Пищеварение в ротовой полости и в желудке 8 класс уроки

Пищеварение в ротовой полости и в желудке 8 класс уроки thumbnail

Урок биологии.  Тема: «Пищеварение в ротовой полости и в желудке».

Дата проведения:24.12.2016 г.

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).

Технологическая карта изучения темы.

Урок ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего общего образования по биологии. Он нацелен на формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий:

Цели: Сформировать знания  об особенностях пищеварения в ротовой полости и в желудке.

– предметные: знание о  процессах пищеварения в ротовой полости в желудке.

-метапредметные: умение работать с текстом учебника и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.

– личностные: содействие к стремлению учащихся вести здоровый образ жизни.

.

Этап / подэтап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Начало урока:

1) Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Приготовьте ваши учебные принадлежности. Начинаем урок.

Приветствуют учителя

Коммуникативные УУД

2) Мотивационная актуализация, формулирование темы урока

Работа в парах – решение кроссворда

Разработка плана урока

Учитель: И.П. Павлов, знаменитый физиолог, писал (вывести на доске, самостоятельно прочитайте):

«Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки сырого материала».

Учитель: Как вы думаете, что имел в виду под «основной линией учреждений» и «боковыми химическими фабриками»?

Ученики: Пищеварительная система: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Учитель: Что является первым органом пищеварительного тракта?

Ученики: Рот, ротовая полость.

Учитель: верно! Молодцы! Я предлагаю вам повторить ранее изученный материал и решить кроссворд. Работать вы будете в парах. На решение кроссворда у вас будет 3 минуты. Время пошло.

Вопросы:

  1. Секрет печени.
  2. Начальный отдел толстого кишечника.
  3. Из ротовой полости пища попадает в нее.
  4. Крахмал, сахар и целлюлоза.
  5. Прочная и твердая ткань зуба.
  6. Не дает задохнуться при проглатывании пищи.
  7. Заболевание зубов, сопровождаемое нарушением целостности эмали.

Учитель: Время истекло. Предлагаю сравнить ваши ответы с предложенными на доске.  Какое контрольное слово у вас получилось? (желудок).

Учитель: Скажите пожалуйста, что объединяет ротовую полость и желудок?

Ученик: Это органы пищеварения.

Учитель: Верно! И сегодня на нашем уроке речь пойдет именно о них.

Учитель:  Что мы уже знаем о пищеварении в ротовой полости и в желудке? Что нам предстоит узнать? (рисует на доске схему «Скелет рыбы», голова – «Пищеварение», хвост – «желудок, ротовая полость». Сверху дети вписывают что им уже известно о пищеварении в этих органах, а снизу – что предстоит узнать, или что узнают в процессе урока)

Учитель: Я предлагаю сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Записывает на доске.) А теперь давайте определимся с целью и задачами нашего урока.

Дети слушают изречение, анализируют,, отвечают на вопросы.

Дети работают над кроссвордом в парах, контрольное слово в кроссворде «птица»

Дети формулируют тему, ставят цель урока

Регулятивные УУД

Систематизируют ранее изученное, применяют на практике

Познавательные УУД

Развитие эстетического вкуса, умение слушать и воспринимать информацию

Регулятивные УУД

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Основная часть урока:

1) Работа в группах

Подведение итогов

Составьте тезисный план ответа, и ответьте по нему.

Группа 1. Расставьте обозначения на схеме «Строение ротовой полости» и объясните роль каждого ее органа в пищеварении.

Группа 2. Расставьте обозначения на схеме «Строение желудка» и объясните роль каждого ее органа в пищеварении.

Группа 3. Используя дополнительные источники, ответить на вопрос «Пищеварение в ротовой полости»

Группа 4. Используя дополнительные источники, ответить на вопрос «Пищеварение в желудке»

Группа 5. Используя дополнительные источники, составить схему «Состав слюны»

В итоге должна получиться примерно такая схема

Работают с учебником и дополнительной литературой, выступают с результатами своей работы

Регулятивные и коммуникативные: характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту, устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий, изучать и описывать особенности внешнего строения птиц, объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц.

2) Закрепление

Работа по карточкам индивидуально с взаимопроверкой по эталону

Упражнение «С точностью до…» (определить о чем говорят эти цифры?)

1л (слюны вырабатывается у человека в сутки)

32 (зуба у взрослого человека)

99% (воды содержится в слюне)

3 л (максимальная вместимость желудка)

3-6 часов (пища может находиться в желудке)

Игра «Крестики-нолики» (если время останется)

Вопросы:

1.        Какова роль ферментов в пищеварении?

Ответ: ускорение процесса расщепления веществ

2.        Какие вещества расщепляются ферментом слюны – птиалином?

Ответ: углеводы.

3.        Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока пепсин?

Ответ: белки

4.        Назовите пищеварительный сок, который имеет очень высокую кислотность:

Ответ:  желудочный сок

5.        Сколько пар слюнных желёз участвует в пищеварении?

Ответ: 3

6.        Расщепление, какого вещества начинается в полости рта?

Ответ: крахмал

7.        В какой среде наиболее активны ферменты желудочного сока?

Читайте также:  Метастаза желудка что это такое

Ответ: кислая.

8.        Какое значение для переваривания пищи в желудке имеет обстановка, сервировка стола, оформление пищи?

Ответ: выработка пищеварительных соков, подготовка организма к принятию пищи.

9.  Почему нельзя одновременно кушать и говорить?

Ответ: можно подавиться

Упражнение «Найди лишнее»

  1. Расщепление, измельчение, всасывание.
  2. Желудочные железы, ворсинки, складки.
  3. Желчь, амилаза, лизоцим.

Учитель: К какому органу пищеварения имеют отношение эти «лишние» слова?

Ученик: Тонкий кишечник.

Учитель: Верно! Но об этом мы поговорим на следующем уроке. (возвращаемся к рыбе).

Учащиеся выполняют письменную работу,

осуществляют взаимопроверку  на основе выполненных письменных работ

Регулятивные: самоконтроль, адекватная оценка своих знаний

Заключительная часть урока:

1) Рефлексия

 (подведение итогов урока)

Учитель подводит итоги урока

Выставление оценок.

Используя прием «Инсерт» давайте определим эффективность нашей работы на уроке. Для этого применяются следующие обозначения (они пишутся на доске, дети пытаются определить для себя, к какой категории они отнесут полученные знания):

«!» – это мне известно;

 «+»- это для меня ново;

«-» – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

Что нового сегодня вы узнали? Что вызвало затруднения? Как вы считаете,  удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока цель и задачи?

Сообщают, что нового они узнали на уроке и что им понравилось

Личностные и коммуникативные:оценка полученных знаний, анализ проделеланной работы, умение высказывать свои мысли

2) Информация о домашнем задании

Параграф 32, найти ответы на возникшие сегодня вопросы.

Дополнительно для любознательных ответить на вопрос «Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит вниз головой?»

Записывают Д/З  в дневник

Источник

Класс: 8 урок 45

Тема урока: Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов, смена молочных зубов на постоянные. Уход за зубами. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание. Глоточные миндалины, их функция.

Демонстрация «Челюстной аппарат на черепе».

Лабораторная работа № 13 «Действие слюны на крахмал».

Цель урока: охарактеризовать пищеварительные процессы, протекающие в ротовой полости.

Задачи урока:

– Образовательная: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них; сформировать знания о строении и значении зубов, знать правила чистки зубов и уход за ними.

– Развивающая: развивать умения учащихся ставить цель к уроку, определять значение и топографию органов пищеварения, работать с анатомическими схемами и таблицами, делать выводы, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; работать с источниками информации, публично выступать; оценивать для себя значение полученной информации.

– Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свой организм; умение вести правильный образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.

План урока:

  1. Орг.момент. Постановка целей и задач урока.

  2. Изучение новой темы:

Представим себе, что человеческий организм- это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.

– Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)

– Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)

-Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»- ротовой полостью.

Тема сегодняшнего урока – «Пищеварение в ротовой полости»

Строение ротовой полости.

Ребята, я предлагаю вам как бы заглянуть вовнутрь себя и ответить на вопрос?

Как устроена ротовая полость?

Рассмотрим строение ротовой полости: сверху она ограничена твердым и мягким небом, сбоку щеками, снизу диафрагмой рта. Вход в ротовую полость ограничивают зубы они покрыты очень тонкой кожей богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Губы участвуют в захвате пищи и определении ее качества. Изнутри полость покрыта слизистой оболочкой – расположенные здесь железы выделяют слюну. В ротовой полости расположен язык и зубы, а так же жевательные мышцы, которые могут развивать усилия до 400кг.

hello_html_5114717b.png

Функции ротовой полости (беседа)

– Какую роль играют слюнные железы? (смачивают пищу слюной)

– Какую функцию выполняют зубы? (механическая обработка пищи)

– Какова роль языка? (апробация пищи)

Учитель: Ответьте на вопрос: сможете вы проглотить сухой комок хлеба? Что происходит, когда мы жуем? (слюна смачивает пищу, она вырабатывается слюнными железами.)

Оказывается в нашем организме более 6 миллионов слюнных железок. Самые крупные из них это: околоушные, подъязычные, подчелюстные. За сутки у человека выделяется в среднем 1 литр слюны. Слюна состоит из 99,4% воды и имеет слабощелочную реакцию. Соли щелочных металлов нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов. Избыток щелочных солей в слюне приводит к образованию зубного камня. В слюне находятся ферменты амилаза и лизоцим. Амилаза расщепляет крахмал до глюкозы. Ребята, мы часто наблюдаем, как животные зализывают свои раны. Как вы думаете, зачем они это делают? (в состав слюны входит фермент лизоцим, который обладает бактерицидным действием)

hello_html_m1613c60e.jpg

Строение зубов.

Учитель: пословица гласит «Рот без зубов- все равно что мельница без жерновов»

Изучим строение и функции зубов.

Откройте стр. учебника, рассмотрите рис. и ответьте на вопросы:

hello_html_3407feb5.jpg

hello_html_58933e9e.jpg

Сколько зубов у человека? Как дифференцируются зубы? Каково строение зуба?

Читайте также:  Газы из за эрозии желудка

 Зуб – живой орган коронка покрыта тканью – эмалью. Острие сабли при ударе о нее тупиться. По твердости эмаль можно сравнить с кварцем. Вся костная масса зуба под эмалью состоит из дентина, примерно по прочности близкого к чугуну. Прочность дентина зависит от минеральных солей. Дентинные клетки обеспечивают жизнь зуба.

Корень зуба покрыт цементом, он похож на обыкновенную кость.        

Целостность зуба зависит от целости эмали. Не выдерживает эмаль резких смен температур, трение о металлические предметы, действия кислот. Трещины могут возникать от нарушения питания, связанного с недостатком витаминов, минеральных солей, кальция, фосфора, фтора. Вредно давать зубам слишком большую нагрузку – например, грызть орехи с толстой скорлупой, нельзя ковырять в зубах вилкой или иглой.

(по ходу объяснения записать определения терминов)

  • Эмаль – … (внешняя защитная оболочка коронковой части зубов человека.)

  • Дентин – … (твердая ткань зуба, составляющая его основную часть.)

  • Пульпа – … (рыхлая волокнистая соединительная ткань, заполняющая полость зуба, с большим количеством кровеносных и лимфатических сосудов, нервов.)

Важные правила в уходе за зубами

– чистить зубы необходимо минимум 2 раза в день, но желательно очищать зубы после каждого приема пищи;

– ребенок чистит зубы под контролем взрослых, часто малышам приходится «дочищать» зубы;

– зубную щетку поможет подобрать стоматолог, но до консультации Вы можете приобрести щетку средней жесткости;

– головка щетки должна обеспечивать доступ ко всем поверхностям зубов и хорошо их очищать;

– обычно одной щеткой можно пользоваться не более 8-12 недель, своевременно меняйте щетку, когда её волос деформируется;

– кроме зубной пасты и щетки не забывайте использовать нити, специальные щетки для очистки межзубных поверхностей, ополаскиватели полости рта.

hello_html_60a6f71d.jpg

Самым распространенным заболеванием зубов является кариес (от лат .кариес – гниль). При этом заболевании разрушается эмаль и дентин с последующим образованием полости. Воспаление зубной мякоти приводит к осложнению кариеса и образованию пульпита. При этом возникают сильные боли и если не принять меры и не обратиться к врачу, то может начаться воспаление надкостницы – периодонтит и наконец развиться остеомиелит (от греч. остео –кость и муепос – мозг)- воспаление кости, лечение которого требует вмешательства врача хирурга.

Здоровая пища, закаливание организма, физические упражнения и уход за зубами сохраняют не только зубы здоровыми, но и здоровье всего организма.

  1. Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал»

Оборудование:  кусок сухого бинта величиной с ладонь, крахмал, блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.

Цель работы:  убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

Порядок работы

1.    В стакан с водой добавьте столовую ложку крахмала и размешайте.

2.    Опустите в стакан марлю, затем ее высушите.

3.    Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.

4.    Зажмите марлю между ладонями на 2—3 мин, а затем опустите в рас вор йода.

5.    Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результаты опыта.

Отчетное задание:

Запишите в тетрадь результаты работы по плану:

  1. Оборудование

  2. Цель опыта. 

  3. Ход опыта.

  4. Результат опыта.

  5. Вывод из опыта.

4)Подведение итогов урока.

5)Оценки за урок.

6)Д/з: № 44.

hello_html_58933e9e.jpghello_html_m1613c60e.jpghello_html_5114717b.png

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г.Липецка

ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ И ЖЕЛУДКЕ

/методическая разработка урока биологии,

8 класс/

Подготовила: Дымова Оксана Владимировна, 

учитель биологии

МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г.Липейка

Липецк – 2013

КОНСПЕКТ  УРОКА  БИОЛОГИИ

Тема: Пищеварение в желудке

Цель: Изучение процессов пищеварения в желудке.

Задачи:

образовательные: изучить желудка, процессы изменения пищи в желудке, условия переваривания пищи, регуляцию сокоотделения в данном участке пищеварительного тракта, историю изучения и гигиену пищеварения в желудке.

Развивающие: развивать  навыков общения, умения анализировать, делать выводы во время организации групповой работы на уроке, исследовательские навыки

Воспитательные: воспитывать гражданственность, национальную гордость на примере развития российской физиологии; формировать экологическую культуры, потребности в здоровом образе жизни

Оборудование: учебник биологии 8 класс, рабочие листы для учащихся, информационные листы для работы в группах, оборудование мультимедиа, таблицы по анатомии человека, оборудование и вещества для лабораторной работы (ватные палочки, блюдца с раствором йода, пробирки, химический стакан, термометр, раствор белка куриного яйца, раствор желудочного сока (пепсин)), инструкции к лабораторной работе

Ход урока:

«Наша жизнь зависит от пищи, наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение тканей. Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни- всё это результат нашего питания. Мы то, что мы едим. Правильное питание – улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения».

 Поль Брэгг (слайд 1)

  1. Организационный момент

Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать процесс пищеварения. И так мы приступаем.

  1. Актуализация знаний.

 На прошлом уроке мы изучили особенности пищеварения в ротовой полости. Давайте закрепим этот материал

– тестирование (5 чел) (приложение 1);

– фронтальная беседа по вопросам (какие изменения с пищей происходят в ротовой полости, строение и функции зубов).

3. Изучение нового материала

1) Сегодня мы продолжаем изучать изменение пищи в органах пищеварительного канала. О каком органе пойдёт речь, догадайтесь сами:

Читайте также:  Желчный пузырь и желудок это одно и тоже

Этот орган – эластичный, мышечный трёхслойный мешок, выделяет соляную кислоту, слизь и пищеварительный сок? (ответы учеников – желудок).

Верно, речь пойдёт о желудке. Запишите тему урока в тетради (постановка задач урока) (слайд 2)

Давайте коротко вспомним строение желудка (слайд 3)

  2)Получать знания вам предстоит во время групповой работы. У каждой группы своя задача, указанная в инструктивной карточке, своя форма отчета о проделанной работе. Вначале читайте текст, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчёт. (Учитель раздает задания  по группам). Приступайте к работе. Желаю успеха. (Из детей сформировано 3 группы. Каждая имеет свой предмет  изучения.) (слайд 4)(приложение 2 и 3)

3)Отчет групп. (сопровождается показом слайдов 5-11)

-Слово предоставляем группе № 1.

Предполагаемый ответ учащихся: Мы изучали  состав желудочного сока, при изучении  узнали, что чистый желудочный сок представляет собой бесцветную жидкость кислой реакции (рН 0,8–1,2), в состав которой входят: пищеварительные ферменты, соляная кислота, слизь, биологически активные вещества.

Изучив, пищеварение в желудке мы выяснили …(комментарий по таблице)

Что расщепляется?

 До каких веществ?

Среда

Температура

Фермент

белки

полипептидов

 кислая

тела

пепсин

химозин

жиры

до глицерина и жирных кислот

щелочная

тела

липаза

-Что вы можете дополнить? Какие есть вопросы к группе?

-Слово группе № 2.

Предполагаемый ответ учащихся: секреция желудочных желез наступает под влиянием нервных и гуморальных раздражителей, возникающих при поступлении пищи в желудочно-кишечный тракт, а также при виде и запахе пищи…(комментарий по схеме)

Регуляция желудочного сокоотделения

                    Нервная                                    Гуморальная

Безусловные рефлексы                           химические раздражители

Условные рефлексы                                 активности желудочных желез

    (гастрин, гистамин)

-Теперь вы узнали о регуляции сокоотделения в желудке, как же было доказано, что именно так идёт желудочное сокоотделение, кто изучил этот процесс мы узнаем из сообщения учащегося

(Из истории изучения пищеварения в желудке. Работы И.П. Павлова -сообщение учащегося-приложение 4)

– Слово группе № 3.

Ответ: Изучив вопросы гигиены пищеварения, мы составили памятку.

  • Каждый прием пищи надо начинать с сырых овощей или фруктов.
  • Необходимо есть не спеша, тщательно пережевывая пищу.
  • Ешьте не торопясь, делайте перерывы между блюдами – хотя бы 5минут
  • Не надо пить непосредственно перед приемом пищи, во время и сразу после еды.
  • Не употребляйте очень холодную и очень горячую пищу и напитки.
  • Сразу после еды не принимайтесь за работу, а немного отдохните.
  • Избегайте курения, злоупотребления алкоголем, кофеин-содержащими напитками
  • Питайтесь регулярно!

Дополняется сообщением обучающегося о вегетарианстве

(сообщение учащегося «О вегетарианстве» – приложение 5).

 -Подводим итог нашей совместной работы, что вы узнали сегодня нового? (ответы учащихся)

4. Лабораторная работа  (слайд 12, 13, приложение 6)

Давайте  несколько минут будем исследователями-экспериментаторами и закрепим на практике те понятия, которые изучили сегодня на уроке.

Инструктаж по ТБ, по ходу работы – краткая беседа с учащимися (приложение 7). Выполнение лабораторной работы в парах, запись результатов и выводов. Первый опыт выполняется учителем демонстрационно.

Давайте подведем итог лабораторной работы. Зачитайте выводы.

1)Желудочный сок действует при температуре 37-39 градусов. Ферменты желудочного сока  расщепляют белки.

2)Ферменты слюны расщепляют крахмал в ротовой полости. Они действуют при температуре тела.

5. Рефлексия.

А) Терминология (пищеварение, желудок, ферменты, пепсин, химозин, липаза) (слайд 14)

Б) 1. Что на сегодняшнем уроке вам понравилось больше всего?

Мне больше всего запомнилось… 

2. Было ли что-то новое на уроке, чему вы были удивлены?

3. Что на уроке показалось самым трудным для вас?

4. Были ли моменты удовольствия, радости за свою удачу?

5. Что вам на уроке удалось больше всего?

     Мне на уроке удалось больше всего…

Выставление оценок, домашнее задание (параграф 32)

-Теперь вы знаете, что процесс пищеварения в желудке это химический процесс с участием сложной системы регуляции нашего организма. Многие факторы среды влияют на этот процесс. В завершении помните, что сохранение здорового пищеварения во многом зависит от нас самих. Урок окончен. Спасибо за работу (слайд 15)

Используемые источники

1. Бинас А.В. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя/ А.В.Бинас, Р.Д.Маш, А.И.Никишов и др.- М.: Просвещение,1990.-192с.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке/ С.И.Заир-Бек,.И.В. Муштавинская – М.: Просвещение, 2009. – 173 с.

3. Маюров А.Н.Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух: Учебное пособие для ученика и учителя, 7-11 классы. Кн.1/А.Н.Маюров, Я.А.Маюров- М.: Педагогическое общество России, 2009- 128с.

4. Ионцева А.Ю.Биология в схемах, терминах, таблицах/ А.Ю. Ионцева – Ростов н/Д:Феникс, 2013.- 127с.

5. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс: Методическое пособие/ В.Н.Семенцова – СПб.: Паритет, 2010 – 213 с.

6. www.referat.ru 

Источник