Пищеварение в желудке урок биологии

План – конспект урока по биологии в 8классе на тему «Пищеварение в желудке и в кишечнике»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок с элементами практической работы
Цель:
– познакомить учащихся с особенностями пищеварения в желудке и кишечнике;
– раскрыть взаимосвязь между тканями и органами человека и животных.
Задачи образовательные:
– сформировать понятие об уровнях организации живых тел;
– изучить желудок и отделы кишечника
– показать разновидности тканей и их различие в строение.
Задачи развивающие:
– продолжить формировать умения сравнивать изучаемые объекты и отмечать главное;
– умение последовательно излагать материал.
Задачи воспитательные:
– формировать научное мировоззрение;
– продолжать формирование культуры труда на основе ведения записей в тетради.
Методы и методические приемы: словесный (элементы лекции, беседа), наглядный (демонстрация через мультимедио, таблицы), практический(демонстрационный опыт).
Оборудование: изобразительные пособия: таблица «Внутренние органы пищеварения»; пробирка, куриный белок, натуральный желудочный сок.
Структура урока: (45 мин урок)
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Проверка Д/З (10 мин.)
П. Изучение нового материала (20 мин.)
III. Закрепление нового материала (17 мин.)
IV. Итог урока (1-2 мин.)
V. Домашнее задание (1-2 мин.)
VI. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (1-2 мин.)
Содержание урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.
Проверка Д/З (10 мин.)
Что такое пищеварение и какие органы участвуют в этом процессе?
Что такое пищеварение
Что такое зубы и из каких частей они состоят?
Слюнные железы и функция языка
II. Изучение нового материала (20мин.)
Учитель сообщает тему урока, его цель,
а) Проблемные вопросы.
Ребята, а как протекает пищеварение в желудке и кишечнике?
Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, вы познакомитесь с особенностями строения желудка и кишечника и функции этих органов.
Запишите в тетрадях первый пункт урока:
1. Желудок
Желудок. Желудок служит резервуаром для накопления и переваривания пищи. Внешне он напоминает большую грушу, вместимость его – до 2-3 л. Форма и размеры желудка зависят от количества съеденной пищи.
Слизистая оболочка желудка образует множество складок, которые значительно увеличивают ее общую поверхность. Такое строение способствует лучшему соприкосновению пищи с его стенками.
На экране через мультимедиа учитель показывает внутренних органов пищеварения. Видео Желудок.
В слизистой оболочке желудка расположено около 35 млн. желез, которые за сутки выделяют до 2 л желудочного сока. Желудочный сок- это прозрачная жидкость, 0,25% ее объема составляет соляная кислота. Такая концентрация кислоты убивает попавшие в желудок болезнетворные организмы, но не опасна для его собственных клеток. От самопереваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка.
Рассмотрите рис. на стр. строение стенки желудка.
Под действием ферментов: пепсин, химозин, липаза, содержащихся в желудочном соке, начинается переваривание белков. Этот процесс идет постепенно, по мере того как пищеварительный сок пропитывает пищевой комок, проникая в его глубину. В желудке пища задерживается до 4-6 ч и по мере превращения в полужидкую или жидкую кашицу и переваривания порциями проходит в кишечник.
Регуляция сокоотделения железами желудка происходит рефлекторным и гуморальным путями. Начинается она условным и безусловным сокоотделением.
Для того чтобы убедится как влияет желудочный сок на процесс пищеварения, проделаем следующий опыт.
Демонстрационный опыт.
Запишите в тетрадях
Цель: изучить действие фермента желудочного сока на белки.
Оборудование: пробирка, полусваренный куриный белок, желудочный сок.
Ход работы. В пробирку с полусваренным куриным белком дольем немного натурального желудочного сока и поместим ее в теплую воду
(38-39 С). Через 20-30 мин хлопья белка исчезнут.
Объясните, почему это произошло?
Вывод: под действием фермента желудочного сока – пепсина – молекулы белков в кислой среде распадаются на различные аминокислоты.
Запишите второй пункт плана:
2. Тонкая кишка.
Тонкая кишка. Из желудка пища попадает в тонкую кишку. Это наиболее длинная – до 4,5-5 м – часть пищеварительной трубки. Ближайший к желудку участок тонкой кишки называется двенадцатиперстной кишкой. Рассмотрите внутреннех органы пищеварения (на экране через мультимедио учитель показывает кишечник) Видео Тонкий кишечник
В ней пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока. Их ферменты действуют на белки, жиры и углеводы. В тонкой кишке переваривается до 80% поступивших с пищей белков и почти 100% жиров и углеводов. Здесь белки расщепляются до аминокислот, углеводы – до глюкозы, жиры – до жирных кислот и глицерина.
Важную роль в этом процессе играет желчь, которая образуется в печени. Хотя желчь сама и не переваривает жиры, но усиливает действие ферментов, а также разлагает жиры на мелкие капельки.
Значение желчи:
– благодаря ее действию облегчается переваривание жиров;
– она повышает активность ферментов;
– повышает растворимость жирных кислот;
– усиливает движение кишки;
– задерживает гнилостные процессы в кишечнике.
Печень – самая крупная железа нашего тела, ее масса достигает 1500 г. Печень принимает участие не только в процессе пищеварения, В ней задерживаются и обезвреживаются многие ядовитые вещества. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена – животного крахмала. Видео Печень
Стенка тонкой кишки образована:
– слизистой оболочкой, подслизистой тканью, мышечной и серозной оболочками. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует складки, покрытые ворсинками. На слизистой оболочке тонкой кишки в 1 кв.см, находится до 2500 ворсинок. Длина ворсинок до 1 мм.
Благодаря складкам и ворсинкам резко увеличивается площадь поверхности слизистой оболочки кишки, поэтому здесь происходит почти полная обработка пищи. На экране учитель показывает строение стенки тонкой кишки.
Процесс пищеварения в тонкой кишке состоит из трех этапов: полостное пищеварение ,пристеночное пищеварение и всасывание.
Как происходит полостное пищеварение, вы знаете: это переваривание питательных веществ под влиянием пищеварительных соков в полости кишки. Пристеночное пищеварение идет на самой поверхности слизистой оболочки кишки. Перевариванию подвергаются пищевые частички, проникающие в пространства между ворсинками. Более крупные частицы сюда попасть не могут. Они остаются в полости кишки, где подвергаются воздействию пищеварительных соков и расщепляются до более мелких размеров. Такой механизм пищеварения способствует наиболее полному перевариванию пищи.
В кишечнике пища продолжает перемешиваться и передвигаться при помощи перистальтических движений мышц в его стенках. Механизм этих движений прост: кольцевые мышцы кишки в одном месте сокращаются, а в другом расслабляются. При этом пища передвигается в участок с расслабленными стенками. Затем сокращение происходит именно в этом
участке, а в соседнем мускулатура кишки расслабляется, и содержимое кишечника перемещается дальше и т. д.
Тонкая кишка способна и к маятникообразным движениям за счет попеременного удлинения и укорачивания кишки на определенном участке. Содержимое кишки при этом перемешивается и передвигается в обоих направлениях.
Всасывание – это процесс поступления различных веществ через слой клеток ворсинок в кровь и лимфу. Всасывание имеет огромное значение, этим путем наш организм получает все необходимые вещества. При чем вода минеральные соли, аминокислоты и глюкоза поступают в кровь уже в желудке. Процесс всасывания происходит в ворсинках.
Их стенка состоит из однослойного эпителия. В каждую ворсинку входят кровеносные и лимфатические сосуды. Вдоль ворсинки заложены гладкие мышечные клетки, которые во время пищеварения сокращаются, а содержимое их кровеносных и лимфатических сосудов выдавливается и уходит в общий ток крови и лимфы. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту. В кровь всасываются вода, растворенные в ней минеральные соли, аминокислоты и продукты расщепления углеводов. Глицерин и жирные кислоты в эпителиальных клетках ворсинок соединяются и образуются жиры, характерные для организма человека, затем они поступают в лимфу, после в кровь. Видео Всасывание
3. Толстая кишка.
Из тонких кишок невсосавшаяся часть пищи переходит в начальный участок толстой кишки – слепую кишку. Слизистая оболочка толстой кишки ворсинок не имеет, её клетки выделяют слизь.
Толстая кишка – конечный отдел пищеварительной трубки. Ее длина колеблется от 1,5 до 2 м. Один из ее участков – слепая кишка – имеет узкий червеобразный отросток – аппендикс (длиной 6-8 см), являющийся органом иммунной системы. Рассмотрите рис. строения толстой кишки на стр. 158.
В толстой кишке скапливаются остатки непереваренной пищи. Здесь они могут находиться 12-20 ч. За это время под действием бактерий происходит расщепление клетчатки, а вода всасывается в кровеносные сосуды, расположенные в стенках толстой кишки. При этом образуются газы и ядовитые вещества, которые, всасываясь в кровь, способны вызывать отравление организма. Эти вещества обезвреживаются в печени.
В толстой кишке преимущественно происходит всасывание воды (до 4 литров в сутки), а также глюкозы и некоторых лекарственных препаратов. От пищевой кашицы остается менее 130-150 г кала, в состав которого входят слизь, остатки отмершего эпителия слизистой оболочки, холестерин, продукты изменения пигментов желчи, сообщающие калу характерный цвет, непереваренные остатки пищи, большое количество бактерий.
Передвижение пищевых остатков в толстой кишке происходит за счет сокращения ее стенок. Каловые массы скапливаются в прямой кишке. Дефекация (опорожнение кишечника) – процесс рефлекторный, возникающий на раздражение калом рецепторов слизистой оболочки прямой кишки при достижении определенного давления на ее стенки. Центр дефекации находится в крестцовом отделе спинного мозга. Акт дефекации подчинен и коре больших полушарий головного мозга, чем обусловлена произвольная задержка дефекации.
Вывод:
1. Желудок – это полый мышечный орган, расположенный в левом подреберье и эпигастрии.
2. Из желудка частично переваренная пища выводится в двенадцатиперстную кишку.
3. Начальный отдел тонкого кишечника длиной 25-30 см – двенадцатиперстная кишка, в которую открываются протоки печени и поджелудочной железы. На пищевую кашицу здесь действуют три пищеварительных сока: желчь печени, сок поджелудочной железы, сок кишечных железок.
4. Желудочный сок – жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка. Это бесцветная прозрачная жидкость, содержащая соляную кислоту (0,3-0,5%).
По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка.
III. Закрепление нового материала (17 мин.)
Исправить ошибки в тексте;
Контур какого органа изображен на этом рисунке?
Тест: В желудке начинается расщепление: а) воды б) белков в) крахмала г) жиров
2. Расщепление питательных веществ происходит под влиянием: а) витаминов б) воды в) ферментов
3. Протоки поджелудочной железы и печени открываются в: а) желудок б) пищевод в) 12-перстная кишка г) тонкую кишку
4. Желчь вырабатывается: а) поджелудочной железой б) печенью в) железами желудка
5. Ферменты поджелудочной железы расщепляют: а) только жиры б) только крахмал в) белки, жиры, крахмал г) только белки
Дайте названия всем органам пищеварительной системы
Выберите правильные высказывания:
Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *
Желчь вырабатывается железами желудка.
Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *
Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *
Перитонит – воспаление аппендикса.
Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*
Трипсин – расщепляет жиры.
В желудке кишке кислая среда.*
Ферменты- это биологические катализаторы.*
Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *
6. Анаграмма.
Из букв составить слова. Найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
УЕЛЖОКД – желудок
ИВПЕЩДО – пищевод
ЬЕЧПЕН – печень
КИЧИКШЕН – кишечник
КЕБЛИ – белки
ТОР – рот
Лишнее слово БЕЛКИ, так как это питательное вещество, а желудок, пищевод, печень, кишечник, рот – органы.
7. Вопросы:
1. Для чего служит желудок?
2. При помощи чего переваривается пища в желудке?
3. Куда попадает пища после обработки в желудке?
4. Как называется самый близкий к желудку отдел тонкой кишки?
5. Как называется самая крупная железа нашего тела?
6. Какие функции выполняет печень помимо пищеварения?
7. Из каких этапов состоит процесс пищеварения?
8. При помощи чего передвигается пища в кишечнике?
9. Как называется конечный отдел пищеварительной трубки?
10.Что представляет из себя орган иммунной системы?
Рефлексия:
Мне было интересно узнать что…
Мне было трудно понять, но все таки удалось, что …
Мне было вообще не понятно, что……
Данный материал я смогу применить в жизни при (ситуации)…
IV. Итог урока (1-2 мин.)
V. Домашнее задание (1-2 мин.) Стр. 156-158.
VI. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (1-2 мин.)
Источник
Воропаева Ольга Леонидовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьёва» г. Курска
Урок биологии, 8 класс, ФГОС. Тема урока: «Пищеварение в желудке»
«Свет физиологической науки о пищеварении шел из лаборатории великого Павлова. Это было признано безоговорочно всеми»
Цель: Изучить особенности пищеварения в желудке
Задачи: Сформировать представление о строении желудка как органа, тонко приспособленного к выполнению своих функций; углубить знания о ферментах и их свойствах, на примере ферментов желудочного сока, способах регуляции желудочного сокоотделения.
Продолжить формирование навыков по работе с лабораторным оборудованием, исследовательские и практические подходы в обучении
Расширить арсенал способов подачи информации (таблицы, схемы, рисунки), применяя электронные средства обучения.
Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности.
Формировать
Воспитывать стремление познать особенности строения, физиологии и гигиены организма человека, чувство гордости за отечественную физиологию, на примере вклада в науку И.П.Павлова
Создать условия для интеллектуального и творческого развития обучающихся
Формируемые УУД:
Личностные: развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
Регулятивные: развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обсуждать и формулировать учебную проблему; тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию;
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в парах, выполнять разные роли;
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; уметь находить проблему, выдвигать гипотезы, находить аргументацию, опровергающую или доказывающую гипотезы; ставить биологические эксперименты по изучению процессов пищеварения в желудке и объяснять их результаты
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями пищеварения в желудке; углубляют знания о свойствах ферментов на примере ферментов желудочного сока, о роли соляной кислоты в активации фермента пепсина; расширяют знания о нейрогуморальной регуляции желудочного сокоотделения на примере опытов И.П.Павлова;
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения объяснять результаты эксперимента своего и учёных-физиологов; учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты практических опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах пищеварения в желудке в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её;
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению пищеварительной системы; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к своему организму, происходит осознание необходимости бережного отношения к собственному здоровью.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: проблемный, исследовательский, работа в парах
Этапы урока:
Самоопределение к деятельности
Повторение и систематизация опорных знаний
Определение темы, целеполагание и выдвижение гипотез
Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания). Работа в парах
Самостоятельное применение теоретических знаний
Рефлексивная деятельность
Домашнее задание
– мотивировать учащихся к изучению темы;
– определить мотивы обучающихся;
– настроить на более глубокое восприятие материала
Предлагает лист защиты
Предлагает определить мотивы, которые могут быть реализованы в ходе урока
Принцип урока: от информации к знаниям! Источник информации – учебник и сам «И.П. Павлов», академик, лауреат Нобелевской премии
Учитель приводит слова из книги К. Чуковского: «Вот чудо – я пью и кофе, и воду, и чай, и какао, а из меня выходит один только чай»
И предлагает перефразировать, в соответствии изучаемой темой
Спрашивает: не задумывались вы, почему система, которую мы изучаем, называется пищеварительной? («варить пищу»)
Учащиеся могут вписать свои фамилия, если они не уверены в подготовке к уроку
Отмечают в листах исследователя
Предполагаемый ответ: каждый из нас ест картошку, помидоры, огурцы, гречневую кашу, курицу, говядину, яблоки, а в результате образуются вещества и клетки именно нашего организма
Аналогично работает повар, он жарит, варит, парит, делает блюдо привлекательным, а продукты более доступными для их переваривания. Так и в пищеварительной системе происходит механическая и химическая обработка пищи с целью получения питательных веществ и заключённой в них энергии
Повторение и систематизация опорных знаний
– повторить и систематизировать знания о белках, жирах и углеводах, ферментах;
– проверить уровень усвоения знаний о пищеварении в ротовой полости и роли слюны с целью использования их для изучения нового материала
Предлагает задание «Третий лишний»
(сдайд на экране)
Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли;
Функция пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная;
Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов;
Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая;
В ротовой полости пища разжёвывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается
Предлагает объяснить выражение: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть»
– Что установил И.П.Павлов, используя метод фистулы для изучения слюноотделения
Вопрос учащимся: «Если собаку с детства кормили одним молоком, будет ли у неё выделяться слюна на вид и запах мяса?»
Находят и подчёркивают лишнее слово
Отвечают: где образуется слюна, каковы её функции, основной метод изучения
На разную пищу выделяется разная по составу слюна, на сухую выделяется более жидкая слюна; основной фермент слюны – амилаза, он расщепляет углеводы в ротовой полости; выделение слюны происходит рефлекторно (безусловно- рефлекторно и условно-рефлекторно)
Нет! Так как условный рефлекс на мясо у собаки не выработан
Промежуточная рефлексия (на экране)
Пищеварение
Пищеварительный сок, состав
Ферменты
Субстрат
T0
рН
Полное/ неполное пищеварение
Рефлексия: + нет затруднений; +/-есть затруднения; ! нужна подсказка
Ротовая полость
Слюна: ферменты, лизоцим, муцин
Амилаза
Углеводы
37
Слабощелочная
Неполное
Ставят соответствующий знак
Заполнение таблицы сопоставляют с эталоном на экране
– Почему пищеварение в ротовой полости неполное?
– Назовите свойства ферментов?
Предлагает определить значение пищеварения в ротовой полости (аргументация для выражения «Госпожа слюна»)
Питательные вещества сложные, ограниченное время в полости рта, малый объём ротовой полости и т.д.
Ферменты – биокатализаторы, имеют белковую природу, чувствительны к температуре, рН среды, избирательны к субстрату
Имеет большое значение как пусковой механизм для всего процесса пищеварения
III. Определение темы, целеполагание и выдвижение гипотез
Предлагает ознакомиться с фактами и сформулировать тему урока: (на экране) 1. Важнейшие процессы переваривания пищи происходят в желудке; 2. Пища попадает в желудок по пищеводу; 3. Пища движется к желудку, даже если висишь вверх ногами
Задаёт вопрос: – Согласны ли вы с тем, что на протяжении всего пищеварительного канала одинаковы условия и действие ферментов
Предлагает сформулировать цель урока, задачи
Вопрос: Если связь между пищеварением в ротовой полости и слюноотделением с сегодняшней темой?
Предложите гипотезы
Предлагают тему: Пищеварение в желудке (Вперёд, к желудку!)
Высказывают различные точки зрения:
– Согласны, т.к. пищеварительный канал устроен одинаково и ферменты действуют сходным образом; – Не согласны, т.к. пища разная, питательные вещества разнообразны и необходимы разные условия: одни – в ротовой полости, другие – в желудке, третьи – в кишечнике
Формулируют цель: Установить особенности пищеварения в желудке.
Для этого необходимо знать: строение желудка, состав желудочного сока, ферменты желудочного сока и их действие, способы регуляции желудочного сокоотделения; роль Павлова в изучении процессов, происходящих в желудке
Предлагают ответы
Учащиеся предлагают:
1.Если в ротовой полости происходит расщепление углеводов, то и в желудке оно может происходить;
2.Если для изучения работы слюнных желез Павлов использовал фистульную методику, то и для изучения желез желудка её можно использовать;
3.Если выделение слюны происходит рефлекторно, то и выделение желудочного сока происходит по тому же принципу
(выводятся на экран, записывают в экспертные листы)
IV. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания). Работа в парах
Предлагает работать в парах по содержанию учебника
Демонстрирует с помощью конструктора «Lego» процесс расщепления белков в желудке
Предлагает познакомиться с результатами исследования, которое моделирует процессы в желудке
На экране отчёт об исследовании, проведённом перед уроком
(таблица на экране)
Изучают материалы учебника:
Топография органа; строение (отмечают мощный мышечный слой, слизистую оболочку с большим количеством желез, объём и форму желудка); состав желудочного сока (схема); ферменты желудочного сока, роль соляной кислоты
Делают вывод:
какие функции пищеварительной системы выполняются в желудке
Сообщают о процессе исследования и некоторых результатах
Результаты моделирования действия желудочного сока на разные субстраты и в разных условиях
Цель: определить, на что действуют ферменты желудочного сока и при каких условиях, проанализировав результаты
пробирки
Содержание
Т0
Результат реакции
1
Углеводы + желудочный сок
37-38
Не прошла (р-р мутный)
2
Белки + желудочный сок
?
3
Белки + прокипячённый желудочный сок
37-38
?
4
Белок + желудочный сок
37-38
?
5
Белок + желудочный сок + NaOH
37-38
Не прошла (р-р мутный)
Объяснение результатов: Пробирка № 1 – реакция не прошла, значит в желудочном соке нет ферментов расщепляющих углеводы; Пробирка № 2 – не прошла, т.к. ферменты теряют активность, значит, данная температура не является оптимальной; Пробирка № 3 – реакция не прошла, т.к. при кипячении ферменты разрушаются; Пробирка № 4 – прошла, значит, ферменты желудочного сока действуют на белки, эта температура оказалась оптимальной; Пробирка № 5 – реакция не прошла, т.к. среда нейтрализована.
Вывод: Таким образом, ферменты желудочного сока расщепляют белки в кислой среде и при оптимальной температуре. Гипотеза подтвердилась частично, углеводы расщепляются некоторое время внутри пищевого комка до тех пор, пока он не пропитался кислым соком
Вопрос:
1.Почему желудочный сок включает не только ферменты необходимые для переваривания пищи?
2.Если пепсин расщепляет молекулы белка, то что же мешает ему переварить клетки окружающих тканей?
(синтезируются и хранятся ферменты в неактивной форме в виде пепсиногена, он превращается в пепсин только в присутствии соляной кислоты, а её выделяется при приёме пищи очень мало)
Какой метод использовал Павлов для изучения желудочного сока и что было установлено?
Предлагает заполнить вторую строку рефлексивной таблицы
Ответы: сок содержит соляную кислоту, которая активирует работу ферментов, создаёт кислую среду, обеззараживает пищу; содержит слизь, которая препятствует самоперевариванию стенок желудка
У учащихся возникли затруднения
Отвечают, опираясь на содержание текста учебника:
Фистульный метод, установил, чем плотнее пищевой комок, чем больше в нём белка, тем больше желудочного сока, тем дольше задерживается в желудке
Промежуточная рефлексия (на экране)
Пищеварение
Пищеварительный сок, состав
Ферменты
Субстрат
T0
рН
Полное/ неполное пищеварение
Рефлексия: + нет затруднений; +/- есть затруднения; ! нужна подсказка
Ротовая полость
Слюна: ферменты, лизоцим, муцин
Амилаза
Углеводы
37
Слабощелочная
Неполное
Ставят соответствующий знак
В желудке
Желудочный сок: ферменты, соляная кислота, слизь
Пепсин
Липаза
Белки
Жир молока
37-38
Кислая
Неполное
Предлагает мысленно перенестись в лабораторию И.Павлова и проследить за ходом его экспериментов (ищем подтверждение или опровержение оставшихся гипотез)
Обращает внимание на эпиграф
На экране опыты Павлова:
1.Фистула на желудке; 2.Мнимое кормление; 3.Изолированный желудок
Схема на доске
Выводы: желудочный сок выделяется рефлекторно: – сложнорефлекторная фаза (до поступления пищи в желудок); – желудочная (пища в желудке); – кишечная
Вопрос: Что хотел доказать Павлов?
«Госпожа слюна». Плёвая желёзка, как называл её Павлов, стала телескопом для изучения работы головного мозга
1.Данные неполные, пища смешивалась с желудочным соком
2.Данные не соответствуют процессам в желудке, т.к. там нет пищи
3.Получил чистый желудочный сок, не нарушая процессов в желудке
Гипотезы подтвердились
Связь между выделением слюны и выделением желудочного сока
V. Самостоятельное применение теоретических знаний
Часто утверждают, что изучая теоретические знания, мы не умеем их применять в жизни. Так ли это?
Демонстрация роликов с вопросами: Чем вредна жвачка? Почему надо есть суп? Почему лучше есть в одно и тоже время?
Ответы учащихся
VI. Рефлексивная деятельность
Обучающиеся определяют, в какой степени реализованы их мотивы
Домашнее задание
§ 54
Творческое задание:
1.Подготовить вопросы и аргументы к ним для обсуждения в парах по теме «Влияние алкоголя, никотина на пищеварение. Гигиена»
2.Подготовить презентацию «Современные методы изучения органов пищеварения»
Источник