Путь лекарства введенного в вену на руке до желудка
1. Больной при болях в желудке выпил таблетку. Проследить анатомический путь следования лекарственного вещества.
2. При проведении масочного наркоза пациенту накладывают маску с наркотическим веществом, проследить путь его следования до головного мозга.
3. В латеральную подкожную вену руки введено лекарственное вещество, которое должно оказать влияние на сердечную мышцу. Назовите путь движения этого препарата к указанному органу.
4. В медиальную подкожную вену руки введено лекарственное вещество, которое должно оказать влияние на почки. Назовите путь движения этого препарата к указанному органу.
5. При болях в сердце пациент принял таблетку нитроглицерина сублингвально. Проследить путь лекарственного препарата до сердца.
6. Больной при высокой температуре принял таблетку. Проследить анатомический путь следования лекарственного вещества до центра терморегуляции.
7. Проследить путь лекарственного препарата введенного внутривенно, влияющего на двенадцатиперстную кишку.
8. Проследить путь лекарственного вещества введенного внутримышечно, влияющего на бронхи.
9. Проследить путь лекарственного препарата введенного внутривенно, влияющего на сердце.
10.При высокой температуре ребенку ввели свечу в задний проход. Проследить путь лекарственного вещества до центра терморегуляции.
11. Проследить путь лекарственного препарата введенного внутривенно, влияющего на поджелудочную железу.
12.Больной принял таблетку от кашля. Проследить путь лекарственного вещества до кашлевого центра.
Лекция № 5
Тема: Физиология сосудов. Кровяное давление.
Регуляция сосудистого тонуса.
Морфофункциональные особенности лимфатической системы. Кровообращение плода. Селезенка.
План:
1. Кровяное давление. Виды давления.
2. Артериальный пульс.
3. Иннервация и регуляция тонуса кровеносных сосудов.
4. Лимфатическая система. Особенности лимфатических капилляров. Лимфатические сосуды, стволы, протоки. Лимфатические узлы.
1. Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов.
АД зависит:
1. От части и силы сердечных сокращений
2. Величины переферического сопротивления
3. Объемы циркулирующей крови
Виды АД:
1. Систолическое ( maх ) – отражает состояние миокарда левого желудочка –100-120 мм.рт.ст.
2. Диастолическое ( min ) – характеризует степень тонуса артериальных стенок – 60 – 80 мм.рт.ст.
3. Пульсовое – разность между систолическим и диастолическим давлением. Оно необходимо для открытия клапанов аорты и легочного ствола во время систолы желудочков – 35-55 мм.рт.ст.
На АД влияет:
1. Возраст
2. Время суток
3. Состояние организма
4. Состояние ЦНС
Гипотензия Гипертензия
2. Артериальный пульс –периодические расширения и удлинения стенок артерий, обусловленные поступлением крови в аорту при систоле левого желудочка. Определяется пальпацией лучевой артерии в дистальном отделе предплечья, где она расположена более поверхностно.
Признаки: 1 – частота
2 – ритмичность
3 – наполнение
4 – напряжение
Графическая запись пульса – сфигмограмма.
4. Иннервация и регуляция тонуса сосудов
Кровеносные сосуды снабжаются нервами, регулирующими их просвет и вызывают их сужение или расширение.
Сосудосуживающие нервы – это симпатические нервы, их называют – вазоконстрикторы.
Сосудосуживающее влияние симпатических нервов не распространяется на сосуды головного мозга, сердца, при их возбуждении они расширяются.
Сосудорасширяющие нервы –вазодилататоры входят в состав некоторых парасимпатических нервов.
Регуляция тонуса сосудов
I. Гуморальная
1. Сосудосуживающие вещества:
–адреналин
– норадреналин
– вазопрессин
– гипертензин
– серотонин
2. Сосудорасширяющие вещества:
– гистамин
– ацетилхолин
– тканевые гормоны ( кинины – брадикардин, простогландины)
II.Нервная
В нервной регуляции тонуса сосудов принимают участие спинной мозг, продолговатый, средний и промежуточный мозг, кора большого мозга.
1) Спинной мозг – регуляция тонуса сосудов и АД осуществляется за счет нейронов боковых рогов спинного мозга, которые дают начало симпатическим нервам. Эти нейроны – выполняют роль спинальных сосудо-двигательных центров.
2) Продолговатый мозг – содержит главный сосудо-двигательный центр. Он регулирует деятельность спинальных сосудо-двигательных центров. Этот центр состоит из 2-х областей: прессорной и депрессорной (возбуждение прессорной зоны – повышает тонус сосудов, АД, а депрессорный – наоборот).
3) Средний мозг и гипоталамическая область
Влияние гипоталамуса осуществляется через сосудо-двигательный центр продолговатого мозга. Раздражение передних отделов гипоталамуса – снижение тонуса сосудов АД, раздражение задних отделов – наоборот.
Гипоталамус выполняет – функцию “дублера” сосудодвигательного центра продолговатого мозга.
Рис. 21. Лимфатическая система
Лимфатические сосуды образуются при слиянии лимфатических капилляров. Стенки их состоят из трех слоев: 1) внутренний слой — из клеток эндотелиоцитов; 2) средний слой — из клеток гладкой мышечной мускулатуры (мышечный слой); 3) наружный слой лимфатических сосудов состоит из соединительнотканной оболочки.
Рис. 22.Схема строения лимфатических сосудов
1 – приносящие лимфатические сосуды; 2 – выносящие лимфатические сосуды; 3 – стенка лимфатического сосуда; 4 – клапан; 5 – лимфатический узел.
Лимфатические сосуды имеют клапаны, наличие которых дает лимфососудам четкообразный вид. Назначение клапанов — пропускать лимфу только в одном направлении — от периферии к центру. В зависимости от диаметра лимфатического сосуда расстояние клапанов друг от друга — от 2 мм до 15 мм,
Лимфатические сосуды из внутренних органов, мышц выходят, как правило, с кровеносными сосудами — это так называемые глубокие лимфатические сосуды. Поверхност-ные лимфатические сосуды располагаются рядом с подкожными венами. В подвижных местах (около суставов) лимфатические сосуды раздваиваются и соединяются вновь после сустава.
Лимфатические сосуды, соединяясь между собой, образуют сети лимфатических сосудов. В стенках крупных лимфатических сосудов имеются мелкие кровеносные сосуды, питающие кровью эти стенки, а также есть и нервные окончания. Отличительной особенностью лимфатических сосудов является наличие в них клапанов. Клапаны обеспечивают ток лимфы в одном направлении. Пройдя через лимфатические узлы, лимфа собирается в крупные лимфатические сосуды — лимфатические стволы и лимфатические протоки.
Грудной проток, ductus thoracicus, собирает лимфу от обеих нижних конечностей, органов и стенок тазовой и брюшной полостей, левого легкого, левой половины сердца, стенок левой половины грудной клетки, от левой верхней конечности и левой половины шеи и головы.
Рис.23. Грудной (лимфатический) проток (ductus thoracicus). Общие подвздошные и поясничные лимфатические узлы. Вид спереди.
1 – внутренняя яремная вена (левая); 2 – дуга грудного протока; 3 – место впадения грудного протока в венозный угол (место слияния внутренней яремной и подключичной вен; 4 – подключичный ствол (лимфатический), левый; 5 -левая плечеголовная вена; 6 – верхняя полая вена; 7 – грудной (лимфатический) проток; 8 – до-бавочная (верхняя) полунепарная вена; 9 – полунепарная вена; 10 – цистерна грудного протока; 11 – кишечные стволы (лимфатические); 12 – поясничные лимфатические узлы; 13 – аорта; 14 -общие подвздошные лимфатические узлы; 15 – левая обшая подвздошная артерия; 16 – правая общая подвздошная артерия; 17 – нижняя полая вена; 18 – непарная вена; 19 – подмышечная вена; 20 – подмышечная артерия; 21 – подмьшечные лимфатические узлы; 22 – подмышечная вена (правая).
Задания для самоподготовки и подготовки к практическому занятию №5
I.Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Что включает лимфатическая система?
2. Где из какой жидкости образуется лимфа?
3. Значение лимфатической системы (значение лимфооттока из органов, значение лимфатических узлов).
4. Строение лимфатических капилляров.
5. Какие лимфатические сосуды называются приносящими, какие выносящими?
6. Строение стенки лимфатических сосудов.
7. Положение и место впадения грудного лимфатического протока.
8. Какие лимфатические стволы впадают в грудной проток? Из каких областей тела в него поступает лимфа?
9. Положение и место впадения правого лимфатического протока.
10. По каким лимфатическим стволам и из каких областей тела оттекает лимфа в правый лимфатический проток?
11. Строение лимфатического узла.
12. Значение лимфотока через лимфатические узлы.
13. Из чего состоит корковое и мозговое вещество лимфатических узлов?
14. Название и положение основных групп лимфатических узлов верхней конечности.
15. Название и положение основных групп лимфатических узлов головы.
16. Название и положение основных групп лимфатических узлов шеи.
17. Название и положение основных групп лимфатических узлов грудной полости.
18. Название и положение основных групп лимфатических узлов нижней конечности.
19. Название и положение основных групп лимфатических узлов таза.
20. Название и положение основных групп лимфатических узлов живота.
21. Кроветворные органы: название, какие элементы крови продуцируют?
22. Положение селезенки, ее латинское и греческое названия.
23. Значение селезенки.
24. Внешнее строение селезенки.
25. Внутреннее строение селезенки.
26. Что такое артериальное давление? Назовите его составляющие и величину каждой из них.
27. Назовите зачатки, из которых развивается сердце.
28. Назовите основные структуры лимфатической системы.
29. Расскажите об основных процессах гемодинамики.
30. Охарактеризуйте артериальное давление, пульс.
31. Как происходит регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы?
32. Расскажите о составе и свойствах лимфы.
33. Как осуществляется кровообращение плода?
34. Какие сосуды входят в состав пупочного канатика?
35.Какой круг кровообращения у плода полноценно не функционирует?
36. Какие кровеносные сосуды плода облитерируются (зарастают) после рождения?
37.Какими особенностями кровообращения обеспечиваются относительно большие размеры печени у плода?
38.Благодаря каким особенностям кровообращения возможно интенсивное развитие мозга у плода? Отставание в темпах развития нижней половины тела?
39.Какие изменения в строении сердца наблюдаются после рождения?
40.Нарисуйте схему кровообращения плода.
II.Заполнить терминологический словарь:
Термины:
1. Вазодилататоры.
2. Вазаконстрикторы.
3. Гипертензия.
4. Гипотензия.
5. Диастолическое давление
6. Кровяное давление.
7. Лимфа.
8. Лимфатические капилляры.
9. Пульс.
10. систолическое давление.
III.Зарисовать схему лимфатической системы.
IV.Спроектировать 10 утверждений и эталон к ним. Осуществить контроль в микрогрупппах.
V. Составить кроссворд (20 терминов:50% – обязательных, 50% –
дополнительных
Практическое занятие № 5
Источник
Ведущий 1:
Мы дальше путешествие продолжим
И ждет нас остров «Гепар» впереди.
Ведь каждая команда одержима,
И пусть успех их встретит на пути.
Русалки раздают конверты командам.
Конверт 2
Вопросы команде «Гелиос»:
1. Что произойдет в организме при дисфункции печени? (Нарушится пищеварение из-за недостатка желчи. Ядовитые вещества не будут нейтрализоваться. Что приведет к отравлению и гибели организма. Нарушится синтез белков и гликогена. Нарушится синтез факторов свертывания крови.)
2. Как по сосудам дойдет лекарство до желудка, если его ввели в вену левой руки?(Венозная кровь от руки течет в верхнюю полую вену, затем в правое предсердие, правый желудочек, в малый круг кровообращения, затем в левое предсердие», левый желудочек и в аорту, от которой отходят сосуды ко всем органам, в том числе и к желудку.)
Вопросы команде «Кардиа»:
1. Где образуется желчь и куда она впадает?(Желчь образуется в печеночных клетках – гепатоцитах, собирается в меж дольковые протоки, затем сливается в правый и левый печеночный проток, выходит из ворот печени в составе общего печеночного протока, присоединяет к себе пузырный проток (по которому поступает желчь из желчного пузыря). Сливаясь, они образуют общий желчный проток, который впадает в нисходящую часть двенадцатиперстной кишки.)
2. Как достигнет лекарство головного мозга, если его принять через рот? (Лекарство всасывается в вены желудка (кишечника), которые несут кровь в печень, затем в нижнюю полую вену, правое предсердие, правый желудочек и от него в малый круг кровообращения, затем в левое предсердие, левый желудочек, аорту и от нее отходят сонные артерии к головному мозгу.)
Ведущий 1:Отвечает команда «Гелиос»
Ведущий 2:Отвечает команда «Кардиа»
Жюри показывает результаты.
Конкурс 6 «Ты мне, я тебе»
Команды задают вопросы друг другу:
Вопросы команде «Гелиос»:
1. Почему, когда собака ест и мимо пробегает кошка, она бросает еду и гонится за кошкой? (В коре головного мозга появляется новый, более сильный очаг возбуждения, который тормозит центр пищеварения. Такое торможение называется внешним или безусловным.)
2. Может ли человек дышать и глотать одновременно? (Нет, не может. В глотке перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути. При глотании надгортанник закрывает вход в гортань. При дыхании он открыт.)
Вопросы команде «Кардиа»:
1. Дрессированная собака выполнит приказ «дай лапу». Выполнит ли эта собака приказ «подай переднюю конечность».(Нет, не выполнит, так как у собаки условный рефлекс вырабатывается на сочетание звуков, а не на смысл слова»)
2. Некоторыми учеными рекомендовалось удаление аппендикса и небных миндалин даже у совершенно здоровых людей для профилактики ангин и аппендицита. Правомерно ли это? (Этого делать нельзя, так как в этих органах много лимфоидной ткани, вырабатывающей лейкоциты, и они относятся к органам иммунитета.)
Ведущий 1:Жюри объявляет итоги конкурсов.
Ведущий 2:А дальше в путь вас проводят загадочные и прекрасные русалки.
Русалка 1:
Друзья, я провожу вас дальше
В особо тайные глубины
Подводный риф вас ждет,
Вперед на штурм его вершины!
Русалка 2:
Там царь Энцефалон всем правит
Надежду победить он вам оставит.
Там ждет вас поединок мысли и ума.
И от победы, света знаний
Должна развеяться вся тьма.
Капитан команды «Гелиос»:
Послать гонца к царю бы надо,
Отправим отрока вперед
Отрок:
Ой, ты гой еси колледж наш
Призываю всех ко вниманию
Попритихните добры молодцы,
Красны девицы здесь сидящие
И дозвольте мне слово молвити
Заключенное в этой грамоте.
Царь:Молви отрок!
Отрок:
О, великий царь, наш Энцефалон
Уж открой скорей врата царские
Укажи нам путь ко сокровищу.
Долго плыли мы, все трудилися,
Постигали мы науки мудрые
И все косточки все считали мы,
6 сотен мышц все учили мы,
Сосуды с нервами посчитать старалися.
И не зрили мы света белого,
От усердия да учения
Чахнет силушка богатырская,
Слепнут очи до толе зоркие.
Все грызем гранит науки мы.
Конкурс 7. «Риф энцефалон»
Царь:уж открою вам врата царские, коль ответите мне загадки вы.
Загадка 1
Сто одежек без застежек.
Что же это за продукт?
Почему ума прибавит,
Стройным сделает подчас?
Вы ответьте нам сейчас.
Ответ: Капуста. Морская капуста содержит йод, необходимый для выработки гормонов, обеспечивающих нормальную функцию головного мозга. Другие виды капусты нормализуют работу желудочно-кишечного тракта, обеспечивая нормализацию суточного калоража.
Загадка 2
В моем царстве есть отдел.
Пути собрать его удел.
А через реку перейдешь,
Точно, там его найдешь.
Что же это за отдел моего царства?
Ответ: Мост (варолиев мост)
Загадка 3
Есть хранилище у нас
Информации запас.
Есть там все, чтоб умным стать.
Тайны мира разгадать.
Только вы возьмите в толк
Оно такое же, как волк.
Ответ:Серое вещество головного мозга. Кора.
Загадка 4
Четыре полости собрала воедино,
Затем омыла клеточки мои
И все пространства разом затопила,
Чтобы комфортно жили слуги все мои.
Ответ: Спинно-мозговая жидкость. Ликвор.
Царь делает заключение.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник