Конспект урока биология пищеварение в желудке
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 332 Невского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург Товарищеский проспект дом 10 корпус 2 литер А
Учитель биологии Иванова Александра Васильевна
584-54-98, 89112606731
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина
Тема урока «Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Пищеварение в желудке».
8а класс. В классе 27 учеников. Уровень обученности по итогам 2 четверти составляет 56,4 , качество знаний – 50%
Большинство учеников имеют положительную мотивацию к изучению биологии, достаточно активны на уроках, но при этом имеют проблемы с систематическим выполнением домашнего задания (особенно устного).
В классе преобладают обучающиеся с рационально-эмоциональным типом мышления, основной канал восприятия информации — визуальный.
Тема урока:
«Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Пищеварение в желудке».
Цели урока:
- Продолжить освоение знаний об анатомии и физиологии человеческого организма на основе содержания данного урока.
- Создать условия для овладения умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, использовать эти знания в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье.
- Способствовать развитию познавательных интересов в процессе работы с различными источниками информации.
- Продолжить формирование метапредметных (общеучебных) умений и навыков
Задачи урока:
- Согласовать с учащимися цели и план урока, используя опережающее домашнее задание.
- Организовать работу учащихся с различными источниками информации.
- Способствовать поддержанию познавательной активности учащихся на протяжении урока, путем создания проблемных ситуаций.
- Обеспечить выполнение всеми учащимися заданий формата ГИА по теме «Пищеварение в желудке».
Содержание урока.
- Строение желудка. Серозный, мышечный и слизистый слои. Особенности их строения, в связи с выполняемыми функциями. Группы желез слизистой оболочки желудка. Функции желудка.
- Особенности пищеварения в желудке. Желудочный сок.
- Заболевания желудка. Гастрит. Язва желудка.
- Профилактика заболеваний желудка. Гигиенические правила и их биологическое обоснование.
Образовательные технологии.
– ИКТ (источник информации для учащихся, средство наглядности);
– ТРКМ (используется на этапе изучения нового материла с целью поддержания познавательной активности учеников, организации субъектного обучения);
– элементы проблемного обучения.
Средства обучения.
– презентация «Пищеварение в желудке»
– Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М. Дрофа. 2010 – с. 180-181
– задания по различным вопросам изучаемого содержания в формате ГИА (Приложение 1)
– текст «Строение желудка» (Приложение 2)
– видеофрагмент «Желудок» (National Geographic)
– телевизионный рекламный ролик Орбит
– анимация для физ.минутки
-фрагменты фильмов и мультфильмов «Операция Ы и другие приключения Шурика» (Реж. Л.Гайдай, Мосфильм, 1965), «Жил был пес» (Реж. Э.Назаров, Союзмультфильм, 1982), «Чародеи» (Реж. К. Бромберг, Одесская киностудия, 1982), «Малыш и Карлсон» (Реж. Б.Степанцев, Союзмультфильм, 1968), «Васаби» (Реж. Ж.Кравчик, продюсер Люк Бессон, Europa Corporation, 2001) (ролики 1-5)
-рекламный ролик Орбит (ролик 6)
Этапы урока.
Этап урока | Примерное время этапа (мин) | Источники информации для учащихся | Форма организации деятельности учащихся | Деятельность учителя |
1.Орг. момент | 0,5 | |||
2.Согласование целей урока, плана изучения содержания урока. | 2,5-4,5 | Презентация (приложение 5) (сайт школы) | Индивидуальная (высказывают свою точку зрения, пытаются ее обосновать) | Слушает, направляет, консультирует, создает проблемную ситуацию, организует работу с различными источниками информации |
3.Изучение нового материала (приложение 1): (вызов-осмысление-рефлексия) 1)Просмотр видеоролика «Желудок», выполнение 1 и 2 задания (приложение 2) | 35-37 | Видеоролик, учебник | Фронтальная (прогнозируют, используют полученную информацию для решения конкретной задачи) | |
2)Выполнение 3 задания | Презентация, текст «Строение желудка» (приложение 3) | Фронтальная (используют полученную информацию для решения конкретной задачи) | ||
3)Выполнение 4 и 5 задания | Текст «Строение желудка» | Групповая (используют полученную информацию для решения конкретной задачи) | ||
4)Выполнение 6 задания Физ. пауза (приложение 4) | Сведения, полученные на уроке | Фронтальная (используют полученную информацию для решения конкретной задачи) | ||
5)Выполнение 7 задания* | Сведения, полученные на уроке | Фронтальная (анализируют) | ||
6)Выполнение 8 задания* | Сведения, полученные на уроке | Индивидуальная (высказывают свою точку зрения, пытаются ее обосновать) | ||
7)Рассказ учителя о заболеваниях желудка | Рассказ учителя, презентация | Фронтальная (воспринимают информацию) | Информационная | |
8)Выполнение 9 задания | Сведения, полученные на уроке | Индивидуальная (высказывают свою точку зрения, пытаются ее обосновать) | Слушает, направляет, консультирует, создает проблемную ситуацию, организует работу с различными источниками информации | |
9)Выполнение 10 задания | Видеофрагменты сведения, полученные на уроке. | Фронтальная (воспринимают информацию, анализируют, делают выводы, пытаются применить полученные знания для решения конкретной задачи) | ||
4.Домашнее задание | 3 | Учитель | Индивидуальная | Озвучивает домашнее задание, дает разъяснения по его выполнению |
5.Подведение итогов урока, рефлексия | 5 | Индивидуальная (оценивают личностные результаты урока) | Организует рефлексию |
*- данные задания можно не выполнять на уроке, а предложить к выполнению дома
Урок направлен на достижение следующих результатов:
- Предметных – освоение знаний об особенностях пищеварения в желудке на уровне понимания и применения, формирование понятия о функциональной связи, овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, использовать эти знания в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье.
- Надпредметных – поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей, исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, использование для решения познавательных задач различных источников информации, умение определить личностные результаты обучения.
Методические материалы, использованные при подготовке к уроку.
1. Билич Г.Л. Биология. СПб. Союз. 2001 — с. 244-249
- Биология. Проверочные работы в формате ГИА. Под общей редакцией Э.Е.Белоусовой, Г.Н. Паниной. СПб. Реноме. 2012 – с. 86-87
- Биология и анатомия. Универсальная энциклопедия школьника. Минск. Валев. 1995 — с. 300-301
- Большой энциклопедический словарь. Биология. М. Большая Российская энциклопедия. 1998 — с.197
- Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М. Айрис Пресс. 2008 — с. 168, 171
- Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Ростов-на-Дону. Легион. 2012 – с. 200
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М. Дрофа. 2010 – с. 180-181
- Сонин Н.И., Агафонова И.Б. Рабочая тетрадь к учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р. Биология. Человек. 8 класс. М. Дрофа. 2010 – с. 106
- Энциклопедия для детей. Человек. Том 1. М. Аванта+. 2001 – с. 136-138
Интернет-ресурсы
- https://images.yandex.ru
- https://www.tiensmed.ru/news/jeludok-rabota1.html
- https://referat.yabotanik.ru/biologiya/pishhevarenie/2901/2749/page1.html
- https://tana.ucoz.ru/load/pishhevaritelnaja_sistema/197-1-0-3702
Приложение 1
Строение желудка.
В желудке можно выделить 3 основных слоя:
Наружный – серозный слой, он представлен однослойной пленкой, которая обеспечивает влажность и скользящие свойства поверхности желудка. Благодаря этим свойствам серозной оболочки обеспечивается мобильность желудка, его свободное скольжение относительно соседних органов, безболезненность работы.
Средний слой – мышечный. Мышечная оболочка, представлена несколькими слоями. Отличительной особенностью каждого слоя является направление мышечных волокон. В толще мышечной оболочки выделяются продольные, косые и окружные мышечные волокна. Именно благодаря такому разнообразию направлений мышечных волокон желудок в состоянии обеспечивать активное продвижение и перемешивание пищи.
Внутренний слой – слизистый. Этот слой наиболее сложен по своей структуре. Площадь слизистой желудка превышает площадь мышечной оболочки, благодаря чему в просвете всегда имеется складчатость, даже при условии его полного наполнения. Слизистая соединена с мышечной оболочкой очень свободно, благодаря чему и имеется возможность формирования складчатости.
В слизистой желудка имеется множество желез.
1. Главные железы – наиболее многочисленный вид желез. Основной функцией этих структур является синтез и секреция в просвет желудка специальных ферментов – пепсиногенов (неактивная форма), которые впоследствии в условиях кислой среды превращаются в активную форму – пепсины. Эта группа ферментов, воздействуя на попадающую в желудок пищу, приводит к расщеплению определенных участков цепочек белков. Это подготавливает белковые молекулы к дальнейшему расщеплению в просвете тонкого кишечника, приводит к набуханию продуктов, способствует более тщательному перемешиванию желудочного сока с пищей.
2. Обкладочные железы – эти железы синтезируют соляную кислоту. Тем самым достигается оптимальная для работы ферментов желудка кислотность. Так же, высокая кислотность является защитным фактором – большинство бактерий не в состоянии сохранять жизнеспособность в такой кислой среде. Повышенная кислотность приводит к набуханию пищевых масс, что приводит к повышению площади контакта “желудочный сок – пищевые массы” и повышает эффективность расщепления пищи.
3. Добавочные клетки – вырабатывают слизь. Учитывая весьма агрессивную среду в просвете желудка, слизистой необходимы факторы защиты. Одним из таких факторов является специальная слизь, которая покрывает тонким слоем поверхность внутренней оболочки, препятствуя повреждающему действию пепсинов и соляной кислоты. Так же слизь способствует беспрепятственному продвижению пищи в последующие отделы пищеварительного тракта.
https://www.tiensmed.ru/news/jeludok-rabota1.html
Приложение 2
- Перечислите не менее 4-х функций, которые выполняет желудок.
- Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Сформулируйте правильные предложения вместо ошибочных.
1.Желудок – это самая широкая часть пищеварительного тракта.
2.Вместимость желудка не превышает 1 литра.
3.Форма и размеры желудка не зависят от количества съеденной пищи.
4.Слизистая оболочка желудка образует много складок.
5.Стенка желудка состоит из двух слоев.
- Какая цифра на рисунке обозначает слизистую оболочку желудка? Ответ поясните.
- Найдите соответствие между слоями (оболочками), образующими стенку желудка и их характеристиками. Ответ запишите в виде последовательности цифр.
А) средний слой Б) наружный слой В) внутренний слой Г) обеспечивает активное продвижение и перемешивание пищи Д) имеет складчатость, содержит много желез Е) обеспечивает свободное скольжение желудка относительно соседних органов |
|
- Используя текст «Строение желудка» заполните таблицу «Основные виды желез слизистой».
Виды желез | |||
Продукт железы | |||
Функция (функции) продукта железы |
- Прочитайте описание опыта.
«В две пробирки поместили хлопья куриного белка. В одну пробирку добавили воду, в другую – 1 мл желудочного сока. Обе пробирки поставили на водяную баню при температуре +37º С. Через 30 мин сравнили содержимое пробирок».
Как вы думаете, в какой пробирке с белком произошли изменения? Для чего понадобилось нагревать пробирки? Объясните свою точку зрения.
- Вставьте в текст «Желудочный сок» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
ЖЕЛУДОЧНЫЙ СОК
Желудочный сок – это (А) продуктов, выделяемых различными железами (Б) оболочки желудка. Содержит (В) и другие ферменты, которые расщепляют (Г), а также небольшое количество (Д), расщепляющей в основном молочные жиры. В состав желудочного сока входит (Е), которая активирует ферменты и обуславливает (Ж) свойства желудочного сока, а также слизь.
- Липаза
- Бактерицидные
- Белки
- Смесь
- Соляная кислота
- Пепсин
- Слизистая
- Почему желудок не переваривает сам себя? Дайте не менее 2-х объяснений.
- Выскажите предположения, как повлияет на работу желудка повышенная и
пониженная кислотность. Обоснуйте свое мнение.
- Заполните таблицу «Гигиена органов пищеварения».
Гигиеническое правило | Биологическое обоснование |
Источник
Тема : Пищеварение в желудке
Цель: Изучение процессов пищеварения в желудке.
Задачи:
Образовательные:
- Изучение внешнего и внутреннего строения желудка, состава желудочного сока;
- Выяснение процесса пищеварения в желудке;
- Раскрытие свойств ферментов желудочного сока;
Развивающие:
Развивать:
- навыки коммуникативного общения
- умения анализировать
- делать выводы во время организации групповой работы на уроке, исследовательские навыки
- познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;
Воспитательные:
- развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда;
- способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания
Тип урока: комбинированный, с лабораторной работой «Воздействие желудочного сока на белки»
Оборудование: учебник биологии 8 класс, рабочие листы для обучающихся, информационные листы для работы в группах, компьютерная презентация, оборудование и вещества для лабораторной работы (пробирки, химические стаканы, термометр, раствор белка куриного яйца, раствор желудочного сока (пепсин), холодная и горячая вода), инструкции к лабораторной работе
План урока:
- Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)
- Изучение новой темы (групповая работа с инструктивными картами)
- Обсуждение нового материала
- Закрепление: Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки»
- Рефлексия
- Домашняя работа
- Выставление оценок
Ход урока:
Проверка домашнего задания: Активация познавательной деятельности:
1.Сопоставьте левую и правую часть задания или расшифровать загадочные числа
1л банка 32 шт 25см 3пары Температура менее 50градусов 1,7 – 2, 2 л воды | А. выделяется за сутки слюны Б. длина пищевода В. количество зубов Г.слюнных желез Д. температура пищи Е. выделяет и потребляет человек |
Ответ:1-а, 2-в, 3-б, 4-г, 5-д, 6-е.
1л банка( выделяется за сутки слюны
32 шт ( количество зубов)
25см ( длина пищевод
3пары желез( слюнных)
Температура менее 50градусов ( температура пищи)
1,7 – 2, 2 л воды ( выделяет и потребляет человек)
2.Поставь по порядку – глотка, – печень, – ротовая полость, – желудок, – желчный пузырь, – толстый кишечник- поджелудочная железа, – тонкий кишечник, – пищевод, – прямая кишка – двенадцатиперстная кишка, – аппендикс.
Ответ: 1 – ротовая полость, 2 – глотка, 3 -пищевод, 4 – желудок, 5 -двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 -желчный пузырь, 8 -поджелудочная железа, 9 -тонкий кишечник, 10 – толстый кишечник, 11 -аппендикс, 12 -прямая кишка
3.Какие железы находятся в ротовой полости и какова их функция?
Какие пищеварительные ферменты содержаться в слюне и какие вещества расщепляет? (фермент амилаза, расщепляет углеводы)
Что происходит с пищей в ротовой полости? (В ротовой полости при помощи зубов, слюнных желез , языка перевариваются углеводы –сложные органические вещества)
4. Зачем человеку надо употреблять пищу? ( пища –источник энергии , что бы жить )
И на этом пищеварительный процесс закончен? (Нет . Из ротовой полости пища попадает в пищевод его длина 25 см , а затем в желудок) .
2. Изучение новой темы:
Сегодня мы продолжаем изучать изменение пищи в органах пищеварительного канала. О каком органе пойдёт речь, догадайтесь сами:
Этот орган – эластичный, мышечный трёхслойный мешок, выделяет соляную кислоту, слизь и пищеварительный сок.
Верно, речь пойдёт о желудке.
Тема урока Пищеварение в желудке.(записывают тему урока)
Какую задачу мы поставим на уроке?
Проблема :Какие химические превращения происходят с пищей в желудке, при помощи каких веществ?
Сегодня у нас групповая работа.
Разделяемся на 3 группы. Каждая группа выполняет задание.
Перед вами есть приложении № 1,2,3 и рабочий лист. Работаем на рабочих листах, подписываем.
Приступаем выполнении заданий.
ЗАДАНИЕ №1 ГРУППЫ
Изучите приложение 1 (Информационный лист), и параграф 32, стр 166-167 из учебника, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчёт.
- Расскажите о строении желудка.
Отчет: Мы изучали строение желудка, при изучении мы узнали, что желудок-это….
Отчет групп (сопровождается показом презентаций)
-Слово предоставляем группе № 1.
ЗАДАНИЕ №2 ГРУППЫ
Изучите приложение 1 (Информационный лист), и параграф 32, стр 166-167 из учебника, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчёт.
1.Расскажите о составе желудочного сока.
Отчёт: 1.Мы изучали состав желудочного сока, при изучении мы узнали, что в состав желудочного сока входят…
Отчет групп. (сопровождается показом слайдов)
-Слово предоставляем группе № 2.
ЗАДАНИЕ №3 ГРУППЫ
Изучите приложение 1 (Информационный лист), и параграф 32, стр 166-167 из учебника, затем обсуждайте в группе и готовьте совместный отчёт.
- Изучите условия пищеварения в желудке, составьте после изучения таблицу для отчёта:
Что расщепляется? (углеводы, белки, жиры) | До каких веществ? | Среда | Температура | Фермент |
Отчёт: Изучив, пищеварение в желудке мы выяснили …
Теперь практическая часть нашего урока.
ТБ: Работаем по инструкции, очень аккуратно т.к. посуда стеклянная. Растворы пробовать на вкус нельзя. Соблюдаем температуру горячей воды не более 40 градусов. Аккуратно работаем с горячей водой. Растворы на стол не выливать.
Выполняем лабораторную работу «Воздействие желудочного сока на белки»
Цель: исследовать действие желудочного сока на белок.
Внимательно читаем приложение №3 и выполняем работу наблюдения и выводы фиксируем в таблицу.
Оборудование: пробирки, спиртовка, желудочный сок (раствор ацидин -пепсина), яичный белок (раствор), два стакана с холодной и теплой водой (37-40 С), термометр.
ХОД РАБОТЫ
Воздействие желудочного сока на белки
Первую работу показываю демонстративно.
- Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка. (работу показывает учитель демонстративно).
Заранее приготовила раствор взвеси белка. Дальше работаем самостоятельно
- Возьмите три пробирки, налейте в них по 1 мл желудочного сока. Добавьте в пробирки взвесь белка, разбавленную чистой водой.
- Первую поместите в стакан с холодной водой , вторую – с теплой (: t выше40oС) на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду.
- Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чем объяснить произошедшие изменения?
- Результаты эксперимента оформите в виде таблицы:
Действие желудочного сока на белок
Пробирка | Условия | Что наблюдали | Объяснение увиденного |
1 | |||
2 |
- Сделайте вывод об условиях действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?
Давайте подведем итог лабораторной работы..
Сделайте вывод о действии желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок? Зачитайте выводы
Уч-ся комментирует работу .
5. Рефлексия.
-Подводим итог нашей совместной работы, что вы узнали сегодня нового?
А) Фронтальный опрос:
1. Какое строение имеет желудок?
2.Какую функцию выполняет внутренний железистый эпителиальный слой желудка?
3. Какое значение имеет соляная кислота?
4. Какую функцию выполняет мышечный слой стенки желудка?
Б) 1. Что на сегодняшнем уроке вам понравилось больше всего?
Мне больше всего запомнилось…
2. Было ли что-то новое на уроке, чему вы были удивлены?
3. Мы с вами ответили на проблемный вопрос урока?
Возвратимся к проблеме урока
Уч-ся комментирует проблему урока: Какие химические превращения происходят с пищей в желудке, при помощи каких веществ?
-Теперь вы знаете, что процесс пищеварения в желудке- это химический процесс с участием сложной системы регуляции ,при помощи ферментов. Многие факторы среды ( образ жизни , знание себя самого, правильное питание ) влияют на этот процесс.
здоровое пищеварение – во многом зависит от нас самих. Это мы познали сегодня.
Известный американский пропагандист здорового образа жизни Поль Брэгг в одной из своих книг писал:
«Человек по своему неблагоразумию в еде, питье умирает, не дожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не доживает до ста лет»
Для дом задания &32 изучить стр 166-167, ответить на вопросы (вопросы на обратной стороне рабочего листа)
1.Как влияет жевательная резинка, газированные напитки, фастфуд . хот дог на желудок ( для всех)
На выбор : каждый себе выберет 1 задание
- Объяснить пословицы , составить правило « Когда я ем , я глух и нем» « Аппетит приходит во время еды « , « Кто долго жует, тот долго живет».» Лучше 7 раз поесть , чем один раз наесться»,
- Проблемные вопросы :
А. Какой температуры должна быть пища? Можно ли постоянно употреблять острые приправы ?
Б. Что необходимо за обедом съедать в первую очередь: компот , суп , второе блюдо, салат, сладкое?
Выставление оценок
– Урок окончен. Спасибо за работу (——–)
Влияние ферментов желудочного сока на белок куриного яйца
пробирка | Условия опыта | Наблюдения | Вывод из опыта |
№1 | Белок куриного яйца+ нагревание | Свертывание белка | При нагревании происходит разрушение белка |
№2 | белок ку- | Наблюдаем | Желудочный сок |
№3 | белок ку- | Раствор мутный. Никаких | Фермент желу- |
№ 4 | белок ку- | Никаких | Раствор гидрокси- |
Вывод :
1)Желудочный сок действует при температуре 37-39 градусов. При повышении температуры (кипячении) белок свертывается.
2)Ферменты желудочного сока расщепляют белки.
фермент желудочного сока (пепсин) действует на белки при определенных условиях: t=37oС и кислая реакция среды.
Если эти условия не соблюдаются, фермент теряет свою активность.
При какой температуре работают ферменты желудочного сока? Назовите эти ферменты .
Информацию взять из информационного листа приложение 1
( при температуре 37 -39 градусов ) фермент пепсин, химозин, липаза и др. .
Что же это значит ?
Значит: пища не должна быть холодной или горячей , так как она будет очень плохо перевариваться.
Отчет: Мы изучали строение желудка, при изучении мы узнали, что желудок-это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
. ЗАДАНИЕ №2 ГРУППЫ
1.Расскажите о составе желудочного сока.
Отчёт: 1.Мы изучали состав желудочного сока, при изучении мы узнали, что в состав желудочного сока входят ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник