Роберта сапольски почему у зебр не бывает язвы желудка

Зануда
Друзья, мы продолжаем путешествие по миру научно-популярной литературы. Сегодня в нашей рубрике — обзор книги профессора Стэнфордского университета Роберта Сапольски «Почему у зебр не бывает язвы желудка» («Психология стресса»).
Об авторе
Роберт Моррис Сапольски — американский нейроэндокринолог, профессор биологии, неврологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете, научный сотрудник Национального музея Кении, писатель. Сапольски, выходец из семьи ортодоксальных евреев Бруклина, в подростковом возрасте избавился от религиозных убеждений и с упёртостью танка пошёл по намеченному пути. Роберт начал с чтения книг о жизни горилл, воображая свою жизнь среди них, и в возрасте 12 лет стал переписываться с приматологами.
В средней школе Сапольски в рамках дополнительной программы изучил язык суахили, стал бакалавром в области биологической антропологии в Гарварде и уехал в Кению, чтобы изучать социальное поведение бабуинов в дикой природе. По возвращении из Кении Роберт Сапольски прошёл обучение в университете Рокфеллера, где получил докторскую степень по нейроэндокринологии.
На сегодняшний день Сапольски занимается изучением стресса и дегенерации нейронов, а также разрабатывает стратегии генной терапии по защите чувствительных нейронов от болезней. По большей части это лабораторные исследования, но профессор по-прежнему ежегодно ездит в Африку и наблюдает за популяцией диких бабуинов: его интересует, что у них вызывает стресс и к каким заболеваниям приводит.
Сегодня мы и поговорим о стрессе, точнее о книге Роберта Сапольски «Почему у зебр не бывает язвы желудка» («Психология стресса»).
О книге
«Вот самая важная мысль этой книги: если вы зебра, бегущая изо всех сил, чтобы спасти свою жизнь, или лев, бегущий изо всех сил, чтобы не умереть с голоду, физиологические механизмы реакций вашего тела позволяют прекрасно справляться с такими краткосрочными физическими чрезвычайными ситуациями. Для огромного большинства животных на этой планете стресс — это прежде всего краткосрочный кризис. После этого кризиса они или живут дальше, или умирают. А когда мы сидим без дела и беспокоимся, у нас включаются те же самые физиологические реакции. Но если эти реакции становятся хроническими, то они могут привести к катастрофе», — пишет автор.
Итак, стресс полезен для зебры или льва, но если мы говорим о современном человеке, картинка меняется. Вероятность побега от хищника или преследования добычи стала ничтожно мала. Реальными стали такие стрессовые факторы, как проблемы на работе или учёбе, ипотека, разбитая машина… А вот реакции тела остались такими же, как и во времена пещерных людей, которые в случае стресса практиковали подход «дерись или беги!».
Зачастую нам бежать некуда и незачем. Проблема может существовать только в голове, но тело уже готово к борьбе. Понятно, что для этой борьбы нужна подготовка, а значит, и запуск многочисленных механизмов и гормонов, позволяющих спастись от воображаемого льва. В этом и заключается проблема. Мы, лежа на диване и переживая о потенциальных опасностях, не в силах использовать эту тяжелую артиллерию по назначению, и раз за разом волна нереализованных активных химических веществ оседает в важных органах — сердце, мозге, ЖКТ — и постепенно разрушает их.
В книге Сапольски в лёгкой, ироничной манере рассказывает читателю, что следует называть «стрессом», как запускается физиологический механизм «беги от льва» и какой комплекс веществ в этом случае работает.
Поясняя механизм, с помощью которого длительный хронический стресс вызывает или усугубляет заболевание, автор пишет: «Следует подчеркнуть ещё один момент. Заявление “хронический или повторяющийся стресс может повысить риск заболевания” на самом деле некорректно, но попытка выразиться более аккуратно была бы похожа на семантическую ловлю блох. На самом деле, стресс не делает вас больными и не повышает риск заболевания. Стресс повышает риск, что вы заболеете чем-либо, что сделает вас больным, или, если вы уже чем-то болеете, стресс повышает риск того, что защитные силы вашего организма не справятся с заболеванием».
С опорой на яркие образы, интересные исторические факты Сапольски описывает сложные процессы, происходящие как на молекулярном, так и поведенческом уровнях нашего организма. Например, почему многие из нас, волнуясь, часто посещают холодильник? Или как повлиял пренатальный материнский стресс на детей, рождённых после Hongerwinter — голодной зимы 1944 года в Нидерландах? Почему стресс может доставлять удовольствие? Как влияет уровень достатка и социальный статус на риск заболеваний, которые вызываются стрессом? «Постарайтесь не рождаться в бедной семье», — советует кэп Сапольски.
В последней главе книги автор даёт рекомендации для тех, кто хочет управлять своим здоровьем, а не передать ему бразды правления. Здесь нет универсальной таблетки, зато даётся набор методов, которые позволят облегчить борьбу со стрессом.
Кому рекомендуем
Читайте, если:
- вам интересно узнать, что стресс делает с нами и к чему может привести;
- вы достаточно занудны, чтобы рассмотреть процесс стресса на молекулярном уровне и получить от этого удовольствие;
- вы, как и я, в восторге от профессора Сапольски!
Лёгкости прочтения не обещаю, но понимание механизма работы собственного организма у вас появится.
Плюсы и минусы
Плюсы
- Нет нужды в профильном образовании. Всё максимально детально и понятно разобрано и рассказано.
- Описание механизма работы стресса разбавляется интересными примерами и историческими фактами.
- Огромное количество научной информации, которое в сочетании с энтузиазмом и чувством юмора Сапольски превращается в увлекательное чтиво.
«Другой важный класс гормонов реакции на стресс называют глюкокортикоидами. К концу этой книги вы будете знать о них почти все, потому что я очень люблю эти гормоны», — обещает читателям Сапольски.
Минус
Несмотря на мастерство автора, некоторые фрагменты читаются тяжело, так как насыщены специфичной информацией.
Автор текста: Crazy Unicorn
Источник
Роберт Сапольски
Почему у зебр не бывает инфаркта. Психология стресса
Copyright © 1994, 1998 by W. H. Freeman, and 2004 by Robert M. Sapolsky
© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2019
© Издание на русском языке, оформление ООО Издательство «Питер», 2019
© Серия «Сам себе психолог», 2019
Предисловие к русскому изданию
Книга Роберта Сапольски, безусловно, удивит и увлечет отечественного читателя, мало знакомого с современной специальной литературой о стрессе. Подавляющее число источников, используемых в отечественной популярной литературе, посвященной этой проблеме, – это в той или иной мере перепечатки из изданий 80-х годов прошлого века, прежде всего, из работ Г. Селье. До сих пор его концепция того времени зачастую рассматривается как общепринятая. Отдавая дань этому замечательному ученому, Р. Сапольски заостряет внимание на тех его представлениях, которые не всегда разделяются современными специалистами в данной области.
Книга точно отвечает на вопрос, поставленный в заголовке английского издания: почему у зебр не бывает язв? Человек в ней представлен как продукт эволюционного развития, а потому его методы реагирования на сверхсильные раздражители соответствуют времени их формирования.
За последние 100 тысяч лет тело человека практически не изменилось, хотя в значительной мере изменились условия его функционирования. Вызовы же, с которыми сталкивается мозг, стремительно меняются даже не в течение столетий, но в течение лет. Это означает, что современный мозг находится в теле неандертальца, которое реагирует так, как реагировало бы на стресс тело «пещерного человека». Но неандерталец бы во время стресса либо дрался, либо убегал. Именно поэтому Р. Сапольски постоянно обращается к образу зебры, стремительно бегущей по саванне вперед от опасности, преследующей ее. Все механизмы стресса направлены на обеспечение этого стремительного бега.
Однако современный человек, переживая стресс, не бежит, подобно своему предшественнику или зебре, он смиренно стоит перед начальником, безысходно лежит на диване, мучительно пытаясь разрешить проблему, сидит перед телевизором, активно сопереживая предлагаемым ему событиям. И весь комплекс гормонов и химических веществ, призванных обеспечить выживание неандертальца, обрушивается на неподвижные мышцы. Они не поглощают эти вещества, поскольку не работают и не нуждаются в них. И тогда с током крови они попадают в разные органы и в той или иной мере их повреждают.
Это не происходит мгновенно. Раз за разом эта волна нереализованных крайне активных химических веществ, будучи не востребованной нашими мышцами, оседает в самых важных органах – сердце, мозге, желудочно-кишечном тракте.
Р. Сапольски ювелирным образом справляется с тяжелейшей задачей – назвать весь этот комплекс веществ, описать их действие и не утомить читателя, а, напротив, сделать его соучастником научного исследования сложнейших физиологических и генетических механизмов стресса, поиска причин заболеваний.
Легкость изложения самых сложных современных моделей физиологических процессов вызывает восхищение. Хочется подчеркнуть, что простота описания не обусловлена упрощением смысла и логики научного исследования генетических, молекулярных и психофизиологических механизмов. Она идет от умения автора говорить о сложном просто, находить яркие образы и сравнения, помогая читателю не только воспринимать прочитанное как текст, но и рисовать в воображении яркие картины процессов, происходящих как на поведенческом, так и на молекулярном уровне.
Наконец, стоит сказать о структуре книги. Автор очень подробно описывает механизмы, с помощью которых длительный хронический стресс вызывает то или иное заболевание, или усугубляет его течение, или усиливает действие других негативных факторов. Однако в последней главе даются четкие и обоснованные рекомендации для тех, кто хочет управлять своим здоровьем, а не плыть по течению жизни, направляемому другими людьми и событиями. Эта глава, безусловно, закладывает основу для оптимизма. Она завершает и описание эволюционного цикла, благодаря которому мозг современного человека, не имея возможности поменять способ реагирования тела неандертальца, может обрести собственный стиль управления этим телом в стрессовых ситуациях. В этом случае в кровь либо вообще не выбрасывается весь комплекс веществ, запрограммированный для участия в гонке по саванне, либо мозг заставляет мышцы вспомнить их биологическую функцию, приводит их в движение тем или иным способом, и они поглощают все эти элементы. Это, с одной стороны, ведет к укреплению здоровья, с другой – к повышению устойчивости организма к будущим вызовам.
Е. И. Николаева, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А. И. Герцена, профессор кафедры прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I
Предисловие
Лизе, ставшей моим лучшим другом и сделавшей полноценной мою жизнь
Возможно, вы читаете эти строки, находясь в книжном магазине. Если так, взгляните украдкой на парня у ближайшего стеллажа, вот того, который делает вид, будто увлечен книгой Стивена Хокинга. Рассмотрите его как следует. Вряд ли его пальцы съедены проказой, вряд ли он покрыт шрамами от оспы и наверняка не дрожит от малярийной лихорадки. Наоборот, скорее всего, он выглядит совершенно здоровым, то есть страдает теми же болезнями, что и большинство из нас: слишком высокий для приматов уровень холестерина, слух намного хуже, чем у человека его возраста из племени охотников и собирателей, привычка снимать напряжение с помощью валиума. Мы, жители западного общества, сейчас болеем совсем другими болезнями, по сравнению с нашими предками. Но что еще важнее, мы болеем другими болезнями по другим причинами и с другими последствиями. Тысячу лет назад молодой человек из общества охотников и собирателей мог по неосторожности съесть кусок мяса антилопы, больной сибирской язвой, и последствия были очевидны – через несколько дней он был бы мертв. Сегодня молодой адвокат с удовольствием съедает за ужином бифштекс с жареной картошкой и выпивает пару бокалов пива, не считая, что это может чем-то ему навредить, а последствия этого вовсе не очевидны. Возможно, пятьдесят лет спустя у него будет больное сердце, а может быть, он станет ездить в велосипедные походы с внуками. Его будущее зависит от нескольких очевидных и конкретных вещей, например от того, что его печень делает с холестерином, каков уровень определенных ферментов в его жировых клетках, есть ли у него врожденные дефекты в стенках кровеносных сосудов. Но его будущее во многом зависит и от таких неожиданных факторов, как характер, количество эмоциональных стрессов, которое он испытает за все эти годы, и есть ли в его жизни дружеское плечо, на котором он может поплакать, когда напряжение становится невыносимым.
В медицине произошла революция. Сегодня мы по-новому воспринимаем болезни, которые нас поражают. Мы признали связь между телом и разумом, мы выяснили, что эмоции и личностные особенности могут оказывать огромное влияние на функционирование и здоровье буквально каждой клетки тела. Мы узнали, что стресс делает некоторых из нас более уязвимыми к болезням, выяснили, почему некоторые из нас лучше других справляются со стрессорами, и пришли к очень важному открытию: невозможно понять болезнь в вакууме. Ее можно понять только в контексте личности и жизненных обстоятельств больного.
Это главная тема моей книги. Сначала я постараюсь прояснить смысл туманного понятия «стресс» и объяснить по возможности простыми словами, как разные гормоны и отделы мозга ведут себя в стрессовой ситуации. Затем я сосредоточу внимание на связи между стрессом и риском возникновения определенных заболеваний. Глава за главой, мы обсудим влияние стресса на систему кровообращения, на процессы накопления энергии, на функцию роста, на репродуктивную функцию, иммунную систему и т. д. Затем я расскажу о том, как количество стрессов, пережитых в течение жизни, может влиять на процесс старения. Далее я рассмотрю связь между стрессом и самым распространенным и, возможно, самым опасным психическим заболеванием современности – большим депрессивным расстройством. Это уже третье издание книги, и я добавил две новые главы: о взаимосвязи между стрессом и сном и о связи стресса с зависимостью от алкоголя и наркотиков. Кроме того, я переписал от трети до половины материала других глав.
Источник
Введение
«Почему у зебр не бывает язвы желудка?» Таким вопросом открывает свою книгу Роберт Сапольски. Зебры подвергаются чудовищным стрессам — нападение льва, страх, боль, головокружительный бег, — но не страдают хроническими заболеваниями. Напрашивается вывод: стресс сам по себе не причиняет вреда. Но как же расхожая поговорка «Все болезни от нервов»?
Оказывается, хронические болезни вызываются не столько стрессом, сколько неправильным выходом из него, а кроме того — рядом не менее важных факторов, в комбинации с которыми стресс и становится опасным.
Особенно важно учесть «порочные циклы», которые стресс образует с болью и недостатком сна, усугубляя их действие и усиливаясь при этом сам. Расстройства памяти и другие нарушения умственной деятельности могут быть следствием такого рода порочных циклов. Понимание этих механизмов помогает вовремя выйти из цикла и даже использовать стресс в своих интересах (поскольку стресс — механизм, созданный эволюцией нам на пользу).
Первая часть книги посвящена физиологии, в особенности гормональному механизму стресса и причинам возникающих впоследствии язв и других заболеваний.
Далее подробно рассматривается психологическая сторона стресса. И здесь у человека много общего с животным: утрата контроля, депривация внимания, фрустрация вызывают весьма схожие явления у человека, у крысы и даже у рыбы. Отличие человека в том, что он может противостоять этим механизмам с помощью разума и воображения — а также в том, что он подвержен стрессам, рождающимся из разума и воображения, например, страху перед будущим, страху старения, смерти, боли, утраты статуса.
Заключительная часть книги посвящена социальным особенностям стресса, тому, как положение в социуме и отношения с особями своего вида могут провоцировать и усугублять стресс, и тому, как отношения могут предотвратить стресс или способствовать безболезненному выходу из него. Этот раздел наиболее полезен, поскольку мы часто упускаем из виду социальную сторону стресса, сосредоточившись на медицинской и психологической, в то время как внимание, дружеская поддержка, статус в не меньшей мере способствуют профилактике стресса и его последствий, чем правильное питание и эмоциональный настрой.
1. Физиология стресса
Стресс — эволюционный механизм, включающийся при серьезной угрозе. Это общая мобилизация организма: долгосрочные программы — размножения, роста, пищеварения — приостанавливаются, все ресурсы отдаются органам, от которых зависит спасение (сердце, ноги, некоторые участки мозга), стремительно расходуются запасы углеводов. «Мобилизационные приказы» разносятся гормонами, главные из которых — глюкортикоиды: они отвечают за превращение клеточного жира в сахара. А также:
- Адреналин и норадреналин — мобилизуют работу сердца и всех мышц;
- Эндорфин — обезболивающее;
- Вазопрессин — сосудосуживающее, удержание жидкости;
- Пролактин (при длительном стрессе) — подавление репродукции;
- Окситоцин (у самок) — привлекает самца на защиту.
Именно «экономикой» стресса — необходимостью выделить максимум энергии и направить ее в органы, от которых зависит спасение, ускорением одних процессов за счет других — объясняются последствия стресса и неправильного выхода из него.
Самое частое последствие стресса — язва желудка. Схематически механизм образования язвы выглядит так:
- Процессы пищеварения останавливаются; не поддерживается кислотно-щелочной баланс в желудке, не наращивается новый защитный слой слизистой.
- «Заедание» стресса усиливает нагрузку на ЖКТ.
Самое коварное влияние стресса связано с действием гликокортикоидов и подавлением действия инсулина. Уровень сахара в крови растет, клетки перестают синтезировать жир. Неправильный выход из стресса, «заедание», может вызвать хроническую нечувствительность к инсулину с высоким уровнем сахара в крови (диабет). Привычка «заедать» стресс приводит к ожирению по ряду причин:
- Во время стресса аппетит снижается, после — ощущается усиленно.
- После отбоя мобилизации клетки торопятся пополнить запасы жира.
- Метаболизм и работа ЖКТ еще не пришли в норму.
Ожирение в свою очередь может вызвать хронический стресс, способствует нарушению работы ЖКТ, повышению давления и развитию диабета.
Влияние стресса на сердечно-сосудистую систему очевидно: реакция «бей или беги» требует ускоренного сердцебиения и прилива крови к конечностям. Также выделяемые при стрессе гормоны снижают восприятие боли и вызывают эйфорию — в результате человек может «рвануть» непосильную физическую или психологическую нагрузку.
Иммунная система вначале подстегивается на случай, если понадобится залечивать раны. Затем, если стресс не ослабевает, иммунная система «выключается». Выключение иммунной системы усиливает вероятность заболевания в постстрессовый период. Опасен и противоположный случай: если иммунная система долго работает в усиленном режиме, развиваются аутоиммунные заболевания. Но не все опасения верны: так, мнение, будто «стресс приводит к раку», не подтверждается статистическими данными.
Сложные отношения стресса и боли: они могут взаимно усиливать или ослаблять друг друга. Боль тоже является эволюционным механизмом, предупреждающим об опасности или внутренних неполадках организма. Сильная боль и сопутствующий ей страх вызывают стресс, но порой стресс заглушает боль (стрессовая анальгезия). В мозгу при стрессе вырабатываются опиоиды — эндорфины, энкефалины, динорфины. Страх перед болью усиливает ее (гиперальгезия); эйфория, хорошее настроение снижают боль.
Мысль о скорой отправке домой заглушает боль раненого. Занимаясь сексом, влюбленные не чувствуют, как обдирают кожу о шершавый ковер.
Боль терпима, если воспринимается как полезная: например, если боль означает, что лечение действует или (при занятиях спортом) что мышцы получают нужную нагрузку. Боль также снижается, когда возникает иллюзия контроля или помощи.
Двухлетняя дочь автора перестала плакать от боли в ушах после осмотра врача. Она подумала, что ей уже помогли.
Стресс-факторы не сводятся к страху, гневу и боли. Нагрузка — физическая и умственная — также стресс, и зачастую тоже «заедается». Один из наиболее частых стресс-факторов и катализаторов стресса в современном мире — недостаток сна.
Средний американец сто лет назад спал 9 часов в сутки, а теперь — 7,5.
Порочный круг бессонницы. Непрерывный сон — лучшее средство от последствий стресса, но стресс снижает количество и качество сна. Во сне активизируется фантазия, консолидируются знания. Недосып снижает внимание и память — увеличивается стресс при выполнении ответственной работы или перед экзаменом — в результате сон становится еще хуже.
Лишив себя сна, студент порой оказывается не в силах ответить на экзамене. А чаще экзамен он сдает блестяще (стресс мобилизует), зато потом не помнит ни своего ответа, ни изученный предмет в целом.
Продолжение — на Smart Reading
Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 600 пересказам нонфикшен-книг. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Пример озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.
Источник