ðåâèçîðà” è äðóãèõ ñâîèõ ñî÷èíåíèé è ñîáèðàåòñÿ íåìåäëåííî
óåõàòü çà ãðàíèöó”.
Ñ.Ò. Àêñàêîâ. Èñòîðèÿ çíàêîìñòâà.
10
ß ëèøü ðåøèë äóðíîå âñ¸ ñîáðàòü,
Êàêîå òîëüêî çíàë, ÷òîá ïîñìåÿòüñÿ.
Âîò òàê è âûøåë “Ðåâèçîð” â ïå÷àòü –
Êîìåäèÿ, óæ åñëè ðàçîáðàòüñÿ,
Îäíàêî, ìíå îíà íå óäàëàñü.
 íåé âèäåëè ïàðîäèþ íà âëàñòü,
Íàñìåøêó íàä âñåì òåì, ÷òî òàê ïðèâû÷íî.
Âñ¸ ýòî áûëî î÷åíü íåïðèëè÷íî
Ïî ìíåíèþ òîëïû. Áåç ëèøíèõ ñëîâ,
Îòúåçä ìîé áûë ðåø¸í – ÿ óåçæàþ
 Øâåéöàðèþ. Íàäîëãî ëè, íå çíàþ.
Äðóãîé ñþæåò â óìå óæå ãîòîâ;
Äóøà ìîÿ äàâíî óæå ñòðåìèòñÿ
Ê ïîêîþ – ÿ õî÷ó óåäèíèòüñÿ,
È äàæå îòïóñòèòü õîòåë ñëóãó.
ßêèì ñêàçàë: óéòè, ìîë íå ìîãó –
Òàêàÿ ó íåãî, íàâåðíî äîëÿ –
Íå âñåì íóæíà, êàê îêàçàëîñü, âîëÿ.
***
(6 èþíÿ 1836 ã) Ãîãîëü äâèíóëñÿ â ñîîáùåñòâå ñâîåãî
äðóãà À.Ñ. Äàíèëåâñêîãî çà ãðàíèöó. Ѹñòðû Ãîãîëÿ
ïðîñòèëèñü ñ íèì â èíñòèòóòå. Îñòàâëÿÿ èõ îäíèõ â
èíñòèòóòå, îí âñÿ÷åñêè çàáîòèëñÿ, ÷òîáû èì áûëî õîðîøî,
÷òîá èõ ïî÷àùå íàâåùàëè è ïðî÷. Íà ïàðîõîä ïðèåõàë
äðóæåñêè ïðîâîäèòü Ãîãîëÿ êí. Âÿçåìñêèé”.
***
“Íàêàíóíå îòúåçäà Ãîãîëÿ çà ãðàíèöó, Ïóøêèí, ïî
ñëîâàì ßêèìà (ãîãîëåâñêîãî ñëóãè) ïðîñèäåë ó íåãî
â êâàðòèðå âñþ íî÷ü íàïðîë¸ò. Îí ÷èòàë íà÷àòûå èì
ñî÷èíåíèÿ. Ýòî áûëî ïîñëåäíåå èõ ñâèäàíèå”.
Ãð. Ï. Äàíèëåâñêèé. Çíàêîìñòâî ñ Ãîãîëåì.
Ñî÷èíåíèÿ. èçä. 9-å. ò.XIII. ñòð. 121.
Â.È. Øåíðîê. Ìàòåðèàëû. III. 114.
ÏÐÈÌÅ×ÀÍÈß:
* Àêò¸ð Äþð èãðàë ðîëü Õëåñòàêîâà â ïðåìüåðíîé
ïîñòàíîâêå “Ðåâèçîðà”.
ÈÑÒÎ×ÍÈÊ:
1 – Â.À. Íàùîêèíà. Âîñïîìèíàíèÿ î Ïóøêèíå
è Ãîãîëå. Íîâîå Âðåìÿ. 1898. ¹ 8129.
2 – Ï.Â. Àííåíêîâ î ñòàòüå Áåëèíñêîãî
è ðåàêöèè Ãîãîëÿ, 202.
3 – Î.Ì. Áîäÿíñêèé. Ðóñ. Ñòàð. 1889. îêò, 134.
Ãð. Â.À. Ñîëîãóá. Èç âîñïîìèíàíèé.
Ðóñ. Àðõ. 1865. 744.
4 – Ï.Ï. Êàðàòûãèí. Èñò. Âåñò. 1883, ñåíò. 736.
5 – Ãîãîëü. Ïèñüìî ê îäíîìó ëèòåðàòîðó.
6 – 7 – Ãð. Â.À. Ñîëîãóá. Èç âîñïîìèíàíèé.
Ðóñ. Àðõ. 1865. 742.
8 – À.À. Àëåêñååâ. Âîñïîìèíàíèÿ. Èñò. Âåñòí.
1892, èþíü, 681.
9 – Â.Â. Ñòàñîâ. Ó÷èëèùå Ïðàâîâåäåíèÿ â
1836 – 42 ãã. Ðóñ. Ñòàð. 1882. ôåâð. 417.
10 – Ãîãîëü – Æóêîâñêîìó, 10 ÿíâ. 1848 ã.
Ïèñüìà. IV. 136.
Â.Ï. Ãîðëåíêî. Ìèðãîðîä è ßíîâùèíà.
Ðóñ. Àðõ. 1893. I. 303.
05.05.17.
Источник
отправился в путь.
В компании с друзьями-нежинцами Гоголь снова почувствовал себя легко и весело. Всю дорогу он подшучивал над ними, изображал в лицах общих приятелей, рассказывал забавные истории. Гоголь любил мистифицировать окружающих, сочинить и разыграть забавную сценку.
Он представлял ревизора, едущего инкогнито. Пащенко был отправлен вперед и распространял по дороге известие, что за ним следует таинственный ревизор, скрывающий свое звание и цель своей поездки. Поэтому, когда вслед за Пащенко приезжали Гоголь с Данилевским, то на станциях уже все было готово к их приему. Появляясь на почтовой станции, Гоголь держал себя со скромным достоинством и молча протягивал свою подорожную, в которой значилось непонятное для станционных смотрителей, но необыкновенно важно звучавшее звание «адъюнкт-профессор». Сбитый с толку смотритель принимал его чуть ли не за адъютанта самого государя императора и обслуживал с необычайной предупредительностью и трепетом.
Гоголь покровительственно справлялся о состоянии дел и как бы из простого любопытства спрашивал:
— Покажите, пожалуйста, какие здесь лошади, я бы хотел посмотреть их?
При этих словах смотритель приходил в полное смятение, и дело кончалось тем, что немедленно снаряжалась самая лучшая тройка, на которой друзья бойко катили в столицу.
РОЖДЕНИЕ КОМЕДИИ
Снова Петербург, величественный и бездушный.
Стоял осенний, октябрьский день. Мелкий дождик беспрерывно сеялся как сквозь сито, почти бесшумно. Гоголь накинул шинель и вышел на улицу. Он не взял извозчика. Ему хотелось пройтись, да и до Дворцовой набережной, на которой жил Пушкин, было недалеко. Свернув на Невский проспект, он прошел через величественную арку Главного штаба и направился на Дворцовую набережную. Пушкин только что возвратился из Болдино, и Гоголю необходимо было с ним посоветоваться. Дела его складывались неблагоприятно. Он ожидал, что «Миргород» и «Арабески» принесут ему приличный доход, но получилось как-то так, что книготорговцы, лицемерно жалуясь на трудные времена, выплачивали ему гроши. Денег даже на скромное существование не хватало, и неизвестно было, откуда их доставать. Здоровье тоже беспокоило Гоголя. В холодную и сырую погоду он чувствовал себя больным, кутался в теплый халат, прислушиваясь к каким-то томительным болям в желудке.
По Невскому проезжали блестящие лакированные кареты, запряженные четверней, на высоких колесах, с ливрейными лакеями на козлах, забрызгивая прохожих грязью и быстро исчезая в густой сетке дождя.
По совету Пушкина Гоголь начал работу над первыми главами своей поэмы «Мертвые души». Но пока что ее. окончание представлялось еще очень отдаленным и неясным. Он недавно послал Пушкину для прочтения только что законченную комедию «Женитьба», имевшую такой успех на чтениях в Москве.
Пушкин занимал обширную квартиру во втором этаже с окнами, выходившими на Неву и Петропавловскую крепость. Он недавно переехал в этот дом, и комната его еще не была полностью обставлена. На полу лежали стопки книг, на диване и креслах бумаги, платье. Пушкин радостно приветствовал гостя и, крепко обняв его, сразу же спросил, что у него нового, как обстоят его дела.
— Мои «Арабески» и «Миргород» не идут совершенно! — пожаловался Гоголь. — Черт их знает, что это значит. Книгопродавцы такой народ, который без всякой совести можно повесить на первом дереве!
— Они вполне заслуживают этого, — охотно согласился Пушкин. — Спасибо, великое спасибо вам за «Коляску», — продолжал он, — в ней наш альманах далеко может уехать. Но даром мы ее не возьмем, установим ей цену. Вам, наверное, нужны деньги?
Гоголь не отрицал своих стесненных обстоятельств. Но его прежде всего увлекала мысль о новой комедии, и. он обратился к Пушкину с просьбой:
— Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот! Рука дрожит написать комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами. Сделайте милость, дайте сюжет, — духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта. Ради бога! Ум и желудок мой оба голодают.
Пушкин рассмеялся, а затем рассказал ему историю о Павле Петровиче Свиньине, которого Гоголь хорошо знал. Свиньин издавал журнал «Отечественные записки», в котором Гоголь напечатал свою первую повесть «Вечер накануне Ивана Купала». Но Свиньин так самоуправно поступил с его рукописью, что Гоголь перестал поддерживать с ним отношения. В литературных кругах весьма насмешливо относились к почтенному Павлу Петровичу, зная его хвастливый характер и любовь к дешевой сенсации, ради которой он легко мог и прилгнуть. По словам Пушкина, Свиньин недавно побывал в Бессарабии и там выдавал себя за важного петербургского чиновника. Местные жители поверили в его высокое положение и стали подавать ему жалобы на городничего и городских чиновников.
— Вот вам и план комедии, — добавил Пушкин. — Свиньин, скажем Криспин, приезжает на ярмарку. Его принимают за ревизора. Губернатор — честный дурак. Губернаторша с ним кокетничает. Криспин сватается за дочь.
Для Гоголя рассказ Пушкина явился как раз тем звеном, которого ему не хватало. Он припомнил множество случаев, когда ловкие пройдохи легко морочили доверчивых людей. Да и сам он в шутку недавно дурачил станционных смотрителей. Ведь в условиях полной безгласности, отсутствия общественного мнения и контроля правительство вынуждено было прибегать к системе внезапных, тайных ревизий, для того чтобы хоть сколько-нибудь пресечь неслыханное взяточничество, бесконечные злоупотребления и самоуправство административного аппарата на местах.
— Да и со мной произошла подобная история, — продолжал Пушкин. — Когда я ездил в Уральск собирать сведения о Пугачеве, то в Нижнем Новгороде остановился у губернатора Бутурлина. Он прекрасно меня принял и очень за мной ухаживал. Оттуда я поехал в Оренбург, где генерал-губернатором был мой давнишний приятель Василий Алексеевич Перовский. Как-то утром он будит меня и, заливаясь хохотом, читает письмо Бутурлина из Нижнего. Бутурлин там сообщал: «У нас недавно проезжал Пушкин. Я, зная, кто он, обласкал его, но, должно, признаться, никак не верю, чтобы он разъезжал за документами о пугачевском бунте, должно быть, ему дано тайное поручение собирать сведения о неисправностях».
Гоголь
Источник