Пищеварение в желудке урок биологии в 8 классе

Воропаева Ольга Леонидовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьёва» г. Курска
Урок биологии, 8 класс, ФГОС. Тема урока: «Пищеварение в желудке»
«Свет физиологической науки о пищеварении шел из лаборатории великого Павлова. Это было признано безоговорочно всеми»
Цель: Изучить особенности пищеварения в желудке
Задачи: Сформировать представление о строении желудка как органа, тонко приспособленного к выполнению своих функций; углубить знания о ферментах и их свойствах, на примере ферментов желудочного сока, способах регуляции желудочного сокоотделения.
Продолжить формирование навыков по работе с лабораторным оборудованием, исследовательские и практические подходы в обучении
Расширить арсенал способов подачи информации (таблицы, схемы, рисунки), применяя электронные средства обучения.
Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности.
Формировать
Воспитывать стремление познать особенности строения, физиологии и гигиены организма человека, чувство гордости за отечественную физиологию, на примере вклада в науку И.П.Павлова
Создать условия для интеллектуального и творческого развития обучающихся
Формируемые УУД:
Личностные: развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
Регулятивные: развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обсуждать и формулировать учебную проблему; тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию;
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в парах, выполнять разные роли;
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; уметь находить проблему, выдвигать гипотезы, находить аргументацию, опровергающую или доказывающую гипотезы; ставить биологические эксперименты по изучению процессов пищеварения в желудке и объяснять их результаты
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями пищеварения в желудке; углубляют знания о свойствах ферментов на примере ферментов желудочного сока, о роли соляной кислоты в активации фермента пепсина; расширяют знания о нейрогуморальной регуляции желудочного сокоотделения на примере опытов И.П.Павлова;
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения объяснять результаты эксперимента своего и учёных-физиологов; учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты практических опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах пищеварения в желудке в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её;
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению пищеварительной системы; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к своему организму, происходит осознание необходимости бережного отношения к собственному здоровью.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: проблемный, исследовательский, работа в парах
Этапы урока:
Самоопределение к деятельности
Повторение и систематизация опорных знаний
Определение темы, целеполагание и выдвижение гипотез
Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания). Работа в парах
Самостоятельное применение теоретических знаний
Рефлексивная деятельность
Домашнее задание
– мотивировать учащихся к изучению темы;
– определить мотивы обучающихся;
– настроить на более глубокое восприятие материала
Предлагает лист защиты
Предлагает определить мотивы, которые могут быть реализованы в ходе урока
Принцип урока: от информации к знаниям! Источник информации – учебник и сам «И.П. Павлов», академик, лауреат Нобелевской премии
Учитель приводит слова из книги К. Чуковского: «Вот чудо – я пью и кофе, и воду, и чай, и какао, а из меня выходит один только чай»
И предлагает перефразировать, в соответствии изучаемой темой
Спрашивает: не задумывались вы, почему система, которую мы изучаем, называется пищеварительной? («варить пищу»)
Учащиеся могут вписать свои фамилия, если они не уверены в подготовке к уроку
Отмечают в листах исследователя
Предполагаемый ответ: каждый из нас ест картошку, помидоры, огурцы, гречневую кашу, курицу, говядину, яблоки, а в результате образуются вещества и клетки именно нашего организма
Аналогично работает повар, он жарит, варит, парит, делает блюдо привлекательным, а продукты более доступными для их переваривания. Так и в пищеварительной системе происходит механическая и химическая обработка пищи с целью получения питательных веществ и заключённой в них энергии
Повторение и систематизация опорных знаний
– повторить и систематизировать знания о белках, жирах и углеводах, ферментах;
– проверить уровень усвоения знаний о пищеварении в ротовой полости и роли слюны с целью использования их для изучения нового материала
Предлагает задание «Третий лишний»
(сдайд на экране)
Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли;
Функция пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная;
Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов;
Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая;
В ротовой полости пища разжёвывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается
Предлагает объяснить выражение: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть»
– Что установил И.П.Павлов, используя метод фистулы для изучения слюноотделения
Вопрос учащимся: «Если собаку с детства кормили одним молоком, будет ли у неё выделяться слюна на вид и запах мяса?»
Находят и подчёркивают лишнее слово
Отвечают: где образуется слюна, каковы её функции, основной метод изучения
На разную пищу выделяется разная по составу слюна, на сухую выделяется более жидкая слюна; основной фермент слюны – амилаза, он расщепляет углеводы в ротовой полости; выделение слюны происходит рефлекторно (безусловно- рефлекторно и условно-рефлекторно)
Нет! Так как условный рефлекс на мясо у собаки не выработан
Промежуточная рефлексия (на экране)
Пищеварение
Пищеварительный сок, состав
Ферменты
Субстрат
T0
рН
Полное/ неполное пищеварение
Рефлексия: + нет затруднений; +/-есть затруднения; ! нужна подсказка
Ротовая полость
Слюна: ферменты, лизоцим, муцин
Амилаза
Углеводы
37
Слабощелочная
Неполное
Ставят соответствующий знак
Заполнение таблицы сопоставляют с эталоном на экране
– Почему пищеварение в ротовой полости неполное?
– Назовите свойства ферментов?
Предлагает определить значение пищеварения в ротовой полости (аргументация для выражения «Госпожа слюна»)
Питательные вещества сложные, ограниченное время в полости рта, малый объём ротовой полости и т.д.
Ферменты – биокатализаторы, имеют белковую природу, чувствительны к температуре, рН среды, избирательны к субстрату
Имеет большое значение как пусковой механизм для всего процесса пищеварения
III. Определение темы, целеполагание и выдвижение гипотез
Предлагает ознакомиться с фактами и сформулировать тему урока: (на экране) 1. Важнейшие процессы переваривания пищи происходят в желудке; 2. Пища попадает в желудок по пищеводу; 3. Пища движется к желудку, даже если висишь вверх ногами
Задаёт вопрос: – Согласны ли вы с тем, что на протяжении всего пищеварительного канала одинаковы условия и действие ферментов
Предлагает сформулировать цель урока, задачи
Вопрос: Если связь между пищеварением в ротовой полости и слюноотделением с сегодняшней темой?
Предложите гипотезы
Предлагают тему: Пищеварение в желудке (Вперёд, к желудку!)
Высказывают различные точки зрения:
– Согласны, т.к. пищеварительный канал устроен одинаково и ферменты действуют сходным образом; – Не согласны, т.к. пища разная, питательные вещества разнообразны и необходимы разные условия: одни – в ротовой полости, другие – в желудке, третьи – в кишечнике
Формулируют цель: Установить особенности пищеварения в желудке.
Для этого необходимо знать: строение желудка, состав желудочного сока, ферменты желудочного сока и их действие, способы регуляции желудочного сокоотделения; роль Павлова в изучении процессов, происходящих в желудке
Предлагают ответы
Учащиеся предлагают:
1.Если в ротовой полости происходит расщепление углеводов, то и в желудке оно может происходить;
2.Если для изучения работы слюнных желез Павлов использовал фистульную методику, то и для изучения желез желудка её можно использовать;
3.Если выделение слюны происходит рефлекторно, то и выделение желудочного сока происходит по тому же принципу
(выводятся на экран, записывают в экспертные листы)
IV. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания). Работа в парах
Предлагает работать в парах по содержанию учебника
Демонстрирует с помощью конструктора «Lego» процесс расщепления белков в желудке
Предлагает познакомиться с результатами исследования, которое моделирует процессы в желудке
На экране отчёт об исследовании, проведённом перед уроком
(таблица на экране)
Изучают материалы учебника:
Топография органа; строение (отмечают мощный мышечный слой, слизистую оболочку с большим количеством желез, объём и форму желудка); состав желудочного сока (схема); ферменты желудочного сока, роль соляной кислоты
Делают вывод:
какие функции пищеварительной системы выполняются в желудке
Сообщают о процессе исследования и некоторых результатах
Результаты моделирования действия желудочного сока на разные субстраты и в разных условиях
Цель: определить, на что действуют ферменты желудочного сока и при каких условиях, проанализировав результаты
пробирки
Содержание
Т0
Результат реакции
1
Углеводы + желудочный сок
37-38
Не прошла (р-р мутный)
2
Белки + желудочный сок
?
3
Белки + прокипячённый желудочный сок
37-38
?
4
Белок + желудочный сок
37-38
?
5
Белок + желудочный сок + NaOH
37-38
Не прошла (р-р мутный)
Объяснение результатов: Пробирка № 1 – реакция не прошла, значит в желудочном соке нет ферментов расщепляющих углеводы; Пробирка № 2 – не прошла, т.к. ферменты теряют активность, значит, данная температура не является оптимальной; Пробирка № 3 – реакция не прошла, т.к. при кипячении ферменты разрушаются; Пробирка № 4 – прошла, значит, ферменты желудочного сока действуют на белки, эта температура оказалась оптимальной; Пробирка № 5 – реакция не прошла, т.к. среда нейтрализована.
Вывод: Таким образом, ферменты желудочного сока расщепляют белки в кислой среде и при оптимальной температуре. Гипотеза подтвердилась частично, углеводы расщепляются некоторое время внутри пищевого комка до тех пор, пока он не пропитался кислым соком
Вопрос:
1.Почему желудочный сок включает не только ферменты необходимые для переваривания пищи?
2.Если пепсин расщепляет молекулы белка, то что же мешает ему переварить клетки окружающих тканей?
(синтезируются и хранятся ферменты в неактивной форме в виде пепсиногена, он превращается в пепсин только в присутствии соляной кислоты, а её выделяется при приёме пищи очень мало)
Какой метод использовал Павлов для изучения желудочного сока и что было установлено?
Предлагает заполнить вторую строку рефлексивной таблицы
Ответы: сок содержит соляную кислоту, которая активирует работу ферментов, создаёт кислую среду, обеззараживает пищу; содержит слизь, которая препятствует самоперевариванию стенок желудка
У учащихся возникли затруднения
Отвечают, опираясь на содержание текста учебника:
Фистульный метод, установил, чем плотнее пищевой комок, чем больше в нём белка, тем больше желудочного сока, тем дольше задерживается в желудке
Промежуточная рефлексия (на экране)
Пищеварение
Пищеварительный сок, состав
Ферменты
Субстрат
T0
рН
Полное/ неполное пищеварение
Рефлексия: + нет затруднений; +/- есть затруднения; ! нужна подсказка
Ротовая полость
Слюна: ферменты, лизоцим, муцин
Амилаза
Углеводы
37
Слабощелочная
Неполное
Ставят соответствующий знак
В желудке
Желудочный сок: ферменты, соляная кислота, слизь
Пепсин
Липаза
Белки
Жир молока
37-38
Кислая
Неполное
Предлагает мысленно перенестись в лабораторию И.Павлова и проследить за ходом его экспериментов (ищем подтверждение или опровержение оставшихся гипотез)
Обращает внимание на эпиграф
На экране опыты Павлова:
1.Фистула на желудке; 2.Мнимое кормление; 3.Изолированный желудок
Схема на доске
Выводы: желудочный сок выделяется рефлекторно: – сложнорефлекторная фаза (до поступления пищи в желудок); – желудочная (пища в желудке); – кишечная
Вопрос: Что хотел доказать Павлов?
«Госпожа слюна». Плёвая желёзка, как называл её Павлов, стала телескопом для изучения работы головного мозга
1.Данные неполные, пища смешивалась с желудочным соком
2.Данные не соответствуют процессам в желудке, т.к. там нет пищи
3.Получил чистый желудочный сок, не нарушая процессов в желудке
Гипотезы подтвердились
Связь между выделением слюны и выделением желудочного сока
V. Самостоятельное применение теоретических знаний
Часто утверждают, что изучая теоретические знания, мы не умеем их применять в жизни. Так ли это?
Демонстрация роликов с вопросами: Чем вредна жвачка? Почему надо есть суп? Почему лучше есть в одно и тоже время?
Ответы учащихся
VI. Рефлексивная деятельность
Обучающиеся определяют, в какой степени реализованы их мотивы
Домашнее задание
§ 54
Творческое задание:
1.Подготовить вопросы и аргументы к ним для обсуждения в парах по теме «Влияние алкоголя, никотина на пищеварение. Гигиена»
2.Подготовить презентацию «Современные методы изучения органов пищеварения»
Источник
ТЕМА: ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ И КИШЕЧНИКЕ
Цели: познакомить учащихся с особенностями строения же лудка и кишечника; процессами, происходящими в них; свойства ми ферментов желудочного сока, условиями их активности; рас смотреть роль соляной кислоты в пищеварении; роль поджелудоч ной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисун ками, данными в учебнике, извлекать из них быстро и точно нуж ную информацию; логически мыслить; выполнять несложные экс перименты, делать предположения и выводы.
Оборудование: модель торса человека; таблица «Схема строения органов пищеварения»; пробирки; водяная баня; желудоч ный сок; хлопья белка куриного яйца, полученные при кипячении 1/2 белка куриного яйца в 0,5 л воды.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Выполнение задания 123 в рабочей тетради.
– Подпишите части зуба, обозначенные на рисунке цифрами:
/ – эмаль;— дентин;
- – пульпа;
- – нерв;
- – кость.
2. Выполнение задания 125 в рабочей тетради.
– Рассмотрите рисунок с изображением зубов. Напишите из на звания. Укажите функции зубов.
1 и 2 (слева направо) – резцы; служат для захватывания и от кусывания пищи;
3 – клыки; дробят, разрывают пищу (у человека они развиты относительно слабо);
4,5,6- коренные зубы; растирают, перемалывают пищу.
Кроме указанных функций, у человека зубы участвуют в члено раздельной речи, придавая своеобразную окраску отдельным звукам.
3. Выполнение задания 126 в рабочей тетради.
– Что происходит с пищей в ротовой полости?
(В ротовой полости пища измельчается, перетирается и сма чивается слюной, под действием ферментов слюны частично расщепляется (крахмал расщепляется до глюкозы), опробывается на качество (температура, вкус и т. д.), перемешивается и пере двигается в глотку для глотания.)
4. Выполнение задания 127 в рабочей тетради.
– Почему слюнные железы относятся к железам внешней сек реции? Каковы функции слюнных желез?
(Слюнные железы относятся к железам внешней секреции, так как имеют протоки и выделяют свой секрет (слюну) в полость рта.
Слюнные железы продуцируют слюну, которая смачивает пи щу, смывает со слизистой оболочки вредные или посторонние ве щества; содержит в своем составе ферменты, придающие ей клейкость и убивающие бактерий. Под действием ферментов со держащийся в пище крахмал расщепляется на более простые мо лекулы – до глюкозы.)
5. Выполнение задания 128 в рабочей тетради.
– Что такое слюна?
(Слюна – это секрет слюнных желез. Слюна содержит до 99,4 % воды и имеет слабокислую или слабощелочную реакцию. В ее со став входят ферменты, обеззараживающие пищу и придающие ей клейкость. Под действием ферментов слюны крахмал, содержа щийся в пище, частично расщепляется до глюкозы.)
III. Изучение нового материала.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом и
рисунками, данными в учебнике на с. 156-158.
2. Составление таблицы в ходе обсуждения изученного.
№ п/п | Название отдела пищеварительной трубки | Особенности строения | Процессы, происходящие в них |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Желудок | • по форме похож на большую грушу • вместимость 2-3 л • слизистая имеет много складок • в слизистой распо ложено 35 млн желез | • за сутки выделяет 2 л желудочного сока • желудочный сок = со ляная кислота + слизь + ферменты • под действием соля ной кислоты гибнут микробы • слизь защищает сли зистую желудка от ме ханических, химиче ских и прочих повреж дений • под действием фер ментов расщепляются белки • всасываются: алко голь, минеральные со ли, вода, аминокисло ты, глюкоза |
2 | Тонкая кишка | • длина 4,5-5 м • начальная часть называется двена дцатиперстной • слизистая оболоч ка тонкой кишки имеет множество сладок и покрыта бесчисленными ворсинками | • в ней пища подверга ется действию сока поджелудочной желе зы, желчи и кишечного сока • ферменты двенадца типерстной кишки рас щепляют белки, жиры и углеводы • желчь усиливает дей ствие ферментов • процессы пищеваре ния в тонкой кишке состоят из трех этапов: |
1) полостное пищева- 2) пристеночное пище- 3) всасывание: глюкоза | |||
3 | Толстая кишка | • длина 1,5-2 м • один из ее участни ков – слепая кишка -имеет узкий черве образный отросток – аппендикс(дли ной 6-8 см) | • аппендикс – орган иммунной системы • в толстой кишке скап ливаются остатки непе реваренной пищи, кото рые могут здесь нахо диться 12-20 часов • за 12-20 часов под действием бактерий происходит расщепле ние клетчатки • вода всасывается в кровь |
3.Заслушивание сообщения на тему «Функции печени и роль желчи в процессе пищеварения».
Печень – самая крупная железа нашего тела, ее масса достигает 1500 г. Печень принимает участие в пищеварении. В ней задержи ваются и обезвреживаются многие ядовитые вещества. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена.
Печень расположена в брюшной полости под диафрагмой справа.
В отличие от всех других органов печень получает кровь из двух источников: артериальную – из собственной печеночной ар терии и венозную – из воротной вены.
Воротная вена собирает кровь из всех непарных органов брюшной полости (желудка и кишок, поджелудочной железы, се лезенки и большого сальника).
В печени вырабатывается желчь, которая по пузырному прото ку попадает в двенадцатиперстную кишку. Образование желчи в клетках печени осуществляется непрерывно, однако ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-Ю минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов. В отсутствие про цесса пищеварения желчь накапливается в желчном пузыре. Су точное количество выделяющейся у взрослого человека желчи со ставляет около 1 л.
Цвет желчи зависит от присутствия в ней красящих веществ -пигментов. Из пигментов желчи образуются пигменты мочи и кала.
Выделение желчи в кишку регулируется нервным и гумораль ным механизмами. Характер выделения желчи на различные пище вые вещества напоминает выделение поджелудочного сока, т. е. зависит от поступления в двенадцатиперстную кишку желудочного сока и соляной кислоты.
Значение желчи в процессе пищеварения многообразно. Она повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечной железами, облегчает расщепление жиров.
При мясной и жировой пище выделение желчи увеличивается, при голодании уменьшается. Желчь усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы.
Образование желчи в клетках печени составляет лишь неболь шую долю ее общей роли в организации обмена белков, углеводов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ, жиров.
Вся кровь, оттекающая от кишечника, проходит через печень. Вредные или ядовитые вещества, которые могут попасть в кишеч ник с пищей, всасываются через ворсинки в кровь. Эти вещества задерживаются в печени, обезвреживаются и выводятся вместе с желчью в кишечник. В этом состоит барьерная роль печени.
Вопросы для слушателей:
- Какие функции выполняет печень в организме человека?
- Какова роль желчи в процессе пищеварения?
- В чем состоит барьерная роль печени?
4. Лабораторная работа «Цветные реакции на белок». Вступительное слово учителя.
Белки – сложные органические соединения, биополимеры, без которых невозможно существование живой клетки. В составе бел ковых полимеров обнаружено около 20 различных аминокислот. Чем выше уровень организации белка, тем слабее химические свя зи. Под влиянием различных физических, химических факторов -при высокой температуре, действии химических веществ, лучистой энергии и других воздействиях – связи рвутся, структуры белка –
(четвертичная, третичная, вторичная) деформируются, разрушают ся и изменяются свойства белковой молекулы. Нарушение природ ной структуры белка называется денатурацией. Степень денатура ции белка зависит от интенсивности воздействия и может быть об ратимой и необратимой.
Белки отличаются друг от друга по легкости денатурации. Де натурация яичного белка происходит при температуре 60-70 °С, а сократительный белок мышц денатурирует при температуре 40-45 °С.
Многие белки денатурируют от действия ничтожных концен траций химических веществ, а некоторые от незначительных хими ческих воздействий.
Цель работы: изучить качественные реакции на белок.
Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, реактивы (раствор белка, 20 % раствор щелочи, раствор медного купороса, концентрированная азотная кислота, раствор аммиака).
Ход работы
1) Биурепювая реакция, К 4-5 мл раствора белка прилейте столько же раствора щелочи, перемешайте и осторожно прилейте 1 мл раствора медного купороса. Наблюдайте окрашивание жидкости в красно-фиолетовый цвет.
2) Какую связь обнаруживает эта реакция?
3) Ксаптопротеиновая реакция. К 2—3 мл раствора белка прилейте несколько капель концентрированной азотной кислоты подогрейте. Белок окрашивается в желтый цвет. Прибавьте к раствору несколько капель раствора аммиака белок окрасится в оранжевый цвет.
Вывод. При ксантопротеиновой реакции происходит нитро вание бензольных ядер белковой молекулы, а биуретовая реакция
О Н I
характерна для группировки атомов — С — N —, которая называ ется пептидной связью. За счет пептидной связи образуется пер вичная структура белка.
5.Лабораторная работа «Пищеварение в желудке».
Цель работы: исследовать действие желудочного сока на белок в зависимости от разных условий.
Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, слабый раствор йода, горячая и хо лодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом.
Реактивы и материалы: 10 %-ный раствор NaOH, лак мусовая бумажка или раствор лакмуса, желудочный сок или 10 таблеток ацидинпепсина по 0,25, растворенного в стакане воды.
Ход работы
1) Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.
2) Пронумеруйте четыре пробирки.
- В первую пробирку налейте 1 мл жидкого крахмального клейстера и 1 мл желудочного сока. Во вторую – 1 мл свежеприго товленной взвеси и столько же желудочного сока. В третью -взвесь белка с добавлением чистой воды. В четвертую – взвесь белка, желудочный сок и раствор щелочи.
- В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 °С. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду.
- Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чем объяснить произошедшие изменения?
6. Повторите опыт, изменяя:
а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60-80 °С);
- кислотность среды (добавляют по каплям раствор щелочи до изменения окраски лакмуса).
- Сделайте вывод об условиях действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?
Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы:
Действие желудочного сока на белок
Пробирки | Что добавили | Что наблюдали | Объяснение увиденного |
Вывод. В состав желудочного сока входит фермент пепсин. Под действием пепсина белки расщепляются на более простые со единения.
Кроме пепсина, в желудочном соке имеются различные орга нические и неорганические вещества. Особенно важное значение среди них принадлежит соляной кислоте: пепсин действует только в кислой среде.
Фермента, способного действовать на углеводы, в составе же лудочного сока нет. Однако переваривание углеводов в полости желудка все же происходит, так как слюна, поступающая из рото вой полости, содержит птиалин. Птиалин действует в слабощелоч ной среде. Поэтому расщепление углеводов в желудке происходит в течение лишь 20-30 минут, пока поступившая пища не пропита ется желудочным соком и не изменит щелочную реакцию на кислую.
6. Заслушивание сообщения на тему «Нервные и гу моральные воздействия на секрецию желез».
Гуморальное влияние на желудочное сокоотделение было из вестно уже давно. И. П. Павлов доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы.
При мнимом кормлении собаки с перерезанным пищеводом пища в желудок не поступает. Тем не менее через 5-8 минут после начала опыта наблюдается вытекание сока из фистульной трубки, вставленной в желудок животного. Это явление можно объяснить только так: пища раздражает вкусовые рецепторы полости рта; возникающее в них возбуждение проводится по центростремитель ным нервам в ствол головного мозга; оттуда возбуждение направ ляется по центробежным нервам в желудочные железы и вызывает их деятельность. Рефлекторность сокоотделения доказывается тем, что оно прекращается после перерезки нервов, идущих к желудку.
Если пища употреблялась животным прежде, то уже один вид и запах ее способны вызвать деятельность желудочных желез.
Следовательно, секреция желез может происходит и под влия нием условных раздражителей. В этом случае переход нервного возбуждения с центростремительных на центробежные нервы про исходит при участии коры полушарий головного мозга.
Рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды. Попав в желудок, пища механически и химически раздражает рецепторы его слизистой оболочки. Возникающее в рецепторах
возбуждение проводится в головной мозг, а оттуда к железам же лудка, поддерживая их деятельность.
В это время сказывается и гуморальное воздействие на сокоот деление.
Ряд веществ, входящих в состав мясных и овощных отваров, всасывается уже в желудке. Попав в кровь, эти вещества доставля ются ею к желудочным железам и химически возбуждают их дея тельность. Отсюда вытекает обязательность в обеде жидкого блюда (бульона, овощного супа, щей, борща).
Подобным образом действуют и вещества, образующиеся в же лудке при переваривании мяса и других продуктов. Переваривание хлеба не сопровождается образованием веществ, действующих на желудочные железы. Поэтому сухоедение, при котором основной пищей является хлеб, нарушает желудочное пищеварение.
Нервные, а затем гуморальные воздействия на деятельность желудочных желез обеспечивают отделение сока на пищу в тече ние всего времени ее пребывания в желудке.
Вопросы для слушателей:
- Кто и как доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы?
- Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды?
3) Как осуществляется гуморальное воздействие на сокотделение?
IV. Закрепление знаний.
Работа в группах.
- группа освещает вопрос 5 из рубрики «Проверьте свои знания».
- группа освещает вопрос 8 рубрики «Проверьте свои зна ния».
III группа работает с заданиями рубрики «Какие утверждения верны» на с. 160 учебника.
Верные утверждения указаны на с. 161 учебника.
IV группа работает с заданиями рубрики «Подумайте» на с. 161 учебника.
Известно, что в желудке перевариваются белки. Почему же стенки самого желудка не повреждаются?
От самопереваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка.
V группа работает с заданиями рубрики «Выберите пра вильный ответ» на с. 161 учебника.
Задание на дом: изучить текст и рисунки в учебнике на с. 156— 159; в рабочей тетради выполнить задания 130-136; желающие го товят сообщения на темы «Значение кулинарной обработки пищи», «Режим питания», «Желудочно-кишечные и глистные заболевания, их предупреждение».
Источник