Лабораторная работа ткани желудка под микроскопом 8 класс биология

Лабораторная работа ткани желудка под микроскопом 8 класс биология thumbnail

Биология. 8 класс. Лабораторная работа № 1 Тема:Изучение микроскопического строения тканей.

1. Рассмотрите микропрепарат эпителиальной ткани (например, эпителия полости рта). Обратите внимание на характер расположения отдельных клеток этой ткани. Они лежат так плотно одна к другой, что межклеточное вещество между ними практически отсутствует.

Зарисуйте две-три рядом лежащие клетки эпителиальной ткани. Обозначьте ядро.

hello_html_57349941.pngпопытайтесь определить вид рассматриваемой эпителиальной ткани. Для этого сравните рассматриваемый препарат с таблицей или рисунком из учебного пособия (с. 21). На препарате представлен кубический однослойный эпителий.

2. Рассмотрите микропрепарат рыхлой волокнистой соединительной ткани (например, рыхлой соединительной ткани подкожной клетчатки крысы; ткани человека и позвоночных животных имеют сходное строение, поэтому при их изучении можно пользоваться микропрепаратами, приготовленными из тканей животных). Эта ткань получила свое название благодаря рыхло расположенным, следующим в различных направлениях волокнам. Она состоит из клеток и межклеточного вещества, содержащего волокна. hello_html_1a400115.png

На препарате найдите участок с рыхлым расположением структурных элементов. При большом увеличении микроскопа рассмотрите форму соединительнотканных клеток и структур межклеточного вещества (прямые или извитые ленты — коллагеновые волокна и тонкие, ветвящиеся, образующие сеть нити — эластические волокна).

Сравните изучаемый препарат с приведенным в тетради рисунком. На рисунке обозначьте клетки и волокна.

3. Отметьте основные отличия рыхлой волокнистой соединительной ткани от эпителиальной ткани. У эпителиальной ткани клетки плотно прилегают друг к другу, нет волокон.

4. Рассмотрите препарат поперечно-полосатой мышечной ткани (для этого можно воспользоваться, например, микропрепаратом «Поперечный срез языка кролика»). При малом увеличении микроскопа найдите продольные и поперечные мышечные волокна. Переведите микроскоп на большое увеличение. Обратите внимание на форму мышечных волокон, их строение, поперечную исчерченность цитоплазмы, многочисленные ядра. hello_html_63aed2ae.png

Зарисуйте одно-два мышечных волокна, обозначьте ядра.

Почему эта ткань называется поперечно-полосатой? Эффект полосатости создаёт разная светопреломляющая способность волокон.

Чем поперечно-полосатая мышечная ткань отличается от гладкой мышечной ткани? Гладкая мышечная ткань представлена заостренными на концах клетками с одним ядром.

В каких органах человека располагается поперечно-полосатая мышечная ткань? Ответ: в сердце человека.

5. Рассмотрите микропрепарат нервной ткани («Нервные клетки (нейроны) передних рогов мозга крысы»).

Нервные клетки позвоночных животных и человека (нейроны) имеют отросчатую форму. Наличие отростков в таких типах клеток является приспособлением к восприятию и проведению нервного импульса.

На поперечном срезе спинного мозга при малом увеличении в центре виден канал, окруженный со всех сторон веществом в форме бабочки. Ткань этого вещества состоит преимущественно из тел нейронов и окружающих нейроны мелких клеток. При большом увеличении микроскопа рассмотрите форму нейронов (на препарате — крупные клетки, окрашенные в синий цвет). От тела нейрона, содержащего ядро с крупным ядрышком, отходит несколько отростков. Они придают клетке разветвленную неправильную форму. Отростки отходят в разных направлениях, могут изгибаться в разных плоскостях. Поэтому проследить их на большом расстоянии в срезе невозможно; видны лишь начальные, отходящие от тела клетки участки отростков.

Зарисуйте несколько нервных клеток. Обозначьте ядро, ядрышко, отростки нейронов. hello_html_2aba5f40.png

2. Какая ткань образует железы? Ответ: железистый эпителий.

3. В чем состоит основная особенность тканей внутренней среды? У неё сильно развито межклеточное вещество.

4. В стенках каких органов располагается гладкая мышечная ткань? В стенках половых внутренних органов.

5. Благодаря сокращению каких мышц осуществляется движение организма человека? Благодаря сокращению скелетных мышц человека.

6. Какие ткани участвуют в заживлении ран? Участвуют ткани внутренней среды, эпителиальная.

7. Какие ткани лишены кровеносных сосудов? Кровеносных сосудов лишены нервные ткани.

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение микроскопического строения тканей.

Цель: Изучить особенности микроскопического строения тканей организма

человека.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты эпителиальной, соединительной,

мышечной и нервной тканей.

Ход работы

  1. Рассмотрите микропрепарат эпителиальной ткани.

Обратите внимание на характер расположения отдельных клеток этой ткани. Как относительно друг друга расположены эти клетки? Есть ли между клетками межклеточное вещество? Если есть, то много или практически отсутствует? Какие функции выполняет эпителиальная ткань?

Зарисуйте клетки эпителиальной ткани. Обозначьте ядро.

  1. Рассмотрите микропрепарат соединительной ткани.

Как относительно друг друга расположены клетки соединительной ткани? Есть ли между ними межклеточное вещество (много, мало)? Какие функции выполняет эта ткань? Зарисуйте клетки соединительной ткани.

Читайте также:  От чего бывает утолщение стенки желудка

3. Рассмотрите микропрепарат крови. Какие клетки входят в состав крови? Какие функции выполняет кровь? Зарисуйте клетки крови и подпишите их.

4. Рассмотрите препарат мышечной ткани.  Какие функции выполняет мышечная ткань?

Зарисуйте одно-два мышечных волокна, обозначьте ядра.

Почему эта ткань называется поперечно-полосатой? Что придает этой ткани полосатость?

5. Рассмотрите микропрепарат нервной ткани 

Зарисуйте несколько нервных клеток. Обозначьте ядро, ядрышко, отростки нейронов. Какие функции выполняет нервная ткань?

6. Ответьте на вопросы.

1) Какая ткань образует железы?

2) В чем состоит основная особенность тканей внутренней среды?

3) В стенках каких органов располагается гладкая мышечная ткань?

4) Благодаря сокращению каких мышц осуществляется движение организма человека?

5) Какие ткани участвуют в заживлении ран?

6) Какие ткани лишены кровеносных сосудов?

Сделайте вывод по проделанной работе

Источник

Лабораторная работа №1

«Рассматривание тканей человека под микроскопом»

Цель: познакомиться с типами и видами тканей человека, уметь различать типы и виды тканей под микроскопом, находить их особенности.

Задание

Используя теоретический материал и рассмотрев предложенные микропрепараты, заполните таблицу:

Особенности

типа ткани

Функция

Теоретическая часть.

В начале деления все клетки развивающегося зародыша одинаковы, но затем происходит их специализация. Некоторые из них выделяют межклеточное вещество. Группы клеток и межклеточное вещество, имеющие сходное строение и происхождение, выполняющие общие функции, называются тканями. Каждый орган состоит из нескольких тканей, но одна из них, как правило, преобладает в организме животных и человека четыре группы основных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. В мышцах, например, преобладает мышечная ткань, но наряду с ней встречаются и соединительная, и нервная. Ткань может состоять как из одинаковых, так и из различных клеток. Межклеточное вещество тоже может быть однородным, как у хряща, но может включать различные структурные образования в виде эластичных лент, нитей, придающих тканям эластичность и упругость.

Эпителиальные (покровные) ткани (рис. 1) находятся на наружной поверхности кожи. Кроме того, они выстилают внутреннюю поверхность кровеносных сосудов, дыхательных путей, мочеточников. К эпителиальным тканям относится и железистая ткань, вырабатывающая различные секреты (пот, слюну, желудочный сок, сок поджелудочной железы). Многообразие функций привело к значительному разнообразию эпителиальных тканей. Однако все они имеют ряд общих свойств. Их клетки располагаются тесными рядами в один или несколько слоев, имеют незначительное количество межклеточного вещества, могут слущиваться и заменяться новыми. В связи с разнообразием функций строение клеток эпителиальных тканей различается. Так, мерцательный эпителий дыхательных путей имеет реснички, с помощью которых удаляется пыль, осевшая на влажную поверхность трахеи и бронхов. Эпителиальные клетки желудка способны накапливать секрет в цитоплазме. Затем они отторгаются, попадают в полость желудка и там разрушаются, высвобождая желудочный сок.

Соединительные ткани (рис. 2) обладают еще большим разнообразием. К ним относятся опорные ткани — хрящевая и костная, жидкая ткань — кровь, эластичная рыхлая соединительная ткань, разделяющая мышечные волокна, жировая ткань, плотная соединительная ткань, входящая в состав сухожилий.

Все эти разнообразные ткани имеют общую особенность — наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани. В костной ткани межклеточное вещество твердое и прочное, а в хрящевой — прочное и эластичное. В крови оно жидкое, так как выполняет транспортную функцию. Соединительная ткань встречается в оболочках органов, которым приходится сильно растягиваться: в матке, желудке, кровеносных сосудах и пр. Благодаря соединительной ткани кожа может смещаться относительно мышц и костей, к которым прикреплена.В соединительной ткани есть клетки, способные бороться с микроорганизмами, а в случае поражения основной ткани какого-либо органа она способна заменить утраченные элементы. Так, образующиеся после ранений шрамы состоят из соединительной ткани. Правда, выполнять функции той ткани, которую соединительная ткань заменила, она не может.

Свойства мышечной и нервной тканей. Мышечная и нервная ткани реагируют на раздражение по-разному: нервная ткань вырабатывает нервные импульсы — электрохимические сигналы. С их помощью она регулирует работу клеток, связанных с нею. Мышечная ткань сокращается. Таким образом, нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью: при возбуждении проводит нервные импульсы. А мышечная ткань обладает возбудимостью и сократимостью. Разновидности мышечной ткани. Существуют три разновидности мышечной ткани: гладкая, поперечнополосатая (рис.3) и сердечная.

Читайте также:  Желудки индейки по корейски

Гладкая мышечная ткань состоит из веретеновидных клеток с одним палочковидным ядром. Эта ткань обеспечивает работу кровеносных сосудов и внутренних органов, например желудка, кишечника, бронхов, то есть органов, работающих по мимо нашей воли, автоматически. С помощью гладких мышц изменяются размеры зрачка, кривизна хрусталика глаза и т.д. Поперечнополосатая мышечная ткань образует скелетные мышцы, которые работают как рефлекторно, так и по нашей воле (произвольно), например перемещают тело в пространстве. Они способны как к быстрому сокращению, так и к длительному пребыванию в сокращенном или расслабленном состоянии. Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из длинных многоядерных волокон. Ядра мышечного волокна обычно располагаются под наружной мембраной. Среднюю часть мышечного волокна занимают сократительные нити. Они состоят из чередующихся пластинок белков разной плотности (актина и миозина), поэтому в оптическом микроскопе кажутся исчерченными поперек (поперечнополосатыми). Сердечная мышечная ткань тоже состоит из мышечных волокон, но они имеют ряд особенностей. Во-первых, здесь соседние мышечные волокна соединены между собой. Во-вторых, они имеют небольшое число ядер, расположенных в центре волокна. Благодаря такому строению возбуждение, возникшее в одном месте, быстро охватывает всю мышечную ткань, участвующую в сокращении. Нервная ткань включает два типа клеток: собственно нервные клетки — нейроны и вспомогательные клетки — нейроглии. Главная особенность нейронов — высокая возбудимость. Они получают сигналы из внешней и внутренней среды организма, проводят и перерабатывают их, что необходимо для управления работой органов. Нейроны собраны в очень сложные и многочисленные цепи, которые необходимы для получения, переработки, хранения и использования информации. Нейроглия выполняет ряд вспомогательных функций. Например, питательные вещества из кровеносного сосуда поступают сначала в клетки нейроглии, там перерабатываются и только после этого попадают в нейроны. Клетки нейроглии выполняют и опорную роль, механически поддерживая нейроны. Нейрон (рис. 4) состоит из тела и отростков. В теле нейрона находится ядро с округлыми ядрышками. Отростки нейрона различаются по строению, форме и функциям.

Дендрит — отросток, передающий возбуждение к телу нейрона. Чаще всего у нейрона несколько коротких разветвленных дендритов. Однако бывают нейроны, у которых имеется только один длинный дендрит. Аксон – это длинный и единственный отросток, который передает информацию от тела нейрона к следующему нейрону или к рабочему органу. Аксон ветвится только на конце, образуя короткие веточки – терминали. Часть длинного отростка дендрита или аксона, покрытая оболочками, называется нервным волокном. Напомним, что главные свойства нервной ткани — возбудимость и проводимость. Синапсы образуются в местах контакта аксона с клетками, которым он передает информацию (рис. 4, Б). Эти участки аксона несколько утолщены, так как содержат пузырьки с раздражающей жидкостью. Когда нервные импульсы доходят до синапса, пузырьки лопаются, жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на оболочку клетки, принимающей информацию. Это может быть другой нейрон, мышечная или железистая клетка. В зависимости от состава и количества биологически активных веществ, содержащихся в жидкости, принимающая информацию клетка может возбудиться и усилить свою работу, либо затормозиться — ослабить или вовсе прекратить ее.

Воспринимающие информацию клетки обычно имеют много синапсов. Через одни из них они получают стимулирующие сигналы, через другие — отрицательные, тормозные. Все эти сигналы суммируются, после чего следует изменение работы.

hello_html_m862067a.png

hello_html_m6b4dfbb.png

hello_html_29392b4a.png

hello_html_30c4de07.png

hello_html_m1af37274.jpg

hello_html_4596e5b6.jpg

Источник

Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Составила:Корнева Екатерина Сергеевна, учитель биологии ГБОУ гимназия №513 Невского района Санкт-Петербурга.

Тип урока: лабораторная работа

Место урока в системе уроков: к разделу «Строение организма человека»; тема «Ткани»

Формы работы: индивидуальная, в парах.

Цель урока: создать условия для формирования представления о строении клеток и различных типов тканей организма человека.

Задачи урока:

  1. Закрепить материал о строении клеток; 

  2. Сформировать понятие «ткань», познакомить с основными видами тканей организма человека;

  3. Дать представление о тесной взаимосвязи строения клетки и выполняемой ею функции;

  4. Развить навыки самостоятельной работы с микроскопом и микропрепаратами в процессе выполнения лабораторной работы.

Читайте также:  В районе желудка бурлит

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению микроскопических структур (клетка, ткани) организма человека;

Метапредметные: развитие умений работать с разными источниками информации; развитие умений анализировать и оценивать информацию и преобразовывать ее; овладение навыками исследовательской деятельности;

овладениеучащимися УУД:

коммуникативными: умение работать в парах (если работа ведется в парах), уметь слушать и вести диалог;

регулятивными: оценивать свою работу на уроке; уметь планировать свою деятельность согласно поставленной задаче;

познавательными: формирование познавательной активности и творческого мышления, умение обобщать и систематизировать информацию, самостоятельно работать с информацией (оценивать, анализировать и выделять главное, оформлять таблицу, делать рисунки);

Предметные:выделение существенных признаков клеток растений и животных на микропрепаратах; выявление взаимосвязи строения и функций клеток, тканей; узнавание структур клеток и типов тканей по микропрепаратам.

Формы и методы диагностики результатов:

  1. Оценка личностных результатов учащихся.

  2. Самооценка учащихся.

Время лабораторной работы:40-45 минут.

Инструктивная карта обучающегося 8 класса.

Лабораторная работа № 1.

Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Цель работыРассмотреть строение растительной и животной клетки, выявить черты сходства и отличия, доказывающие единство происхождения организмов и сформировать представление о взаимосвязи строения групп клеток с выполняемыми ими функциями.

Оборудование: микроскоп, гистологические микропрепараты, рисунки тканей (учебника или инструктивной карты), микропрепарат поперечного среза листа камелии.

Термины:

Клетка – структурно-функциональная единица живого организма. Все клетки, входящие с состав тканей организма человека, относятся к ядерным (эукариотическим) клеткам, т.е. имеют ядро и относятся к животным клеткам.

Межклеточное вещество – вещество между клетками данной ткани, являющееся результатом их деятельности.

Цитология – наука изучает клетки. В 1665 г. Роберт Гук впервые открыл существование клетки при изучении среза коры пробкового дерева.

Органоид – часть клетки, выполняющая функции, свойственные органам в многоклеточных организмах

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, имеющих общее строение, происхождение и выполняющих единую функцию.

Ход работы:

  1. Рассмотреть микропрепарат «Поперечный срез листа камелии» (клетки растений). Сделайте рисунок растительной клетки, обозначив основные части. На рисунке постараться передать форму клеток. Каковы особенности строения клеток растений, чем это обусловлено? (Для работы используйте рисунок №1. Клетки растений. Приложение 1).

  2. Рассмотреть микропрепарат эпителиальной ткани (плоский эпителий). Сделайте рисунок клетки организма человека. Каковы особенности строения клеток человека? Что общего и отличного в строении клеток растений и человека? (Для работы используйте рисунок №2. Клетки животных. Приложение 1).

  3. Сформулируйте предположение, чем обусловлена общность строения клеток растений и человека.

  4. Рассмотрите поочередно выданные  препараты тканей человека.

  5. Изучите, сравните их строение и зарисуйте; для работы используйте рисунки учебника или предложенные рисунки инструктивной карты (Приложение 1).

  6. Опишите особенности строения каждой ткани, укажите, какие функции они выполняют и где встречаются в организме. Результаты запишите в виде таблицы.

Таблица: Строение и функции различных типов тканей человека.

Название ткани

Рисунок

Вид клеток и ядра

Наличие межклеточного вещества

Взаимное расположение клеток

Местонахождение ткани (в каких органах)

Выполняемые функции ткани

Эпителиальная

hello_html_m382f4154.jpg

Мелкие, «амебоидновидные» с ядром

Оотсутствует

Плотно друг к другу

Кожа, слизистые оболочки рта, полости носа

Защитная, изоляционная,

покровная

Соединительная

Мышечная

Нервная

4) Сделать вывод, согласно поставленной цели работы. Вывод помогут сделать ответы на вопросы:

  • Существуют ли сходные черты в строении данных клеток? О чем свидетельствует наличие общих черт строения клеток?

  •  Отметили ли вы черты различия клеток? Каковы причины их возникновения?

  • Как особенности строения тканей связаны с выполненными функциями? Каково значение многообразия клеток для многоклеточного организма?

Оцени свою работу на уроке по пятибалльной шкале:

Итого (средний балл)

Приложение 1. Клетки и ткани.

hello_html_m2ccf54f0.pnghello_html_m1e9773ea.jpg

Рисунок 1. Клетка растения Рисунок 2. Клетки животного (эпителий)

hello_html_m6b606080.pnghello_html_36f868ac.png

Рисунок 3. Нервная ткань. Рисунок 4. Мышечная ткань.

hello_html_5fb821b.jpghello_html_m9c29a48.png

Рисунок. 5 Хрящевая соединительная ткань. Рисунок 6. Костная соединительная ткань.

hello_html_60cc382a.jpghello_html_m1e425017.jpg

Рисунок 7. Кровь (соединительная ткань). Рисунок 8. Эпителиальная ткань.

Источник