Современный и исторический морфемный состав слов желудок

Современный и исторический морфемный состав слов желудок thumbnail

Современный и исторический морфемный состав слов желудок

желудок

желудоккорень
øнулевое
окончание

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: окурок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «желудок&raquo

Синонимы к слову «желудок&raquo

Предложения со словом «желудок&raquo

  • Ароматы жареной баранины и козлятины заставляли мой голодный желудок судорожно сжиматься.
  • Пустой желудок сводило от боли, но это не шло ни в какое сравнение с той жутью, что таил в себе мёртвый лес.
  • А если больного язвой желудка постоянно мучают невыносимые боли, свежие ягоды, несомненно, помогут.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «желудок»

  • Вчера ночью интересная вещь произошла. Я собирался ложиться спать, как вдруг у меня сделались боли в области желудка. Но какие! Холодный пот выступил у меня на лбу. Все-таки наша медицина — сомнительная наука, должен заметить. Отчего у человека, у которого нет абсолютно никакого заболевания желудка или кишечника (аппенд., напр.), у которого прекрасная печень и почки, у которого кишечник функционирует совершенно нормально, могут ночью сделаться такие боли, что он станет кататься по постели?
  • Встречаясь с человеком посторонним, какое вам дело, скажите на милость, что у него болит печень, расстроены нервы, колет под ложечкой или худо варит желудок? В праве ли он изливать на вас свою желчь, надоедать вам рассказами о своих недугах или выказывать перед вами раздражительность? Часто в оправдание такого человека, вам скажут: « — Он мизантроп, меланхолик или желчный…» Но опять таки, позвольте вас спросить, какое мне дело до всего этого? Сиди он дома, когда так, дома сиди или ступай в больницу…
  • Лекарь вскрыл трупы и, ища в желудке отравы, нашел одну кашу; кашей набит растянутый донельзя желудок; кашей набит был пищевод, и во рту и в гортани везде лежала все та же самая съеденная братьями каша.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «желудок&raquo

  • ЖЕЛУ́ДОК, –дка, м. 1. Орган пищеварения у человека и животных. Здоровый желудок. Катар желудка. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЖЕЛУДОК

Источник

«Этимология. Исторический и современный морфемный состав слова. История некоторых слов русского языка. Знакомство с этимологическим словарем»

Комментарий к уроку: данный урок не первый в теме «Этимология». Например, по программе С.И.Львовой знакомство с этимологией начинается в 5 классе. В приложениях к учебникам русского языка авторов этого учебно-методического комплекса есть этимологический словарик. Если ребята уже знакомы с понятием этимологического корня, то следующая ступень – исторические процессы изменений, происходящих в составе слова, лексика русского языка с точки зрения происхождения, знакомство со школьным этимологическим словарем Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой. На уроке необходимы этимологические словари, например «Школьный этимологический словарь» Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой. Желателен «Школьный словообразовательный словарь» А.Н.Тихонова (возможно в электронном варианте).

Урок начинается с языковой разминки. Ребятам предлагается объяснить происхождение некоторых слов русского языка, например названия ягод: черника, голубика, земляника. Класс, конечно, уверенно справляется с этим заданием. Вычерчиваем словообразовательную структуру данных слов, выясняем, что суффикс –ИК имеет в данных словах значение «ягода».

Дальше вопросы усложняются. Предлагается объяснить происхождение слова «ежевика». Значение суффикса понятно, но что же означает морфема ЕЖЕВ-? Ученики делают предположение, что это слово родственно слову «ёж». Ежевика – это «ежевая» ягода. Гипотеза проверяется по этимологическому словарю. Действительно, кустарник назван так по шипам на его побегах. Делаем вывод, что данное слово непросто разобрать по составу. Почему? Для современного человека неясно значение морфемы ЕЖЕВ-. Приходится проверять, связана ли она с ежом. А суффикс узнается (-ИК – как в «голубике», «чернике», «землянике»). Поэтому (проверяем по словообразовательному словарю Тихонова) в современном русском языке ЕЖЕВИК – корень.

смород-ин-а смородин-а

Учитель задает вопрос: «Что же, по-вашему, может означать корень СМОРОД-, какие однокоренные слова можно подобрать?» При затруднении учащихся можно напомнить про чередование ОРО-РА (полногласие в древнерусском и неполногласие в старославянском языках). Таким образом подбирается однокоренное слово «смрад». Через формулирование лексического значения слова «смрад» («неприятный сильный запах») ребята приходят к выводу, что слово «смород» означало резкий сильный запах. Учителю требуется объяснить, что слово «смород» не имело отрицательного значения, оно появляется только у слова «смрад». Так выявляется значение этимологического корня слова «смородина».

На следующем этапе работы формулируются выводы. Учитель задает вопрос: «Какие изменения происходят в составе слова?» Ученики отвечают, что основа слова становится проще, корень укрупняется, он срастается с суффиксами, приставками. Учитель предлагает поразмышлять, почему так происходит. Ученики отвечают, что исчезает из языка исходное слово, оно устаревает, разрываются смысловые связи между исходным словом и новым.

Читайте также:  Сделать узи желудка в воронеже

При выполнении следующего задания ребята разбиваются на 5-6 групп. Каждой группе дается задание: выяснить, от каких слов образованы данные, определить их морфемный состав – исторический и современный. Для работы у каждой группы должен быть этимологический словарь.

1 группа разбирает слова: огурец, кабачок, редиска, персик (тематическая группа «Фрукты, овощи»).

2 группа – слова: заяц, белка, кошка, песец, овца (тематическая группа «Животные»).

3 группа – слова: творог, пирог, сметана, крупа (тематическая группа «Продукты и блюда»).

4 группа – слова: потолок, окно, стол, крыша (тематическая группа «Части жилища, мебель»).

5 группа – слова: пчела, муха, бабочка, стрекоза (тематическая группа «Насекомые»).

В итоге работы получаем таблицу:

Современный разбор слова по составу Исторический разбор слова по составу

Огурец Огур-ец

Редис-к-а Редис-к-а

Кабачок Кабач-ок

Персик Перс-ик

Заяц За-яц

Белк-а Бел-к-а

Кошк-а Кош-к-а

Песец Пес-ец

Овц-а Ов-ц-а

Творог Твор-ог

Пирог Пир-ог

Сметан-а С-мет-а-н-а

Круп-а Кру-п-а

Потолок По-тол-ок

Окн-о Ок-н-о

Стол Стол

Крыш-а Кры-ш-а

Пчел-а Пч-ел-а

Мух-а Му-х-а

Бабочк-а Баб-очк-а

Стрекоз-а Стрек-оз-а

В ходе проверки этого задания объясняется происхождение данных слов, выявляется значение этимологического корня, ребятам открывается внутренняя форма этих слов. Например, слово «огурец» произошло от утраченного слова «огур» – несозревший; слово «творог», оказывается, той же основы, что и глагол «творить», буквально – «сделанное твердым молоко»; «крупа» родственно словам «крушить» и «кроха» от «kroupъ» – «мелкий, маленький»; «стрекоза» – производное от «стрек», в диалектах со значением «овод, слепень, насекомое вообще»; «заяц» произошло от «заи» и родственно литовскому «zaisti» («прыгать»), то есть заяц – это прыгун.

Проверкой данного задания урок заканчивается, но работа над этимологией может быть продолжена следующим образом: каждая группа учащихся получает задание – создать комплексный словарик (или презентацию), отражающий историю слов своей тематической группы. Первая группа учащихся продолжает работать с тематической группой «Фрукты, овощи» . Для анализа добавляются слова : абрикос, апельсин, мандарин, яблоко, слива, груша, помидор, арбуз, свёкла, капуста, репа, морковь, , свёкла, капуста, репа, морковь, петрушка. Вторая группа работает со словами: медведь, волк, лиса, бобр, мышь, крыса, собака, пёс, кот, бык, корова, лошадь, конь, вол, тигр, лев (тематическая группа «животные»). Третья группа – «Блюда, продукты»: каша, кисель, компот, вермишель, макароны, пельмени, борщ, сыр, суп, винегрет. Четвертая группа – «Части жилища, мебель»: пол, стена, стул, дверь, кровать, полка, шкаф, диван.

Пятая группа – «Насекомые»: букашка, муравей, жук и другие.

Каждый ученик в группе работает с одним или двумя словами. Страничка словарика может включать лексическое значение данного слова, иллюстрацию, этимологию: исходное слово, каким способом образовано (если можно указать), из какого языка пришло; разбор по составу – современный и исторический (если они различаются).

Для выполнения этого задания учитель предлагает разные с точки зрения происхождения слова для полного представления о том, какой различной может быть лексика по происхождению.

После проверки словариков и демонстрации презентации требуется итоговая беседа. Учитель подводит ребят к следующим выводам. Лексика русского языка с точки зрения происхождения делится на группы.

1 группа. Исконные русские слова, образованные от более древних слов (корней), возникших в индоевропейскую или общеславянскую эпоху, образованных с помощью древних суффиксов и приставок. Происхождение таких слов интересно, так как позволяет видеть внутреннюю форму слова, те морфемные швы, которые уже стерлись, мы можем сказать, почему предмет так назван.

2 группа. Слова первообразные, возникшие в очень древнюю эпоху (общеславянскую или даже древнее – в эпоху праиндоевропейского языка). Они претерпели фонетические изменения, объяснить, почему предмет назван именно так, мы не можем, просто определенная звуковая оболочка закрепилась за определенным смыслом. Например, слово «морковь» общеславянское, а «репа»- имеет индоевропейский корень. Это тоже исконно русская лексика.

3 группа. Слова, заимствованные из других языков в разные эпохи. Для русского языка они непроизводные. Так, слова «кровать», «тетрадь» и «свёкла»- греческие, «апельсин» пришло из голландского языка и т.д.

4 группа. Слова, образованные от заимствованных корней с помощью русских морфем, например слово «редиска», где корень «radix» из латыни , а суффикс –К- русский, «редиска» буквально – «корнеплод».

Источник

Разбор по составу слова «желудок»

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова заклад (существительное):

Ассоциации к слову «желудок&raquo

Синонимы к слову «желудок&raquo

Предложения со словом «желудок&raquo

  • Ароматы жареной баранины и козлятины заставляли мой голодный желудок судорожно сжиматься.

Цитаты из русской классики со словом «желудок»

  • Вчера ночью интересная вещь произошла. Я собирался ложиться спать, как вдруг у меня сделались боли в области желудка. Но какие! Холодный пот выступил у меня на лбу. Все-таки наша медицина — сомнительная наука, должен заметить. Отчего у человека, у которого нет абсолютно никакого заболевания желудка или кишечника (аппенд., напр.), у которого прекрасная печень и почки, у которого кишечник функционирует совершенно нормально, могут ночью сделаться такие боли, что он станет кататься по постели?
Читайте также:  Лечит ли имбирь желудок

Сочетаемость слова «желудок&raquo

Каким бывает «желудок»

Значение слова «желудок&raquo

ЖЕЛУ́ДОК , —дка, м. 1. Орган пищеварения у человека и животных. Здоровый желудок. Катар желудка. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «желудок&raquo

ЖЕЛУ́ДОК , —дка, м. 1. Орган пищеварения у человека и животных. Здоровый желудок. Катар желудка.

Предложения со словом «желудок&raquo

Ароматы жареной баранины и козлятины заставляли мой голодный желудок судорожно сжиматься.

Пустой желудок сводило от боли, но это не шло ни в какое сравнение с той жутью, что таил в себе мёртвый лес.

А если больного язвой желудка постоянно мучают невыносимые боли, свежие ягоды, несомненно, помогут.

Синонимы к слову «желудок&raquo

Ассоциации к слову «желудок&raquo

Сочетаемость слова «желудок&raquo

Каким бывает «желудок»

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Заполните таблицу,указывая современный и исторический морфемный состав данных слов. Пользуйтесь этимологическим словарем. На основе проведенного анализа определите, какие изменения в морфемном составе слова могут происходить с течением времени.
И пожалуйста сделайте под цифрой два.

Ответ оставил Гуру

1. Современный состав слова:

желудок — корень, нулевое окончание;
ломоть — корень «лом», суффикс «оть», нулевое окончание;
мешок — целиком корень, нулевое окончание;
ветчина — «ветчин» корень, «а» окончание;
печать — целиком корень, нулевое окончание;
пирог — целиком корень, нулевое окончание.

Исторический состав:
желудок — «желуд» корень, от желудь (= желудок в древне-русском языке, и, скорее всего, изначально родственное словам «глотать» и «голод») + суффикс «ок»;
ломоть — «лом» корень, «оть» — суффикс;
мешок — «меш» корень (от «мех»), «ок» суффикс;
ветчина — «ветч» корень (от «ветхий») + суффикс «ин» (сравни: говядина, баранина), окончание «а»;
печать — «печ» корень (от глагола «печь»), «ать» суффикс;
пирог — «пир» корень (от слова «пир»), «ог» суффикс.

2.
Висок — исторически от «висы», «висеть». Сейчас целиком корень.
кисель — очевидно, от «кислый», «киснуть». Сейчас целиком корень.
гостиница — очевидно, от «гость», современный и исторический состав совпадает: гост корень, суффиксы ин и иц, окончание а.
запад — исторически от «падать» (западать — имеется в виду солнце). Сейчас целиком корень, исторически — приставка за, корень пад.
винтовка — исторически от «винтовое ружье», т.е. корень «винт», суффикс «овк», окончание а. Исторический и современный состав совпадают.
горчица — корень горч, иц суффикс, окончание а. Исторический и современный совпадают.
целовать — от «целый» + «ова» суффикс, «ть» — суффикс начальной формы.

Источник

Желудок разбор слова по составу современный и исторический

Существительное мужского рода и второго склонения Желудок обладает нулевым окончанием:Желудок-Желудка-Желудку-Желудок-Желудком-Желудке.

Однокоренными словами оказываются: Желудок-Желудочный-Желудочек.

Следовательно корнем слова будет морфема ЖЕЛУДОК. Какие-либо иные морфемы в составе этого слова не выделяются, а его происхождение довольно загадочно. Кажется, что именно в такой форме это слово существовало многие века назад.

Получаем: ЖЕЛУДОК_ (корень-нулевое окончание), основа слова: ЖЕЛУДОК.

система выбрала этот ответ лучшим

В современном русском языке слово “желудок” относится к непроизводным (исторические аналогии со словом “жёлудь” спорны, этимологию не рассматриваю), т.к. нельзя подобрать существующее слово, от которого оно образовано.

Состав: корень и он же основа (желудок-) и нулевое окончание. При склонении по падежам в корне наблюдается чередование “о” с “нулевым звуком” (ок//к, например, желудОК/желудКа).

Слово “желудок” является существительным мужского рода в единственном числе.

Окончание здесь нулевое (нет желудка, за желудком, о желудке)

Основой послужит – “желудок”

Обозначим корень, который полностью совпадает с основой – “желудок” (желудочек, поджелудочная)

Графический разбор – желудок/_ – корень/окончание нулевое

Для него здоровье желудка имело огромное значение.

Божья коров­ка
[147K]

На уроке биологии изучали желудок человека.

Желудок – сущ. мужского рода с НУЛЕВЫМ окончанием:

желудоу-0, но желудк-а, желудк-у, желудк-ом.

Основа слова ЖЕЛУДОК.

Корневая морфема ЖЕЛУДОК (желудочный сок, маленький желудочек) с чередованием согласных к//ч.

скорее всего корень “желуд” и окончание “ок”. Других вариантов у меня нет!

Третий во втором ряду оставил ему нелегкое наследство, добрую, бестолковую вдову, женщину, лишенную профессии, и дочь, маленькое существо, постоянно страдающее желудком.

Читайте также:  Пилюли для желудка баохэ вань

Потому что при полном желудке в начале анестезии возможны рвота и вдыхание рвотных масс.

Только в желудке его еще вилось змеей последнее наслаждение.

Матери не было, а желудок просил привычной утренней порции хлеба.

При поедании пищи включаются механизмы торможения, запускающиеся как физиологическими изменениями, так и сигналами от рецепторов рта, глотки, желудка и кишечника.

Хорошо видны кровеносные сосуды, почки, желудок, кишки и пр. Рассказчик устанавливает пособие на стул.

Искрошился сургуч, мизинец поддел пробку, и тёплым комком жидкость опустилась в желудок, обогрев пищевод и вызвав к себе бурю признательности, а благодарная голова вспомнила, куда занесли её дурные ноги.

Поскольку в желудке этот препарат распадается на отдельные аминокислоты, его вводят каплями в нос.

И наоборот, известны случаи, когда язва желудка развивалась у людей и без H. pylori.

В 1979 году австралийский патолог Робин Уоррен обнаружил в слизистой оболочке желудков больных язвой спиралевидную бактерию, впоследствии получившую название Helicobacter pylori.

Разобрать слово по составу, что это значит?

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Как найти морфему в слове?

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы – «проспал»;
  • два суффикса: «а» – суффикс глагольной основы, «л» – этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» – действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон – проспать – проспала;
  • корень «сп» – в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

Источник

Источник