Пищеварение в желудке урок 8 класс

Пищеварение в желудке урок 8 класс thumbnail

Урок № 38

Тема урока: «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока: Образовательные

  • Обобщить знания о процессе пищеварения , выявить уровень усвоения ведущих понятий, закрепить их.

  • Продолжить формировать понятие “фермент”, “субстрат”.

  • Раскрыть, как происходит переваривание в желудке и тонком кишечнике, роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез.

Развивающие:

  • Сформировать умение выделять главное, сравнивать , делать самостоятельные выводы

  • Продолжить формирование работать с учебником, оборудованием

  • Показать практическую направленность полученных знаний

Воспитательные: способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания

Оборудование к уроку: иллюстрации, проектор, ноутбук,макеты желудка

ПЛАН УРОКА

  1. Организационная часть — 2—3 мин.

  2. Актуализация опорных знаний – 8 мин

  3. Сообщение новых знаний — 15-18мин.

  4. Закрепление знаний — 5-10 мин.

  5. Сообщение задания на дом — 3—4 мин.

  6. Завершение урока — 1—2 мин.

ХОД УРОКА

  1. Организационный омент

  2. Актуализация опорных знаний

Задание-1 (фронтально)

Поставь по порядку – глотка, – печень, – ротовая полость, – желудок, – желчный пузырь, – толстый кишечник- поджелудочная железа, – тонкий кишечник, – пищевод, – прямая кишка – двенадцатиперстная кишка, – аппендикс.

Ответ: 1 – ротовая полость, 2 – глотка, 3 -пищевод, 4 – желудок, 5 -двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 -желчный пузырь, 8 -поджелудочная железа, 9 -тонкий кишечник, 10 – толстый кишечник, 11 -аппендикс, 12 -прямая кишка

Задание-2  Соотнесите слова левой колонки с помощью стрелок со словами правой колонки, расположите над стрелками названия ферментов, расщепляющих органические вещества.

Углеводы

аминокислота

Жиры

глюкоза

Белки

глицерин, жирные кислоты

  1. Изучение нового

Рассказ учителя.

Тщательно отработанный пищевой комок, смоченный слюной и слизью, движениями языка проталкивается к входу в пищевод, в глотку.

Начавшееся глотание мы не можем приостановить. Движения мышц ротовой полости произвольны, но как только пища перейдет за язычок, человек не может произвольно управлять работой гладких мышц, во власть которых попадает пищевой комок. Дальнейшее проталкивание его управляется последовательными рефлекторными движениями. Глотание является сигналом к открыванию входа в желудок.

В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Кроме того, благодаря поднятию мягкого неба пища не попадает и в носовую полость. В результате сокращений мышц глотки пища продвигается в пищевод.

Проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе его стенок. Пища не просто падает сама по себе вниз благодаря своей тяжести. Она проходит в желудок и при необычном положении тела. Вам, наверное, приходилось утолять жажду, склонившись у родника. Многие животные всегда едят и пьют с низко опущенной головой.

► Желудок – самая широкая часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечивать себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов. В нем различают входную часть, дно (или свод), тело и выходную, или пилорическую часть, а также два края (большая и малая кривизна). Размер и форма желудка изменяются в зависимости от количества принятой пищи и степени сокращения его стенки.

Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. Пустой желудок спадает так, что стенки его соприкасаются. Стенка – желудка состоит из четырех слоев: слизистой оболочки, подслизистого слоя, серозной оболочки (брюшина) и мышечного слоя. Мышечная стенка состоит из гладких мышечных волокон, расположенных в 3 слоя: продольный, кольцевой и косой.

Пока пища находится в желудке, мышечные стенки его напряжены и производят непрерывные волнообразные движения, перемещая и перемешивая его содержимое. В желудке накапливается лишь твердая пища, а жидкость протекает, не задерживаясь в нем. «Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца-сфинктер. Она открывается рефлекторно при соответствующих сигналах от действия пищи, поступающей или покидающей его. Молоко, хоть и жидкость задерживается в желудке. Под действием желудочного сока оно створаживается, и начинается его переваривание.

Внутренняя поверхность желудка покрыта слизистой оболочкой, в толще которой находятся около 14 000 000 желудочных желез. Они расположены вплотную: на 1 см2 их приходится около 100. Больше всего желез располагается на дне желудка и в пилорической части, открывающейся в 12-перстную кишку. Одни из них выделяют СЛИЗЕПОДОБНОЕ ВЕЩЕСТВО, которое предохраняет слизистую оболочку желудка от механических повреждений и самопереваривания; другие – СОЛЯНУЮ КИСЛОТУ (Чистый желудочный сок бесцветен и имеет кислую реакцию – в нем содержится около 0,5 % соляной кислоты). В желудке также происходит частичное переваривание пищи. Пища в желудке подвергается расщеплению под действием ферментов. Главным ферментом желудочного сока является ПЕПСИН, который активизируется в присутствии НСl и расщепляет белки. Кроме пепсина, желудочный сок содержит липазу, химозин и желатиназу. Желатиназа расщепляет белок соединительной ткани желатин. Липаза расщепляет жиры, но действует она лишь на эмульгированные жиры (например, жир молока, который взвешен в виде мельчайших капелек). Химозин вызывает свертывание молока и содержится, по-видимому, в желудочном соке лишь в течение небольшого периода после рождения. Желудочный сок не содержит ферментов, расщепляющих углеводы. Однако некоторое время в желудке, пока пищевой комок не пропитался желудочным соком, продолжают работать ферменты слюны, расщепляя углеводы (в течение 20-30 мин).

Пищеварение в желудке происходит при температуре 35-37°С, в кислой среде. При некоторых заболеваниях желудка наблюдается понижение или повышение содержания соляной кислоты в желудочном совет. НСl повышает активность ферментов. Так, возбудитель холеры – холерный вибрион – погибает в желудочном соке через 10-15 мин.

Читайте также:  Фото желудка и сердца мужчины

В желудке хорошо всасываются минеральные соли, вода, эмульгированные жиры, алкоголь!!!

2. Постановка проблемного вопроса.

Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока?

Как это можно исследовать?

3. Выполнение демонстрационной работы «Действие желудочного сока на белок» (Интернет –лаборатория)

Центральное звено пищеварительного тракта – 12ПК. Здесь происходит переваривание и всасывание части органических веществ, образуются гормоны, участвующие в регуляции пищеварения. В полость 12ПК открываются протоки двух крупных желез – печени и поджелудочной. Поджелудочная железа вырабатывает самый активный пищеварительный сок – поджелудочный. Он содержит фермент ТРИПСИН и другие ферменты, под действием которых белки, жиры и сложные углеводы распадаются до веществ, способных всасываться в кровь. Печень вырабатывает желчь – зеленовато-желтую жидкость горького вкуса. Желчь непрерывно образуется в печени и накапливается в желчном пузыре. Из желчного пузыря она выделяется, когда в кишечник из желудка поступает пища. Её действие направлено на расщепление жиров, которые распадаются на мелкие капельки(эмульгируются), что делает возможным их расщепление ферментами.

IV. Общие выводы урока

Желудок – сложно построенная часть пищеварительного тракта, тонко приспособленная к выполнению разнообразных функций.

В желудке пища подвергается механической обработке и превращается в полужидкую, каши, на которую воздействуют ферменты желудочного сока, выделяемого многочисленными железами слизистой оболочки.

Регуляция деятельности желез осуществляется нервной системой и гуморальным путем.

Различают две фазы отделения желудочного сока: рефлекторную и химическую (гуморальную).

В первой фазе сокоотделение, наступающее в начале пищеварения (вид и запах пищи, механическое действие пищи на рецепторы полости рта и желудка), носит рефлекторный характер.

Отделение сока в ответ на вид и запах пищи предшествует процессу еды и носит условно-рефлекторный характер («запальный сок»).

Отделение желудочного сока в ответ на механические раздражения стенок желудка происходит по принципу безусловного рефлекса.

Химические вещества (вторая фаза) — мясной бульон, отвар овощей, продукты переваривания белков, пряности и др. вещества способствует усиленному сокоотделению, некоторые продукты, например, жиры наоборот, тормозят сокоотделение.

Количество и состав желудочного сока изменяются в зависимости от состава пищи.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке

Центральный участок пищеварительного канала — двенадцатиперстная кишка, в которой пища, поступающая из желудка, подвергается обработке тремя пищеварительными соками: поджелудочным, желчью и кишечным.

Когда пищевые массы не поступают из желудка, содержимое двенадцатиперстной кишки имеет слабощелочную реакцию (в среднем рН 7,2-8,0). При поступлении кислых пищеварительных масс из желудка содержимое двенадцатиперстной кишки становится кислым до момента нейтрализации его щелочными соками, ступающими в кишку; рН в двенадцатиперстной кишке человека колеблется от 4,0 до 8,5.

Функции пищеварительных желез, выделяющих пищеварительные соки в двенадцатиперстную кишку, также тесно связаны и обусловлены пищеварением в желудке.

  1. Закрепление материала

. Выберите правильные высказывания:

  1. Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *

  2. Желчь вырабатывается железами желудка.

  3. Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *

  4. Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *

  5. Перитонит – воспаление аппендикса.

  6. Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*

  7. Трипсин – расщепляет жиры.

  8. В желудке кишке кислая среда.*

  9. Ферменты- это биологические катализаторы.*

  10. Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *

  1. Домашенее задание

hello_html_6ec55444.png

1. Фермент, расщепляющий белки.

2. Заболевание, при котором происходит усиленное образование кишечных газов, нарушение всасывания воды в толстой кишке, снижение эффективности пищеварения.

3. Биологические катализаторы.

4. Начальная часть тонкой кишки.

5. Вещество, на которое действует фермент.

6. Палочки, находящиеся в тонкой и толстой кишке.

7. Оболочка, сокращение которой способствует лучшему перемешиванию пищи и пропитыванию её желудочным соком.

8. Секрет железы, который защищает стенки желудка.

9. Кольцевая мышца.

10. Отдел пищеварительного канала, куда попадает сформировавшийся пищевой комок.

11. Фермент, расщепляющий белки до аминокислот.

12. Кислота, создающая среду для работы фермента, и уничтожающая многие вредные микроорганизмы.

13. Самая широкая часть пищеварительного канала.

14. Зеленовато-жёлтая жидкость горького вкуса. Под её воздействием жиры распадаются на мельчайшие капельки.

Источник

Воропаева Ольга Леонидовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьёва» г. Курска

Урок биологии, 8 класс, ФГОС. Тема урока: «Пищеварение в желудке»

«Свет физиологической науки о пищеварении шел из лаборатории великого Павлова. Это было признано безоговорочно всеми»

Цель: Изучить особенности пищеварения в желудке

Задачи: Сформировать представление о строении желудка как органа, тонко приспособленного к выполнению своих функций; углубить знания о ферментах и их свойствах, на примере ферментов желудочного сока, способах регуляции желудочного сокоотделения.

Продолжить формирование навыков по работе с лабораторным оборудованием, исследовательские и практические подходы в обучении

Расширить арсенал способов подачи информации (таблицы, схемы, рисунки), применяя электронные средства обучения.

Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности.

Формировать

Воспитывать стремление познать особенности строения, физиологии и гигиены организма человека, чувство гордости за отечественную физиологию, на примере вклада в науку И.П.Павлова

Создать условия для интеллектуального и творческого развития обучающихся

Формируемые УУД:

Личностные: развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

Регулятивные: развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обсуждать и формулировать учебную проблему; тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию;

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в парах, выполнять разные роли;

Читайте также:  Заболевание бульбит желудка что это такое

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; уметь находить проблему, выдвигать гипотезы, находить аргументацию, опровергающую или доказывающую гипотезы; ставить биологические эксперименты по изучению процессов пищеварения в желудке и объяснять их результаты

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями пищеварения в желудке; углубляют знания о свойствах ферментов на примере ферментов желудочного сока, о роли соляной кислоты в активации фермента пепсина; расширяют знания о нейрогуморальной регуляции желудочного сокоотделения на примере опытов И.П.Павлова;

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения объяснять результаты эксперимента своего и учёных-физиологов; учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты практических опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах пищеварения в желудке в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её;

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению пищеварительной системы; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к своему организму, происходит осознание необходимости бережного отношения к собственному здоровью.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы: проблемный, исследовательский, работа в парах

Этапы урока:

  1. Самоопределение к деятельности

  2. Повторение и систематизация опорных знаний

  3. Определение темы, целеполагание и выдвижение гипотез

  4. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания). Работа в парах

  5. Самостоятельное применение теоретических знаний

  6. Рефлексивная деятельность

  7. Домашнее задание

мотивировать учащихся к изучению темы;

– определить мотивы обучающихся;

– настроить на более глубокое восприятие материала

Предлагает лист защиты

Предлагает определить мотивы, которые могут быть реализованы в ходе урока

Принцип урока: от информации к знаниям! Источник информации – учебник и сам «И.П. Павлов», академик, лауреат Нобелевской премии

Учитель приводит слова из книги К. Чуковского: «Вот чудо – я пью и кофе, и воду, и чай, и какао, а из меня выходит один только чай»

И предлагает перефразировать, в соответствии изучаемой темой

Спрашивает: не задумывались вы, почему система, которую мы изучаем, называется пищеварительной? («варить пищу»)

Учащиеся могут вписать свои фамилия, если они не уверены в подготовке к уроку

Отмечают в листах исследователя

Предполагаемый ответ: каждый из нас ест картошку, помидоры, огурцы, гречневую кашу, курицу, говядину, яблоки, а в результате образуются вещества и клетки именно нашего организма

Аналогично работает повар, он жарит, варит, парит, делает блюдо привлекательным, а продукты более доступными для их переваривания. Так и в пищеварительной системе происходит механическая и химическая обработка пищи с целью получения питательных веществ и заключённой в них энергии

  1. Повторение и систематизация опорных знаний

– повторить и систематизировать знания о белках, жирах и углеводах, ферментах;

– проверить уровень усвоения знаний о пищеварении в ротовой полости и роли слюны с целью использования их для изучения нового материала

Предлагает задание «Третий лишний»

(сдайд на экране)

  1. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли;

  2. Функция пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная;

  3. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов;

  4. Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая;

  5. В ротовой полости пища разжёвывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается

Предлагает объяснить выражение: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть»

– Что установил И.П.Павлов, используя метод фистулы для изучения слюноотделения

Вопрос учащимся: «Если собаку с детства кормили одним молоком, будет ли у неё выделяться слюна на вид и запах мяса?»

Находят и подчёркивают лишнее слово

Отвечают: где образуется слюна, каковы её функции, основной метод изучения

На разную пищу выделяется разная по составу слюна, на сухую выделяется более жидкая слюна; основной фермент слюны – амилаза, он расщепляет углеводы в ротовой полости; выделение слюны происходит рефлекторно (безусловно- рефлекторно и условно-рефлекторно)

Нет! Так как условный рефлекс на мясо у собаки не выработан

Промежуточная рефлексия (на экране)

Пищеварение

Пищеварительный сок, состав

Ферменты

Субстрат

T0

рН

Полное/ неполное пищеварение

Рефлексия: + нет затруднений; +/-есть затруднения; ! нужна подсказка

Ротовая полость

Слюна: ферменты, лизоцим, муцин

Амилаза

Углеводы

37

Слабощелочная

Неполное

Ставят соответствующий знак

Заполнение таблицы сопоставляют с эталоном на экране

– Почему пищеварение в ротовой полости неполное?

– Назовите свойства ферментов?

Предлагает определить значение пищеварения в ротовой полости (аргументация для выражения «Госпожа слюна»)

Питательные вещества сложные, ограниченное время в полости рта, малый объём ротовой полости и т.д.

Ферменты – биокатализаторы, имеют белковую природу, чувствительны к температуре, рН среды, избирательны к субстрату

Имеет большое значение как пусковой механизм для всего процесса пищеварения

  1. III. Определение темы, целеполагание и выдвижение гипотез

Предлагает ознакомиться с фактами и сформулировать тему урока: (на экране) 1. Важнейшие процессы переваривания пищи происходят в желудке; 2. Пища попадает в желудок по пищеводу; 3. Пища движется к желудку, даже если висишь вверх ногами

Задаёт вопрос: – Согласны ли вы с тем, что на протяжении всего пищеварительного канала одинаковы условия и действие ферментов

Предлагает сформулировать цель урока, задачи

Вопрос: Если связь между пищеварением в ротовой полости и слюноотделением с сегодняшней темой?

Читайте также:  Исследование секреторной функции желудка алгоритм

Предложите гипотезы

Предлагают тему: Пищеварение в желудке (Вперёд, к желудку!)

Высказывают различные точки зрения:

– Согласны, т.к. пищеварительный канал устроен одинаково и ферменты действуют сходным образом; – Не согласны, т.к. пища разная, питательные вещества разнообразны и необходимы разные условия: одни – в ротовой полости, другие – в желудке, третьи – в кишечнике

Формулируют цель: Установить особенности пищеварения в желудке.

Для этого необходимо знать: строение желудка, состав желудочного сока, ферменты желудочного сока и их действие, способы регуляции желудочного сокоотделения; роль Павлова в изучении процессов, происходящих в желудке

Предлагают ответы

Учащиеся предлагают:

1.Если в ротовой полости происходит расщепление углеводов, то и в желудке оно может происходить;

2.Если для изучения работы слюнных желез Павлов использовал фистульную методику, то и для изучения желез желудка её можно использовать;

3.Если выделение слюны происходит рефлекторно, то и выделение желудочного сока происходит по тому же принципу

(выводятся на экран, записывают в экспертные листы)

  1. IV. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания). Работа в парах

Предлагает работать в парах по содержанию учебника

Демонстрирует с помощью конструктора «Lego» процесс расщепления белков в желудке

Предлагает познакомиться с результатами исследования, которое моделирует процессы в желудке

На экране отчёт об исследовании, проведённом перед уроком

(таблица на экране)

Изучают материалы учебника:

Топография органа; строение (отмечают мощный мышечный слой, слизистую оболочку с большим количеством желез, объём и форму желудка); состав желудочного сока (схема); ферменты желудочного сока, роль соляной кислоты

Делают вывод:

какие функции пищеварительной системы выполняются в желудке

Сообщают о процессе исследования и некоторых результатах

Результаты моделирования действия желудочного сока на разные субстраты и в разных условиях

Цель: определить, на что действуют ферменты желудочного сока и при каких условиях, проанализировав результаты

пробирки

Содержание

Т0

Результат реакции

1

Углеводы + желудочный сок

37-38

Не прошла (р-р мутный)

2

Белки + желудочный сок

?

3

Белки + прокипячённый желудочный сок

37-38

?

4

Белок + желудочный сок

37-38

?

5

Белок + желудочный сок + NaOH

37-38

Не прошла (р-р мутный)

Объяснение результатов: Пробирка № 1 – реакция не прошла, значит в желудочном соке нет ферментов расщепляющих углеводы; Пробирка № 2 – не прошла, т.к. ферменты теряют активность, значит, данная температура не является оптимальной; Пробирка № 3 – реакция не прошла, т.к. при кипячении ферменты разрушаются; Пробирка № 4 – прошла, значит, ферменты желудочного сока действуют на белки, эта температура оказалась оптимальной; Пробирка № 5 – реакция не прошла, т.к. среда нейтрализована.

Вывод: Таким образом, ферменты желудочного сока расщепляют белки в кислой среде и при оптимальной температуре. Гипотеза подтвердилась частично, углеводы расщепляются некоторое время внутри пищевого комка до тех пор, пока он не пропитался кислым соком

Вопрос:

1.Почему желудочный сок включает не только ферменты необходимые для переваривания пищи?

2.Если пепсин расщепляет молекулы белка, то что же мешает ему переварить клетки окружающих тканей?

(синтезируются и хранятся ферменты в неактивной форме в виде пепсиногена, он превращается в пепсин только в присутствии соляной кислоты, а её выделяется при приёме пищи очень мало)

Какой метод использовал Павлов для изучения желудочного сока и что было установлено?

Предлагает заполнить вторую строку рефлексивной таблицы

Ответы: сок содержит соляную кислоту, которая активирует работу ферментов, создаёт кислую среду, обеззараживает пищу; содержит слизь, которая препятствует самоперевариванию стенок желудка

У учащихся возникли затруднения

Отвечают, опираясь на содержание текста учебника:

Фистульный метод, установил, чем плотнее пищевой комок, чем больше в нём белка, тем больше желудочного сока, тем дольше задерживается в желудке

Промежуточная рефлексия (на экране)

Пищеварение

Пищеварительный сок, состав

Ферменты

Субстрат

T0

рН

Полное/ неполное пищеварение

Рефлексия: + нет затруднений; +/- есть затруднения; ! нужна подсказка

Ротовая полость

Слюна: ферменты, лизоцим, муцин

Амилаза

Углеводы

37

Слабощелочная

Неполное

Ставят соответствующий знак

В желудке

Желудочный сок: ферменты, соляная кислота, слизь

Пепсин

Липаза

Белки

Жир молока

37-38

Кислая

Неполное

Предлагает мысленно перенестись в лабораторию И.Павлова и проследить за ходом его экспериментов (ищем подтверждение или опровержение оставшихся гипотез)

Обращает внимание на эпиграф

На экране опыты Павлова:

1.Фистула на желудке; 2.Мнимое кормление; 3.Изолированный желудок

Схема на доске

Выводы: желудочный сок выделяется рефлекторно: – сложнорефлекторная фаза (до поступления пищи в желудок); – желудочная (пища в желудке); – кишечная

Вопрос: Что хотел доказать Павлов?

«Госпожа слюна». Плёвая желёзка, как называл её Павлов, стала телескопом для изучения работы головного мозга

1.Данные неполные, пища смешивалась с желудочным соком

2.Данные не соответствуют процессам в желудке, т.к. там нет пищи

3.Получил чистый желудочный сок, не нарушая процессов в желудке

Гипотезы подтвердились

Связь между выделением слюны и выделением желудочного сока

  1. V. Самостоятельное применение теоретических знаний

Часто утверждают, что изучая теоретические знания, мы не умеем их применять в жизни. Так ли это?

Демонстрация роликов с вопросами: Чем вредна жвачка? Почему надо есть суп? Почему лучше есть в одно и тоже время?

Ответы учащихся

  1. VI. Рефлексивная деятельность

Обучающиеся определяют, в какой степени реализованы их мотивы

Домашнее задание

§ 54

Творческое задание:

1.Подготовить вопросы и аргументы к ним для обсуждения в парах по теме «Влияние алкоголя, никотина на пищеварение. Гигиена»

2.Подготовить презентацию «Современные методы изучения органов пищеварения»

Источник