Наш внутренний духовный мир это сердце легкие желудок 4 класс

Тема

Приветствие

Разминка

Форум

Празднование

Итоговый

Мой внутренний мир

-Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки, закройте глаза. Вы чувствуете рядом славную, добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте другу своё внимание, тепло, доброту. -А теперь возьмём друг друга за плечи, ласково обнимем. Мы любим весь земной шар, всех людей и всем желаем добра и счастья.

– Постройтесь в группах по цвету волос от светлого к тёмному.

– А теперь в абсолютной тишине перестройтесь по росту.

-Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся.  Есть  в мире то, что нас радует, и есть то, что огорчает. То, что окружает нас — мир внешний (вокруг). Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас – его ещё называют внутренний мир человека, «душа». Внешний мир у нас общий.

-А внутренний? Дайте определение.

Внутренний (духовный) мир человека – это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

– Как вы себе его представляете? 
-Что же находится в этом мире? (наши мысли, эмоции, чувства, характер, мечты). 
-Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в ваш внутренний мир и узнать его получше.

– Зачем нужно знать свой внутренний мир? (Ответы) 
– Итак, в добрый путь! Приятного путешествия!

Упражнение «Наш внутренний сад»

Наш внутренний мир можно представить себе как прекрасный сад

 (фоном включается тихая спокойная музыка для релаксации).

Я попрошу вас сесть как можно удобнее, расслабиться и представить свой внутренний мир в виде прекрасного сада.
– Какой он — сад вашего внутреннего мира? Он большой или маленький? 
– Какие запахи вы ощущаете в вашем саду? Какие слышите звуки? 
– Ваш сад окружает забор или каждый может подойти к нему? 
– Бывают ли в вашем саду люди? Пройдитесь  по своему саду, погуляйте.
– Какие эмоции вы испытываете, гуляя по саду? Что чувствуете?
– А теперь попрощайтесь со своим садом. Вы сможете вернуться сюда, когда захотите.

  Каждый участник (по степени готовности) рассказывает о саде своего внутреннего мира.

– Каким вы представили свой внутренний сад? 
– Что вы испытали, когда выполняли упражнение? 
– Что теперь чувствуете?

– Чтобы внутренний сад был действительно прекрасным, нужно приложить усилия и как следует поработать.

-Как вы думаете, семена чего мы сажаем в своём внутреннем саду? (Да, это семена наших мыслей, наших желаний, наших чувств, семена  будущих поступков. Семена добрых мыслей, знаний, чувств, желаний туда нужно сажать специально).

– Если ничего не посадил в своём саду, какой урожай соберёшь? (Да, только урожай сорняков).

-А что с ним делать? Сколько труда нужно приложить, чтобы его прибрать и уничтожить! Богатый урожай из внутреннего сада – это основа счастья человека.

– Про какого человека говорят «у него богатый внутренний мир»? 
Ухоженный внутренний сад питает человека и помогает ему достичь всего, о чём он мечтает.  (Самая главная цель – это быть счастливым, стараться удерживать это состояние, получать удовольствие от природы, от общения с людьми, от того, что проснулся с утра и т.д. Цель – получать только положительные эмоции).
– Послушайте своё сердце, позовите на помощь воображение и  создайте свой внутренний сад. (Каждый участник получает рисунок нескольких деревьев)
– Что в нём растёт? Какой урожай он даёт?
– Какие сорняки нужно выполоть в вашем внутреннем саду? Подумайте, как это лучше сделать?
– Какие советы вы дали бы человеку, который желает вырастить в своём внутреннем саду добрый урожай?

– Нашу планету согревает звезда по имени Солнце. Наш внутренний мир можно представить, как прекрасный сад, в котором тоже есть место Солнцу. Если в наших душах больше светлого и теплого, то и мир нам кажется уютным и тёплым местом.

– Давайте попробуем распределить чувства и эмоции в две колонки: в левую колонку те, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми (любовь, доброта, ненависть, гнев, радость, зависть, жадность, щедрость, способность прощать, обидчивость, доверие, подозрительность, тщеславие (высокомерное стремление к славе и почитанию), скромность).

– В нашем внутреннем саду расцвели цветы, это ваши положительные эмоции и чувства.

-Эмоции влияют на наше поведение, на наши поступки. «Послушный сын, «послушная дочь» эти слова были высшей оценкой для детей на Руси.

– В нашем внутреннем саду много тропинок. По какой идти?

– Вашему вниманию предлагается притча, которая поможет найти ответ на этот вопрос.

Было это очень давно. Создал Бог Землю и населил ее животными. И решил Бог, пусть каждый из зверей обладает каким-то одним качеством. Сова получила мудрость, обезьяна – глупость, лиса – хитрость, слон – доброту, осёл – упрямство, собака – преданность.

Прошло время. Собака за преданность стала лучшим другом человека. Слон стал любимцем всех детей. А сова давала всем мудрые советы.

Но другая жизнь была у осла. Он за упрямство часто получал тумаки от хозяина, глупая обезьяна так и не стала человеком. А лису стали высмеивать за её хитрость.

И вот пришёл человек к Богу. И сказал человек:

Читайте также:  Влияние кисломолочных продуктов на желудок

– Раз ты создал меня по образу и подобию своему, надели и меня качествами разными и нужными.

На что Бог ответил:

– У тебя, сын мой, есть право выбора. Решай сам, каким ты станешь?

– Какой выбрать путь? (Ответы детей).

– Найти свой путь в жизни, значит, понять себя, определить, каким должно быть окружающее тебя пространство, каких людей ты хочешь видеть рядом с собой, чем хочешь заниматься и чего достичь). Всё в ваших руках.

– Человек, как и внешний (окружающий нас) мир, меняется. Его внутренний мир постепенно становится другим. Важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду.

– Я уверена, что только благодаря ежедневной упорной работе над собой, преображать свой внутренний сад, можно стать настоящим человеком: добрым, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.

Как только команда готова – поднять соединенные руки.

– Давайте посмотрим на наш внутренний сад. Красивый он? Какие цвета вы видите в нём? Что находится в нём? (наши мысли, чувства, эмоции, поступки, мечты, характер, желание учиться, развиваться и духовно расти).

– Я предлагаю внутренний сад пополнить новыми цветами. У вас на партах лежат цветы. Напишите на них одно высказывание, которое, на ваш взгляд, станет девизом для того, чтобы обогатить внутренний мир.

«Зорко одно лишь сердце»,

«Если дашь волю баобабам – беды не миновать».

«К миру с добром – мир добрее станет».

«Жить в ладу со своей совестью».

«У каждого человека свои звезды».
 «Глаза слепы. Искать надо сердцем».
«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».

«Надо судить не по словам, а по делам».

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

«Я – часть команды одного корабля».

«Человек познает себя в борьбе с препятствиями».

«Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

«Истина человека – то, что делает его человеком».

«Дети! Берегитесь баобабов!»

Каждый участник высказывает ся:

Занятия в группе вызывают…

Я узнал, что…

Организация сотрудничества на занятиях для меня…

Когда мы делаем что-то группой, я ощущаю…

Источник

Урок 9  курса  «Основы Православной культуры».

                                                Бондаренко Т.Н., зам.директора по ВР,

                                                     учитель начальных классов МОУ «Начальная школа – детский сад»

                                                                         г-к Железноводска                                                        Тема: Православное учение о человеке: душа.

Цель: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела,  внутреннего мира человека.

2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе Power Point, в который входят: репродукции икон с изображением Христа – Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного»; карточки с текстом «Размышления маленького христианина о человеке»   К.Д.Ушинского для каждого учащегося.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

  1. Актуализация знаний.

        1) Опрос (по желанию).

Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

  1. Блиц – опрос «Основы православия».
  • Кто такие христиане?
  • Что значит быть православным человеком?
  • Что значит слово «молиться»?
  • Как по-другому называют Библию?
  • Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
  • Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
  • Чем человек отличается от животных?

 – Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.  

3. «Открытие» нового знания.

  1. Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».

Чудный домик.

К.Д.Ушинский

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.

В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, – на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

Читайте также:  Полные эрозии антрального отдела желудка

Ответы:              Домик – т _ _ о  (тело) человека

                             Эконом – с _ _ _ _е (сердце)

                             Зала – л _ _ _ _ е (легкие)

                             Ставенки – г _ _ _ а (глаза)

                             Хозяйка – д _ _ а  (душа) человека

– А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?

– О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?  

– Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке».

          2) Беседа.

– Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.

– Как вы думаете, что такое «тело»?

– Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру.

 – А что же такое душа? Какому Миру она  принадлежит?

3) Построение информационной карты слова.

– Давайте вместе составим информационную карту  слова «душа».

                               1

  1. Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,
  2. Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.
  3. Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.
  4. Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.
  5. Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.
  6. Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.
  7. Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) – духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

– Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания?

Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем.

– Как вы думаете, что из себя представляет небесный огонь?

Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали?

– Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа.

Читайте также:  Глотание зонда при исследовании желудка

Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремиться к духовному миру.

– Давайте подведем итог:  что же такое  душа?

4) Комментированное чтение статьи «Душа» из учебника.

– А теперь давайте выясним, что о душе нам говорит учебник. Прочитайте статью «про себя»

4.Первичное закрепление.

  1. Выборочный пересказ текста.

– Расскажи,  с чем автор учебника сравнивает душу.

– Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике.

– Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом.

– Прочитайте выразительно стихотворение монахини из московского Ново-Девичьего монастыря.

  1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.

– Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

– Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?

– Как Библия рассказывает о происхождении души?

– Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

– Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре.

– Объясните, как поняли эти предложения.

  1. Обобщение  изученного на уроке.

    Работа с текстом К.Д.Ушинского.

– А сейчас я предлагаю вам размышлением  на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:

– Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе.

«Размышления маленького христианина о человеке»

(Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).

«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

 Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.

В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

К.Д.Ушинский.    

– Расскажите о ваших впечатлениях.

– Какая главная мысль этих размышлений?

– Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.

Назовите их! – Выписываем на доске (и в тетрадь):

  • Дар слова
  • Память
  • Воображение
  • Вера в Бога
  • Желание и возможность сделаться лучше

– Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?

– Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?

– Бог-Творец.

Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?

7. Итог.

– Какие свойства  человеческой души составляют внутренний мир человека?

  1. Рефлекия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

9. Домашнее задание: Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе? Напишите об этом  в тетради сочинение-миниатюру.

Источник