Сложный многокамерный желудок имеется у лошади пржевальского

Часть 1

На каждый вопрос  даны  четыре  варианта  ответа.  Необходимо  выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

  1. Ткань, образующая лубяные волокна, – это:
    • а) колленхима;
    • б) склеренхима;
    • в) ксилема;
    • г) склереиды.
  2. К двудомным растениям относится:
    • а) примула;
    • б) шиповник;
    • в) тыква;
    • г) облепиха.
  3. Боковые корни возникают благодаря активности:
    • а) конуса нарастания;
    • б) боковой меристемы;
    • в) феллогена;
    • г) перицикла.
  4. Жгутики отсутствуют у мужских половых клеток:
    • а) маршанции;
    • б) кувшинки;
    • в) ламинарии;
    • г) улотрикса.
  5. Какой цветок имеет только одну плоскость симметрии?
    • а) актиноморфный;
    • б) асимметричный;
    • в) зигоморфный;
    • г) гермафродитный.
  6. Определить стебельную часть цветка как видоизменённого побега:
    • а) цветоложе;
    • б) пестик;
    • в) лепестки;
    • г) тычинки.
  7. Совокупность тычинок цветка называется:
    • а) завязь;
    • б) андроцей;
    • в) околоцветник;
    • г) гинецей.
  8. Пересадка молодых растений с удалением кончика корня называется:
    • а) пасынкование;
    • б) прививка;
    • в) черенкование;
    • г) пикировка.
  9. Плод ягода имеется у:
    • а) картофеля;
    • б) земляники;
    • в) малины;
    • г) персика.
  10. Для какого из паразитических червей человек не является окончательным хозяином?
    • а) бычий цепень;
    • б) аскарида;
    • в) свиной цепень;
    • г) эхинококк.
  11. Какой из  перечисленных  организмов  проявляет  положительный фототаксис?
    • а) хлорелла;
    • б) малярийный плазмодий;
    • в) эвглена;
    • г) амёба протей.
  12. К насекомым с полным превращением относятся:
    • а) перепончатокрылые, двукрылые;
    • б) равнокрылые, чешуекрылые;
    • в) жёсткокрылые, полужёсткокрылые;
    • г) тараканы, стрекозы.
  13. Имеется ли полость тела у круглых червей?
    • а) да, первичная полость тела;
    • б) да, вторичная полость тела;
    • в) да, смешанная полость тела;
    • г) нет, не имеется.
  14. Малярию вызывают:
    • а) плазмодии;
    • б) трипаносомы;
    • в) амёбы;
    • г) инфузории.
  15. Кишечник отсутствует у:
    • а) печёночного сосальщика;
    • б) аскариды;
    • в) острицы;
    • г) широкого лентеца.
  1. Сложный многокамерный желудок имеется у:
    • а) лошади Пржевальского;
    • б) северного оленя;
    • в) кабана;
    • г) зебры.
  2. Хорда отсутствует в скелете:
    • а) ланцетника;
    • б) акулы;
    • в) тритона;
    • г) севрюги.
  3. В водной  среде (без  выхода  на  сушу)  не  могут  размножаться представители класса:
    • а) пресмыкающихся;
    • б) птиц;
    • в) млекопитающих;
    • г) насекомых.
  4. Наибольшее видовое многообразие наблюдается:
    • а) в хвойном лесу;
    • б) в степи;
    • в) на коралловых рифах;
    • г) в экваториальных областях открытого океана.
  5. Из лёгких обогащённая кислородом кровь поступает в:
    • а) правый желудочек;
    • б) левый желудочек;
    • в) левое предсердие;
    • г) правое предсердие.
  6. Печень не участвует в:
    • а) пищеварении;
    • б) регуляции уровня глюкозы в крови;
    • в) образовании пищеварительных ферментов;
    • г) образовании белков крови.
  7. При выполнении  интенсивных  спортивных  упражнений  ударный объём сердца:
    • а) изменяется в несколько раз;
    • б) остаётся неизменным;
    • в) незначительно изменяется;
    • г) изменяется на десятки процентов.
  8. Главной функцией почек является:
    • а) выведение воды из организма;
    • б) выведение мочевины;
    • в) поддержание постоянства жидкой среды организма;
    • г) фильтрация плазмы крови.
  9. В крови больше всего:
    • а) тромбоцитов;
    • б) эритроцитов;
    • в) лейкоцитов;
    • г) лимфоцитов.
  10. «Центр голода» расположен в:
    • а) лобных долях коры головного мозга;
    • б) продолговатом мозге;
    • в) гипофизе;
    • г) гипоталамусе.

Часть 2

Вам  предлагаются  тестовые  задания  с  множественными  вариантами ответа (от 0  до 5).  Индексы  верных  ответов/Да  и  неверных  ответов/Нет укажите в матрице знаком «Х».

  1. Грибы по способу питания могут быть:
    • а) хищниками;
    • б) паразитами;
    • в) сапротрофами;
    • г) хемоавтотрофами;
    • д) фотоавтотрофами.
  2. Какие компоненты относятся к вторичной покровной ткани?
    • а) устьичные аппараты;
    • б) кутикула;
    • в) пробка;
    • г) чечевички;
    • д) эпидермис.
  3. Какие компоненты присущи только растительной клетке?
    • а) микросомы;
    • б) митохондрии;
    • в) пластиды;
    • г) центральная вакуоль;
    • д) диктиосомы.
  4. Пестик образован одним плодолистиком у:
    • а) гороха;
    • б) капусты;
    • в) земляники;
    • г) вишни;
    • д) томата.
  5. Масличные культуры семейства Бобовые:
    • а) арахис;
    • б) подсолнечник;
    • в) лён;
    • г) соя;
    • д) конопля.
  6. Из названных животных являются первичноводными:
    • а) ихтиозавр;
    • б) гребнистый тритон;
    • в) китайский аллигатор;
    • г) серый дельфин;
    • д) морская черепаха бисса.
  7. Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:
    • а) грызунов;
    • б) хоботных;
    • в) парнокопытных;
    • г) зайцеобразных;
    • д) непарнокопытных.
  8. Белком плазмы крови является:
    • а) альбумин;
    • б) гемоглобин;
    • в) миозин;
    • г) гамма-глобулин;
    • д) ацетилхолин.
  9. Клетками крови являются:
    • а) лейкоциты;
    • б) эритроциты;
    • в) дендритные клетки;
    • г) клетки-убийцы;
    • д) тромбоциты.
  10. Какие из перечисленных клеток относятся к пищеварительной системе?
    • а) эпителиальные клетки;
    • б) тучные клетки;
    • в) бета-клетки поджелудочной железы;
    • г) гладкомышечные клетки;
    • д) секреторные клетки.

Часть 3

Задание  на  определение  правильности  суждений.  Номера  правильных суждений внесите в лист ответов.

  1. Эндоспоры являются способом размножения бацилл.
  2. В состав некоторых лишайников могут входить прокариотические клетки.
  3. В результате употребления пищи, поражённой плесневыми грибами, могут развиться раковые опухоли.
  4. Плодовые тела белого гриба состоят из нескольких видов тканей.
  5. У садовой земляники в пищу употребляется разросшееся цветоложе.
  6. У берёзы  весной  перемещение  органических  веществ  из  корней  к  точкам роста происходит в основном по флоэме.
  7. Младших птенцов  в  гнезде  волнистые  попугаи  кормят  чаще,  и  они в процессе развития догоняют старших.
  8. В состав  головного мозга рыб и  земноводных  входят одинаковые отделы, но они развиты в разной степени.
  9. Сократительные вакуоли  имеются  и  у  морских,  и  у  пресноводных инфузорий, но выполняют разные функции.
  10. Большинство видов нематод ведут паразитический образ жизни.
  11. Для всех моллюсков характерно наличие развитой мантийной полости.
  12. В отличие  от  большинства  млекопитающих,  для  человека  характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
  13. Суставные губы  придают  суставу  большую  прочность,  но  уменьшают размах движений.
  14. У взрослых людей длина тонких кишок относительно больше, чем в раннем детском возрасте.
  15. В желудке  человека  вырабатываются  ферменты,  расщепляющие  белки, жиры и углеводы.

Часть 4

Заполните матрицы в соответствии с требованиями заданий.

1. Какие из  перечисленных  отделов  головного  мозга  обозначены  на  рисунке цифрами 1–6?

А – продолговатый мозг; Б – средний мозг; В – промежуточный мозг; Г – мост; Д – мозжечок; Е – кора больших полушарий.

Ответ внесите в таблицу на листе ответов.

Отделы головного мозга

2. На рисунке показан поперечный срез осевого органа растения.

Срез осевого органа растения

Какие из перечисленных структур обозначены на рисунке цифрами 1–5?

А – флоэма; Б – ксилема; В – пучковый камбий;  Г – эпидерма; Д – склеренхима.

Ответ внесите в матрицу на листе ответов.

3. Среди  изображённых  стадий  жизненного  цикла  паразитических  червей найдите  стадии  печёночного  сосальщика,  обитающие  в  окончательном (А)  и промежуточном (Б) хозяине и в окружающей среде (В), а также стадии свиного цепня,  обитающие  в  окончательном (Г)  и  промежуточном (Д)  хозяине  и  в окружающей среде (Е).

Стадии жизненного цикла паразитических червей

Бланк для записи ответов

 Часть 1

12345678910
11121314151617181920
2122232425

Часть 2

12345678910

Да/нет

дндндндндндндндндндн
а 
б 
в 
г 
д

Часть 3

Правильные суждения: ___________________.

Часть 4

1.

Обозначения123456
Отдел головного мозга

2.

Обозначения12345
Структуры

3.

Стадия123456789101112
Место обитания

Ответы

 Часть 1

12345678910
бггбвабгаг
11121314151617181920
вааагбвбвв
2122232425
вгвбг

Часть 2

5

10

Да/нетдндндндндндндндндндн
аX X XX X XXXX X
бX XXXXXXXXX
вXXXXXXXXXX
гXXXXXXXXXX
дXXXXXXXXXX
Читайте также:  Фиброз стромы в желудке

Часть 3

Правильные суждения: 2, 3, 5, 8, 10, 13.

Часть 4

1.

Обозначения123456
Отдел головного мозгаВБГАЕД

2.

Обозначения12345
СтруктурыБВАДГ

3.

Стадия123456789101112
Место обитанияАДБГБВВВВЕГД

Система оценивания

  1. За каждый правильный ответ части I – 1 балл, всего за часть I – 25 баллов.
  2. За каждый  правильный  ответ (да/нет)  части II – 0,4  балла,  за  каждое  задание максимум 2 балла, всего за часть II – 20 баллов.
  3. За каждый правильный ответ (верно/неверно) части III – 2 балла, всего за часть III – 30 баллов.
  4. За каждый правильный ответ части IV – 1 балл, всего  за часть IV – 23 балла.

Максимальная оценка – 98 баллов.

Источник

Поиск задачи:

1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО БИОЛОГИИ. 2016–2017 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС
Часть 1
На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать
только один правильный и внести его в матрицу.
1. Ткань, образующая лубяные волокна, – это:
а) колленхима;
б) склеренхима;
в) ксилема;
г) склереиды.
2. К двудомным растениям относится:
а) примула;
б) шиповник;
в) тыква;
г) облепиха.
3. Боковые корни возникают благодаря активности:
а) конуса нарастания;
б) боковой меристемы;
в) феллогена;
г) перицикла.
4. Жгутики отсутствуют у мужских половых клеток:
а) маршанции;
б) кувшинки;
в) ламинарии;
г) улотрикса.
5. Какой цветок имеет только одну плоскость симметрии?
а) актиноморфный;
б) асимметричный;
в) зигоморфный;
г) гермафродитный.
6. Определить стебельную часть цветка как видоизменённого побега:
а) цветоложе;
б) пестик;
в) лепестки;
г) тычинки.
7. Совокупность тычинок цветка называется:
а) завязь;
б) андроцей;
в) околоцветник;
г) гинецей.
8. Пересадка молодых растений с удалением кончика корня называется:
а) пасынкование;
б) прививка;
в) черенкование;
г) пикировка.
9. Плод ягода имеется у:
а) картофеля;
б) земляники;
в) малины;
г) персика.
10. Для какого из паразитических червей человек не является
окончательным хозяином?
а) бычий цепень;
б) аскарида;
в) свиной цепень;
г) эхинококк. 
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
2
11. Какой из перечисленных организмов проявляет положительный
фототаксис?
а) хлорелла;
б) малярийный плазмодий;
в) эвглена;
г) амёба протей.
12. К насекомым с полным превращением относятся:
а) перепончатокрылые, двукрылые;
б) равнокрылые, чешуекрылые;
в) жёсткокрылые, полужёсткокрылые;
г) тараканы, стрекозы.
13. Имеется ли полость тела у круглых червей?
а) да, первичная полость тела;
б) да, вторичная полость тела;
в) да, смешанная полость тела;
г) нет, не имеется.
14. Малярию вызывают:
а) плазмодии;
б) трипаносомы;
в) амёбы;
г) инфузории.
15. Кишечник отсутствует у:
а) печёночного сосальщика;
б) аскариды;
в) острицы;
г) широкого лентеца.
16. Сложный многокамерный желудок имеется у:
а) лошади Пржевальского;
б) северного оленя;
в) кабана;
г) зебры.
17. Хорда отсутствует в скелете:
а) ланцетника;
б) акулы;
в) тритона;
г) севрюги.
18. В водной среде (без выхода на сушу) не могут размножаться
представители класса:
а) пресмыкающихся;
б) птиц;
в) млекопитающих;
г) насекомых.
19. Наибольшее видовое многообразие наблюдается:
а) в хвойном лесу;
б) в степи;
в) на коралловых рифах;
г) в экваториальных областях открытого океана.
20. Из лёгких обогащённая кислородом кровь поступает в:
а) правый желудочек;
б) левый желудочек;
в) левое предсердие;
г) правое предсердие.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
3
21. Печень не участвует в:
а) пищеварении;
б) регуляции уровня глюкозы в крови;
в) образовании пищеварительных ферментов;
г) образовании белков крови.
22. При выполнении интенсивных спортивных упражнений ударный
объём сердца:
а) изменяется в несколько раз;
б) остаётся неизменным;
в) незначительно изменяется;
г) изменяется на десятки процентов.
23. Главной функцией почек является:
а) выведение воды из организма;
б) выведение мочевины;
в) поддержание постоянства жидкой среды организма;
г) фильтрация плазмы крови.
24. В крови больше всего:
а) тромбоцитов;
б) эритроцитов;
в) лейкоцитов;
г) лимфоцитов.
25. «Центр голода» расположен в:
а) лобных долях коры головного мозга;
б) продолговатом мозге;
в) гипофизе;
г) гипоталамусе.
Часть 2
Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами
ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет
укажите в матрице знаком «Х».
1. Грибы по способу питания могут быть:
а) хищниками;
б) паразитами;
в) сапротрофами;
г) хемоавтотрофами;
д) фотоавтотрофами.
2. Какие компоненты относятся к вторичной покровной ткани?
а) устьичные аппараты;
б) кутикула;
в) пробка;
г) чечевички;
д) эпидермис.
3. Какие компоненты присущи только растительной клетке?
а) микросомы;
б) митохондрии;
в) пластиды;
г) центральная вакуоль;
д) диктиосомы. 
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
4
4. Пестик образован одним плодолистиком у:
а) гороха;
б) капусты;
в) земляники;
г) вишни;
д) томата.
5. Масличные культуры семейства Бобовые:
а) арахис;
б) подсолнечник;
в) лён;
г) соя;
д) конопля.
6. Из названных животных являются первичноводными:
а) ихтиозавр;
б) гребнистый тритон;
в) китайский аллигатор;
г) серый дельфин;
д) морская черепаха бисса.
7. Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:
а) грызунов;
б) хоботных;
в) парнокопытных;
г) зайцеобразных;
д) непарнокопытных.
8. Белком плазмы крови является:
а) альбумин;
б) гемоглобин;
в) миозин;
г) гамма-глобулин;
д) ацетилхолин.
9. Клетками крови являются:
а) лейкоциты;
б) эритроциты;
в) дендритные клетки;
г) клетки-убийцы;
д) тромбоциты.
10. Какие из перечисленных клеток относятся к пищеварительной системе?
а) эпителиальные клетки;
б) тучные клетки;
в) бета-клетки поджелудочной железы;
г) гладкомышечные клетки;
д) секреторные клетки. 
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
5
Часть 3
Задание на определение правильности суждений. Номера правильных
суждений внесите в лист ответов.
1. Эндоспоры являются способом размножения бацилл.
2. В состав некоторых лишайников могут входить прокариотические клетки.
3. В результате употребления пищи, поражённой плесневыми грибами, могут
развиться раковые опухоли.
4. Плодовые тела белого гриба состоят из нескольких видов тканей.
5. У садовой земляники в пищу употребляется разросшееся цветоложе.
6. У берёзы весной перемещение органических веществ из корней к точкам
роста происходит в основном по флоэме.
7. Младших птенцов в гнезде волнистые попугаи кормят чаще, и они
в процессе развития догоняют старших.
8. В состав головного мозга рыб и земноводных входят одинаковые отделы,
но они развиты в разной степени.
9. Сократительные вакуоли имеются и у морских, и у пресноводных
инфузорий, но выполняют разные функции.
10. Большинство видов нематод ведут паразитический образ жизни.
11. Для всех моллюсков характерно наличие развитой мантийной полости.
12. В отличие от большинства млекопитающих, для человека характерно
наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
13. Суставные губы придают суставу большую прочность, но уменьшают
размах движений.
14. У взрослых людей длина тонких кишок относительно больше, чем в раннем
детском возрасте.
15. В желудке человека вырабатываются ферменты, расщепляющие белки,
жиры и углеводы. 
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
6
Часть 4
Заполните матрицы в соответствии с требованиями заданий.
1. Какие из перечисленных отделов головного мозга обозначены на рисунке
цифрами 1–6?
А – продолговатый мозг; Б – средний мозг; В – промежуточный мозг; Г – мост;
Д – мозжечок; Е – кора больших полушарий.
Ответ внесите в таблицу на листе ответов.
.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
7
2. На рисунке показан поперечный срез осевого органа растения.
Какие из перечисленных структур обозначены на рисунке цифрами 1–5?
А – флоэма; Б – ксилема; В – пучковый камбий; Г – эпидерма; Д – склеренхима.
Ответ внесите в матрицу на листе ответов.
3. Среди изображённых стадий жизненного цикла паразитических червей
найдите стадии печёночного сосальщика, обитающие в окончательном (А) и
промежуточном (Б) хозяине и в окружающей среде (В), а также стадии свиного
цепня, обитающие в окончательном (Г) и промежуточном (Д) хозяине и
в окружающей среде (Е).
Ответы внесите в матрицу. 
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
8
Бланк для записи ответов
Часть 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Читайте также:  Рецепты диетических блюд с фото при больном желудке

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24 25

Часть 2
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да/нет д н д н д н д н д н д н д н д н д н д н
а
б
в
г
д
Часть 3
Правильные суждения: ___________________.
Часть 4
1. Обозначения 1 2 3 4 5 6
Отдел
головного
мозга

2. Обозначения 1 2 3 4 5
Структуры
3. Стадия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Место
обитания 
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
9
Ответы
Часть 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
б г г б в а б г а г
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
в а а а г б в б в в
21 22 23 24 25
в г в б г
Часть 2
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да/нет д н д н д н д н д н д н д н д н д н д н
а х х х х х х х х х х
б х х х х х х х х х х
в х х х х х х х х х х
г х х х х х х х х х х
д х х х х х х х х х х
Часть 3
Правильные суждения: 2, 3, 5, 8, 10, 13.
Часть 4
1. Обозначения 1 2 3 4 5 6
Отдел
головного
мозга
В Б Г А Е Д
2. Обозначения 1 2 3 4 5
Структуры Б В А Д Г
3. Стадия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Место
обитания А Д Б Г Б В В В В Е Г Д
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
10
Система оценивания
За каждый правильный ответ части I – 1 балл, всего за часть I – 25 баллов.
За каждый правильный ответ (да/нет) части II – 0,4 балла, за каждое задание
максимум 2 балла, всего за часть II – 20 баллов.
За каждый правильный ответ (верно/неверно) части III – 2 балла, всего за часть
III – 30 баллов.
За каждый правильный ответ части IV – 1 балл, всего за часть IV – 23 балла.
Максимальная оценка – 98 баллов. 

Категория: Биология | Добавил: Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Источник

Тема 59.1. Копытные млекопитающие.

Отряд Парнокопытные, Отряд Непарнокопытные

Цель: расширить знания о многообразии млекопитающих, показать на примере копытных особенности их строения в связи с питанием.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Этап изучения нового материала.

Слайд 2 – Копытные млекопитающие относятся к животным открытых пространств суши.

Слайд 3 – Общая характеристика группы копытных животных. Относительно крупные размеры тела, пальцы ног одеты копытами, большинство растительноядные, обладают способностью быстро бегать; детеныши рождаются зрячими, покрыты волосяным покровом и способны через несколько часов после рождения бегать за родителями. В зависимости от числа пальцев на ногах и характера зубной системы копытные делят на два отряда: Парнокопытные и Непарнокопытные.

Слайд 4 – Выделяют в отдельную группу слонов – отряд Хоботные.

Слайд 5 – Слоны – самые крупные из современных наземных животных, массой до 5 т. Имеют хобот. Передняя часть концов пальцев оканчивается копытцем.

Слайд 6 – Благодаря сложной системе мускулов и сухожилий хобот обладает удивительной подвижностью и огромной силой. Вместе с тем особое хватающее устройство, которым он заканчивается, позволяет ему поднимать с земли мельчайшие предметы. С его помощью слоны дышат, добывают пищу, пьют, защищаются, выражают свои эмоции, избавляются от паразитов, купаются. Слон, лишившийся хобота (а такие случаи в Африке сейчас не редкость — слоны часто именно хоботом попадают в петли, расставляемые браконьерами), обречен на голодную смерть. Правда, они пытаются тогда пастись на коленях, но долго так жить не могут.

Слайд 7 – Единственное время, когда хоботным при еде не нужен хобот — раннее детство: материнское молоко слоненок сосет прямо ртом. Кстати, млечные железы и два соска у слонихи располагаются на груди, между передними ногами, как у приматов, сирен и летучих мышей

Слайды 8-9 – Представители слонов

Слайд 10 – Подкласс Настоящие звери (Плацентарные). Отряд Парнокопытные

Слайд 11 – Отряд объединяет копытных, характеризующихся наибольшим развитием третьего и четвертого пальцев, между которыми проходит ось конечности. Другие боковые пальцы (у большинства видов два) развиты слабо и расположены выше средних. Концевые фаланги всех пальцев одеты копытами. Ключицы нет. Желудок у большинства видов сложный, состоящий из нескольких отделов, редко простой. Появились парнокопытные в нижнем эоцене, вероятно, из одного корня с непарнокопытными. Их предками были примитивные хищники креодонты. Уступая в середине третичного периода непарнокопытным по числу видов, во время они достигли расцвета и стали преобладающей группой копытных, главным образом за счет представителей подотряда жвачных. В настоящее время парнокопытные населяют все материки, кроме Антарктики (в Австралию завезены человеком), и объединяют 9 семейств, около 85 родов и примерно 200 видов.

Слайд 12 – Общие признаки

  • Количество пальцев кратно 2;

  • Есть копыта;

  • Отсутствуют резцы верхней челюсти;

  • Часто вторичное пережевывание (жвачка);

  • Сложно организованная пищеварительная система (кроме бегемотов и свиней);

  • Редуцированы ключицы;

  • Характерны рога.

Слайды 13-14 – Рога у оленей и лосей ежегодно меняются и каждую весну отрастают вновь.

Слайд 15 – У большинства сельскохозяйственных животных рога растут всю жизнь и не меняются.

Слайд 16 – У многих диких парнокопытных сложный многокамерный желудок, необходимый для лучшего переваривания растительной пищи.

Слайд 17 – Жвачные парнокопытные – высоконогие млекопитающие, у которых растительная пища пережевывается дважды.

Механизм переваривания пищи: ротовая полость – рубец – сетка (бактерии и простейшие) – ротовая полость (слюна) – пищеводный желоб – книжка – сычуг (желудочный сок переваривает белковую часть пищи) – кишечник (протоки поджелудочной железы и печени) – прямая кишка.

Слайд 18 – Рассмотрим особенности организации парнокопытных на примере домашней коровы. Особенности внешнего строения коровы (крупные размеры тела, на голове рога – полые чехлы, сидящие на костных выростах черепа, сильно развита шея, мощные ноги с двумя пальцами, одеты копытами, два других недоразвиты). Кормится травой, срывая ее с помощью языка и резцов нижней челюсти.

Читайте также:  Что видно при фгс желудка

Особенности пищеварительной системы. Зубной аппарат: резцы только на нижней челюсти, клыков нет, коренные расположены на обеих челюстях. Желудок коровы состоит из нескольких камер. Кишечник в 20 раз длиннее ее тела.

Слайд 19 – Жвачные парнокопытные.

Слайды 20-21Нежвачные парнокопытные. Свинообразные млекопитающие. Толстая кожа, ноги короткие, крупные клыки, постоянный рост.

Слайд 22 – Кабан – нежвачное парнокопытное, предок домашней свиньи. Широко распространен в Европе и Азии. Всеядное животное: 2/3 кормов добывает в почве (черви, личинки, моллюски) 1/3 их составляют растения (корневища, клубни, корни растений). Имеет средние размеры (масса тела 60-150 кг, длина тела 130-175 см, высота до 1 м). Как приспособление к жизни в труднодоступных топких местах, поросших густым кустарником и камышом, имеет прочную кожу, покрытую упругой щетиной, буроватую окраску, относительно подвижные средние пальцы, наличие дополнительной площади опоры, образованной задней частью подошвы с копытами, одевающими боковые пальцы ног.

Слайд 23 – Свиньи – плодовиты

Слайд 24 – Кабарга – Moschus moschiferus – вымирающий вид парнокопытных.
Отряд: Парнокопытные – Artyodactyla
Семейство: Кабарговые – Moschidae
Род: Кабарги – Moschus

Кабарга занесена в Красный список МСОП-2008 как уязвимый вид. Подвид кабарга сахалинская Moschus moschiferus sachalinensis включен в Красную книгу России. Торговля мускусом кабарги контролируется Конвенцией по международной торговле исчезающими видами фауны и флоры (CITES)

Распространена кабарга на Алтае, в Саянах, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, кроме северо-восточных районов, а также в горах Кореи, Монголии, Восточного Китая, Тибета и в Восточных Гималаях. Населяет кабарга крутые скалистые склоны гор, поросшие хвойным лесом.

Слайд 25 – Длина тела кабарги редко превышает 90 см, высота – 70 см и масса – 15-17 кг.

Внешний вид: Кабарга похожа на маленького безрогого оленя. Она обычно бурой или коричневой окраски с двумя белыми полосками вдоль передней стороны шеи; иногда (чаще у молодых) по спине и бокам разбросаны светло-серые пятнышки. Зимой шерсть более темная. У самца из-под верхней губы торчит пара тонких клыков до 6 см длиной. Задние ноги непропорционально длинные, поэтому у стоящей кабарги крестец на 5-10 см выше холки. Хвост короткий.

Слайд 26 – Продолжительность жизни: в природе невелика – всего 4-5 лет

Кормится кабарга главным образом бородатыми и листостебельными лишайниками, растущими на деревьях, которые составляют 65-95% по объему от ее кормового рациона в зимний период. Поедает она также хвою пихты и кедра, наземные лишайники, некоторые травянистые зонтичные, листья черники, папоротники, хвощ и другие растительные корма, но без древесных лишайников жить не может.

Слайд 27 – Интересные факты:

У самцов кабарги на брюхе имеется мускусная железа, достигающая 6 см в длину и 4 см в ширину. Она расположена под кожей и представляет собой мешочек, состоящий из двух оболочек. Мускус – продукт выделения мускусных желез; играет роль химического сигнала для мечения территории, привлечения особей другого пола и т. п., служит для смазки шерсти. Это сильно пахнущее вещество применяется в парфюмерии как облагораживающее и фиксирующее средство.

Слайды 28-32 – Подкласс Настоящие звери (Плацентарные). Отряд Непарнокопытные. Представители

Слайд 33 – Этот отряд объединяет копытных, характеризующихся тем, что наибольшего развития у них достигает третий палец, через который проходит ось конечности, другие же пальцы развиты слабо или совсем отсутствуют. У непарнокопытных нет ключиц; желудок простой. Пара сосков только одна (в паховой области). Появились непарнокопытные в нижнем эоцене, предками их были примитивные хищники — креодонты. Непарнокопытные быстро развивались, дав более 500 видов, объединенных в 12 семейств, из которых 9 вымерло. до наших дней дожили только три.

Слайд 34 – Общие признаки

  • Обитатели открытых мест;

  • На конечностях 1 или 3 пальца;

  • Копыто на третьем пальце;

  • Стадные;

  • Травоядные;

  • Желудок простой, но очень большая слепая кишка (бактериальное переваривание пищи)

  • Развитые детеныши.

Слайд 35 – Структура конечностей

Слайд 36 – Лошадь Пржевальского – типичный представитель отряда непарнокопытных. Была открыта в 1879 г. русским ученым-путешественником Николаем Михайловичем Пржевальским в Центральной Азии, в окрестностях озера Лоб-Нор. Занесена в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Международного союза охраны природы. Исчезнувший из природы вид.

Слайд 37 – Сохранилась только в зоопарках и специализированных питомниках и заповедниках мира. В Монголии и Китае ведутся эксперименты по восстановлению популяции лошадей Пржевальского в живой природе, в России также планируется начать эксперимент по реинтродукции лошадей Пржевальского в оренбургские степи.

Размер: Длина тела: до 200 см; Высота в холке: до 136 см; Вес: 300-350 кг.

Внешний вид: Лошадь плотного сложения с короткими, но крепкими ногами, массивной головой, толстой шеей и небольшими ушами.

Шерсть у лошади Пржевальского песчано-рыжего цвета, переходящего в белый на нижней стороне, хвост, грива и «чулки» на ногах буро-черные. Шерсть длиннее и теплее, чем у домашних лошадей. На голове у лошадей короткая грива-щетка, а вот челки нет. На спине тёмный ремень, а на ногах зеброидные полосы. В верхней его части растут более короткие волосы.

Слайд 38 – Поведение и образ жизни

Лошади Пржевальского ведут стадный образ жизни. Для них характерны гаремные табуны во главе со взрослым жеребцом, 4-5 взрослыми кобылами и несколькими жеребятами, и холостяковые табуны, состоящие в основном из молодых жеребцов. Старые самцы, уже неспособные удержать гарем, живут поодиночке.

У лошади Пржевальского в течение суток есть несколько циклов бодрствования и покоя. Большую часть дня лошади пасутся, но предпочитают вечерние сумерки или утро. Ведёт группу лошадей на пастбище, как правило, взрослая опытная кобыла, а замыкает группу вожак.

Днем они отдыхают, стараясь выбрать место на возвышении для лучшего обзора окрестностей, поскольку представители этого вида отличаются хорошим зрением, нюхом и слухом.

Во время отдыха кобылы обычно дремлют стоя, а жеребец оглядывает окрестности, чтобы как можно раньше заметить возможную опасность и предупредить остальных тревожным сигналом. На время сна лошади собираются в круг головами внутрь. Внутрь круга помещают жеребят, для их безопасности. Если хищник попробует напасть на стадо, то его встретят разящие удары задних копыт.

Группы лошадей Пржевальского очень подвижны и постоянно перемещаются, в поисках участков с подходящими пастбищами. Они не задерживаются долго на одном месте.

Питание. Лошади Пржевальского в дикой природе питали в основном злаками: ковылями, житняком, овсяницей, чием, тростником. Поедали они и полыни, и дикий лук, и мягкие части различных полукустарников и кустарников – саксаула и караганы.

Лошади, живущие в настоящее время в питомниках других континентов, прекрасно приспосабливаются к питанию местными видами растений.

Во время пастьбы несколько животных стоят «на страже», обозревая окрестность, а другие в это время скусывают траву. В зимнее время животные «тебенюют» – добывают корм из-под снега, разрывая его передними копытам.

Продолжительность жизни до 25 лет.

Причина исчезновения: Прямое истребление, освоение местообитаний с активным вытеснением с пастбищ и водопоев.

Дикая лошадь – тарпан. Обитала в степях европейской части, в связи с распашкой степей и хищническим истреблением исчез в Х!Х веке.

3. Этап закрепления знаний.

Фронтальный опрос по вопросам к параграфу 76 (стр. 213).

Слайд 39 – Домашнее задание: изучить материалы § 76, подготовить дополнительный материал о представителях копытных млекопитающих.

Источник