Конспект урока на тему пищеварение в желудке

Конспект урока на тему пищеварение в желудке thumbnail

 ТЕМА: ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ И КИШЕЧНИКЕ

Цели: познакомить учащихся с особенностями строения же лудка и кишечника; процессами, происходящими в них; свойства ми ферментов желудочного сока, условиями их активности; рас смотреть роль соляной кислоты в пищеварении; роль поджелудоч ной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисун ками, данными в учебнике, извлекать из них быстро и точно нуж ную информацию; логически мыслить; выполнять несложные экс перименты, делать предположения и выводы.

Оборудование: модель торса человека; таблица «Схема строения органов пищеварения»; пробирки; водяная баня; желудоч ный сок; хлопья белка куриного яйца, полученные при кипячении 1/2 белка куриного яйца в 0,5 л воды.

Ход уроков

I.        Организационный момент.

II.        Проверка домашнего задания.

1.Выполнение задания 123 в рабочей тетради.

– Подпишите части зуба, обозначенные на рисунке цифрами:

/ – эмаль;— дентин;

  1. – пульпа;
  2. – нерв;
  3. – кость.

2.        Выполнение задания 125 в рабочей тетради.

–        Рассмотрите рисунок с изображением зубов. Напишите из на звания. Укажите функции зубов.

1 и 2 (слева направо) – резцы; служат для захватывания и от кусывания пищи;

3 – клыки; дробят, разрывают пищу (у человека они развиты относительно слабо);

4,5,6- коренные зубы; растирают, перемалывают пищу.

Кроме указанных функций, у человека зубы участвуют в члено раздельной речи, придавая своеобразную окраску отдельным звукам.

3.        Выполнение задания 126 в рабочей тетради.

–        Что происходит с пищей в ротовой полости?

(В ротовой полости пища измельчается, перетирается и сма чивается слюной, под действием ферментов слюны частично расщепляется (крахмал расщепляется до глюкозы), опробывается на качество (температура, вкус и т. д.), перемешивается и пере двигается в глотку для глотания.)

4.        Выполнение задания 127 в рабочей тетради.

–        Почему слюнные железы относятся к железам внешней сек реции? Каковы функции слюнных желез?

(Слюнные железы относятся к железам внешней секреции, так как имеют протоки и выделяют свой секрет (слюну) в полость рта.

Слюнные железы продуцируют слюну, которая смачивает пи щу, смывает со слизистой оболочки вредные или посторонние ве щества; содержит в своем составе ферменты, придающие ей клейкость и убивающие бактерий. Под действием ферментов со держащийся в пище крахмал расщепляется на более простые мо лекулы – до глюкозы.)

5.        Выполнение задания 128 в рабочей тетради.

–        Что такое слюна?

(Слюна – это секрет слюнных желез. Слюна содержит до 99,4 % воды и имеет слабокислую или слабощелочную реакцию. В ее со став входят ферменты, обеззараживающие пищу и придающие ей клейкость. Под действием ферментов слюны крахмал, содержа щийся в пище, частично расщепляется до глюкозы.)

III. Изучение нового материала.

1.        Самостоятельная работа учащихся с текстом и
рисунками, данными в учебнике на с. 156-158.

2.        Составление таблицы в ходе обсуждения изученного.

№ п/п

Название отдела пищеварительной трубки

Особенности строения

Процессы, происходящие в них

1

2

3

4

1

Желудок

•        по форме похож на большую грушу

•        вместимость 2-3 л

•        слизистая имеет много складок

•        в слизистой распо ложено 35 млн желез

•        за сутки выделяет 2 л желудочного сока

•        желудочный сок = со ляная кислота + слизь + ферменты

•        под действием соля ной кислоты гибнут микробы

•        слизь защищает сли зистую желудка от ме ханических, химиче ских и прочих повреж дений

•        под действием фер ментов расщепляются белки

•        всасываются: алко голь, минеральные со ли, вода, аминокисло ты, глюкоза

2

Тонкая кишка

•        длина 4,5-5 м

•        начальная часть называется двена дцатиперстной

•        слизистая оболоч ка тонкой кишки имеет множество сладок и покрыта бесчисленными ворсинками

•        в ней пища подверга ется действию сока поджелудочной желе зы, желчи и кишечного сока

•        ферменты двенадца типерстной кишки рас щепляют белки, жиры и углеводы

•        желчь усиливает дей ствие ферментов

•        процессы пищеваре ния в тонкой кишке состоят из трех этапов:

1)        полостное пищева-
рение;

2)        пристеночное пище-
варение;

3)        всасывание: глюкоза
и аминокислоты – в
кровь; жирные кислоты
и глицерин в лимфу, а
затем – в кровь

3

Толстая кишка

•        длина 1,5-2 м

•        один из ее участни ков – слепая кишка -имеет узкий черве образный отросток – аппендикс(дли ной 6-8 см)

•        аппендикс – орган иммунной системы

•        в толстой кишке скап ливаются остатки непе реваренной пищи, кото рые могут здесь нахо диться 12-20 часов

•        за 12-20 часов под действием бактерий происходит расщепле ние клетчатки

•        вода всасывается в кровь

3.Заслушивание сообщения на тему «Функции печени и роль желчи в процессе пищеварения».

Печень – самая крупная железа нашего тела, ее масса достигает 1500 г. Печень принимает участие в пищеварении. В ней задержи ваются и обезвреживаются многие ядовитые вещества. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена.

Печень расположена в брюшной полости под диафрагмой справа.

В отличие от всех других органов печень получает кровь из двух источников: артериальную – из собственной печеночной ар терии и венозную – из воротной вены.

Воротная вена собирает кровь из всех непарных органов брюшной полости (желудка и кишок, поджелудочной железы, се лезенки и большого сальника).

В печени вырабатывается желчь, которая по пузырному прото ку попадает в двенадцатиперстную кишку. Образование желчи в клетках печени осуществляется непрерывно, однако ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-Ю минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов. В отсутствие про цесса пищеварения желчь накапливается в желчном пузыре. Су точное количество выделяющейся у взрослого человека желчи со ставляет около 1 л.

Цвет желчи зависит от присутствия в ней красящих веществ -пигментов. Из пигментов желчи образуются пигменты мочи и кала.

Выделение желчи в кишку регулируется нервным и гумораль ным механизмами. Характер выделения желчи на различные пище вые вещества напоминает выделение поджелудочного сока, т. е. зависит от поступления в двенадцатиперстную кишку желудочного сока и соляной кислоты.

Значение желчи в процессе пищеварения многообразно. Она повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечной железами, облегчает расщепление жиров.

При мясной и жировой пище выделение желчи увеличивается, при голодании уменьшается. Желчь усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы.

Образование желчи в клетках печени составляет лишь неболь шую долю ее общей роли в организации обмена белков, углеводов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ, жиров.

Вся кровь, оттекающая от кишечника, проходит через печень. Вредные или ядовитые вещества, которые могут попасть в кишеч ник с пищей, всасываются через ворсинки в кровь. Эти вещества задерживаются в печени, обезвреживаются и выводятся вместе с желчью в кишечник. В этом состоит барьерная роль печени.

Вопросы для слушателей:

  1. Какие функции выполняет печень в организме человека?
  2. Какова роль желчи в процессе пищеварения?
  3. В чем состоит барьерная роль печени?
Читайте также:  Резкая слабость и голод в желудке

4. Лабораторная работа «Цветные реакции на белок». Вступительное слово учителя.

Белки – сложные органические соединения, биополимеры, без которых невозможно существование живой клетки. В составе бел ковых полимеров обнаружено около 20 различных аминокислот. Чем выше уровень организации белка, тем слабее химические свя зи. Под влиянием различных физических, химических факторов -при высокой температуре, действии химических веществ, лучистой энергии и других воздействиях – связи рвутся, структуры белка –

(четвертичная, третичная, вторичная) деформируются, разрушают ся и изменяются свойства белковой молекулы. Нарушение природ ной структуры белка называется денатурацией. Степень денатура ции белка зависит от интенсивности воздействия и может быть об ратимой и необратимой.

Белки отличаются друг от друга по легкости денатурации. Де натурация яичного белка происходит при температуре 60-70 °С, а сократительный белок мышц денатурирует при температуре 40-45 °С.

Многие белки денатурируют от действия ничтожных концен траций химических веществ, а некоторые от незначительных хими ческих воздействий.

Цель работы: изучить качественные реакции на белок.

Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, реактивы (раствор белка, 20 % раствор щелочи, раствор медного купороса, концентрированная азотная кислота, раствор аммиака).

Ход работы

1)        Биурепювая реакция, К 4-5 мл раствора белка прилейте столько же раствора щелочи, перемешайте и осторожно прилейте 1 мл раствора медного купороса. Наблюдайте окрашивание жидкости в красно-фиолетовый цвет.

2)        Какую связь обнаруживает эта реакция?

3)        Ксаптопротеиновая реакция. К 2—3 мл раствора белка прилейте несколько капель концентрированной азотной кислоты подогрейте. Белок окрашивается в желтый цвет. Прибавьте к раствору несколько капель раствора аммиака белок окрасится в оранжевый цвет.

Вывод. При ксантопротеиновой реакции происходит нитро вание бензольных ядер белковой молекулы, а биуретовая реакция

О     Н      I

характерна для группировки атомов — С — N —, которая называ ется пептидной связью. За счет пептидной связи образуется пер вичная структура белка.

5.Лабораторная работа «Пищеварение в желудке».

Цель работы: исследовать действие желудочного сока на белок в зависимости от разных условий.

Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, слабый раствор йода, горячая и хо лодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом.

Реактивы и материалы: 10 %-ный раствор NaOH, лак мусовая бумажка или раствор лакмуса, желудочный сок или 10 таблеток ацидинпепсина по 0,25, растворенного в стакане воды.

Ход работы

1)        Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.

2)        Пронумеруйте четыре пробирки.

  1. В первую пробирку налейте 1 мл жидкого крахмального клейстера и 1 мл желудочного сока. Во вторую – 1 мл свежеприго товленной взвеси и столько же желудочного сока. В третью -взвесь белка с добавлением чистой воды. В четвертую – взвесь белка, желудочный сок и раствор щелочи.
  2. В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 °С. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду.
  3. Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чем объяснить произошедшие изменения?

6. Повторите опыт, изменяя:

а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60-80 °С);

  1. кислотность среды (добавляют по каплям раствор щелочи до изменения окраски лакмуса).
  2. Сделайте вывод об условиях действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?

Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы:

Действие желудочного сока на белок

Пробирки

Что добавили

Что наблюдали

Объяснение увиденного

Вывод. В состав желудочного сока входит фермент пепсин. Под действием пепсина белки расщепляются на более простые со единения.

Кроме пепсина, в желудочном соке имеются различные орга нические и неорганические вещества. Особенно важное значение среди них принадлежит соляной кислоте: пепсин действует только в кислой среде.

Фермента, способного действовать на углеводы, в составе же лудочного сока нет. Однако переваривание углеводов в полости желудка все же происходит, так как слюна, поступающая из рото вой полости, содержит птиалин. Птиалин действует в слабощелоч ной среде. Поэтому расщепление углеводов в желудке происходит в течение лишь 20-30 минут, пока поступившая пища не пропита ется желудочным соком и не изменит щелочную реакцию на кислую.

6. Заслушивание сообщения на тему «Нервные и гу моральные воздействия на секрецию желез».

Гуморальное влияние на желудочное сокоотделение было из вестно уже давно. И. П. Павлов доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы.

При мнимом кормлении собаки с перерезанным пищеводом пища в желудок не поступает. Тем не менее через 5-8 минут после начала опыта наблюдается вытекание сока из фистульной трубки, вставленной в желудок животного. Это явление можно объяснить только так: пища раздражает вкусовые рецепторы полости рта; возникающее в них возбуждение проводится по центростремитель ным нервам в ствол головного мозга; оттуда возбуждение направ ляется по центробежным нервам в желудочные железы и вызывает их деятельность. Рефлекторность сокоотделения доказывается тем, что оно прекращается после перерезки нервов, идущих к желудку.

Если пища употреблялась животным прежде, то уже один вид и запах ее способны вызвать деятельность желудочных желез.

Следовательно, секреция желез может происходит и под влия нием условных раздражителей. В этом случае переход нервного возбуждения с центростремительных на центробежные нервы про исходит при участии коры полушарий головного мозга.

Рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды. Попав в желудок, пища механически и химически раздражает рецепторы его слизистой оболочки. Возникающее в рецепторах

возбуждение проводится в головной мозг, а оттуда к железам же лудка, поддерживая их деятельность.

В это время сказывается и гуморальное воздействие на сокоот деление.

Ряд веществ, входящих в состав мясных и овощных отваров, всасывается уже в желудке. Попав в кровь, эти вещества доставля ются ею к желудочным железам и химически возбуждают их дея тельность. Отсюда вытекает обязательность в обеде жидкого блюда (бульона, овощного супа, щей, борща).

Подобным образом действуют и вещества, образующиеся в же лудке при переваривании мяса и других продуктов. Переваривание хлеба не сопровождается образованием веществ, действующих на желудочные железы. Поэтому сухоедение, при котором основной пищей является хлеб, нарушает желудочное пищеварение.

Нервные, а затем гуморальные воздействия на деятельность желудочных желез обеспечивают отделение сока на пищу в тече ние всего времени ее пребывания в желудке.

Вопросы для слушателей:

  1. Кто и как доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы?
  2. Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды?
Читайте также:  Что можно принимать от простуды при язвенной болезни желудка

3)        Как осуществляется гуморальное воздействие на сокотделение?

IV. Закрепление знаний.

Работа в группах.

  1. группа освещает вопрос 5 из рубрики «Проверьте свои знания».
  2. группа освещает вопрос 8 рубрики «Проверьте свои зна ния».

III        группа работает с заданиями рубрики «Какие утверждения верны» на с. 160 учебника.

Верные утверждения указаны на с. 161 учебника.

IV        группа работает с заданиями рубрики «Подумайте» на с. 161 учебника.

Известно, что в желудке перевариваются белки. Почему же стенки самого желудка не повреждаются?

От самопереваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка.

V группа работает с заданиями рубрики «Выберите пра вильный ответ» на с. 161 учебника.

Задание на дом: изучить текст и рисунки в учебнике на с. 156— 159; в рабочей тетради выполнить задания 130-136; желающие го товят сообщения на темы «Значение кулинарной обработки пищи», «Режим питания», «Желудочно-кишечные и глистные заболевания, их предупреждение».

Источник

План – конспект урока по биологии в 8классе на тему «Пищеварение в желудке и в кишечнике»

Тип урока:изучение нового материала

Вид урока:урок с элементами практической работы

Цель:

– познакомить учащихся с особенностями пищеварения в желудке и кишечнике;

– раскрыть взаимосвязь между тканями и органами человека и животных.

Задачи образовательные:

– сформировать понятие об уровнях организации живых тел;

– изучить желудок и отделы кишечника

– показать разновидности тканей и их различие в строение.

Задачи развивающие:

– продолжить формировать умения сравнивать изучаемые объекты и отмечать главное;

– умение последовательно излагать материал.

Задачи воспитательные:

– формировать научное мировоззрение;

– продолжать формирование культуры труда на основе ведения записей в тетради.

Методы и методические приемы:словесный (элементы лекции, беседа), наглядный (демонстрация через мультимедио, таблицы), практический(демонстрационный опыт).

Оборудование:изобразительные пособия: таблица «Внутренние органы пищеварения»; пробирка, куриный белок, натуральный желудочный сок.

Структура урока: (45 мин урок)

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Проверка Д/З (10 мин.)

П. Изучение нового материала (20 мин.)

III.Закрепление нового материала (17 мин.)

IV. Итог урока (1-2 мин.)

V. Домашнее задание (1-2 мин.)

VI. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (1-2 мин.)

Содержание урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.

Проверка Д/З (10 мин.)

  1. Что такое пищеварение и какие органы участвуют в этом процессе?

  2. Что такое пищеварение

  3. Что такое зубы и из каких частей они состоят?

  4. Слюнные железы и функция языка

II. Изучение нового материала (20мин.)

Учитель сообщает тему урока, его цель,

а) Проблемные вопросы.

Ребята, а как протекает пищеварение в желудке и кишечнике?

Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, вы познакомитесь с особенностями строения желудка и кишечника и функции этих органов.

Запишите в тетрадях первый пункт урока:

1. Желудок

Желудок. Желудок служит резервуаром для накопления и переваривания пищи. Внешне он напоминает большую грушу, вместимость его — до 2—3 л. Форма и размеры желудка зависят от количества съеденной пищи.

Слизистая оболочка желудка образует множество складок, которые значительно увеличивают ее общую поверхность. Такое строение способствует лучшему соприкосновению пищи с его стенками.

На экране через мультимедиа учитель показывает внутренних органов пищеварения. Видео Желудок.

В слизистой оболочке желудка расположено около 35 млн. желез, которые за сутки выделяют до 2 л желудочного сока. Желудочный сок— это прозрачная жидкость, 0,25% ее объема составляет соляная кислота. Такая концентрация кислоты убивает попавшие в желудок болезнетворные организмы, но не опасна для его собственных клеток. От самопереваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка.

Рассмотрите рис. на стр. строение стенки желудка.

Под действием ферментов: пепсин, химозин, липаза, содержащихся в желудочном соке, начинается переваривание белков. Этот процесс идет постепенно, по мере того как пищеварительный сок пропитывает пищевой комок, проникая в его глубину. В желудке пища задерживается до 4—6 ч и по мере превращения в полужидкую или жидкую кашицу и переваривания порциями проходит в кишечник.

Регуляция сокоотделения железами желудка происходит рефлекторным и гуморальным путями. Начинается она условным и безусловным сокоотделением.

Для того чтобы убедится как влияет желудочный сок на процесс пищеварения, проделаем следующий опыт.

Демонстрационный опыт.

Запишите в тетрадях

Цель: изучить действие фермента желудочного сока на белки.

Оборудование: пробирка, полусваренный куриный белок, желудочный сок.

Ход работы. В пробирку с полусваренным куриным белком дольем немного натурального желудочного сока и поместим ее в теплую воду

(38-39 С). Через 20-30 мин хлопья белка исчезнут.

Объясните, почему это произошло?

Вывод: под действием фермента желудочного сока – пепсина – молекулы белков в кислой среде распадаются на различные аминокислоты.

Запишите второй пункт плана:

2. Тонкая кишка.

Тонкая кишка. Из желудка пища попадает в тонкую кишку. Это наиболее длинная — до 4,5—5 м — часть пищеварительной трубки. Ближайший к желудку участок тонкой кишки называется двенадцатиперстной кишкой. Рассмотрите внутреннех органы пищеварения (на экране через мультимедио учитель показывает кишечник) Видео Тонкий кишечник

В ней пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока. Их ферменты действуют на белки, жиры и углеводы. В тонкой кишке переваривается до 80% поступивших с пищей белков и почти 100% жиров и углеводов. Здесь белки расщепляются до аминокислот, углеводы — до глюкозы, жиры — до жирных кислот и глицерина.

Важную роль в этом процессе играет желчь, которая образуется в печени. Хотя желчь сама и не переваривает жиры, но усиливает действие ферментов, а также разлагает жиры на мелкие капельки.

Значение желчи:

– благодаря ее действию облегчается переваривание жиров;

– она повышает активность ферментов;

– повышает растворимость жирных кислот;

– усиливает движение кишки;

– задерживает гнилостные процессы в кишечнике.

Печень — самая крупная железа нашего тела, ее масса достигает 1500 г. Печень принимает участие не только в процессе пищеварения, В ней задерживаются и обезвреживаются многие ядовитые вещества. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена — животного крахмала. Видео Печень

Стенка тонкой кишки образована:

– слизистой оболочкой, подслизистой тканью, мышечной и серозной оболочками. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует складки, покрытые ворсинками. На слизистой оболочке тонкой кишки в 1 кв.см, находится до 2500 ворсинок. Длина ворсинок до 1 мм.

Благодаря складкам и ворсинкам резко увеличивается площадь поверхности слизистой оболочки кишки, поэтому здесь происходит почти полная обработка пищи. На экране учитель показываетстроение стенки тонкой кишки.

Процесс пищеварения в тонкой кишке состоит из трех этапов: полостное пищеварение ,пристеночное пищеварение и всасывание.

Читайте также:  Два отдела желудка у

Как происходит полостное пищеварение, вы знаете: это переваривание питательных веществ под влиянием пищеварительных соков в полости кишки. Пристеночное пищеварение идет на самой поверхности слизистой оболочки кишки. Перевариванию подвергаются пищевые частички, проникающие в пространства между ворсинками. Более крупные частицы сюда попасть не могут. Они остаются в полости кишки, где подвергаются воздействию пищеварительных соков и расщепляются до более мелких размеров. Такой механизм пищеварения способствует наиболее полному перевариванию пищи.

В кишечнике пища продолжает перемешиваться и передвигаться при помощи перистальтических движений мышц в его стенках. Механизм этих движений прост: кольцевые мышцы кишки в одном месте сокращаются, а в другом расслабляются. При этом пища передвигается в участок с расслабленными стенками. Затем сокращение происходит именно в этом

участке, а в соседнем мускулатура кишки расслабляется, и содержимое кишечника перемещается дальше и т. д.

Тонкая кишка способна и к маятникообразным движениям за счет попеременного удлинения и укорачивания кишки на определенном участке. Содержимое кишки при этом перемешивается и передвигается в обоих направлениях.

Всасывание – это процесс поступления различных веществ через слой клеток ворсинок в кровь и лимфу. Всасывание имеет огромное значение, этим путем наш организм получает все необходимые вещества. При чем вода минеральные соли, аминокислоты и глюкоза поступают в кровь уже в желудке. Процесс всасывания происходит в ворсинках.

Их стенка состоит из однослойного эпителия. В каждую ворсинку входят кровеносные и лимфатические сосуды. Вдоль ворсинки заложены гладкие мышечные клетки, которые во время пищеварения сокращаются, а содержимое их кровеносных и лимфатических сосудов выдавливается и уходит в общий ток крови и лимфы. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту. В кровь всасываются вода, растворенные в ней минеральные соли, аминокислоты и продукты расщепления углеводов. Глицерин и жирные кислоты в эпителиальных клетках ворсинок соединяются и образуются жиры, характерные для организма человека, затем они поступают в лимфу, после в кровь. Видео Всасывание

3. Толстая кишка.

Из тонких кишок невсосавшаяся часть пищи переходит в начальный участок толстой кишки – слепую кишку. Слизистая оболочка толстой кишки ворсинок не имеет, её клетки выделяют слизь.

Толстая кишка — конечный отдел пищеварительной трубки. Ее длина колеблется от 1,5 до 2 м. Один из ее участков — слепая кишка — имеет узкий червеобразный отросток аппендикс (длиной 6—8 см), являющийся органом иммунной системы. Рассмотрите рис. строения толстой кишки на стр. 158.

В толстой кишке скапливаются остатки непереваренной пищи. Здесь они могут находиться 12—20 ч. За это время под действием бактерий происходит расщепление клетчатки, а вода всасывается в кровеносные сосуды, расположенные в стенках толстой кишки. При этом образуются газы и ядовитые вещества, которые, всасываясь в кровь, способны вызывать отравление организма. Эти вещества обезвреживаются в печени.

В толстой кишке преимущественно происходит всасывание воды (до 4 литров в сутки), а также глюкозы и некоторых лекарственных препаратов. От пищевой кашицы остается менее 130-150 г кала, в состав которого входят слизь, остатки отмершего эпителия слизистой оболочки, холестерин, продукты изменения пигментов желчи, сообщающие калу характерный цвет, непереваренные остатки пищи, большое количество бактерий.

Передвижение пищевых остатков в толстой кишке происходит за счет сокращения ее стенок. Каловые массы скапливаются в прямой кишке. Дефекация (опорожнение кишечника) – процесс рефлекторный, возникающий на раздражение калом рецепторов слизистой оболочки прямой кишки при достижении определенного давления на ее стенки. Центр дефекации находится в крестцовом отделе спинного мозга. Акт дефекации подчинен и коре больших полушарий головного мозга, чем обусловлена произвольная задержка дефекации.

Вывод:
1.    Желудок – это полый мышечный орган, расположенный в левом подреберье и эпигастрии. 
2.    Из желудка частично переваренная пища выводится в двенадцатиперстную кишку.
3.    Начальный отдел тонкого кишечника длиной 25-30 см — двенадцатиперстная кишка, в которую открываются протоки печени и поджелудочной железы. На пищевую кашицу здесь действуют три пищеварительных сока: желчь печени, сок поджелудочной железы, сок кишечных железок.
4.    Желудочный сок – жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка. Это бесцветная прозрачная жидкость, содержащая соляную кислоту (0,3-0,5%). 

  1. По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка.

III. Закрепление нового материала (17 мин.)

  1. Исправить ошибки в тексте;

  2. Контур какого органа изображен на этом рисунке?

  3. Тест: В желудке начинается расщепление: а) воды б) белков в) крахмала г) жиров

2. Расщепление питательных веществ происходит под влиянием: а) витаминов б) воды в) ферментов

3. Протоки поджелудочной железы и печени открываются в: а) желудок б) пищевод в) 12-перстная кишка г) тонкую кишку

4. Желчь вырабатывается: а) поджелудочной железой б) печенью в) железами желудка

5. Ферменты поджелудочной железы расщепляют: а) только жиры б) только крахмал в) белки, жиры, крахмал г) только белки

  1. Дайте названия всем органам пищеварительной системы

  2. Выберите правильные высказывания:

  1. Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *

  2. Желчь вырабатывается железами желудка.

  3. Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *

  4. Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *

  5. Перитонит – воспаление аппендикса.

  6. Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*

  7. Трипсин – расщепляет жиры.

  8. В желудке кишке кислая среда.*

  9. Ферменты- это биологические катализаторы.*

  10. Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *

6. Анаграмма.

Из букв составить слова. Найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

УЕЛЖОКД – желудок

ИВПЕЩДО – пищевод

ЬЕЧПЕН – печень

КИЧИКШЕН – кишечник

КЕБЛИ – белки

ТОР – рот

Лишнее слово БЕЛКИ, так как это питательное вещество, а желудок, пищевод, печень, кишечник, рот – органы.

7. Вопросы:

1. Для чего служит желудок?

2. При помощи чего переваривается пища в желудке?

3. Куда попадает пища после обработки в желудке?

4. Как называется самый близкий к желудку отдел тонкой кишки?

5. Как называется самая крупная железа нашего тела?

6. Какие функции выполняет печень помимо пищеварения?

7. Из каких этапов состоит процесс пищеварения?

8. При помощи чего передвигается пища в кишечнике?

9. Как называется конечный отдел пищеварительной трубки?

10.Что представляет из себя орган иммунной системы?

Рефлексия:

Мне было интересно узнать что…

Мне было трудно понять, но все таки удалось, что …

Мне было вообще не понятно, что……

Данный материал я смогу применить в жизни при (ситуации)…

IV. Итог урока (1-2 мин.)

V. Домашнее задание (1-2 мин.) Стр. 156-158.

VI. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (1-2 мин.)

Источник