Молитва на голодный желудок

Молитва на голодный желудок thumbnail

Многие задают вопрос: «Почему в ХАБАДе едят мучные изделия (печенье, бисквиты…) перед утренней молитвой? Кто разрешил им это?» Ответ на это будет простой: это разрешили РАМБАМ, рабби Йосеф Каро, «Маген Авраам», «При хадаш», «Махацит а-шекель», «Элия Раба» и главное — Любавичский Ребе שליט”א Король Мошиах.

Сначала представляем вам отрывок из письма Ребе:

«Игрот Кодеш» том 10, стр. 326:

К моему глубокому удивлению я узнал о распорядке Вашего дня, что он не такой, как должен быть относительно охраны имущества Всевышнего — нашего тела (см. «Шулхан Арух» Алтер Ребе, «Законы ущерба для тела и души» п. 4. И см. РАМБАМ, «Законы об убийце» 1:4 и комментарий РАДБАЗа там, «Законы о Санедрине» 18:6). Особенно на основании сказанного в «маамарим» и в нескольких «сихот», что здоровье тела это одна из составляющих пути служения Всевышнему и должен быть порядок работы именно в виде «помоги вместе с ним». Особенно это относится к нашему ослабленному поколению, также в простом смысле (см. «Послание о раскаянии» в начале гл. 3) — когда мы ясно видим, что слабость тела мешает прежде всего в служении Всевышнему в служении молитвой, а также в учебе Торы и даже в соблюдении заповедей… И я сильно надеюсь, что после получения этого письма, Вы не будете голодать несколько часов в день, а попьете что-нибудь укрепляющее тело и съедите немного мучных изделий утром и даже перед молитвой. И уже известно высказывание наших учителей и их указание, что лучше есть, для того, чтобы молиться, чем молиться, для того, чтобы есть. И они имели в виду также в простом смысле, что если человек голоден во время молитвы, то для людей нашего уровня невозможно, чтобы это не помешало в сосредоточении во время молитвы («итбоненут») и ее длительности. Но когда он поест перед молитвой, эта проблема исчезнет и теперь в его возможности — если он только захочет — выполнять работу лучше и выше.

Есть у нас четкое указание от нашего учителя и Ребе, что не только можно есть мучные изделия перед молитвой, но мы обязаны это делать. Более того, в конце письма Ребе дает указание влиять на других людей, чтобы и они поступали подобным образом. То есть чтобы те люди, которым вреден пост (и Ребе приводит источник — «Послание о раскаянии» Алтер Ребе — в котором говорится, что это относится ко всем людям в нашем поколении) — ели перед молитвой.

Когда мы внимательно читаем это письмо, то видим, что Ребе говорит о двух причинах, которые разрешают (и обязывают) еду перед молитвой. В начале Ребе указывает причиной слабость тела, а в конце говорит о сосредоточении в молитве.

И действительно, в еврейском законе мы находим два закона на эту тему. Если человек должен есть по указанию врача (то есть жажда и голод способны повредить его здоровью), то нет вообще вопроса в том, что он должен есть перед молитвой и это не имеет никакого отношения к сосредоточении в молитве, ведь даже если такой человек может сосредоточиться, он все равно должен есть из-за здоровья. И также и здоровый человек, которому жажда и голод мешают сосредоточиться в молитве, может (и должен) поесть, как это будет объяснено ниже.

Разрешение есть перед молитвой как лечение

Что касается еды для лечения, то приведем еще одно письмо Ребе:

«Игрот Кодеш», том 19, стр. 40:

Что касается того, что Вы пишете об указании врачей часто есть, что помешает длительной молитве утром, так как до сих пор Вы остерегались есть перед молитвой по указанию — так эта еда является при заболевании, о котором Вы пишете, лекарством (препятствующим скоплению желудочного сока в кишечнике), а не из-за голода и даже не для укрепления тела. И на основании этого — полное разрешение (в «Шулхан Арух» Алтер Ребе 99:5. См. также слова «При хадаш» приведенные в «Махацит а-Шекель» там) и на основании известного правила в ТаЗ, раздел «Йорэ деа» в начале п. 117. И нужно сказать, что несомненно не об этом изначально было указание. А на будущее — нужно разрешить это поведение перед тремя людьми.

Здесь Ребе упоминает разрешение в «Шулхан Арух» Алтер Ребе, который пишет следующее (99:5): «Мудрецы запретили есть или пить с рассвета, пока человек не помолится… Поэтому можно пить воду перед молитвой, несмотря на то, что это потребность тела, так как к этому не относиться высокомерие… И даже различные виды пищи и напитки, к которым относится высокомерие, разрешено есть и пить для лечения, так как в лечении нет высокомерия». Правило же ТАЗа таково: «У мудрецов нет возможностей запретить вещь, которую Тора открыто разрешила». То есть автор письма утверждал, что до сих пор он никогда не ел перед молитвой по указанию и на это отвечает ему Ребе, что так как на это есть полное разрешение в «Шулхан Арух», то не может указание запретить это.

И еще несколько отрывков из писем Ребе:

«Игрот Кодеш» том 7, стр. 322:

И вот известно до какой степени в глазах Всевышнего ценно здоровье еврея… И понятно, что Вы должны оберегать свое здоровье, ведь для этого Тора передала врачу право давать указания о еде и питье… и нужно вести себя согласно указаниям врача. И непонятно то, что Вы пишете, что из-за этого не можете молиться. Если Вы имеете в виду, что не едите ничего до молитвы, то ведь известно из слов последних законоучителей и также постановили главы ХАБАДа, что в случаях, когда это необходимо для поддержания здоровья, можно есть перед молитвой и наоборот — это заповедь и необходимость. Особенно на основании высказывания Цемах-Цедека, что лучше есть, для того, чтобы молиться, чем молиться, для того чтобы есть.

«Игрот Кодеш» том 5, стр. 150:

…Вы не комфортно чувствуете себя в том, что касается Вашего здоровья, вообще, и в частности, насчет вопроса, связанном с тем, что вы едите печенье перед [утренней] молитвой. Поэтому я приведу здесь высказывание святого Баал-Шем-Това, напечатанное в [книге] «Кетер Шем Тов»… Там написано: «Когда тело болеет, [тогда] также [и] душа ослаблена, и [человек] не может молиться как надо, и несмотря на то, что он чист от грехов — поэтому человек должен сильно следить за своим здоровьем».

«Игрот Кодеш» том 14, стр. 18-19:

…Мне стало известно к моему глубокому удивлению, о вашем поведении в отношении еды и питья, что это не так, как следует быть… И уже известно высказывание Цемах-Цедека, что лучше сначала поесть, чтобы потом помолиться, чем наоборот — молиться для того, чтобы потом поесть. И в связи с ослабленностью этих поколений разрешают даже есть мучные изделия (выпечку) перед молитвой (понятно, что после чтения «Шма») для тех, кто завершает молитву через много времени после того, как просыпаются. И не следует устрожаться в этих вопросах, так как устрожение ведет к послаблениям в службе Всевышнему.

Разрешение и обязанность есть перед молитвой для сосредоточения в молитве

И даже относительно здорового человека Алтер Ребе пишет так (99:5): «…только если человек не может сосредоточиться в молитве, пока он не поест или не попьет, то даже сегодня, когда не могут особо сосредотачиваться в молитве, тем не менее, если он хочет поесть и попить для сосредоточения в молитве, то может это сделать».

Читайте также:  Можно ли пить только кофе на голодный желудок

Источник этого постановления находится в «Шулхан Арух» рабби Йосефа Каро (там, п. 4): «Испытывающий жажду и голодный входят в категорию больных. Если есть у него возможность сосредоточиться — пусть молится, а если нет — если хочет, пусть не молится, пока не поест и не попьет». «При мегадим» спрашивает, почему «Бейт Йосеф» упомянул испытывающего жажду, ведь воду можно пить перед молитвой в любом случае? И объясняет от имени «При хадаш», что если человек хочет пить, то разрешено ему также и есть «чтобы пустое питье не нанесло ущерба здоровью».

Также и РАМБАМ в «Законах о молитве» (5:2) пишет: ««Испытывающий жажду и голодный входят в категорию больных. Если есть у него возможность сосредоточиться — пусть молится, а если нет — пусть не молится, пока не поест и не попьет». Почти то же самое, только у «Бейт Йосеф» добавлены слова «если хочет». «Маген Авраам» (п. 113) цитирует «Бейт Йосеф» и объясняет: «Так как не могут особо сосредотачиваться, то можно молиться даже если не может сосредоточиться. Но если человек хочет полагаться на мнение РАМБАМа и поесть и попить перед молитвой, то можно». «Элия раба» также постановил как РАМБАМ: «Хотя человек не может особо сосредотачиваться, запрещено молиться не поев и не попив и также постановили «Тосафот». И даже если есть необходимость есть и пить постоянно, то нужно делать так». (См. также «Диврей Хамудот» на РОШ, трактат «Брахот» глава 1, п. 162 и глава 4, п. 136. И в сборнике «Симлат хаим» п. 145…)

И мы видим, что без сомнения можно есть перед молитвой для того, чтобы можно было сосредоточенно молиться. Более того, это необходимое поведение. А «Матэ Моше» пишет (часть 1 п. 107) так: «Не молитесь, не поев перед этим».

Председатель религиозного суда ультраортодоксальной общины Иерусалима рав Моше Штернбух пишет («Тшувот вэ анъагот» часть 1 п. 73): «Как испытывающий жажду и голодный может даже поесть и попить перед молитвой и как объясняется в „Шулхан Арух“, что тогда еда помогает сосредоточиться в молитве, также и питье к которому был привычен мешает молитве (если не попил) и поэтому нет в этом нарушения запрета… А если человек сказал перед этим благословение на Тору и утренние благословения, а также „Шма“ с условием, что принимает на себя Власть Небес, то… по Торе он уже исполнил заповедь о молитве». Как известно, в ХАБАДе принято есть перед молитвой только после утренних благословений и «Шма».

Обычай ХАБАДа есть перед молитвой по указанию и личному примеру Ребе

Автор книги «Мишна Брура» (р. Исраэль Меир Коэн или Хафец Хаим) разрешил пить чай перед молитвой без сахара, а сахар класть в рот отдельно. Есть история, как Хафец Хаим ехал в поезде и с ним рядом сидел хасид, который ел и пил перед молитвой. Спросил его Хафец Хаим: «Что это значит?» Хасид ответил: «Лучше есть, для того, чтобы молиться, чем молиться, для того чтобы есть». Сказал ему на это Хафец Хаим: «Ты прав, но я уже стар, чтобы менять свои привычки»…

Читайте также:  Тошнит от таблетки на голодный желудок

Как-то во время праздника Суккот, Ребе зашел в сукку возле «770» и ел там перед молитвой. Ребе обратил внимание, что один из старых хасидов неодобрительно смотрит на него и сказал: «Я делаю это специально при всех, чтобы с меня брали пример все. Я не стесняюсь хабадского обычая!» Рассказывают также, что в начале 40-х годов, при жизни своего тестя — Ребе РАЯЦ, Ребе Король Мошиах приносил в праздники мучные изделия и раздавал их хасидам и ученикам йешив. Когда р. Берел Баумгартен не захотел есть, так как не был привычен к этому, Ребе сказал: «Если поешь — будешь хасидом, а если нет — не будешь хасидом».

И как обычно Ребе שליט”א объясняет эту идею с точки зрения внутренней части Торы. В беседе на главу «Ваякель» 5713 г. Ребе пишет так: «В эти дни намного легче заниматься работой по переборке искр святости… Например, в предыдущих поколениях только после молитвы и последующего урока Торы ели „утренний хлеб“. Но в последних поколениях разрешили пить перед молитвой, а еще позже разрешили и есть мучные изделия перед молитвой… И причина по простому заключается в слабости тела у людей последних поколений, но внутренняя, духовная причина заключается в том, что работа по переборке материального мира стала намного легче, чем раньше, так как евреи занимаются все время извлечением искр и эта работа почти закончена. Поэтому есть силы очистить материальные вещи и перед молитвой, только если это делается для самой молитвы».

Источник

Молитву обязательно нужно произносить , не мысленно, а именно голосом., желательно тихо, чтобы не слышали окружающие.
=============================================
=============================================

Поэтому нам остается лишь стремиться к тому, чтобы повысить качество своей духовной работы (изучение Торы, молитва и соблюдения заповедей Творца). От нас также требуется, чтобы еще больше внимания уделяли другим людям, оказывая им помощь — духовную и материальную.

Не менее важное дело — серьезная и упорная работа над тем, чтобы наши молитвы были возвышенными и просветленными.

Это, и только это, выстраивает нам защиту в высших мирах.

Эти возможности постепенно ослабевали, и об их проявлении мы не слышали уже свыше тысячи лет.

. Кавана . Сосредоточенность при молитве
——————————————
Огромное значение в молитве имеет » кавана» направленность сердца. Ибо если ты читаешь молитву, а думаешь о другом ( О!
сколько есть приятных вещей, которые лезут в голову против даже твоей воли), то это уже не молитва, а просто пустые слова.

По этому поводу есть такая история.

В бейт- кнессете ( синагога по гречески) , после молитвы раввин ( вроде, это был великий праведник Баал Шем Тов ) подошел к одному из молящихся и сказал ему : » С приездом
и с благополучным возвращением ! «

На эту тему есть такое выражение:

» Мы там, где наши мысли. Давайте думать о хорошем!»

Исключения из этого правила, — уточняет далее Талмуд, — случаи, когда человек не знает географии (не знает, в какую сторону во время молитвы надо смотреть), либо знает, но не может правильно сориентироваться в сторонах света. Скажем, попал в незнакомое место, небо затянуто облаками, и он не в состоянии определить, где юг или запад.

Все сказанное выше относится только к чтению молитвы Шемоне Эсре — в будни, а также в субботу и праздники. Другие молитвенные тексты, составляющие молитву в целом, можно читать, стоя или сидя, повернувшись лицом в любом направлении.

Все синагоги построены таким образом, чтобы арон а-кодеш (место хранения свитков Торы) располагался у той стены, к которой обращены лица людей, читающих Шемоне Эсре.

Так же, в сторону востока, молятся и евреи США. Но все остальные — в соответствии с правилами, изложенными выше.

В Израиле, к примеру — в Хайфе или Цфате, евреи молятся, поворачивая лица в южную сторону, в Беэр Шеве — в сторону севера, а в Тель Авиве — к востоку. Указываю здесь лишь основные направления. Конкретно это может быть, скажем, юго-восток, юго-запад и т.п.

1) Галаха запрещает есть до молитвы.

2) Разрешено только больным есть до молитвы.

3) Если не можешь победить свое животное начало, и не можешь молиться на голодный желудок, то и на это есть галаха:
надо встать на часик или два раньше, выпить стакан кофе или чаю, а потом молиться.

4) выражение : «Лучше есть чтобы молиться, нежели молиться чтобы есть». относится к проявлению » Закон что дышло».
=========================
=========================

Женщины освобождены от всех предписывающих заповедей,
связанных со временем, например от чтения молитвы утром, в полдень и вечером.

Это объясняется, во- первых, обязанностями женщины как хозяйки дома и матери, которая не должна бросать кормить ребенка ради соблюдения графика молитв, а во- вторых, тем, что иудаизм считает женщину более доброй, милосердной и справедливой, т.е. более нравственно совершенной, чем мужчина.
============================
===============================

Читайте также:  Боли в голодном желудке понос

Нельзя ни в коем случае. Произнося это, ты
рождаешь » ангела» зла — нематериальную субстанцию, которая
и на тебя действует губительно. Это -же твой » ангел».
У нас в таких случаях с определенной интонацией произносят :
» Что-б ты был здоров! » — давая понять с одной стороны свое отношение к оппоненту, а с другой — не нанести вреда ни ему, ни себе.
==================================================

1) По Закону еврей ОБЯЗАН молиться в миньяне — в группе не менее
10 человек ( закон выведен на основе сказанного в Св. Писании :
» Слава Всевышнего — во множестве народа» )

2) По Закону молиться надо в помещении , где ничто не отвлекает.

3) По Закону нельзя молиться на улице хотя-бы потому, что там есть посторонние женщины, а также кошки , собаки и пр. » нечистые » животные.

Этот закон выведен непосредственно из Торы .
В Торе упоминается о том, что наши праотцы ( Авраам, Ицхак и Йааков ) молились : один утром, другой днем, третий вечером.

Обычай приходить к Божественной литургии натощак восходит к глубокой древности – к первым векам христианства. Тогда верующие причащались Святых Христовых Таин на каждой Литургии. По сути, глубинным смыслом участия в Евхаристии как раз и является причащение каждого из нас Тела и Крови Христовых. Для того и служится это великое Таинство. Но, конечно же, для мирского и особенно семейного человека это почти невозможно в каждую Литургию. И все же нужно стремиться причащаться больше необходимого минимума (четыре раза в год – в великие посты), ведь Тело и Кровь Христовы имеют огромную силу. Они попаляют наши грехи и вселяют в нас жизнь, соединяют с Богом. Можно даже, наверное, сказать, что именно в Таинстве Причастия происходит возрождение и воскресение человека!

Обычай же ничего не кушать и не пить перед Божественной литургией все равно сохраняется, даже если вы не причащаетесь. Ведь в храме можно попить святой водички, съесть просфорочку или антидор. Эти святыньки также потребляются с определенной молитвой натощак.

Кроме того, опыт показывает, что довольно трудно молиться Богу с полным животом. Я даже знаю одного пономаря, который плотно поел перед всенощным бдением и едва смог дочитать на утрене шестопсалмие.

Но, конечно же, случаи в жизни могут быть разные. Есть определенные категории людей, которым необходимо поесть: язвенники, диабетики, беременные женщины и кормящие мамы. Бывают гипертонические кризы, когда с утра нужно выпить таблетку, чтобы дойти до храма на богослужение. Например, если такой человек хочет причаститься (а он неспособен натощак выстоять всю Литургию), то он может попросить священника, и батюшка перед службой его поисповедует и причастит запасными Дарами, а потом он уже может спокойно покушать и выстоять Литургию.

Вообще же, даже если человек не причащается, то все равно желательно приходить на Божественную литургию натощак. Ведь в этом также есть лично ваша вполне посильная жертва Богу. Когда вы, как свечечка, и в духовном, и в телесном отношении, как полый сосуд, стоите пред Богом, не отягощенные ни земными мыслями, ни необходимостью в данный момент переваривать пищу. А благодать Святого Духа свободно беспрепятственно вливается в вас…

Сначала представляем вам отрывок из письма Ребе:

Когда мы внимательно читаем это письмо, то видим, что Ребе говорит о двух причинах, которые разрешают (и обязывают) еду перед молитвой. В начале Ребе указывает причиной слабость тела, а в конце говорит о сосредоточении в молитве.

И действительно, в еврейском законе мы находим два закона на эту тему. Если человек должен есть по указанию врача (то есть жажда и голод способны повредить его здоровью), то нет вообще вопроса в том, что он должен есть перед молитвой и это не имеет никакого отношения к сосредоточении в молитве, ведь даже если такой человек может сосредоточиться, он все равно должен есть из-за здоровья. И также и здоровый человек, которому жажда и голод мешают сосредоточиться в молитве, может (и должен) поесть, как это будет объяснено ниже.

Что касается еды для лечения, то приведем еще одно письмо Ребе:

И еще несколько отрывков из писем Ребе:

И вот известно до какой степени в глазах Всевышнего ценно здоровье еврея… И понятно, что Вы должны оберегать свое здоровье, ведь для этого Тора передала врачу право давать указания о еде и питье… и нужно вести себя согласно указаниям врача. И непонятно то, что Вы пишете, что из-за этого не можете молиться. Если Вы имеете в виду, что не едите ничего до молитвы, то ведь известно из слов последних законоучителей и также постановили главы ХАБАДа, что в случаях, когда это необходимо для поддержания здоровья, можно есть перед молитвой и наоборот — это заповедь и необходимость. Особенно на основании высказывания Цемах-Цедека, что лучше есть, для того, чтобы молиться, чем молиться, для того чтобы есть.

Источник