Сложный многокамерный желудок имеется у лошади пржевальского
Часть 1
На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.
- Ткань, образующая лубяные волокна, – это:
- а) колленхима;
- б) склеренхима;
- в) ксилема;
- г) склереиды.
- К двудомным растениям относится:
- а) примула;
- б) шиповник;
- в) тыква;
- г) облепиха.
- Боковые корни возникают благодаря активности:
- а) конуса нарастания;
- б) боковой меристемы;
- в) феллогена;
- г) перицикла.
- Жгутики отсутствуют у мужских половых клеток:
- а) маршанции;
- б) кувшинки;
- в) ламинарии;
- г) улотрикса.
- Какой цветок имеет только одну плоскость симметрии?
- а) актиноморфный;
- б) асимметричный;
- в) зигоморфный;
- г) гермафродитный.
- Определить стебельную часть цветка как видоизменённого побега:
- а) цветоложе;
- б) пестик;
- в) лепестки;
- г) тычинки.
- Совокупность тычинок цветка называется:
- а) завязь;
- б) андроцей;
- в) околоцветник;
- г) гинецей.
- Пересадка молодых растений с удалением кончика корня называется:
- а) пасынкование;
- б) прививка;
- в) черенкование;
- г) пикировка.
- Плод ягода имеется у:
- а) картофеля;
- б) земляники;
- в) малины;
- г) персика.
- Для какого из паразитических червей человек не является окончательным хозяином?
- а) бычий цепень;
- б) аскарида;
- в) свиной цепень;
- г) эхинококк.
- Какой из перечисленных организмов проявляет положительный фототаксис?
- а) хлорелла;
- б) малярийный плазмодий;
- в) эвглена;
- г) амёба протей.
- К насекомым с полным превращением относятся:
- а) перепончатокрылые, двукрылые;
- б) равнокрылые, чешуекрылые;
- в) жёсткокрылые, полужёсткокрылые;
- г) тараканы, стрекозы.
- Имеется ли полость тела у круглых червей?
- а) да, первичная полость тела;
- б) да, вторичная полость тела;
- в) да, смешанная полость тела;
- г) нет, не имеется.
- Малярию вызывают:
- а) плазмодии;
- б) трипаносомы;
- в) амёбы;
- г) инфузории.
- Кишечник отсутствует у:
- а) печёночного сосальщика;
- б) аскариды;
- в) острицы;
- г) широкого лентеца.
- Сложный многокамерный желудок имеется у:
- а) лошади Пржевальского;
- б) северного оленя;
- в) кабана;
- г) зебры.
- Хорда отсутствует в скелете:
- а) ланцетника;
- б) акулы;
- в) тритона;
- г) севрюги.
- В водной среде (без выхода на сушу) не могут размножаться представители класса:
- а) пресмыкающихся;
- б) птиц;
- в) млекопитающих;
- г) насекомых.
- Наибольшее видовое многообразие наблюдается:
- а) в хвойном лесу;
- б) в степи;
- в) на коралловых рифах;
- г) в экваториальных областях открытого океана.
- Из лёгких обогащённая кислородом кровь поступает в:
- а) правый желудочек;
- б) левый желудочек;
- в) левое предсердие;
- г) правое предсердие.
- Печень не участвует в:
- а) пищеварении;
- б) регуляции уровня глюкозы в крови;
- в) образовании пищеварительных ферментов;
- г) образовании белков крови.
- При выполнении интенсивных спортивных упражнений ударный объём сердца:
- а) изменяется в несколько раз;
- б) остаётся неизменным;
- в) незначительно изменяется;
- г) изменяется на десятки процентов.
- Главной функцией почек является:
- а) выведение воды из организма;
- б) выведение мочевины;
- в) поддержание постоянства жидкой среды организма;
- г) фильтрация плазмы крови.
- В крови больше всего:
- а) тромбоцитов;
- б) эритроцитов;
- в) лейкоцитов;
- г) лимфоцитов.
- «Центр голода» расположен в:
- а) лобных долях коры головного мозга;
- б) продолговатом мозге;
- в) гипофизе;
- г) гипоталамусе.
Часть 2
Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет укажите в матрице знаком «Х».
- Грибы по способу питания могут быть:
- а) хищниками;
- б) паразитами;
- в) сапротрофами;
- г) хемоавтотрофами;
- д) фотоавтотрофами.
- Какие компоненты относятся к вторичной покровной ткани?
- а) устьичные аппараты;
- б) кутикула;
- в) пробка;
- г) чечевички;
- д) эпидермис.
- Какие компоненты присущи только растительной клетке?
- а) микросомы;
- б) митохондрии;
- в) пластиды;
- г) центральная вакуоль;
- д) диктиосомы.
- Пестик образован одним плодолистиком у:
- а) гороха;
- б) капусты;
- в) земляники;
- г) вишни;
- д) томата.
- Масличные культуры семейства Бобовые:
- а) арахис;
- б) подсолнечник;
- в) лён;
- г) соя;
- д) конопля.
- Из названных животных являются первичноводными:
- а) ихтиозавр;
- б) гребнистый тритон;
- в) китайский аллигатор;
- г) серый дельфин;
- д) морская черепаха бисса.
- Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:
- а) грызунов;
- б) хоботных;
- в) парнокопытных;
- г) зайцеобразных;
- д) непарнокопытных.
- Белком плазмы крови является:
- а) альбумин;
- б) гемоглобин;
- в) миозин;
- г) гамма-глобулин;
- д) ацетилхолин.
- Клетками крови являются:
- а) лейкоциты;
- б) эритроциты;
- в) дендритные клетки;
- г) клетки-убийцы;
- д) тромбоциты.
- Какие из перечисленных клеток относятся к пищеварительной системе?
- а) эпителиальные клетки;
- б) тучные клетки;
- в) бета-клетки поджелудочной железы;
- г) гладкомышечные клетки;
- д) секреторные клетки.
Часть 3
Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в лист ответов.
- Эндоспоры являются способом размножения бацилл.
- В состав некоторых лишайников могут входить прокариотические клетки.
- В результате употребления пищи, поражённой плесневыми грибами, могут развиться раковые опухоли.
- Плодовые тела белого гриба состоят из нескольких видов тканей.
- У садовой земляники в пищу употребляется разросшееся цветоложе.
- У берёзы весной перемещение органических веществ из корней к точкам роста происходит в основном по флоэме.
- Младших птенцов в гнезде волнистые попугаи кормят чаще, и они в процессе развития догоняют старших.
- В состав головного мозга рыб и земноводных входят одинаковые отделы, но они развиты в разной степени.
- Сократительные вакуоли имеются и у морских, и у пресноводных инфузорий, но выполняют разные функции.
- Большинство видов нематод ведут паразитический образ жизни.
- Для всех моллюсков характерно наличие развитой мантийной полости.
- В отличие от большинства млекопитающих, для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
- Суставные губы придают суставу большую прочность, но уменьшают размах движений.
- У взрослых людей длина тонких кишок относительно больше, чем в раннем детском возрасте.
- В желудке человека вырабатываются ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы.
Часть 4
Заполните матрицы в соответствии с требованиями заданий.
1. Какие из перечисленных отделов головного мозга обозначены на рисунке цифрами 1–6?
А – продолговатый мозг; Б – средний мозг; В – промежуточный мозг; Г – мост; Д – мозжечок; Е – кора больших полушарий.
Ответ внесите в таблицу на листе ответов.
Отделы головного мозга
2. На рисунке показан поперечный срез осевого органа растения.
Срез осевого органа растения
Какие из перечисленных структур обозначены на рисунке цифрами 1–5?
А – флоэма; Б – ксилема; В – пучковый камбий; Г – эпидерма; Д – склеренхима.
Ответ внесите в матрицу на листе ответов.
3. Среди изображённых стадий жизненного цикла паразитических червей найдите стадии печёночного сосальщика, обитающие в окончательном (А) и промежуточном (Б) хозяине и в окружающей среде (В), а также стадии свиного цепня, обитающие в окончательном (Г) и промежуточном (Д) хозяине и в окружающей среде (Е).
Стадии жизненного цикла паразитических червей
Бланк для записи ответов
Часть 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
Часть 2
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||
Да/нет | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н |
а | ||||||||||||||||||||
б | ||||||||||||||||||||
в | ||||||||||||||||||||
г | ||||||||||||||||||||
д |
Часть 3
Правильные суждения: ___________________.
Часть 4
1.
Обозначения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Отдел головного мозга |
2.
Обозначения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Структуры |
3.
Стадия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Место обитания |
Ответы
Часть 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | г | г | б | в | а | б | г | а | г |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
в | а | а | а | г | б | в | б | в | в |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||||
в | г | в | б | г |
Часть 2
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||
Да/нет | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н | д | н |
а | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||||
б | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||||
в | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||||
г | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||||||||||
д | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
Часть 3
Правильные суждения: 2, 3, 5, 8, 10, 13.
Часть 4
1.
Обозначения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Отдел головного мозга | В | Б | Г | А | Е | Д |
2.
Обозначения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Структуры | Б | В | А | Д | Г |
3.
Стадия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Место обитания | А | Д | Б | Г | Б | В | В | В | В | Е | Г | Д |
Система оценивания
- За каждый правильный ответ части I – 1 балл, всего за часть I – 25 баллов.
- За каждый правильный ответ (да/нет) части II – 0,4 балла, за каждое задание максимум 2 балла, всего за часть II – 20 баллов.
- За каждый правильный ответ (верно/неверно) части III – 2 балла, всего за часть III – 30 баллов.
- За каждый правильный ответ части IV – 1 балл, всего за часть IV – 23 балла.
Максимальная оценка – 98 баллов.
Источник
1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО БИОЛОГИИ. 2016–2017 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС
Часть 1
На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать
только один правильный и внести его в матрицу.
1. Ткань, образующая лубяные волокна, – это:
а) колленхима;
б) склеренхима;
в) ксилема;
г) склереиды.
2. К двудомным растениям относится:
а) примула;
б) шиповник;
в) тыква;
г) облепиха.
3. Боковые корни возникают благодаря активности:
а) конуса нарастания;
б) боковой меристемы;
в) феллогена;
г) перицикла.
4. Жгутики отсутствуют у мужских половых клеток:
а) маршанции;
б) кувшинки;
в) ламинарии;
г) улотрикса.
5. Какой цветок имеет только одну плоскость симметрии?
а) актиноморфный;
б) асимметричный;
в) зигоморфный;
г) гермафродитный.
6. Определить стебельную часть цветка как видоизменённого побега:
а) цветоложе;
б) пестик;
в) лепестки;
г) тычинки.
7. Совокупность тычинок цветка называется:
а) завязь;
б) андроцей;
в) околоцветник;
г) гинецей.
8. Пересадка молодых растений с удалением кончика корня называется:
а) пасынкование;
б) прививка;
в) черенкование;
г) пикировка.
9. Плод ягода имеется у:
а) картофеля;
б) земляники;
в) малины;
г) персика.
10. Для какого из паразитических червей человек не является
окончательным хозяином?
а) бычий цепень;
б) аскарида;
в) свиной цепень;
г) эхинококк.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
2
11. Какой из перечисленных организмов проявляет положительный
фототаксис?
а) хлорелла;
б) малярийный плазмодий;
в) эвглена;
г) амёба протей.
12. К насекомым с полным превращением относятся:
а) перепончатокрылые, двукрылые;
б) равнокрылые, чешуекрылые;
в) жёсткокрылые, полужёсткокрылые;
г) тараканы, стрекозы.
13. Имеется ли полость тела у круглых червей?
а) да, первичная полость тела;
б) да, вторичная полость тела;
в) да, смешанная полость тела;
г) нет, не имеется.
14. Малярию вызывают:
а) плазмодии;
б) трипаносомы;
в) амёбы;
г) инфузории.
15. Кишечник отсутствует у:
а) печёночного сосальщика;
б) аскариды;
в) острицы;
г) широкого лентеца.
16. Сложный многокамерный желудок имеется у:
а) лошади Пржевальского;
б) северного оленя;
в) кабана;
г) зебры.
17. Хорда отсутствует в скелете:
а) ланцетника;
б) акулы;
в) тритона;
г) севрюги.
18. В водной среде (без выхода на сушу) не могут размножаться
представители класса:
а) пресмыкающихся;
б) птиц;
в) млекопитающих;
г) насекомых.
19. Наибольшее видовое многообразие наблюдается:
а) в хвойном лесу;
б) в степи;
в) на коралловых рифах;
г) в экваториальных областях открытого океана.
20. Из лёгких обогащённая кислородом кровь поступает в:
а) правый желудочек;
б) левый желудочек;
в) левое предсердие;
г) правое предсердие.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
3
21. Печень не участвует в:
а) пищеварении;
б) регуляции уровня глюкозы в крови;
в) образовании пищеварительных ферментов;
г) образовании белков крови.
22. При выполнении интенсивных спортивных упражнений ударный
объём сердца:
а) изменяется в несколько раз;
б) остаётся неизменным;
в) незначительно изменяется;
г) изменяется на десятки процентов.
23. Главной функцией почек является:
а) выведение воды из организма;
б) выведение мочевины;
в) поддержание постоянства жидкой среды организма;
г) фильтрация плазмы крови.
24. В крови больше всего:
а) тромбоцитов;
б) эритроцитов;
в) лейкоцитов;
г) лимфоцитов.
25. «Центр голода» расположен в:
а) лобных долях коры головного мозга;
б) продолговатом мозге;
в) гипофизе;
г) гипоталамусе.
Часть 2
Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами
ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет
укажите в матрице знаком «Х».
1. Грибы по способу питания могут быть:
а) хищниками;
б) паразитами;
в) сапротрофами;
г) хемоавтотрофами;
д) фотоавтотрофами.
2. Какие компоненты относятся к вторичной покровной ткани?
а) устьичные аппараты;
б) кутикула;
в) пробка;
г) чечевички;
д) эпидермис.
3. Какие компоненты присущи только растительной клетке?
а) микросомы;
б) митохондрии;
в) пластиды;
г) центральная вакуоль;
д) диктиосомы.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
4
4. Пестик образован одним плодолистиком у:
а) гороха;
б) капусты;
в) земляники;
г) вишни;
д) томата.
5. Масличные культуры семейства Бобовые:
а) арахис;
б) подсолнечник;
в) лён;
г) соя;
д) конопля.
6. Из названных животных являются первичноводными:
а) ихтиозавр;
б) гребнистый тритон;
в) китайский аллигатор;
г) серый дельфин;
д) морская черепаха бисса.
7. Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:
а) грызунов;
б) хоботных;
в) парнокопытных;
г) зайцеобразных;
д) непарнокопытных.
8. Белком плазмы крови является:
а) альбумин;
б) гемоглобин;
в) миозин;
г) гамма-глобулин;
д) ацетилхолин.
9. Клетками крови являются:
а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) дендритные клетки;
г) клетки-убийцы;
д) тромбоциты.
10. Какие из перечисленных клеток относятся к пищеварительной системе?
а) эпителиальные клетки;
б) тучные клетки;
в) бета-клетки поджелудочной железы;
г) гладкомышечные клетки;
д) секреторные клетки.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
5
Часть 3
Задание на определение правильности суждений. Номера правильных
суждений внесите в лист ответов.
1. Эндоспоры являются способом размножения бацилл.
2. В состав некоторых лишайников могут входить прокариотические клетки.
3. В результате употребления пищи, поражённой плесневыми грибами, могут
развиться раковые опухоли.
4. Плодовые тела белого гриба состоят из нескольких видов тканей.
5. У садовой земляники в пищу употребляется разросшееся цветоложе.
6. У берёзы весной перемещение органических веществ из корней к точкам
роста происходит в основном по флоэме.
7. Младших птенцов в гнезде волнистые попугаи кормят чаще, и они
в процессе развития догоняют старших.
8. В состав головного мозга рыб и земноводных входят одинаковые отделы,
но они развиты в разной степени.
9. Сократительные вакуоли имеются и у морских, и у пресноводных
инфузорий, но выполняют разные функции.
10. Большинство видов нематод ведут паразитический образ жизни.
11. Для всех моллюсков характерно наличие развитой мантийной полости.
12. В отличие от большинства млекопитающих, для человека характерно
наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
13. Суставные губы придают суставу большую прочность, но уменьшают
размах движений.
14. У взрослых людей длина тонких кишок относительно больше, чем в раннем
детском возрасте.
15. В желудке человека вырабатываются ферменты, расщепляющие белки,
жиры и углеводы.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
6
Часть 4
Заполните матрицы в соответствии с требованиями заданий.
1. Какие из перечисленных отделов головного мозга обозначены на рисунке
цифрами 1–6?
А – продолговатый мозг; Б – средний мозг; В – промежуточный мозг; Г – мост;
Д – мозжечок; Е – кора больших полушарий.
Ответ внесите в таблицу на листе ответов.
.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
7
2. На рисунке показан поперечный срез осевого органа растения.
Какие из перечисленных структур обозначены на рисунке цифрами 1–5?
А – флоэма; Б – ксилема; В – пучковый камбий; Г – эпидерма; Д – склеренхима.
Ответ внесите в матрицу на листе ответов.
3. Среди изображённых стадий жизненного цикла паразитических червей
найдите стадии печёночного сосальщика, обитающие в окончательном (А) и
промежуточном (Б) хозяине и в окружающей среде (В), а также стадии свиного
цепня, обитающие в окончательном (Г) и промежуточном (Д) хозяине и
в окружающей среде (Е).
Ответы внесите в матрицу.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
8
Бланк для записи ответов
Часть 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
Часть 2
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да/нет д н д н д н д н д н д н д н д н д н д н
а
б
в
г
д
Часть 3
Правильные суждения: ___________________.
Часть 4
1. Обозначения 1 2 3 4 5 6
Отдел
головного
мозга
2. Обозначения 1 2 3 4 5
Структуры
3. Стадия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Место
обитания
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
9
Ответы
Часть 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
б г г б в а б г а г
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
в а а а г б в б в в
21 22 23 24 25
в г в б г
Часть 2
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да/нет д н д н д н д н д н д н д н д н д н д н
а х х х х х х х х х х
б х х х х х х х х х х
в х х х х х х х х х х
г х х х х х х х х х х
д х х х х х х х х х х
Часть 3
Правильные суждения: 2, 3, 5, 8, 10, 13.
Часть 4
1. Обозначения 1 2 3 4 5 6
Отдел
головного
мозга
В Б Г А Е Д
2. Обозначения 1 2 3 4 5
Структуры Б В А Д Г
3. Стадия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Место
обитания А Д Б Г Б В В В В Е Г Д
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
10
Система оценивания
За каждый правильный ответ части I – 1 балл, всего за часть I – 25 баллов.
За каждый правильный ответ (да/нет) части II – 0,4 балла, за каждое задание
максимум 2 балла, всего за часть II – 20 баллов.
За каждый правильный ответ (верно/неверно) части III – 2 балла, всего за часть
III – 30 баллов.
За каждый правильный ответ части IV – 1 балл, всего за часть IV – 23 балла.
Максимальная оценка – 98 баллов.
Источник
Тема 59.1. Копытные млекопитающие.
Отряд Парнокопытные, Отряд Непарнокопытные
Цель: расширить знания о многообразии млекопитающих, показать на примере копытных особенности их строения в связи с питанием.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Этап изучения нового материала.
Слайд 2 – Копытные млекопитающие относятся к животным открытых пространств суши.
Слайд 3 – Общая характеристика группы копытных животных. Относительно крупные размеры тела, пальцы ног одеты копытами, большинство растительноядные, обладают способностью быстро бегать; детеныши рождаются зрячими, покрыты волосяным покровом и способны через несколько часов после рождения бегать за родителями. В зависимости от числа пальцев на ногах и характера зубной системы копытные делят на два отряда: Парнокопытные и Непарнокопытные.
Слайд 4 – Выделяют в отдельную группу слонов – отряд Хоботные.
Слайд 5 – Слоны – самые крупные из современных наземных животных, массой до 5 т. Имеют хобот. Передняя часть концов пальцев оканчивается копытцем.
Слайд 6 – Благодаря сложной системе мускулов и сухожилий хобот обладает удивительной подвижностью и огромной силой. Вместе с тем особое хватающее устройство, которым он заканчивается, позволяет ему поднимать с земли мельчайшие предметы. С его помощью слоны дышат, добывают пищу, пьют, защищаются, выражают свои эмоции, избавляются от паразитов, купаются. Слон, лишившийся хобота (а такие случаи в Африке сейчас не редкость — слоны часто именно хоботом попадают в петли, расставляемые браконьерами), обречен на голодную смерть. Правда, они пытаются тогда пастись на коленях, но долго так жить не могут.
Слайд 7 – Единственное время, когда хоботным при еде не нужен хобот — раннее детство: материнское молоко слоненок сосет прямо ртом. Кстати, млечные железы и два соска у слонихи располагаются на груди, между передними ногами, как у приматов, сирен и летучих мышей
Слайды 8-9 – Представители слонов
Слайд 10 – Подкласс Настоящие звери (Плацентарные). Отряд Парнокопытные
Слайд 11 – Отряд объединяет копытных, характеризующихся наибольшим развитием третьего и четвертого пальцев, между которыми проходит ось конечности. Другие боковые пальцы (у большинства видов два) развиты слабо и расположены выше средних. Концевые фаланги всех пальцев одеты копытами. Ключицы нет. Желудок у большинства видов сложный, состоящий из нескольких отделов, редко простой. Появились парнокопытные в нижнем эоцене, вероятно, из одного корня с непарнокопытными. Их предками были примитивные хищники креодонты. Уступая в середине третичного периода непарнокопытным по числу видов, во время они достигли расцвета и стали преобладающей группой копытных, главным образом за счет представителей подотряда жвачных. В настоящее время парнокопытные населяют все материки, кроме Антарктики (в Австралию завезены человеком), и объединяют 9 семейств, около 85 родов и примерно 200 видов.
Слайд 12 – Общие признаки
Количество пальцев кратно 2;
Есть копыта;
Отсутствуют резцы верхней челюсти;
Часто вторичное пережевывание (жвачка);
Сложно организованная пищеварительная система (кроме бегемотов и свиней);
Редуцированы ключицы;
Характерны рога.
Слайды 13-14 – Рога у оленей и лосей ежегодно меняются и каждую весну отрастают вновь.
Слайд 15 – У большинства сельскохозяйственных животных рога растут всю жизнь и не меняются.
Слайд 16 – У многих диких парнокопытных сложный многокамерный желудок, необходимый для лучшего переваривания растительной пищи.
Слайд 17 – Жвачные парнокопытные – высоконогие млекопитающие, у которых растительная пища пережевывается дважды.
Механизм переваривания пищи: ротовая полость – рубец – сетка (бактерии и простейшие) – ротовая полость (слюна) – пищеводный желоб – книжка – сычуг (желудочный сок переваривает белковую часть пищи) – кишечник (протоки поджелудочной железы и печени) – прямая кишка.
Слайд 18 – Рассмотрим особенности организации парнокопытных на примере домашней коровы. Особенности внешнего строения коровы (крупные размеры тела, на голове рога – полые чехлы, сидящие на костных выростах черепа, сильно развита шея, мощные ноги с двумя пальцами, одеты копытами, два других недоразвиты). Кормится травой, срывая ее с помощью языка и резцов нижней челюсти.
Особенности пищеварительной системы. Зубной аппарат: резцы только на нижней челюсти, клыков нет, коренные расположены на обеих челюстях. Желудок коровы состоит из нескольких камер. Кишечник в 20 раз длиннее ее тела.
Слайд 19 – Жвачные парнокопытные.
Слайды 20-21 – Нежвачные парнокопытные. Свинообразные млекопитающие. Толстая кожа, ноги короткие, крупные клыки, постоянный рост.
Слайд 22 – Кабан – нежвачное парнокопытное, предок домашней свиньи. Широко распространен в Европе и Азии. Всеядное животное: 2/3 кормов добывает в почве (черви, личинки, моллюски) 1/3 их составляют растения (корневища, клубни, корни растений). Имеет средние размеры (масса тела 60-150 кг, длина тела 130-175 см, высота до 1 м). Как приспособление к жизни в труднодоступных топких местах, поросших густым кустарником и камышом, имеет прочную кожу, покрытую упругой щетиной, буроватую окраску, относительно подвижные средние пальцы, наличие дополнительной площади опоры, образованной задней частью подошвы с копытами, одевающими боковые пальцы ног.
Слайд 23 – Свиньи – плодовиты
Слайд 24 – Кабарга – Moschus moschiferus – вымирающий вид парнокопытных.
Отряд: Парнокопытные – Artyodactyla
Семейство: Кабарговые – Moschidae
Род: Кабарги – Moschus
Кабарга занесена в Красный список МСОП-2008 как уязвимый вид. Подвид кабарга сахалинская Moschus moschiferus sachalinensis включен в Красную книгу России. Торговля мускусом кабарги контролируется Конвенцией по международной торговле исчезающими видами фауны и флоры (CITES)
Распространена кабарга на Алтае, в Саянах, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, кроме северо-восточных районов, а также в горах Кореи, Монголии, Восточного Китая, Тибета и в Восточных Гималаях. Населяет кабарга крутые скалистые склоны гор, поросшие хвойным лесом.
Слайд 25 – Длина тела кабарги редко превышает 90 см, высота – 70 см и масса – 15-17 кг.
Внешний вид: Кабарга похожа на маленького безрогого оленя. Она обычно бурой или коричневой окраски с двумя белыми полосками вдоль передней стороны шеи; иногда (чаще у молодых) по спине и бокам разбросаны светло-серые пятнышки. Зимой шерсть более темная. У самца из-под верхней губы торчит пара тонких клыков до 6 см длиной. Задние ноги непропорционально длинные, поэтому у стоящей кабарги крестец на 5-10 см выше холки. Хвост короткий.
Слайд 26 – Продолжительность жизни: в природе невелика – всего 4-5 лет
Кормится кабарга главным образом бородатыми и листостебельными лишайниками, растущими на деревьях, которые составляют 65-95% по объему от ее кормового рациона в зимний период. Поедает она также хвою пихты и кедра, наземные лишайники, некоторые травянистые зонтичные, листья черники, папоротники, хвощ и другие растительные корма, но без древесных лишайников жить не может.
Слайд 27 – Интересные факты:
У самцов кабарги на брюхе имеется мускусная железа, достигающая 6 см в длину и 4 см в ширину. Она расположена под кожей и представляет собой мешочек, состоящий из двух оболочек. Мускус – продукт выделения мускусных желез; играет роль химического сигнала для мечения территории, привлечения особей другого пола и т. п., служит для смазки шерсти. Это сильно пахнущее вещество применяется в парфюмерии как облагораживающее и фиксирующее средство.
Слайды 28-32 – Подкласс Настоящие звери (Плацентарные). Отряд Непарнокопытные. Представители
Слайд 33 – Этот отряд объединяет копытных, характеризующихся тем, что наибольшего развития у них достигает третий палец, через который проходит ось конечности, другие же пальцы развиты слабо или совсем отсутствуют. У непарнокопытных нет ключиц; желудок простой. Пара сосков только одна (в паховой области). Появились непарнокопытные в нижнем эоцене, предками их были примитивные хищники — креодонты. Непарнокопытные быстро развивались, дав более 500 видов, объединенных в 12 семейств, из которых 9 вымерло. до наших дней дожили только три.
Слайд 34 – Общие признаки
Обитатели открытых мест;
На конечностях 1 или 3 пальца;
Копыто на третьем пальце;
Стадные;
Травоядные;
Желудок простой, но очень большая слепая кишка (бактериальное переваривание пищи)
Развитые детеныши.
Слайд 35 – Структура конечностей
Слайд 36 – Лошадь Пржевальского – типичный представитель отряда непарнокопытных. Была открыта в 1879 г. русским ученым-путешественником Николаем Михайловичем Пржевальским в Центральной Азии, в окрестностях озера Лоб-Нор. Занесена в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Международного союза охраны природы. Исчезнувший из природы вид.
Слайд 37 – Сохранилась только в зоопарках и специализированных питомниках и заповедниках мира. В Монголии и Китае ведутся эксперименты по восстановлению популяции лошадей Пржевальского в живой природе, в России также планируется начать эксперимент по реинтродукции лошадей Пржевальского в оренбургские степи.
Размер: Длина тела: до 200 см; Высота в холке: до 136 см; Вес: 300-350 кг.
Внешний вид: Лошадь плотного сложения с короткими, но крепкими ногами, массивной головой, толстой шеей и небольшими ушами.
Шерсть у лошади Пржевальского песчано-рыжего цвета, переходящего в белый на нижней стороне, хвост, грива и «чулки» на ногах буро-черные. Шерсть длиннее и теплее, чем у домашних лошадей. На голове у лошадей короткая грива-щетка, а вот челки нет. На спине тёмный ремень, а на ногах зеброидные полосы. В верхней его части растут более короткие волосы.
Слайд 38 – Поведение и образ жизни
Лошади Пржевальского ведут стадный образ жизни. Для них характерны гаремные табуны во главе со взрослым жеребцом, 4-5 взрослыми кобылами и несколькими жеребятами, и холостяковые табуны, состоящие в основном из молодых жеребцов. Старые самцы, уже неспособные удержать гарем, живут поодиночке.
У лошади Пржевальского в течение суток есть несколько циклов бодрствования и покоя. Большую часть дня лошади пасутся, но предпочитают вечерние сумерки или утро. Ведёт группу лошадей на пастбище, как правило, взрослая опытная кобыла, а замыкает группу вожак.
Днем они отдыхают, стараясь выбрать место на возвышении для лучшего обзора окрестностей, поскольку представители этого вида отличаются хорошим зрением, нюхом и слухом.
Во время отдыха кобылы обычно дремлют стоя, а жеребец оглядывает окрестности, чтобы как можно раньше заметить возможную опасность и предупредить остальных тревожным сигналом. На время сна лошади собираются в круг головами внутрь. Внутрь круга помещают жеребят, для их безопасности. Если хищник попробует напасть на стадо, то его встретят разящие удары задних копыт.
Группы лошадей Пржевальского очень подвижны и постоянно перемещаются, в поисках участков с подходящими пастбищами. Они не задерживаются долго на одном месте.
Питание. Лошади Пржевальского в дикой природе питали в основном злаками: ковылями, житняком, овсяницей, чием, тростником. Поедали они и полыни, и дикий лук, и мягкие части различных полукустарников и кустарников – саксаула и караганы.
Лошади, живущие в настоящее время в питомниках других континентов, прекрасно приспосабливаются к питанию местными видами растений.
Во время пастьбы несколько животных стоят «на страже», обозревая окрестность, а другие в это время скусывают траву. В зимнее время животные «тебенюют» – добывают корм из-под снега, разрывая его передними копытам.
Продолжительность жизни до 25 лет.
Причина исчезновения: Прямое истребление, освоение местообитаний с активным вытеснением с пастбищ и водопоев.
Дикая лошадь – тарпан. Обитала в степях европейской части, в связи с распашкой степей и хищническим истреблением исчез в Х!Х веке.
3. Этап закрепления знаний.
Фронтальный опрос по вопросам к параграфу 76 (стр. 213).
Слайд 39 – Домашнее задание: изучить материалы § 76, подготовить дополнительный материал о представителях копытных млекопитающих.
Источник