Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке биология 8 класс

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке биология 8 класс thumbnail

Урок № 38

Тема урока: «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока: Образовательные

  • Обобщить знания о процессе пищеварения , выявить уровень усвоения ведущих понятий, закрепить их.

  • Продолжить формировать понятие “фермент”, “субстрат”.

  • Раскрыть, как происходит переваривание в желудке и тонком кишечнике, роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез.

Развивающие:

  • Сформировать умение выделять главное, сравнивать , делать самостоятельные выводы

  • Продолжить формирование работать с учебником, оборудованием

  • Показать практическую направленность полученных знаний

Воспитательные: способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания

Оборудование к уроку: иллюстрации, проектор, ноутбук, макеты желудка

ПЛАН УРОКА

  1. Организационная часть – 2-3 мин.

  2. Актуализация опорных знаний – 8 мин

  3. Сообщение новых знаний – 15-18мин.

  4. Закрепление знаний – 5-10 мин.

  5. Сообщение задания на дом – 3-4 мин.

  6. Завершение урока – 1-2 мин.

ХОД УРОКА

  1. Организационный омент

  2. Актуализация опорных знаний

Задание-1 (фронтально)

Поставь по порядку – глотка, – печень, – ротовая полость, – желудок, – желчный пузырь, – толстый кишечник- поджелудочная железа, – тонкий кишечник, – пищевод, – прямая кишка – двенадцатиперстная кишка, – аппендикс.

Ответ: 1 – ротовая полость, 2 – глотка, 3 -пищевод, 4 – желудок, 5 -двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 -желчный пузырь, 8 -поджелудочная железа, 9 -тонкий кишечник, 10 – толстый кишечник, 11 -аппендикс, 12 -прямая кишка

Задание-2 Соотнесите слова левой колонки с помощью стрелок со словами правой колонки, расположите над стрелками названия ферментов, расщепляющих органические вещества.

Углеводы

аминокислота

Жиры

глюкоза

Белки

глицерин, жирные кислоты

  1. Изучение нового

Рассказ учителя.

Тщательно отработанный пищевой комок, смоченный слюной и слизью, движениями языка проталкивается к входу в пищевод, в глотку.

Начавшееся глотание мы не можем приостановить. Движения мышц ротовой полости произвольны, но как только пища перейдет за язычок, человек не может произвольно управлять работой гладких мышц, во власть которых попадает пищевой комок. Дальнейшее проталкивание его управляется последовательными рефлекторными движениями. Глотание является сигналом к открыванию входа в желудок.

В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Кроме того, благодаря поднятию мягкого неба пища не попадает и в носовую полость. В результате сокращений мышц глотки пища продвигается в пищевод.

Проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе его стенок. Пища не просто падает сама по себе вниз благодаря своей тяжести. Она проходит в желудок и при необычном положении тела. Вам, наверное, приходилось утолять жажду, склонившись у родника. Многие животные всегда едят и пьют с низко опущенной головой.

► Желудок – самая широкая часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечивать себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов. В нем различают входную часть, дно (или свод), тело и выходную, или пилорическую часть, а также два края (большая и малая кривизна). Размер и форма желудка изменяются в зависимости от количества принятой пищи и степени сокращения его стенки.

Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. Пустой желудок спадает так, что стенки его соприкасаются. Стенка – желудка состоит из четырех слоев: слизистой оболочки, подслизистого слоя, серозной оболочки (брюшина) и мышечного слоя. Мышечная стенка состоит из гладких мышечных волокон, расположенных в 3 слоя: продольный, кольцевой и косой.

Пока пища находится в желудке, мышечные стенки его напряжены и производят непрерывные волнообразные движения, перемещая и перемешивая его содержимое. В желудке накапливается лишь твердая пища, а жидкость протекает, не задерживаясь в нем. «Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца-сфинктер. Она открывается рефлекторно при соответствующих сигналах от действия пищи, поступающей или покидающей его. Молоко, хоть и жидкость задерживается в желудке. Под действием желудочного сока оно створаживается, и начинается его переваривание.

Внутренняя поверхность желудка покрыта слизистой оболочкой, в толще которой находятся около 14 000 000 желудочных желез. Они расположены вплотную: на 1 см2 их приходится около 100. Больше всего желез располагается на дне желудка и в пилорической части, открывающейся в 12-перстную кишку. Одни из них выделяют СЛИЗЕПОДОБНОЕ ВЕЩЕСТВО, которое предохраняет слизистую оболочку желудка от механических повреждений и самопереваривания; другие – СОЛЯНУЮ КИСЛОТУ (Чистый желудочный сок бесцветен и имеет кислую реакцию – в нем содержится около 0,5 % соляной кислоты). В желудке также происходит частичное переваривание пищи. Пища в желудке подвергается расщеплению под действием ферментов. Главным ферментом желудочного сока является ПЕПСИН, который активизируется в присутствии НСl и расщепляет белки. Кроме пепсина, желудочный сок содержит липазу, химозин и желатиназу. Желатиназа расщепляет белок соединительной ткани желатин. Липаза расщепляет жиры, но действует она лишь на эмульгированные жиры (например, жир молока, который взвешен в виде мельчайших капелек). Химозин вызывает свертывание молока и содержится, по-видимому, в желудочном соке лишь в течение небольшого периода после рождения. Желудочный сок не содержит ферментов, расщепляющих углеводы. Однако некоторое время в желудке, пока пищевой комок не пропитался желудочным соком, продолжают работать ферменты слюны, расщепляя углеводы (в течение 20-30 мин).

Читайте также:  Прихватывает желудок во время беременности

Пищеварение в желудке происходит при температуре 35-37°С, в кислой среде. При некоторых заболеваниях желудка наблюдается понижение или повышение содержания соляной кислоты в желудочном совет. НСl повышает активность ферментов. Так, возбудитель холеры – холерный вибрион – погибает в желудочном соке через 10-15 мин.

В желудке хорошо всасываются минеральные соли, вода, эмульгированные жиры, алкоголь!!!

2. Постановка проблемного вопроса.

Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока?

Как это можно исследовать?

3. Выполнение демонстрационной работы «Действие желудочного сока на белок» (Интернет -лаборатория)

Центральное звено пищеварительного тракта – 12ПК. Здесь происходит переваривание и всасывание части органических веществ, образуются гормоны, участвующие в регуляции пищеварения. В полость 12ПК открываются протоки двух крупных желез – печени и поджелудочной. Поджелудочная железа вырабатывает самый активный пищеварительный сок – поджелудочный. Он содержит фермент ТРИПСИН и другие ферменты, под действием которых белки, жиры и сложные углеводы распадаются до веществ, способных всасываться в кровь. Печень вырабатывает желчь – зеленовато-желтую жидкость горького вкуса. Желчь непрерывно образуется в печени и накапливается в желчном пузыре. Из желчного пузыря она выделяется, когда в кишечник из желудка поступает пища. Её действие направлено на расщепление жиров, которые распадаются на мелкие капельки(эмульгируются), что делает возможным их расщепление ферментами.

IV. Общие выводы урока

Желудок – сложно построенная часть пищеварительного тракта, тонко приспособленная к выполнению разнообразных функций.

В желудке пища подвергается механической обработке и превращается в полужидкую, каши, на которую воздействуют ферменты желудочного сока, выделяемого многочисленными железами слизистой оболочки.

Регуляция деятельности желез осуществляется нервной системой и гуморальным путем.

Различают две фазы отделения желудочного сока: рефлекторную и химическую (гуморальную).

В первой фазе сокоотделение, наступающее в начале пищеварения (вид и запах пищи, механическое действие пищи на рецепторы полости рта и желудка), носит рефлекторный характер.

Отделение сока в ответ на вид и запах пищи предшествует процессу еды и носит условно-рефлекторный характер («запальный сок»).

Отделение желудочного сока в ответ на механические раздражения стенок желудка происходит по принципу безусловного рефлекса.

Химические вещества (вторая фаза) – мясной бульон, отвар овощей, продукты переваривания белков, пряности и др. вещества способствует усиленному сокоотделению, некоторые продукты, например, жиры наоборот, тормозят сокоотделение.

Количество и состав желудочного сока изменяются в зависимости от состава пищи.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке

Центральный участок пищеварительного канала – двенадцатиперстная кишка, в которой пища, поступающая из желудка, подвергается обработке тремя пищеварительными соками: поджелудочным, желчью и кишечным.

Когда пищевые массы не поступают из желудка, содержимое двенадцатиперстной кишки имеет слабощелочную реакцию (в среднем рН 7,2-8,0). При поступлении кислых пищеварительных масс из желудка содержимое двенадцатиперстной кишки становится кислым до момента нейтрализации его щелочными соками, ступающими в кишку; рН в двенадцатиперстной кишке человека колеблется от 4,0 до 8,5.

Читайте также:  Кислотность желудка тушеные овощи

Функции пищеварительных желез, выделяющих пищеварительные соки в двенадцатиперстную кишку, также тесно связаны и обусловлены пищеварением в желудке.

  1. Закрепление материала

. Выберите правильные высказывания:

  1. Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *

  2. Желчь вырабатывается железами желудка.

  3. Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *

  4. Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *

  5. Перитонит – воспаление аппендикса.

  6. Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*

  7. Трипсин – расщепляет жиры.

  8. В желудке кишке кислая среда.*

  9. Ферменты- это биологические катализаторы.*

  10. Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *

  1. Домашенее задание

1. Фермент, расщепляющий белки.

2. Заболевание, при котором происходит усиленное образование кишечных газов, нарушение всасывания воды в толстой кишке, снижение эффективности пищеварения.

3. Биологические катализаторы.

4. Начальная часть тонкой кишки.

5. Вещество, на которое действует фермент.

6. Палочки, находящиеся в тонкой и толстой кишке.

7. Оболочка, сокращение которой способствует лучшему перемешиванию пищи и пропитыванию её желудочным соком.

8. Секрет железы, который защищает стенки желудка.

9. Кольцевая мышца.

10. Отдел пищеварительного канала, куда попадает сформировавшийся пищевой комок.

11. Фермент, расщепляющий белки до аминокислот.

12. Кислота, создающая среду для работы фермента, и уничтожающая многие вредные микроорганизмы.

13. Самая широкая часть пищеварительного канала.

14. Зеленовато-жёлтая жидкость горького вкуса. Под её воздействием жиры распадаются на мельчайшие капельки.

Источник

Приложение 1.

Технологическая карта урока биологии в 8 классе

Учитель биологии 1 квалификационной категории

Бородина Ольга Олеговна

МАОУ «ЭнергоПолис» г. Перми

Тема урока

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель

сформировать представление о стебле, его строении и видоизменении побегов.

Задачи

Образовательные

  • обобщить знания о процессе пищеварения;

  • раскрытие свойств ферментов желудочного сока

  • выяснение процесса пищеварения в желудке и двенадцатиперстном кишечнике;

  • раскрытие роли поджелудочной железы.

Развивающие:

  • Сформировать умение выделять главное, сравнивать, делать самостоятельные выводы;

  • Продолжить формирование работать с учебником;

Воспитательные:

  • способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

  • расширить знания о процессе пищеварении.

  • рассмотреть строение желудка;

  • рассмотреть строение двенадцатиперстной кишки;

  • расширить знания о ферментах.

Метапредметные :

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;

  • понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт.

Личностные

  • формировать умение осознанно трудиться над поставленной целью.

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

  • воспитывать интерес к биологии, социальную активность учащихся через установление межпредметных связей

Основные понятия и термины, изучаемые на уроке

Желудок, тонкая кишка, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железу, ферменты – пепсин и трипсин, желчь, сфинктер

Ресурсы

Биология. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляков, 2014г , 8 класс

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока.

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Форма организации учебной деятельности

Формирование УУД.

1 этап. Организационный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

Самоконтроль учебной деятель­ности

2 этап. Актуализация знаний

  1. Пищеварительный тракт начинается с ____________________ полости.

  2. В ротовой полости находятся __________, __________ и _________.

  3. На языке и на поверхности ротовой полости расположены ____________ вкуса.

  4. В ротовой полости пища смачивается ______.

  5. У человека имеется 3 пары слюнных желез: ___________, ____________ и ____________.

  6. В ротовой полости, за счет ферментов идет расщепление ___________.

  7. _______ разрывают, размельчают и перетирают пищу.

  8. Каждый зуб имеет _________,_________,________.

  9. Зуб состоит из плотного вещества _________ и покрывающий его зубная ________.

  10. У взрослых людей __ зуба: 8 ______, 4 ______, 8 малых ____________ и 12 больших __________.

Размышляют, отвечают

Фронтальный опрос

Познавательные:

– обобщение;

– систематизация

3 этап. Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации. Подведение к теме «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов»

Ребята, посмотрите на рисунок и скажите, куда попадает пища после первичной обработки?

Значит, какая тема сегодняшнего урока?

Отвечают на подводящие вопросы

Решение проблемной ситуации

Познавательные:

– постановка и решение проблемы;

Личностные:

– развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные :

– умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4 этап. Целеполагания

Запись даты и темы урока учащимися в тетради.

Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке?

Цели урока обсуждаются с учащимися.

Беседа

Регулятивные:

Целеполагание

(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно)

5 этап. Осмысление (изучение нового материала)

Дает понятие желудка.

Учитель дает задание по поиску информации по учебнику:

Ребята, перед вами сейчас рисунок желудка. Посмотрите на него внимательно, сколько у него мышечных слоев? (3)

Давайте без помощи учебника, попробуем назвать их. (продольный, круговой, косой)

А сейчас, найдите в учебнике, что это за образования? И для чего он? (сфинктер, граница между желудком и двенадцатиперстной кишкой)

Чем заполняется желудок при попадании пищи? (желудочный сок)

А зачем нужен желудочный сок? (для переваривания пищи)

Ребята, какой фермент является главным составляющим желудочного сока, и что необходимо для его работы? (пепсин, для работы необходима соляная кислота)

Зная про фермент пепсин, я думаю, вы сможете ответить на вопрос: что в основном расщепляется в желудке? (расщепление белков)

Так ребята, мы сейчас узнали о пищеварении желудка. А куда продвигается дальше пищевая кашица? (двенадцатиперстная кишка)

Дает понятия: тонкой кишки, двенадцатиперстной кишки.

Почему двенадцатиперстную кишку так назвали? (её длина примерно равна ширине сложенных вместе 12-ти пальцев)

Протоки каких желез открываются в двенадцатиперстную кишку?

( поджелудочная и печень)

Задание на поиск слова (приложение 1): посмотрите на слайд и найдите здесь слово, которому соответствует определение – это зеленовато-желтая жидкость горького вкуса. Уверен, вы слышали о нем. (желчь)

Найдите в учебнике описание о функции желчи? (активизирует некоторые ферменты, в особенности трипсин – фермент, расщепляющий белки до аминокислот)

Ребята, сейчас мы посмотрим видеоролик, после, мы запишем, о чем он был. (ролик о бактериях в кишечнике и их функции: вырабатывают ферменты, сдерживают рост вредных микроорганизмов, вырабатывают некоторые витамины – вит. группы B, PP, K)

Слушают, анализируют, высказывают предположения,

делают выводы и записывают в тетрадь.

Работа с презентацией, учебником.

Регулятивные:

– оценивать результаты своей деятельности;

– умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

– выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные :

– умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

– выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять. внимание, желание узнать больше.

– оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор

6 этап. Закрепление и обобщение

Вопросы по картинке:

  1. Назовите мышечные слои желудка.

  2. Функция желудочного сока, фермент, входящий в его состав и его функция.

  3. Граница между желудком и двенадцатиперстной кишкой.

  4. Протоки каких желез открыты в двенадцатиперстную кишку.

  5. Функции желча.

  6. Роль бактерии в кишечнике.

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос

7 этап. Рефлексия

Беседа:

Что вы сегодня узнали на уроке?

Что вам далось легче всего, какую работу понравилось выполнять?

В чем испытали затруднение? Над чем нужно поработать?

Где можно использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Получают позитивный настрой от урока.

Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое согласие / несогласие с оценками за работу на уроке

Фронтальный опрос

Регулятивные:

– оценка

– осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

– осуществлять итоговый контроль

– умение адекватно воспринимать оценки;

Личностные:

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

– умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

– проявлять активность в деятельности.

8 этап. Домашнее задание

§ 32 читать, стр.210 задание 2-3, письменно

Записывают домашнее задание

Инструктаж учащихся

Регулятивные:

Планировать деятельность при подготовке домашнего задания

Читайте также:  Если мутит и тяжесть в желудке

Источник