Про желудок человека для детей

«Для чего человеку желудок»
( конспект НОД для детей подготовительной группы)
Цель: формирование понятия о пищеварительной системе и ее значении для жизни и здоровья человека
Задачи:
1.дать и закрепить новые знания о пищеварительной системе, ее частях и функциях; закрепить знания о функциях и свойствах желудка
2. воспитывать у детей желание знать и понимать свой организм, его потребности.
3. продолжать формировать устойчивую привычку здорового образа жизни: соблюдения гигиенических правил, закрепление знаний о правильном питании, бережном отношении к своему здоровью
4.развивать любознательность, умение задавать вопросы и искать ответы на них ,размышлять на интересующие темы.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, дольки лимона, кусочки хлеба, пропитанные вареньем, соленые огурчики, кусочки моркови, лимон, сахар, ёмкости с водой по количеству детей, поролоновые губки. картинки продуктов питания.
Предварительная работа:
– беседа о полезных и вредных продуктах питания;
– беседы по теме пищеварение;
– дидактические и подвижные игры.
Ход занятия
1.Вводная часть. Постановка проблемной ситуации.
(слышится плач, на экране появляется Маша из мультфильма )
Воспитатель: Ребята, послушайте и посмотрите, какая история произошла с Машей.
«Как то-раз, Маша заглянула к Мишке и решила позавтракать. Медведь предлагал Маше поесть на завтрак кашу, но Маша отказалась. И когда Мишка ушёл на рыбалку, Маша стала, есть много сладкого, и вдруг слышит: кто-то плачет. Оглянулась, никого нет. Кто же это? Прислушалась Маша к себе. А это, оказывается, её животик плачет!
– Что с тобой? – испугалась Маша, – Кто тебя обидел?
– Вот сижу, жду обеда, я кушать хочу! (желудок)
– Я же тебе дала сладости.
– Разве это еда! Они во рту растаяли, и нет их.
До животика ничего не дошло.
Что же делать? Жалко Маше свой родной животик…»
Маша просит помочь понять, отчего у неё разболелся животик и как его вылечить?
Воспитатель: ну что ребята, поможем Маше понять, почему у неё разболелся живот? (ответы-предположения детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам стать учеными- исследователями и отправиться в необычное путешествие по самой настоящей пищеварительной системе, то есть путешествие внутрь человека! Интересно? Отправимся? И так пищеварительная система, интересное слово пищеварение, в котором спрятались два слова- какие? (ответы детей) Вслушайтесь внимательно « ПИЩЕ-ВАРЕНИЕ», значит, что делает? Варит пищу!
. Внимание на экран! Так выглядит наша пищеварительная система. (Слайд1)
Вопросы по теме презентации:
– на что похож пищеварительный тракт (еще так называют пищеварительную систему)?
-Как пища попадает в организм человека? (ответы детей) Проследим, как она перемещается. Для чего человеку обязательно нужно питаться? Почему, когда ты голодный – нет настроения, желания веселится? (предположения детей)
Воспитатель: За всю свою жизнь человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Это примерно грузовой вагон. Чтоб нам не сбиться с правильного пути вам поможет карта, которая подскажет, откуда вы начнете своё путешествие (дети рассматривают карту), Карта даёт вам подсказку, откуда начать путешествие.
загадка –
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
Дети подходят к мольберту, на котором находится изображение носа.
Воспитатель: Почему карта указала этот нам путь? (ответы детей)
Прежде, чем пища попадет к нам в рот, определить ее качество нам помогает нос. По запаху мы можем определить, не испортился ли продукт, Съедобен ли он. Чтобы ваши носики хорошо работали, сделайте гимнастику для вашего дыхания (упражнение с помощью тренажеров для дыхания)
Давайте поиграем в игру «Угадай по запаху»
Выбирается несколько детей, которые по очереди определяют продукты по запаху. (хлеб, лимон, лук, печенье.)
Пища должна быть не только полезной, но и красиво выглядеть, это повышает аппетит. Принимать пищу необходимо в одно и тоже время- это способствует её лучшему усвоению. А вы, ребята, принимаете пищу в одно и тоже время, по режиму? (утром- завтрак, днём- обед и т.д.)
Воспитатель: продолжаем наше путешествие дальше, смотрим на нашу карту.
Отгадайте загадку –
Если б не было его, не сказали б ничего (рот)
Всегда во рту, а не проглотишь, (язык)
Дальше пища попадает в рот, и наш язык определяет ее вкус, (дети подходят к месту, находят картинку).
Рот – это первый отдел пищеварительной системы. Отгадайте загадку:
Под горой дыра,
А в дыре отряд,
Воины смелые, ровные и белые (Зубы).
Зубы работают, как жернова и перемалывают всю пищу, которая попадает к нам в рот. Это очень важная работа. Ведь если еда будет плохо пережёвана, она может повредить пищевод и желудок, которые очень трудно лечить. Желудок над такой пищей трудится дольше, а значит меньше отдыхает и начинает болеть.
Язык- строгий охранник, он ни за что не пропустит горьких и опасных гостей. Мы сейчас тоже проверим наши языки и узнаем на вкус знакомые вам продукты, у нас на языке находятся рецепторы, благодаря которым мы чувствуем, что едим.
опыт 1
Вы надеваете повязки на глаза, я кладу вам небольшие кусочки еды в рот, вы должны определить, что я вам дала: на тарелке лежат мелко нарезанные кусочки: яблоко, лимон, соленый огурец, лук. Дети по очереди называют. Правильно, а теперь посмотрите на экран, какими частями языка мы почувствовали вкус. (слайд 3 рецепторы на языке)
Прожевали пищу и проталкиваем ее дальше куда? Посмотрим на нашу карту)
Отвечают: в пищевод – это следующий этап пищеварения (слайд 4 пищевод). Опишите ее.
Дети: это длинная трубка, она ведет к желудку, проталкивает пищу к желудку. Пищевод- это второй отдел пищеварительной системы.
Покажите желудок у себя, где он находится? С левой стороны под грудной клеткой. (слайд 5 желудок). Расскажите, что происходит с пищей в желудке? (Дети – она перемешивается и перерабатывается.) В желудке при поступлении пищи выделяется желудочный сок, который и расщепляет пищу.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам провести опыты и понять, как желудок выполняет свою работу, (дети проходят за столы одевают фартуки).
Воспитатель: Чтобы ваши движения были точными и уверенными, мы приготовим руки и пальчики к работе.
пальчиковая гимнастика.
РАЗМИНКА
Задание:
Разомнем свои пальчики, как будто мы их моем.
Мы для пальчиков гимнастику начнем
Упражнения для пальцев проведем,
Укрепляем мышцы пальцев кисти рук,
Что бы каждый пальчик стал нам верный друг.
1 опыт
Представим, что этот большой стакан – наш желудок, в него поступает пища, которую мы съели: печенье, сок, йогурт, хлеб. Все перемешаем до образования однородной кашицы. Точно также пища перемешивается и у нас в желудке.
2 опыт
Показать, как растирается пища.
На кусочке наждачной бумаги дети растирают печенье в блюдце.
Ребята давайте проверим надо ли откусывать пищу большими кусками или мелкими и как тщательно надо пережевывать ее?
3опыт
Растворяем в стаканчиках сахар рафинад и сахар песок, в каком стакане растворяется быстрее?
Вывод: растворяется быстрее сахар песок. А раствориться ли грязь с немытых рук или яблок в желудке (высыпают в свою емкость ложку грязи). (Ответы детей). А теперь давайте посмотрим, как желудок впитает такую еду. Вместо желудка у нас будут сегодня поролоновые губки. Вылейте свои растворы на них. Что произошло? Всё впиталось. А что случиться если вылить на поролон грязную воду? Жидкость впиталась, а грязь осталась на стенках желудка. Это вызывает разные заболевания. Кроме того, что в грязи находятся разные микробы и паразиты, она ещё и засоряет желудок. Поэтому, чтобы в желудок не попала грязь руки необходимо перед едой тщательно мыть, следить, чтобы продукты, которые мы употребляем были чистыми.
ФИЗМИНУТКА.
Движения по тексту стихотворения.
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши,
Раз, два – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Воспитатель. Продолжим дальше наше путешествие, посмотрим, куда отправилась наша пища дальше, (смотрят на карту).
После того, как пища переваривалась, она попадает в тоннель с мягкими ворсинистыми стенками. В тонкий кишечник. После тонкого кишечника ненужные остатки пищи, которые желудок и тонкий кишечник не смогли переварить попадают в толстую кишку, затем он выводит из организма ненужные остатки. Вот тогда-то мы и идём в туалет. Это заключительный этап пищеварения.
Перед вами картинки, выберите ту картинку, которая вам понравилась (Детям предлагается выбор тематических картинок: продукты питания, и картинки для органа чувств – носа).
Работа группами. Ребята у кого картинки продукты питания, будет одна команда, другая команда с картинками для вашего носа. Каждая команда должна правильно выполнить задание.
Поиграем в игру «полезная и вредная еда»
( приготовить 2 мешочка)
Перед вами животики – один грустный, потому, что он ел только вредную пищу и поэтому заболел, а второй весёлый, потому, что питался здоровой, полезной едой и у него ничего не болит. Теперь каждая команда должна выбрать картинки продуктов вредных и полезных для вашего желудка, ваша задача положить свой продукт в правильный животик, вредные – в грустный, полезные – в веселый. Обсуждение результатов. А теперь давайте перечислим, какие вредные продукты попали в животик, который грустный.
В них содержится очень много всяких красителей, химических добавок, которые разрушают стенки нашего желудка. Чупа – чупс, сок Юпи, чипсы, бутерброд, пепси кола, шоколад и др.. Если мы будем, есть эти продукты, то наш желудок может превратиться в мусорное ведро.
Воспитатель: Ребята вы молодцы! Совершили путешествие по пищеварительной системе, ответьте, почему плакал животик у Маши?
Давайте объясним ей, чтобы быть здоровыми надо есть полезную пищу и соблюдать режим. А что это значит?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Надо есть в определенное время, потому что желудку тоже надо отдыхать и важно не переедать, так как будет трудно справляться с перевариванием.
Самая полезная пища та, что не приносит вред организму человека.
Полезно есть овощи и фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу. В этих продуктах много полезных веществ и витаминов, которые помогают нашему организму.
А много есть сладкого вредно. От сладкого в нашем организме накапливаются углеводы, которые потом превращаются в жир, ещё от сладкого портятся зубы. Вредно есть много солёного, копчёного, острого. Такая пища очень вкусная, но не полезная для нашего организма.
Итог. Дети я думаю, мы помогли Маше и теперь она будет, есть не конфеты, а полезную пищу, чтобы вырасти здоровой и сильной.
Вот и закончилось наше путешествие, вы много узнали и хорошо поработали. Вы – настоящие исследователи!
6
Источник
Из пищевода комок попадает в желудок. Он похож на прикрытую крышкой кастрюльку. Вход и выход из желудка закрывают специальные мышцы. Они похожи на колечки, которые способны плотно сжиматься. В желудке пища 4-8 часов переваривается под действием особого желудочного сока. Он содержит соляную кислоту. Ее крепкий раствор способен разъедать даже железо! Стенки желудка защищены от кислоты слоем слизи. Зато попавшим в желудок бактериям не поздоровится. Желудочный сок их убьет!
Емкость желудка составляет от 1,5 до 2,5 л, она меняется в зависимости от количества пищи и жидкости, поступающих в него. У любителей поесть объем желудка увеличивается.
Вода и бульон свободно проходят через желудок, а молоко и пиво там задерживаются. Поэтому неудивительно, что у некоторых любителей пива в Германии желудок вмещает до 8 л.
В зависимости от состава пища находится в желудке разное время. Хлеб и мясо перевариваются за 2-3 часа, жиры – за 7-8. Надо заметить, что, если у вас на обед был ростбиф под майонезом, а на ужин ломтик ветчины, ваш дневной майонез переварится одновременно с вечерней ветчиной.
Почти полное освобождение желудка происходит через 2-3 часа после приема пищи, когда он начинает сокращаться в режиме 3 раза в минуту (продолжительность сокращений от 2 до 20 секунд) и вырабатывает желудочный сок, способствующий пищеварению. Желудок ежедневно выделяет 1,5 л желудочного сока.
Что мешает желудку?
Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на твой желудок. В результате может развиться его заболевание – гастрит. Порой он возникает у школьников, которые пропускают обед, перекусывая в школе лишь бутербродом. Еда урывками, во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы.
Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!
Движение пищи по пищеводу
Пищевод – это отдел пищеварительного тракта в виде трубки длиной 22-26 см и диаметром 3 см, соединяющей глотку с желудком. Он сжимается и расслабляется, чтобы за 3 с отправить размягченную пищу в желудок. Проскочив глотку, комок прожеванной пищи попадает в пищевод. Пища проходит по нему при любом положении тела. Можно встать кверху ногами, а проглоченный…
Процесс всасывания
В нашем организме 400 м2 кишок! Из желудка пища порциями попадает в кишечник, который уложен в брюшной полости петлями. Так иногда складывают канат, чтобы он не запутался. В начальном отделе кишечника переваривание пищи заканчивается. Питательные вещества попадают через его стенку в кровеносные сосуды, которые разносят их по твоему телу. В конечных отделах кишечника происходит всасывание…
Тонкий кишечник
Тонкий кишечник начинается у пилорического сфинктера (сфинктера привратника желудка) и заканчивается у слепой кишки. Это главный участок пищеварительной системы, в котором совершается основное переваривание и происходит всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Тонкий кишечник состоит из 3 отделов: двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. В двенадцатиперстную кишку, имеющую длину около 25 см, из желудка поступает…
Толстый кишечник
Толстый кишечник, имеющий длину 1,5 м, состоит из слепой, ободочной и прямой кишок. При прохождении отходов пищеварения через ободочную кишку происходит всасывание воды и формирование полутвердого кала, состоящего из мертвых клеток, непереваренных пищевых волокон и бактерий. Кал некоторое время остается в прямой кишке, а затем выводится через анальное отверстие. Толстая кишка имеет в начале диаметр…
Обмен веществ
Совокупность всех химических реакций, протекающих в клетках тела и поддерживающих в них жизнь, называют обменом веществ. Важную роль в нем играет печень. В каждой клетке тела ежеминутно совершаются тысячи химических превращений, в результате которых выделяется необходимая для жизнедеятельности энергия. Все химические реакции протекают быстро, потому что ускоряются ферментами – особыми белками-катализаторами. Образование ферментов регулируется ДНК…
Печень и поджелудочная железа
Темно-красная клиновидная печень – один из самых крупных внутренних органов нашего тела. Эта железа занимает большую часть правой половины брюшной полости. Миллиарды клеток печени (гепатоцитов) выполняют свыше 500 различных метаболических функций, регулирующих химический состав крови. Печень играет главную роль в переработке питательных веществ. В ней накапливаются витамины, главным образом А, D и В12, а также…
Пища и питание
Организм получает питательные вещества из пищи. Полноценное питание обеспечивает их поступление в достаточных и сбалансированных количествах. Те, кто регулярно потребляют «фаст-фуд», не получают сбалансированного питания. В пище быстрого приготовления присутствуют углеводы (в булочке и жареном картофеле), в ней также много белков и животных жиров, однако из-за отсутствия фруктов и свежих овощей почти нет витаминов и…
Сбалансированный рацион
Под словом «рацион» понимают вид и количество пищи, ежедневно потребляемой человеком. Чтобы человек был здоров и не толстел, его рацион должен быть сбалансирован, т.е. включать ряд определенных веществ в правильных соотношениях. Сбалансированный рацион состоит приблизительно из 55% углеводов (главным образом крахмала), 15% белков и не более 30% жиров (ненасыщенные растительные или рыбные жиры полезнее насыщенных…
Пищеварение
Каким же образом пища превращается в вещества твоего организма? Давай разберёмся! Из чего состоит наша пища? Пища состоит из клеток. Это не твои, а чужие клетки. Любые клетки состоят из сложных веществ – белков, жиров и углеводов. На белок можно взглянуть, разбив яйцо. Коровье масло – почти чистый жир, а углеводов очень много в сахаре,…
Слюна
Слюна способствует возникновению вкусовых ощущений, пережевыванию и глотанию пищи, а также облегчает речевой процесс. Слюноотделение происходит рефлекторно. Оно усиливается, когда мы чувствует приятные запахи или при попадании инородных тел в ротовую полость, напримеру-при приеме пищи или при вставлении искусственной челюсти. Объем слюноотделения 0,5 мл в минуту в состоянии покоя и 5 мл в минуту во…
Источник
Желудок по праву можно считать главным органом пищеварительной системы. Здесь пища переваривается и перетирается до кашеобразного состояния, чтобы дальше ее смог переработать кишечник. Медик Гален, живший в Древнем Риме, считал желудок одушевленным живым существом, живущим внутри каждого из нас, поскольку он заставляет искать пищу, когда он пуст. В чем-то это врач древности был прав, ведь чувство голода действительно возникает, когда пустой желудок подает сигналы в мозг, а тот уже реагирует чувством голода. Желудок – орган очень эластичный. В незаполненном состоянии его объем может не превышать пол-литра, а во время застолий и прочих обильных возлияний он может увеличиваться до 8 раз. Рассмотрим подробнее строение этого органа и его функции.
Анатомия желудка человека, строение, и функции
Желудок человека – это мышечный орган, полый внутри. Он представляет собой резервуар для съеденной человеком пищи. Мышцы желудка сокращаются, выполняя волнообразные движения, таким образом перетирая и перемалывая еду. Вопреки распространенному мнению, основной пищеварительный процесс происходит не в желудке, а в тонком кишечнике. Но роль желудка велика и очень важна. Железы его слизистой оболочки выделяют ферменты и соляную кислоту, которые помогают расщеплять пищу. Некоторые компоненты всасываются в желудке, например соки, воды, бульоны, соли. Желудочный сок расщепляет белки и частично жиры. Под действием желудочного сока, ферментов и волнообразных движений стенок желудка пища перемешивается, измельчается и превращается в однородную кашицу, которая называется химус. Из желудка химус небольшими порциями подается в тонкий кишечник, где и происходит основной процесс пищеварения и всасывания полезных веществ.
Желудок человека состоит из следующих частей. Кардиальный отдел – это вход в желудок. Назван он так, потому что расположен ближе всего к сердцу. Далее следует дно желудка, а после него тело желудка. Выход из желудка, соединяющий его с двенадцатиперстной кишкой, называется привратником. Желудок человека по строению делится на такие составляющие: передняя и задняя стенки, большая и малая кривизна. Если рассматривать желудок в разрезе, то можно выделить несколько слоев: внутренний слой – это слизистая оболочка, а также подслизистая. Они отвечают за выработку ферментов и желудочного сока, всасывание некоторых веществ. Средний слой – это мышечный слой. Его назначение – сокращение стенок, перетирание и перемешивание пищи. Внешний слой желудка называется серозным слоем.
Строение желудка, его функции и возможные заболевания сегодня хорошо изучены. Лечение болезней желудка на сегодняшний день не представляет никакой проблемы. Однако отрицательная сторона этого состоит в том, что часто для лечения используют настолько сильные препараты, которые наносят непоправимый вред микрофлоре желудка и кишечника. Нездоровая микрофлора порой приносит больше проблем, чем заболевание, которое лечили. Почему она настолько важна? Потому что она является важной частью иммунной системы. А, как известно, нарушения в работе иммунитета – это отправная точка множества болезней, в том числе и болезней желудка.
Для того, чтобы избежать этого, необходимо принимать современные иммуномодуляторы. Лучшим из них на сегодняшний день является препарат Трансфер фактор. Главное его достоинство для желудочно-кишечного тракта состоит в том, что в его основе лежит коровье молозиво. Как известно, молозиво – это бесценный продукт, который содержит компоненты, подготавливающие пищеварительную систему ребенка к другим видам пищи. В молозиве содержатся необходимые дружественные бактерии, которые формируют микрофлору. Другое достоинство Трансфер фактора состоит в том, что это препарат, имеющий удивительное влияние на иммунные клетки. Представьте себе, что каждой клетке иммунной системы можно провести мастер-класс по ее специальности. Именно это и делает Трансфер фактор, попадая в организм. Он обучает иммунную систему работать на благо всего организма. Если выражаться фигурально, то в молекулах действующего вещества содержатся ориентировки на каждый вид одноклеточных организмов, представляющих опасность для здоровья человека. То есть, после приема Трансфер фактора иммунные клетки точно знают, кто им друг, а кто враг, что в разы облегчает им работу и практически сводит к нулю вероятность каких-либо заболеваний. Правильно работающая иммунная система не допустит иммунодефицита или аутоиммунных заболеваний, нарушения обмена веществ и прочих проблем. Следовательно, болезни желудка также эффективно предупреждаются и излечиваются с помощью Трансфер фактора. Этот препарат не имеет ограничений по возрасту или другим показателям. Он необходим всем людям для профилактики и комплексной терапии любых заболеваний.
Источник