Пищеварение в ротовой полости и желудке 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г.Липецка
ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И ЖЕЛУДКЕ
/методическая разработка урока биологии,
8 класс/
Подготовила: Дымова Оксана Владимировна,
учитель биологии
МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г.Липейка
Липецк – 2013
КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ
Тема: Пищеварение в желудке
Цель: Изучение процессов пищеварения в желудке.
Задачи:
образовательные: изучить желудка, процессы изменения пищи в желудке, условия переваривания пищи, регуляцию сокоотделения в данном участке пищеварительного тракта, историю изучения и гигиену пищеварения в желудке.
Развивающие: развивать навыков общения, умения анализировать, делать выводы во время организации групповой работы на уроке, исследовательские навыки
Воспитательные: воспитывать гражданственность, национальную гордость на примере развития российской физиологии; формировать экологическую культуры, потребности в здоровом образе жизни
Оборудование: учебник биологии 8 класс, рабочие листы для учащихся, информационные листы для работы в группах, оборудование мультимедиа, таблицы по анатомии человека, оборудование и вещества для лабораторной работы (ватные палочки, блюдца с раствором йода, пробирки, химический стакан, термометр, раствор белка куриного яйца, раствор желудочного сока (пепсин)), инструкции к лабораторной работе
Ход урока:
«Наша жизнь зависит от пищи, наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение тканей. Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни- всё это результат нашего питания. Мы то, что мы едим. Правильное питание – улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения».
Поль Брэгг (слайд 1)
- Организационный момент
Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать процесс пищеварения. И так мы приступаем.
- Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы изучили особенности пищеварения в ротовой полости. Давайте закрепим этот материал
– тестирование (5 чел) (приложение 1);
– фронтальная беседа по вопросам (какие изменения с пищей происходят в ротовой полости, строение и функции зубов).
3. Изучение нового материала
1) Сегодня мы продолжаем изучать изменение пищи в органах пищеварительного канала. О каком органе пойдёт речь, догадайтесь сами:
Этот орган – эластичный, мышечный трёхслойный мешок, выделяет соляную кислоту, слизь и пищеварительный сок? (ответы учеников – желудок).
Верно, речь пойдёт о желудке. Запишите тему урока в тетради (постановка задач урока) (слайд 2)
Давайте коротко вспомним строение желудка (слайд 3)
2)Получать знания вам предстоит во время групповой работы. У каждой группы своя задача, указанная в инструктивной карточке, своя форма отчета о проделанной работе. Вначале читайте текст, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчёт. (Учитель раздает задания по группам). Приступайте к работе. Желаю успеха. (Из детей сформировано 3 группы. Каждая имеет свой предмет изучения.) (слайд 4)(приложение 2 и 3)
3)Отчет групп. (сопровождается показом слайдов 5-11)
-Слово предоставляем группе № 1.
Предполагаемый ответ учащихся: Мы изучали состав желудочного сока, при изучении узнали, что чистый желудочный сок представляет собой бесцветную жидкость кислой реакции (рН 0,8–1,2), в состав которой входят: пищеварительные ферменты, соляная кислота, слизь, биологически активные вещества.
Изучив, пищеварение в желудке мы выяснили …(комментарий по таблице)
Что расщепляется? | До каких веществ? | Среда | Температура | Фермент |
белки | полипептидов | кислая | тела | пепсин химозин |
жиры | до глицерина и жирных кислот | щелочная | тела | липаза |
-Что вы можете дополнить? Какие есть вопросы к группе?
-Слово группе № 2.
Предполагаемый ответ учащихся: секреция желудочных желез наступает под влиянием нервных и гуморальных раздражителей, возникающих при поступлении пищи в желудочно-кишечный тракт, а также при виде и запахе пищи…(комментарий по схеме)
Регуляция желудочного сокоотделения
Нервная Гуморальная
Безусловные рефлексы химические раздражители
Условные рефлексы активности желудочных желез
(гастрин, гистамин)
-Теперь вы узнали о регуляции сокоотделения в желудке, как же было доказано, что именно так идёт желудочное сокоотделение, кто изучил этот процесс мы узнаем из сообщения учащегося
(Из истории изучения пищеварения в желудке. Работы И.П. Павлова -сообщение учащегося-приложение 4)
– Слово группе № 3.
Ответ: Изучив вопросы гигиены пищеварения, мы составили памятку.
- Каждый прием пищи надо начинать с сырых овощей или фруктов.
- Необходимо есть не спеша, тщательно пережевывая пищу.
- Ешьте не торопясь, делайте перерывы между блюдами – хотя бы 5минут
- Не надо пить непосредственно перед приемом пищи, во время и сразу после еды.
- Не употребляйте очень холодную и очень горячую пищу и напитки.
- Сразу после еды не принимайтесь за работу, а немного отдохните.
- Избегайте курения, злоупотребления алкоголем, кофеин-содержащими напитками
- Питайтесь регулярно!
Дополняется сообщением обучающегося о вегетарианстве
(сообщение учащегося «О вегетарианстве» – приложение 5).
-Подводим итог нашей совместной работы, что вы узнали сегодня нового? (ответы учащихся)
4. Лабораторная работа (слайд 12, 13, приложение 6)
Давайте несколько минут будем исследователями-экспериментаторами и закрепим на практике те понятия, которые изучили сегодня на уроке.
Инструктаж по ТБ, по ходу работы – краткая беседа с учащимися (приложение 7). Выполнение лабораторной работы в парах, запись результатов и выводов. Первый опыт выполняется учителем демонстрационно.
Давайте подведем итог лабораторной работы. Зачитайте выводы.
1)Желудочный сок действует при температуре 37-39 градусов. Ферменты желудочного сока расщепляют белки.
2)Ферменты слюны расщепляют крахмал в ротовой полости. Они действуют при температуре тела.
5. Рефлексия.
А) Терминология (пищеварение, желудок, ферменты, пепсин, химозин, липаза) (слайд 14)
Б) 1. Что на сегодняшнем уроке вам понравилось больше всего?
Мне больше всего запомнилось…
2. Было ли что-то новое на уроке, чему вы были удивлены?
3. Что на уроке показалось самым трудным для вас?
4. Были ли моменты удовольствия, радости за свою удачу?
5. Что вам на уроке удалось больше всего?
Мне на уроке удалось больше всего…
Выставление оценок, домашнее задание (параграф 32)
-Теперь вы знаете, что процесс пищеварения в желудке это химический процесс с участием сложной системы регуляции нашего организма. Многие факторы среды влияют на этот процесс. В завершении помните, что сохранение здорового пищеварения во многом зависит от нас самих. Урок окончен. Спасибо за работу (слайд 15)
Используемые источники
1. Бинас А.В. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя/ А.В.Бинас, Р.Д.Маш, А.И.Никишов и др.- М.: Просвещение,1990.-192с.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке/ С.И.Заир-Бек,.И.В. Муштавинская – М.: Просвещение, 2009. – 173 с.
3. Маюров А.Н.Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух: Учебное пособие для ученика и учителя, 7-11 классы. Кн.1/А.Н.Маюров, Я.А.Маюров- М.: Педагогическое общество России, 2009- 128с.
4. Ионцева А.Ю.Биология в схемах, терминах, таблицах/ А.Ю. Ионцева – Ростов н/Д:Феникс, 2013.- 127с.
5. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс: Методическое пособие/ В.Н.Семенцова – СПб.: Паритет, 2010 – 213 с.
6. www.referat.ru
Источник
Слайд 1
Урок 35. Тема : Пищеварение в ротовой полости
Слайд 2
Строение ротовой полости
Слайд 3
Ротовая полость губы щеки зубы слюнные железы язык преддверие ротовой полости
Слайд 5
Прорезывание молочных зубов начинается на 6-7 месяце и заканчивается к 3 годам жизни. У ребенка 20 молочных зубов. С 6-7 лет до 12-13 молочные зубы заменяются постоянными Зубная формула: Молочные Постоянные 20122102 32122123 20122102 32122123
Слайд 6
Формула зубов взрослого человека. н резцы клык малые коренные большие коренные большие коренные малые коренные клык резцы
Слайд 7
цемент
Слайд 8
Строение зуба
Слайд 9
По сравнению с животными жевательный аппарат у людей развит более слабо в связи с приемом пищи, которая прошла кулинарную обработку. Однако физическое измельчение является крайне важным, поскольку пища должна поступать в желудок кашицей, а не кусками, т.к. процесс переваривания ее тогда в десятки и даже сотни раз хуже. У словнорефлекторный период Запах , вид пищи, звуки предшествующие кормлению вызывают возбуждение обонятельной, зрительной и слуховой сенсорных систем. В результате вырабатывается так называемый запальный желудочный сок . После того, как пища попадает в ротовую полость, начинается безусловнорефлекторный период . Она раздражает тактильные, температурные и вкусовые рецепторы полости рта, глотки, пищевода. Нервные импульсы от них поступают в центр регуляции желудочной секреции продолговатого мозга. От него импульсы по эфферентным волокнам вагуса идут к желудочным железам, стимулируя их активность .
Слайд 13
Слюнные железы
Слайд 14
СЛЮНА Вода 99,5 % Б актерицидные вещества Лизоцим Ферменты Амилаза С клеивающие вещества Муцин рН слабощелочная
Слайд 15
Существует три основные группы пищеварительных ферментов : П ротеазы – расщепляющие белки ферменты; Л ипазы – расщепляющие жиры ферменты; А милазы – расщепляющие углеводы ферменты.
Слайд 16
Состав слюны pH слабощелочная от 5,6 до 7,6. На 98% и более состоит из воды . Ферментов . Основными ферментами слюны являются амилаза , осуществляющая гидролиз полисахаридов до ди – и моносахаридов, и α- гликозидаза , или мальтаза , расщепляющая дисахариды мальтозу и сахарозу до глюкозы . В слюне обнаружены также протеиназы , липазы . Лизоци́м – антибактериальный фактор, разрушает клеточные стенки бактерий. Муцин – основной компонент, входящий в состав слизи. Иммуноглобулины .
Слайд 17
Функции слюны Слюна смачивает полость рта и пережёванную пищу. способствуя артикуляции , обеспечивает восприятие вкусовых ощущений. Склеивание пищевого кома Под действием ферментов слюны в ротовой полости начинается переваривание углеводов . Кроме того, слюна очищает полость рта, обладает бактерицидным действием , предохраняет от повреждения зубы. Слюна обладает защитной функцией, очищая зубы и слизистую оболочку полости рта от бактерий и продуктов их метаболизма, остатков пищи, детрита . Слюна как основной источник поступления в эмаль зуба кальция, фосфора и других минеральных элементов влияет на ее физические и химические свойства, в т.ч . на резистентность к кариесу.
Слайд 18
Секреция слюны В норме у взрослого человека за сутки выделяется до 2 л слюны. Слюноотделение находится под контролем вегетативной нервной системы. Центры слюноотделения располагаются в продолговатом мозге. Стимуляция парасимпатических окончаний вызывает образование большого количества слюны с низким содержанием белка. Наоборот , симпатическая стимуляция приводит к секреции малого количества вязкой слюны. Отделение слюны уменьшается при стрессе, испуге или обезвоживании и практически прекращается во время сна и наркоза. Усиление выделения слюны происходит при действии обонятельных и вкусовых стимулов, а также вследствие механического раздражения крупными частицами пищи и при жевании.
Слайд 19
Расщепление крахмала Амилаза Крахмал Солодовый сахар Глюкоза t = 37-38 ˚ C , Среда – слабощелочная
Слайд 20
Схема акта глотания
Слайд 21
ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ Измельчение и смачивание пищи. Расщепление углеводов. Формирование пищевого кома и глотание. Частичное обеззараживание пищи. (В желудке вырабатывается запальный желудочный сок).
Слайд 22
Переваривание углеводов в ротовой полости В слюне присутствует гидролитический фермент α-амилаза ( α-1,4-гликозидаза ), расщепляющая в крахмале α-1,4-гликозидные связи. В ротовой полости не может происходить полное расщепление крахмала, так как действие фермента на крахмал кратковременно. Кроме того, амилаза слюны не расщепляет α- 1,6-гликозидные связи (связи в местах разветвлений), поэтому крахмал переваривается лишь частично с образованием крупных фрагментов – декстринов и небольшого количества мальтозы. Следует отметить, что амилаза слюны не гидролизует гликозидные связи в дисахаридах.
Слайд 23
Глотка и пищевод
Слайд 24
Пищевод – мышечная трубка длиной около 25 см , лежащая позади трахеи. Через отверстие в диафрагме пищевод из грудной полости проникает в брюшную полость, где соединяется с желудком. Сокращения мышц пищевода продвигают пищевой комок в желудок.
Слайд 25
Пищевод
Слайд 26
1. Почему пища подвигается по пищеводу, даже если человек висит вниз головой? Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом»: на суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему?
Слайд 27
Задание на выбор 1.Оформите несколько кадров «рекламного ролика» по темам: – Сохранение зубов; – Гигиена ротовой полости; – Альтернативная реклама (как нельзя делать)
Слайд 28
Тесты 1. Какую функцию в пищеварении выполняют ферменты слюны? А) согласуют деятельность органов пищеварения Б) расщепляют жиры до жирных кислот и глицерина В) превращают крахмал в глюкозу Г) определяют физические свойства пищи 2. Рефлекс глотания запускается в момент, когда пища А) попадает на кончик языка Б) попадает на корень языка В) касается губ Г) прошла механическое измельчение
Источник
Пищеварение в ротовой полости и в желудке.(8 класс)
Задачи :
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Раскрыть свойства и роль ферментов. Разъяснить особенности пищеварения в ротовой полости и в желудке. Повторить процессы, происходящие при глотании пищи.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Формировать умение сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, готовить сообщения с использованием ИКТ технологий, находить биологический смысл в известных пословицах и поговорках, работать с учебником, сворачивая текст в таблицу, проводить эксперимент и анализировать его результаты.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Способствовать формированию целостного представления о том, что деятельность организма объясняется с позиций разных наук (химии, физики). Воспитывать правильный подход к своему здоровью. Формировать творческое отношение к учению (мотивация).
Оборудование:
Презентация, накрахмаленные бинты, йодная настойка, ватные палочки, раствор слюны.
Ход урока
Проверка знаний
«Третий лишний». Двум учащимся предлагаются на выбор билетики с заданием найти лишнее понятие, объяснить, почему оно лишнее, показать на СЛАЙДЕ и назвать правильные органы и части органов.
Билеты.
Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков коренных и хищных зубов. Найти лишнее понятие, объяснить, почему оно лишнее, показать на СЛАЙДЕ №1 и назвать правильные части
У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин и находящийся в глубине челюсти корень. СЛАЙД №2. Покажите части зуба на слайде, объясните, что и почему лишнее.
Устный ответ.
– Строение всех зубов с этой позиции одинаково, а чем они отличаются друг от друга и чем объясняются эти различия? (строение соответствует функции)
– Почему зубы болят? (мы не правильно ими пользуемся и неумело за ними ухаживаем, поэтому на эмали возникает трещины, через которые попадают микробы – кариес. Зуб заболит, когда трещины дойдут до пульпы, где находятся нервы.)
– Почему стоматолога нужно посещать не дожидаясь зубной боли?(он увидит состояние зубов, назначит лечение без которого вредные вещества, выделяемые микроорганизмами попадут в кровь и вызовут заболевания суставов, почек, горла, сердца .)
А ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖНЫ ЗУБЫ? (для механической обработки пищи, ее измельчения и ускорения перехода из нерастворимого состояния в растворимое)
ИТАК: мы знаем, что суть пищеварения .в механической обработке пищи, ее измельчении для ускорения перехода из нерастворимого состояния в растворимое для легкого всасывания в кровь и лимфу )
ЧТО НУЖНО УЗНАТЬ?
– Как и где происходит пищеварение
Новый материал.
Задача сегодняшнего урока будет состоять в том, чтобы выяснить особенности пищеварения в первых двух отделах пищеварительной системы
– Какие же это отделы?(ротовая полость и желудок)
– Таня приготовила сообщение о российском физиологе И.П.Павлове ( сообщение об опытах И. П Павлова, ученическая презентация – портрет, фотографии опытных животных, кратко суть опытов)
Изменение пищи в ротовой полости.
Измельченная и перетертая механически пища в ротовой полости подвергается химической обработке веществами, содержащимися в слюне. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные – самую клейкую, таким образом, в принятом понятии слюна – смесь секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость.
С позиций химии – слюна смесь. Рассмотрим ее состав и функции.
Слюна на 98 – 99% состоит из неорганического вещества – воды и 1-2% органических веществ. Неорганическое вещество – одно и это вода.
– как вы думаете, в чем состоит ее функция? (растворение)
Органических веществ в составе слюны – 3. Первое из них – ферменты.
– вспомним, что же такое фермент? (белок, ускоряющий химические реакции )
Их роль частичное расщепление крахмала до глюкозы.
Следующим веществом является клейкое вещество.
– Как с позиций физики можно объяснить его наличие в слюне? (склеивает пищевой комок, облегчает глотание, уменьшая трение о стенки пищевода)
А вот теперь вещество – загадочная роль которого, звучит в поговорке зарастает как на собаке – лизоцим
– что имеют в виду так говоря?
Ну и какова по – вашему, роль лизоцима в слюне? (уничтожает бактерии, способные вызвать воспаление, ускоряет заживление ран)
– «Плевая железка» – так назвал ее наш физиолог И.П. Павлов, начиная исследования процессов пищеварения очевидно указав на бытующее в то время мнение о ее никчемности.
Попробуем защитить эти «плевые железки», проделав практическую работу
Практическая работа №8 стр 133 учебника ( выполнение по инструктивной карточке учебника, начиная со слов….исследуйте ферменты своей слюны) – как вы думаете – — – Зачем мы нагревали бинт? (чтобы согреть слюну, потому, что при температуре тела действуют ферменты)
«Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» воскликнул И.П. Павлов, увидев примерно то же, что и вы.
УСЛОВИЯ, при которых работает птиалин и все другие ферменты в организме.
Пережеванная, смоченная слюной и ставшая более скользкой пища превращается в – пищевой комок, который должен продвигаться дальше по пищеварительному тракту.
И здесь вспомним пословицу, которую вы неоднократно слышали
КОГДА Я ЕМ Я ГЛУХ И НЕМ
– Попытаемся выяснить есть ли в ней биологический смысл.
– вспоминаем ПОЧЕМУ пищевой комок не попадает в носовую полость?
– ПОЧЕМУ Пищевой комок не попадает в дыхательные пути?(Благодаря движениям языка и щек пищевой комок попадает на корень языка раздражая рецепторы – нервные окончания в результате чего поднимается верхнее мягкое нёбо преграждая попадание пищи в носовую полость а язык в это время проталкивает пищевой комок дальше в глотку. В момент глотания гортань поднимается и надгортанник закрывает вход в трахею. В этом случае пища не попадает в дыхательные пути, а продвигается в пищевод.)
СЛАЙД глотание
Так пищевой комок по пищеводу попадает в желудок
Строение желудка. Три слоя желудка и их функции.
Пользуясь текстом учебника на стр 132 «Пищеварение в желудке» до ЛР №8 заполните таблицу, начиная с наружного слоя и продвигаясь в глубину желудка.
9
Свойства желудочного сока – кислая среда, температура 40 градусов и его функции.
Закрепление.
Сравнение слюны и желудочного сока.
Состав
Фермент
При каких условиях работает фермент?
Какие вещества расщепляет?
Количество сока, выделяемого железами
ПОДВЕДЕМ ИТОГ:(ОЦЕНКИ)
Домашнее задание
§ 32, вопросы для любознательных (на выбор).
Многим известно, что при приеме большого количества пищи или при принятии алкоголя может возникнуть изжога. Что это такое? Каковы способы устранения этого неприятного ощущения?
Многим известно, что при приеме большого количества газированных напитков возникает отрыжка? Что это такое?
Почему собаки зализывают раны?
Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека, но мы ими питаемся.?
5
Источник