Ради желудка своего употребляй немного вина

Ради желудка своего употребляй немного вина thumbnail

Свт. Феофан Затворник

Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов

Слова: себе чиста соблюдай — могли понудить святого Тимофея к большему воздержанию и к большей строгости в отношении к телу, как самому прямому средству к соблюдению чистоты. Но святой Тимофей и так постоянно вел крайне воздержную жизнь, несмотря на то, что не пользовался крепким здоровьем и часто недуговал, может быть, особенно недугами стомаха (желудка). Припомнил сие Апостол и, умеряя данный урок, говорит как бы: слыша сие: себе чиста соблюдай,— ты не бросься на больший подвиг воздержания. Не делай этого. Тебе, по состоянию твоего здоровья, напротив, нужно некое послабление, и ты, с этих пор, не одну пей воду, но употребляй немного и вина. Разумеется виноградное, легкое и притом употребляемое большею частию с водою.

Не пий воды, μηκετι υδροποτει, — не значит: совсем не пей воды, а: не одну пей воду, не одною водою напояйся, или утоляй свою жажду, как тебе обычно.— Мало вина приемли, οινω ολιγω χρω, — употребляй немного вина. «Этим не дано ему позволение неумеренно напиваться вином, но разрешено пить его, сколько нужно для здоровья, а не для удовольствия» (святой Златоуст). «Не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавив: немного. Ибо юность горяча и от вина скоро приходит в движение» (блаженный Феофилакт). Стомаха ради — указывает на болезни желудка. «Но кажется, святой Тимофей подвергался недугам не желудка только, но и других частей, как на это намекают слова: и частых твоих недугов» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт).

Амвросиаст рассуждает при сем: «здесь святой Апостол дает святому Тимофею частный (его лично касающийся) совет, чтоб он благоразумно управлял собою. Бог хочет, чтоб Ему служили посильно, а не так, чтоб расслабляли себя чрезмерностию и потом имели нужду искать помощи врачей. Надобно так вести дело воздержания, чтоб, если можно и потребуется, постепенно его усиливать, а не так, чтоб приходилось потом умалять его, по причине в начале допущенной чрезмерности. Чрезмерность (телесного воздержания) самую душу делает немощною, и она, обеспокоенная изнеможением тела, не столько уже бывает усердна к Божественным службам. Душа же, покойная с этой стороны, всем сердцем своим восторгается к Богу, с нераздвояемым вниманием умоляя Его даровать ей потребное ко спасению».

Святой Златоуст такой задает при сем вопрос: «почему святой Павел не исцелил желудка У святого Тимофея?» И отвечает: «не потому, что не мог, а потому, что хотел отсюда извлечь какое-либо важное наставление; ибо тот, чья одежда воскрешала мертвых, без сомнения, мог сделать и это.— Зачем же именно не сделал? Затем, чтобы мы, когда и теперь видим подверженными недугам людей великих и добродетельных, не соблазнялись этим. Таким образом и это сделано с пользою. К тому же если ему самому дан был ангел сатанин, чтоб он не возгордился, то тем более (подобное предотвращение возгордения нужно было) Тимофею, потому что знамения легко могли привести его к гордости. Потому Апостол позволил ему пользоваться правилами врачебной науки, дабы и он сам меньше думал о себе, и другие не соблазнялись — и уразумели, что и те святые мужи, совершая то, что совершали (дела дивные), не переставали быть одинаковой с нами природы». «Чтоб мы не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди (подобные нам)» (блаженный Феофилакт).

Прп. Ефрем Сирин

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Отныне не одну только воду пей, не скажу и того, чтобы ты пил вино, – но немного (вина) пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи, – слаб он сделался от многих постов, – а также ради многочисленных немощей, кои непрестанно посещают тебя по причине болезни желудка твоего.

Прп. Икумений Триккский

Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов

См. Толкование на 1 Тим. 5:22

Блж. Феофилакт Болгарский

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды? Научись же и ты не огорчаться, когда кто-нибудь дает наставления относительно воздержания, ибо и Тимофею, который столько времени употреблял воду, так что часто стал подвергаться недугам, Павел дает заповедь о воздержании, и не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавил: немного. Для здоровья, говорит, а не для удовольствия. Ибо юность горяча, и от вина скоро приходит в движение. Почему же не исцелил его Павел, который платками своими воскрешал мертвых (Деян. 19:12)? Чтобы мы, когда и теперь видим святых людей, подверженных недугам, не соблазнялись и не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди, подобные нам; наконец, чтобы и сам Тимофей не возгордился своей добродетелью. Об этом пространнее сказано у святого Иоанна Златоуста, в начале так называемой книги проповедей «О статуях». Но кажется, Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому апостол и прибавил: и частых твоих недугов.

Лопухин А.П.

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Читайте также:  Кокковая микрофлора в желудке

См. Толкование на 1 Тим. 5:21

Источник

1 Тимофею 5:23 – толкование отцов церкви.

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Тимофею 5:23 | 1Тим 5:23

1-е послание Тимофею 5 стих 23 – синодальный текст:

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

Феофан Затворник (1815–1894)

Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов

Слова: себе чиста соблюдай – могли понудить святого Тимофея к большему воздержанию и к большей строгости в отношении к телу, как самому прямому средству к соблюдению чистоты. Но святой Тимофей и так постоянно вел крайне воздержную жизнь, несмотря на то, что не пользовался крепким здоровьем и часто недуговал, может быть, особенно недугами стомаха (желудка). Припомнил сие Апостол и, умеряя данный урок, говорит как бы: слыша сие: себе чиста соблюдай,– ты не бросься на больший подвиг воздержания. Не делай этого. Тебе, по состоянию твоего здоровья, напротив, нужно некое послабление, и ты, с этих пор, не одну пей воду, но употребляй немного и вина. Разумеется виноградное, легкое и притом употребляемое большею частию с водою.

Не пий воды, μηκετι υδροποτει, – не значит: совсем не пей воды, а: не одну пей воду, не одною водою напояйся, или утоляй свою жажду, как тебе обычно.– Мало вина приемли, οινω ολιγω χρω, – употребляй немного вина. «Этим не дано ему позволение неумеренно напиваться вином, но разрешено пить его, сколько нужно для здоровья, а не для удовольствия» (святой Златоуст). «Не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавив: немного. Ибо юность горяча и от вина скоро приходит в движение» (блаженный Феофилакт). Стомаха ради – указывает на болезни желудка. «Но кажется, святой Тимофей подвергался недугам не желудка только, но и других частей, как на это намекают слова: и частых твоих недугов» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт).

Амвросиаст рассуждает при сем: «здесь святой Апостол дает святому Тимофею частный (его лично касающийся) совет, чтоб он благоразумно управлял собою. Бог хочет, чтоб Ему служили посильно, а не так, чтоб расслабляли себя чрезмерностию и потом имели нужду искать помощи врачей. Надобно так вести дело воздержания, чтоб, если можно и потребуется, постепенно его усиливать, а не так, чтоб приходилось потом умалять его, по причине в начале допущенной чрезмерности. Чрезмерность (телесного воздержания) самую душу делает немощною, и она, обеспокоенная изнеможением тела, не столько уже бывает усердна к Божественным службам. Душа же, покойная с этой стороны, всем сердцем своим восторгается к Богу, с нераздвояемым вниманием умоляя Его даровать ей потребное ко спасению».

Святой Златоуст такой задает при сем вопрос: «почему святой Павел не исцелил желудка У святого Тимофея?» И отвечает: «не потому, что не мог, а потому, что хотел отсюда извлечь какое-либо важное наставление; ибо тот, чья одежда воскрешала мертвых, без сомнения, мог сделать и это.– Зачем же именно не сделал? Затем, чтобы мы, когда и теперь видим подверженными недугам людей великих и добродетельных, не соблазнялись этим. Таким образом и это сделано с пользою. К тому же если ему самому дан был ангел сатанин, чтоб он не возгордился, то тем более (подобное предотвращение возгордения нужно было) Тимофею, потому что знамения легко могли привести его к гордости. Потому Апостол позволил ему пользоваться правилами врачебной науки, дабы и он сам меньше думал о себе, и другие не соблазнялись – и уразумели, что и те святые мужи, совершая то, что совершали (дела дивные), не переставали быть одинаковой с нами природы». «Чтоб мы не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди (подобные нам)» (блаженный Феофилакт).

Ефрем Сирин (~306–373)

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Отныне не одну только воду пей, не скажу и того, чтобы ты пил вино, – но немного (вина) пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи, – слаб он сделался от многих постов, – а также ради многочисленных немощей, кои непрестанно посещают тебя по причине болезни желудка твоего.

Читайте также:  Рецепт калина с медом от желудка

Феофилакт Болгарский (~1078–~1107)

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды? Научись же и ты не огорчаться, когда кто-нибудь дает наставления относительно воздержания, ибо и Тимофею, который столько времени употреблял воду, так что часто стал подвергаться недугам, Павел дает заповедь о воздержании, и не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавил: немного. Для здоровья, говорит, а не для удовольствия. Ибо юность горяча, и от вина скоро приходит в движение. Почему же не исцелил его Павел, который платками своими воскрешал мертвых (Деян. 19:12)? Чтобы мы, когда и теперь видим святых людей, подверженных недугам, не соблазнялись и не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди, подобные нам; наконец, чтобы и сам Тимофей не возгордился своей добродетелью. Об этом пространнее сказано у святого Иоанна Златоуста, в начале так называемой книги проповедей «О статуях». Но кажется, Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому апостол и прибавил: и частых твоих недугов.

Источник

ВПРЕДЬ ПЕЙ НЕ ОДНУ ВОДУ... (1Тим.5:23)

Как должен выглядеть современный миссионер-христианин? Какой образ жизни он должен вести? С кого он обязан брать пример и на кого ровняться? Ответить на все эти вопросы в одной краткой статье вряд ли получится. И все же я постараюсь освятить один важный аспект жизни миссионера-христианина.
Поможет нам в этом одна фраза Апостола Павла своему ученику и сподвижнику Тимофею, которую мы находим в его бессмертных письмах. Фраза эта, всем известна, и на первый взгляд, к нашей теме никакого отношения не имеет. Однако вникнув в контекст и точно поняв мысль Апостола, мы словно по узенькой тропинке выйдем на правильное понимание озвученной выше темы. Тема эта очень важна и Апостол уделял ей достаточно много внимания.
Любое отклонение от Учения Христа чревато неблагоприятными последствиями. Отклонение от Апостольского предания в этом сегменте учения чрезвычайно разрушительно для Церкви, а также служит большим соблазном для ищущих Истину. И наоборот, правильное понимание этого вопроса лечит многие недуги церковной жизни, делая её успешной прежде всего в глазах Господа, а значит и людей «предуставленных к вечной жизни»(Деян.13:48).
Вот эти строчки из письма Апостола: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов»(1Тим.5:23)
Некоторые толкователи считают, что Павел «услышал» в поведении Тимофея аскетические «нотки» и своим советом исправляет своего сотоварища. Но такое мнение о том, что у ближайшего ученика Павла, была некая склонность к аскетизму, весьма сомнительна. Павел не был аскетом. Он не устраивал над своим телом аскетических опытов. Тимофей, подражая своему учителю не мог заболеть аскетизмом, так как он уже был зрелым Христианином. Тимофей выполнял важные поручения Апостола, на которые не был бы послан не утвердившийся ученик.
В письме к Церкви города Колоссы Павел «прошёлся» по аскезе очень недвусмысленной фразой: «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол.2:23). А начинается это письмо так: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» (Кол.1:1) То есть Павел и Тимофей в этом вопросе единодушны и единомышленны!

Ради желудка своего употребляй немного вина

Противники «сухого закона» видят в этой фразе разрешение Тимофею (а значит и всем) на алкоголь в умеренных количествах. Но в этом не было никакого откровения. «Сухого закона» никогда не было ни у Иудеев, ни у первых христиан, хотя пьянство осуждалось. Первые христиане практически все были Иудеи по национальности и разумное употребление вина, как часть религиозной культуры Израиля благополучно перекочевало в Церковь.
Понятно, что страдающий желудком Тимофей, употребляя только воду рисковал здоровьем из-за отсутствия качества оной в жарком климате. Виноградное же вино, естественного брожения, в малых дозах обладает лечебными свойствами.
Однако Тимофей не употреблял вино не потому что был сторонником «сухого закона». Он не позволял себе даже «немного вина», не потому что был в душе аскетом, сознательно ограничивая себя в удовольствиях, видя в этом нечто духовное.
Разгадка поведения сподвижника Павла находится совсем в другой плоскости. Ответ лежит, что называется «на поверхности». Мы буквально «ходим» по нему и как это часто бывает в жизни не замечаем того, что у нас под ногами.
Павел был учителем. Тимофей был его учеником. Все ученики подражают своим учителям в образе жизни – это закон. А наиболее ревностные ученики порой переусердствуют в этом.
Какой образ жизни вел Апостол язычников? Он много путешествовал с проповедью Евангелия по разным странам и городам. Любой миссионер нуждается в пище, одежде, ночлеге и так далее, плюс транспортные расходы. Кто финансировал эти миссионерские путешествия?
В дошедших до нас письмах знаменитого Апостола этой теме посвящено достаточно строк. Вот некоторые из них:
«Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» (Фил.4:15-18)
«Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» (2Кор.11:8,9)
Миссионерские поездки Павла финансировали члены Церкви. Христиане свои трудовые отдавали Павлу, что бы и другие люди получили спасение в Иисусе, как и они некогда. Но Великий Апостол имеющий полное право и «власть не работать» (1Кор.9:6) старался по возможности не обременять церкви. Он старался финансировать себя и других сам: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». (Деян.20:33-34)
Павел изготавливал палатки. Он не только был интеллектуалом и образованнейшим человеком своего времени, но еще имел рабочую специальность и ремесло. И не всегда у него было все необходимое для жизни. Были моменты, когда приходилось терпеть нужду и голод.
А теперь вернёмся к Тимофею. Причина, по которой Тимофей пил одну воду проста. Вода — ничего не стоила. Вино же продавалось и стоило денег. Тимофей по ревности экономил те святые деньги, которые ему дали христиане на миссионерство. Экономя на своем питании, что было в ущерб его здоровью, он не покупал вино, а пил воду из городского водопровода (если таковой имелся), ручья или реки. Вода ведь бесплатна! То есть у него были деньги, но он их сберегал, а не транжирил. Сберегал быть может для новых путешествий с проповедью Евангелия, чтобы донести весть о прощении грехов, как можно большему числу людей.
Посмотрите, какое БЛАГОЧЕСТИЕ!!! Какая РЕВНОСТЬ!!! Какая УСТРЕМЛЁННОСТЬ!!! (Как тут не вспомнить лепту вдовы, пожертвовавшей своим дневным пропитанием (Лук.21:2)).
Поэтому Павлу на правах старшего брата, заботясь о здоровье своего «истинного сына в вере» приходится буквально приказывать Тимофею, чрезмерно затянувшему на своем чреве «евангельский пояс»:
«Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». (1Тим.5:23)
Павлу приходится уговаривать ревностного ученика, брать чуть больше из миссионерского бюджета, на нормальное питание.
По этой небольшой детали из жизни настоящих христиан, несших апостольский труд, можно догадаться о том, как они жили. Если так экономили на еде, значит и во всем остальном: в одежде, обуви, транспорте и т.д. Они не жили на «широкую ногу». Говоря сегодняшним языком, они не питались в ресторанах, не разъезжали на очень дорогих машинах. Они не позволяли себе дорогих одежд, дорогой обуви, часов, и так далее. Они жили очень скромно, положив свою жизнь на алтарь Евангелия.
Не зря Павел написал: «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор.11:27) и «во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» (2Кор.6:4)
Почему они себя так вели? Да потому что, дорожили честью Евангелия. Настоящие апостолы боялись, что бы кто не соблазнился, глядя на них:
«Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение» (2Кор.6:3).
Они жили так, чтобы никто не бросил справедливый упрек: «это для них бизнес»

«чтобы не было порицаемо служение»

А теперь сравните образ жизни Апостолов и их настоящих учеников с современными миссионерами. Посмотрите внимательно на тех, кто считает себя преемниками Апостолов. Посмотрите, как они живут, и сделайте правильный вывод.
Письмо, какого содержания получили бы некоторые сегодня от Апостола язычников? Что было бы написано в этом послании после слова: «Впредь…»

«благовествующих благое»

Пишущий эти строки, вспоминая свою молодость, знает не понаслышке, что такое жизнь миссионера. Когда пешком или на попутке, с рюкзаком до верху набитым Новыми Заветами, движешься от деревни к деревне. Ночью, в мороз, без права опоздать на встречу с теми, кто тебя ждет. Когда трудности еще больше разжигают огонь ревности в твоём сердце. Когда ритм благовестия совпадает с ударами твоего сердца, и ты поёшь! Что я тогда заработал?.. Простуду, недовольство священника.
«Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим.10:15)

Читайте также:  Как снять воспаление желудка и кишечника в домашних условиях

Источник