Костел вознесения девы марии в желудке

Костел вознесения девы марии в желудке thumbnail

Для начала хочу ознакомить вас с рядом понятий для лучшего понимания описания костела.

Неф – вытянутое помещение, часть интерьера, которая ограничивается с одной или с обеих сторон (вдоль) рядом колонн.

Базилика – строение прямоугольной формы, состоящая из нечетного числа разной высоты нефов. Нефы разделяются в продольном направлении рядами колонн. Центральный неф шире и выше остальных. Свет в центральный неф проникает с окон второго яруса.

Центральный неф завершается апсидой – полукруглым или граненным выступом здания, который перекрывается полукуполом или смыкается полусводом. Здесь располагается алтарь. Апсиды в христианских храмах располагаются в восточной части.

Трансепт – поперечный неф, который пересекает основной неф под прямым углом. Он выступает своими краями из основного здания, тем самым получается форма креста. Их использовали для увеличения пространства перед алтарем.

Эпитафии – изречения, написанное по поводу чей либо кончины.

Балюстрада – ограждение, которое состоит из ряда столбиков, соединенных сверху горизонтальной балкой, перилами.

Ну а теперь начнем рассматривать Страговский костел…

Костел Вознесения Девы Марии возводился в виде трехнефной базилики с плоским деревянным сводом, которая пересечена трансептом. На востоке расположены три одинаковые апсиды.

Восточная сторона Страговского костела Вознесения Девы Марии

Костел оснащен башнями, которые стоят сегодня, как и ранее. После пожара 1258 года вместо сгоревшего свода костела построили новый, а самому костелу придали стиль ранней готики. В северной части построили часовню Святой Урсулы, которая после всех нашествий на монастырь оставалась единственным местом для проведения богослужений.

При аббате Яне Логилие костел Вознесения Девы Марии перестраивают в стиле ренессанса и поздней готики. Пришедший на смену Логилие аббат Кашпар Квестенберг увеличил костел в западном направлении на 7 метров, создал новый фасад, главный портал которого сохранился до наших дней. К южному нефу, где ранее располагалась часовня Святых Ангелов-хранителей, пристроили часовню Девы Марии из Пассуа. В таком виде костел просуществовал до 1742 года. В боях с французами и баварцами были повреждены башни, свод и фасад костела, а также часовня Святой Урсулы. За реставрацию последствий этого события взялся итальянский архитектор Анселма Лурага. Он привнес в экстерьер костела барочный стиль, что мы можем наблюдать сегодня.

Внутренне убранство костела Вознесения Девы Марии является образцом барочного стиля. Длина центрального (главного) нефа – 63 метра, ширина- 10 метров, а высота 16 метров. Доминантой его является главный алтарь, выполненный из мрамора в 1768 году Йозефом Лауерманном. Десять мраморных алтарей боковых нефов также выполнены этим мастером. Они расположились у колонн, отделяющих боковые нефы от центрального. Центром главного алтаря служит позолоченная резьба, на которой изображено Вознесение Девы Марии и Святая Троица. По бокам дарохранительницы с 1873 года разместились деревянные позолоченные статуи Святого Августина, Святого Норберта, Святого Готтфрида, Германа-Иосифа.

Интерьер костела Вознесения Девы Марии: впереди главный алтарь, по бокам видны алтари боковых нефов

В алтарной части центрального нефа присутствуют эпитафии, посвященные основателям Страгова, а также аббату Яну Логилие, сделавшему очень много для возрождения Страговского монастыря.

Привлекают к себе внимание резные скамейки алтарной части костела, изготовленные во времена аббата Кашпара Квестенберга, маленькие органы 1685 года, которые сопровождали пение хора монахов, 12 фресок, на которых отображены эпизоды из жизни Святого Норберта в великолепной лепнине. Отделяет алтарную часть центрального нефа мраморная балюстрада. Она украшена позолоченной металлической решеткой, которая задекорирована деревянной лепкой. Похожими решетками, только лишенные лепки, украшены входы в боковые часовни и на лестницу из мрамора, ведущую к церковной кафедре.

Перед балюстрадой размещен бронзовый алтарь, изготовленный в 90-х годах прошлого века Эгино Вайнертом. В верхней западной части костела расположился большой орган, построенный во времена, когда монастырем руководил аббат Ян Логилия. На этом органе в 1787 году играл Моцарт. Картины, которыми украшены другие алтари костела, принадлежат кистям Михаела Л.Вилмана, Франтишка К.Палка, Яна К.Лишки. Над статуями алтарей вел работу Ян А.Квиттайнер.

В боковых нефах костела разместились инкрустированные исповедальни 1783 года, над которыми работал монах Шимон Труска. В северном нефе, как и в центральном, резные скамейки выполнены также монахом монастыря Мелихаром Элгассе в 1706 году. В южном боковом нефе находится вход в часовню Девы Марии из Пассау.

Во второй половине XVII века здесь был установлен деревянный алтарь, где поместили копию иконы Девы Марии, которая по сей день храниться в монастыре Пассау. Алтарь является хранителем мощей Святых Деодата и Виктора.

Под часовней Девы Марии находится грот героя тридцатилетней войны генерала Паппенгайма. Северный боковой неф имеет вход в часовню Святого Креста с алтарем из мрамора и барочной скульптуры Ецце Гомо. Особо впечатляют здесь фреска Сиарда Носецкого, изображающая Христа перед Понтием Пилатом. Также к северному боковому нефу прилегает часовня Святого Норберта. Некогда здесь размещалась часовня святой Урсулы, изначально построенная в готическом стиле, а после переделанная в барочном.

Читайте также:  Как прочистить желудок котенку в домашних условиях

Часовня северной части костела ранее носящая имя Святой Урсулы, а после переименована Часовню Святого Норберта

Однако в 1873 году по распоряжению аббата Войтеха Грона сюда перенесли мощи основателя премонстратского ордена Святого Норберта. Они были уложены в позолоченный саркофаг, выполненный в стиле классицизма, в алтаре часовни. За алтарем в витраже XIX века Святой Норберт изображается с Рицуерой и Гюго.

Интерьер костела вознесения Девы Марии очень сложно описать подробно словами. Все это, конечно же, надо видеть. Одно скажу – интерьер очень богат: витражи, мраморные алтари в окружении ангелов, расписные фресками купола и стены, картины алтарей, резные деревянные скамейки, кафедра, золоченная лепнина на стенах, арках, сводах, органы, отделанные золоченными скульптурами ангелов и резным декором, не могут оставить равнодушным даже самого требовательного ценителя.

Источник

Êíèãà: Ãîðîäà Áåëàðóñè â íåêîòîðûõ èíòåðåñíûõ èñòîðè÷åñêèõ ñâåäåíèÿõ. Ãðîäíåíùèíà

ÊÎÑÒÅË ÂÎÇÍÅÑÅÍÈß ÍÀÈÑÂßÒÅÉØÅÉ ÄÅÂÛ ÌÀÐÈÈ È ÅÃÎ ÓÑÛÏÀËÜÍÈÖÀ

ÊÎÑÒÅË ÂÎÇÍÅÑÅÍÈß ÍÀÈÑÂßÒÅÉØÅÉ ÄÅÂÛ ÌÀÐÈÈ È ÅÃÎ ÓÑÛÏÀËÜÍÈÖÀ

(Ïî ìàòåðèàëàì ðàéîííîé êíèãè «Ïàìÿöü»)

Ïåðâûé êîñòåë â ìåñòå÷êå Æåëóäîê ïîñòðîèëè â 1490 ã. ïî óêàçó âåëèêîãî êíÿçÿ Êàçèìèðà IV.  1506 ã. ýòîò äåðåâÿííûé õðàì ñîæãëè êðûìñêèå òàòàðû.

 1529 ã. êîñòåë â ìåñòå÷êå áûë âîññòàíîâëåí ïî óêàçó êîðîëÿ Ñèãèçìóíòà Ñòàðîãî.

 1686 ã. (ïî äðóãèì äàííûì â 1682 ã.) ìèíñêèé ïîä÷àøèé, Ëèäñêèé ïîäêîìîðèé, ñòàðîñòà êðåâñêèé è ëèäñêèé Êàçèìèð Ôðàíöêåâè÷-Ðàäçèìèíñêèé âìåñòå ñ æåíîé Àëåêñàíäðîé îñíîâàë â Æåëóäêå ìîíàñòûðü êàðìåëèòîâ ñ êîñòåëîì. Ìîíàñòûðü ïðîñóùåñòâîâàë äî 1832 ã. ×òî êàñàåòñÿ çäàíèÿ êîñòåëà, òî îíî â 1839 ã. áûëî ïåðåäàíî ïîä ëàçàðåò ýñòëÿíäñêîãî åãåðüñêîãî ïîëêà.

 1854 ã. èç áóòîâîãî êàìíÿ è êèðïè÷à íà ãëàâíîé óëèöå Æåëóäêà áûë ïîñòðîåí â ñòèëå ïîçäíåãî êëàññèöèçìà êîñòåë Âîçíåñåíèÿ Íàèñâÿòåéøåé Äåâû Ìàðèè. Åãî ôóíäàòîðîì ñ÷èòàåòñÿ Ãåðìàíèöèÿ Óðóñêàÿ, à àâòîðîì ïðîåêòà — àðõèòåêòîð Êàðîëü Ïîä÷àøèíñêèé. Õðàì — ïðÿìîóãîëüíûé â ïëàíå, íàêðûò äâóõñêàòíîé êðûøåé, îñíàùåí òðåóãîëüíûì ôðîíòîíîì íà ãëàâíîì ôàñàäå. Âõîä îôîðìëåí ìàññèâíûì ÷åòûðåõóãîëüíûì ïîðòèêîì.

Костел вознесения девы марии в желудке

 íà÷àëå XX â. â àðõèòåêòóðå õðàìà ïðîèçîøëè íåêîòîðûå èçìåíåíèÿ — áûëà ñíÿòà âîñüìèãðàííàÿ øàòðîâàÿ êîëîêîëüíÿ íàä ãëàâíûì ôàñàäîì è òàêàÿ æå ïî ôîðìå ñèãíàòóðêà íàä àëòàðíîé ÷àñòüþ.

 çàëå íà áîêîâûõ ñòåíàõ ïðåñáèòåðèÿ äâå áåëîìðàìîðíûå ìåìîðèàëüíûå äîñêè ñ áàðåëüåôíûìè èçîáðàæåíèÿìè ãðàôèíè Ã. Òèçåíãàóç (1822-91) è ãðàôà Ñ. Óðóñêîãî (1817-90), ìàðøàëêà øëÿõòû Âàðøàâñêîé ãóáåðíèè. Â êîñòåëå õðàíèëàñü ÷óäîòâîðíàÿ èêîíà Áîãîðîäèöû, ïåðåíåñåííàÿ ñþäà èç äåðåâÿííîé ÷àñîâíè äåðåâíè Êðàñóëè. Îá ýòîé èêîíå èçâåñòíî, ÷òî îíà áûëà ïðèâåçåíà ïàíîì Âàñèëèåì Ãóáàðåì èç Ñìîëåíñêà â 1523 ã.  æåëóäîêñêèé êîñòåë èêîíà ñîáèðàëà òûñÿ÷è ïàëîìíèêîâ.

×òî êàñàåòñÿ óñûïàëüíèöû âëàäåëüöåâ Æåëóäêà, òî îíà ðàñïîëàãàåòñÿ ïîä àëòàðåì. Âñåãî â íåé ïÿòü ìðàìîðíûõ ïëèò. Ïîä êàæäîé ïëèòîé ðàçíûå çàõîðîíåíèÿ. Èç ñêëåïà êîñòåëà êàðìåëèòîâ, çäàíèå êîòîðîãî íå ñîõðàíèëîñü, â çäàíèå êîñòåëà Âîçíåñåíèÿ (íûíå äåéñòâóþùåãî) áûëè ïåðåíåñåíû îñòàíêè Òèçåíãàóçîâ ñ XVIII â. Ýòî áûëî ñäåëàíî ïî ðàñïîðÿæåíèþ Ãåðìàíèöèè Óðóñêîé (Òèçåíãàóç), ïðèìåðíî, â 50-å ãã. XIX â.  íîâûé ñêëåï ïðîñëåäîâàëè è îñòàíêè ïîäñêàðáèÿ íàäâîðíîãî, êîòîðûé óìåð 31 ìàðòà 1785 ã. â Âàðøàâå. Îíè, åùå îñòàíêè åãî áðàòà Ìèõàèëà è èõ îòöà Áåíåäèêòà — âñå áûëè ïåðåçàõîðîíåíû âìåñòå ïîä îäíîé ïëèòîé. Íà ýòîé ïëèòå òàê è íàïèñàíî íà ïîëüñêîì: «Òóò ïîêîÿòñÿ îñòàíêè ÷ëåíîâ ðîäà ãðàôîâ Òèçåíãàóçîâ ñ XVIII ñòîëåòèÿ ïåðåíåñåííûå èç ãðîáîâ ñòàðîãî êîñòåëà â ýòó ñâÿòûíþ». Îá îñòàëüíûõ ÷åòûðåõ çàõîðîíåíèÿõ ýòîãî ñêëåïà ÿ ðå÷è íå âåäó.

Èòàê, Àíòîíèé Òèçåíãàóç ïîõîðîíåí â îáùåé ñåìåéíîé ìîãèëå… Ãäå òîëüêî âîçìîæíî ÿ ãîâîðèë: íà ïëîùàäÿõ Ãðîäíî è Ïîñòàâ äîëæíû ñòîÿòü ïàìÿòíèêè íå Ëåíèíó, à âåëèêîìó ïîäñêàðáèþ Àíòîíèþ Òèçåíãàóçó. Ýòîò ÷åëîâåê ïîñâÿòèë ñâîé òàëàíò, ïîëîæèë çäîðîâüå ñâîå, îòäàë âñå ñèëû ñâîè, ôèçè÷åñêèå è ìîðàëüíûå, ðåøåíèþ îäíîé çàäà÷è — ïîäòÿíóòü, ïðèáëèçèòü íàøå ãîñóäàðñòâî ê öèâèëèçîâàííîìó ìèðó. Ïîýòîìó íàì ñëåäóåò çíàòü, ãäå åãî ìîãèëà è õîòÿ áû ðàç â æèçíè íàâåäàòü åå.

Источник

Доброго времени суток драйвовчане! Наконец-то дошли руки до следующей части. Предыдущие: Отпуск в Беларуси. Часть 1: Дорога и немного вечернего Минска, Отпуск в Беларуси. Часть 2: Поездка на Линию Сталина, Отпуск в Беларуси. Часть 3: Мирский замок и держим путь на Брест, Отпуск в Беларуси. Часть 4: Брестская крепость, Отпуск в Беларуси. Часть 5. Железнодорожный музей и вечерняя прогулка по центру Бреста, Отпуск в Беларуси. Часть 6: Каменецкая Вежа и велопокатушки по Беловежской пуще.
После Бреста, мы вернулись на несколько дней в Минск, перед тем как стартануть домой. И естественно мы не могли не навестить нашего лучшего старого друга в Борисове. Захватив его, решили всеми вместе прокатиться по нескольким интересным и значимым местам. По которым он нам провел небольшую экскурсию)
Пунктом первым стала деревня Студенка на левом берегу Березины к северо-западу от Борисова. Сейчас от нее до города 15 км. Она является одним из значимых мест также как и Брилево поле в боевых столкновениях войны 1812 года.
Именно здесь форсировали Березину войска Наполеона. Французы создали на правом берегу устойчивый плацдарм и построили два моста из крестьянских хат, разобранных в Студёнке и Брылях — один для пехоты, другой для кавалерии и обозов. За два дня, 14 — 15 (26 — 27) ноября, по ним на правый берег переправилась основная часть боеспособных французских войск, в том числе 15 (27) ноября сам Наполеон с гвардией.

Читайте также:  Признаки инородного тела в желудке

Полный размер

Памятный знак на переправе войск Наполеона. Сам император провел ночь в этих местах Памятник установлен в начале 20 века. Примерные координаты 54.326841, 28.353259. Пришлось немного поколесить по деревне в поисках)

Полный размер

Памятный знак победе русских войск на Березине. Координаты 54.325461, 28.355628.

На Брилево поле к сожалению не заглянули.

Полный размер

Березина. Здесь французские войска, несмотря на весьма неблагоприятные условия, смогли удержать позиции на обоих берегах реки и обеспечить переправу боеспособных частей — свыше 30 тысяч человек. Были сохранены подразделения гвардии, все маршалы, значительная часть генералитета и офицерского корпуса. Потери французов непосредственно в боях убитыми, ранеными и пленными составили около 10 тысяч человек, русских — до 9 тысяч.

Полный размер

Памятник жертвам войны. Координаты 54.328709, 28.359578. После того как армия Наполеона пошла на Зембин и далее на Молодечно. На левом берегу остались обозы, толпы деморализованных солдат из перемешавшихся остатков разбитых частей (в своем большинстве из войск стран-союзников) и множество гражданских лиц, всего до 40 тысяч. Охваченные ужасом, они в поисках спасения кидались в ледяную реку и погибали тысячами. Современники, видевшие эту бойню, засвидетельствовали: «Между построенными неприятелем мостами расстоянием на 500 саженей (1,067 км.) поле и река так завалены мертвыми телами и лошадьми, что местами можно было по ним идти пешком через реку».Кроме того, от 30 до 40 тысяч человек, потерянных на Березине погибшими и пленными, это солдаты из остатков распавшихся воинских частей и гражданские лица, отступавшие вместе с армией. Жилища крестьян из деревень Брыли, Студенка и Ухолоды французские саперы разобрали для строительств мостов. Остатки строений пошли на костры. Судьба несчастных обитателей этих селений, а также окрестных деревень Житьково, Занивки, Стахово и других однозначно была трагической. В самом Борисове, по официальным данным, сгорели 214 жилых домов, 127 амбаров и сараев, сотни других построек.

А мы продолжили путь дальше. По трассе через Зембин ( к нему мы вернемся позже) мы отправились в Хатынь.

Полный размер

Об этом тяжелом месте все полагаю наслышаны и в отдельном описании не нуждается.

Полный размер

Кладбище деревень

Полный размер

Списки сожженных в Беларуси деревень ужасают но еще более ужасает мысль сколько их было уничтожено на всей оккупированной территории Советского Союза.

Полный размер

Участь зверски замученных и убитых людей чуть не разделили моя прабабушка и дедушка. При отступлении немецких войск после разгрома под Кантемировкой во время Острогожско-Россошанской операции, в деревню где жили мои родные пришли каратели. Они согнали всех в старый амбар и намеривались расправиться с ними. На счастье в деревню ворвался передовой отряд кавалерийской части, которая наседала на пятки окупантам и спасла от смерти.

Полный размер

На месте каждого сожженного дома установлена импровизированная колокольня со списком членов каждой семьи убитой в Хатыни.

Полный размер

По большей части это были женщины, старики и дети… Вечная им память.

На обратном пути в Борисов, мы остановились в Зембине.

Полный размер

Целью стал костел Вознесения Девы Марии

Полный размер

Рядом с костелом находится старое католическое кладбище, пришедшее в полное запустение.

Полный размер

Самые свежие надгробные плиты датируются 20ми годами 20го века, самые старые которые удалось найти — с трудом читаются но удалось разобрать 17-18 век

Полный размер

В 1640 году в Зембине был основан монастырь ордена доминиканцев. Инициаторами этого были Адам Сакович и его жена Марианна, урожденная Тышкевич. Монахам был отдан деревянный костел Вознесения Девы Марии, возведенный в 1609-м году. Щедрая супружеская чета отписала монастырю и фольварк Поляны с правом удить рыбу из окрестных озер, варить и продавать медовуху, пиво и прочее спиртное. Монахи-доминиканцы наладили дело, а вырученные деньги пускали на содержание монастырской библиотеки. Кстати, местная библиотека была в свое время самой богатой в крае. В феврале 1708 года (во время Русско-шведской войны) местечко это облюбовал любимец русского царя Петра I Александр Меньшиков. Кавалерия под его началом харчевалась на здешних подворьях, а когда все было съедено и выпито, ускакала в Борисов. В 1790 деревянный костел сгорел, и через 20 лет на его месте был воздвигнуто новое монументальное сооружение из кирпича. При монастыре образовалась школа, имелась большая библиотека, сгоревшая во время войны 1812 года.

Читайте также:  Почему тяжело в желудке

Полный размер

Легенда гласит, что в храме исповедовался смертельно раненый французский генерал (по другим сведениям главный капеллан большой армии). Здесь он умер и был похоронен.

Полный размер

В XIX веке костел был конфискован в казну и восстановлен как религиозный храм в самом начале XX века. Его даже успели отреставрировать, но в 1932 году советская власть закрыла его снова. С тех пор костел постепенно разрушался, и сейчас от него осталась только фронтальная стена со скульптурой Девы Марии под крестом да горы кирпича между остатками стен внутри.

Полный размер

С удивлением обнаружили несколько ухоженных могил, возможно приезжают к предкам родственники.

Продолжение следует…

Источник

Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии (белор. Касцёл Унебаўзяцця Найсвяцейшай Дзевы Марыі) — католический храм в селе Дарево, Брестская область, Белоруссия. Относится к Барановичскому деканату Пинского диоцеза.

В некоторых источниках именуется успенским храмом. Это название также корректно, в Католической церкви Успение Богородицы и Её Вознесение вспоминаются в рамках одного праздника.

История[править | править код]

Известно, что новогрудский наместник Пётр Монтигердович, занимавший эту должность с 1431 по 1454 год дал деньги на постройку первого деревянного костёла в Дарево. Храм построили в 1440 году на высоком берегу над Щарой, где находится современный костел.

9 марта 1618 года решением виленского епископа капитула «…дана копна сосенок из поместья Лук на костел, строящегося в простил».

Во время Тринадцатилетней войны 1654—1667 годов храм был уничтожен. Что-то случилось и со священником, потому что туда был направлен «камендар».

Известно, что новый костел Вознесения Пресвятой Девы Марии был отстроен в 1841 году.

Накануне Первой Мировой войны, ставшего настоятеля не было. Обязанности выполняли различные ксёндзы из других приходов, среди которых и белорусский католический священник Фабиан Абрантович.

Накануне приближения фронта в 1915 прихожане во главе с о. Казимиром Иодко сняли колокола с башен костела и утопили их в Щаре. Во время боевых действий село вместе с костелом было уничтожено.

В 1926 году о. Казимир Ванькович сумел возвести часовню, где отправлял богослужения.

В 1931 в Дарево новый настоятель Станислав Шаплевич. Он активно присоединяется к строения нового храма. Проект храма разработал инженер из Барановичей Бронислав Иванчик. С бетонных немецких блиндажей местными жителями вырубаются блоки на стене костела.

В 1936 году сгорела Даревская часовенка. Это придало энтузиазма прихожанам и 15 августа 1938 года епископ Пинский Казимир Букраба освятил храм.

После присоединения Западной Беларуси к БССР в 1939 году о. Шаплевич вынужден был скрываться. Он жил у местных прихожан из разных сел и хуторов. После прихода немцев Шаплевич возобновил богослужения в костеле, но с 1942 года вновь вынужден был скрываться, так как немцы подозревали его в связи с Армией Крайовой.

Во время боев 1944 года советские войска обстреляли костел из пушек. Стены из блиндажей выдержали. (Во время реставрации в 90-е в одном из стен нашли разорвавшихся снарядов).

Ксендза Шаплевича с приходом советских войск местные жители продолжали скрывать. НКВД задержала его только 1 мая 1947 году в д. Литва. Ксендз был осуждён как американский шпион на 25 лет тюрьмы и выслан в Инту.

В 1956 году Шаплевич освободившись не уехал в Польшу, а вернулся в родной приход. Однако храм с 1949 использовался как склад. Шаплевич проводил богослужения в частных домах и в часовне деревни Макеевшчына (до 1960). После смерти батюшки в 1975 году люди продолжали требовать возвращения костела. Поэтому советские власти попытались храм уничтожить. 3 августа 1986 был совершен поджог, но сгорела только крыша. Впоследствии власти пытались разрушить стены, но стены из немецких блиндажей не поддались.

В 1990 году костел вернули верующим. Торжественное реосвящение храма состоялось 15 августа 1992 года при участии Казимира Свёнтека.

Около храма установлен бюст отцу Шаплевичу.

Ссылки[править | править код]

  • Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии в Дарево на сайте Radzima.org
  • Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии в Дарево
  • Гісторыя Дараўскага прыходу (недоступная ссылка)
  • Дыялог Здзіслаў Сіцька — Касцёл па-над Шчарай
  • Крыж заслугі. Руслан Равяка. Наша Ніва

Источник