Конспект по болезням желудка

Конспект по болезням желудка thumbnail

11. Язвенная болезнь

Язвенная болезнь (желудка или двенадцатиперстной кишки) – хроническое циклически протекающее заболевание, характерным признаком которого является образование в период обострения язв в областях пищеварительного тракта, контактирующих с активным желудочным соком (желудок – фундальный, антральный отдел, двенадцатиперстная кишка).

Этиология

К развитию язвенной болезни ведут следующие факторы:

1) наследственная предрасположенность;

2) нейропсихические;

3) алиментарные;

4) вредные привычки;

5) лекарственные воздействия;

6) инфекция (хеликобактер пилори).

Классификация

Язвенную болезнь по следующим критериям.

1. Клинико-эндоскопическая стадия – свежая язва; начало эпителизации язвенного дефекта; заживление язвенного дефекта слизистой оболочки при сохранившемся дуодените; клинико-эндоскопическая ремиссия.

2. Фазы: обострение, неполная клиническая ремиссия, клиническая ремиссия.

3. Локализация: фундальный отдел желудка, антральный отдел желудка, луковицы двенадцатиперстной кишки, постбульбарный отдел, двойная локализация.

4. Форма:

1) неосложненная;

2) осложненная: кровотечение, перфорация, перивисцерит, пенетрация, стеноз привратника.

5. Функциональная характеристика: кислотность желудочного содержимого и моторика: повышенная, пониженная, нормальная.

Другая классификация.

I. Общая характеристика болезни:

1) язвенная болезнь желудка;

2) язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки;

3) язвенная болезнь неуточненной этиологии;

4) пептическая гастролокальная язва после резекции желудка.

II. Клиническая форма:

1) острая или впервые выявленная;

2) хроническая.

III. Течение:

1) латентное;

2) легкое или редко рецидивирующее;

3) средней тяжести или рецидивирующее (1–2 рецидива и более в течение года);

4) тяжелое (3 рецидива и более в течение года) или непрерывно рецидивирующее, развитие осложнений.

IV. Фаза:

1) обострение (рецидив);

2) затухающее обострение (неполная ремиссия);

3) ремиссия.

V. Характеристика морфологического субстрата болезни:

1) виды язвы:

а) острая язва;

б) хроническая язва;

2) размеры язвы:

а) небольшая (менее 0,5 см);

б) средняя (0,5–1 см);

в) крупная (1,1–3 см);

г) гигантская (более 3 см);

3) стадии развития язвы:

а) активная;

б) рубцующаяся;

в) стадия красного рубца;

г) стадия «белого» рубца;

д) длительно не рубцующаяся;

4) локализация язвы:

а) желудок (кардия, субкардиальный отдел, тело желудка, антральный отдел, пилорический отдел; передняя стенка, задняя стенка, малая кривизна, большая кривизна);

б) двенадцатиперстная кишка (луковица, постбульбарная часть, передняя стенка, задняя стенка, малая кривизна, большая кривизна);

5) характеристика функций гастродуоденальной системы (указываются только выраженные нарушения секреторной, моторной и эвакуаторной функций).

Осложнения:

1) кровотечения:

а) легкие;

б) средней тяжести;

в) тяжелые;

г) крайне тяжелые;

2) перфорация;

3) пенетрация;

4) стеноз:

а) компенсированный;

б) субкомпенсированный;

в) декомпенсированный;

5) малигнизация.

Клиника

Ведущей жалобой является болевой синдром. Боль зависит от состояния нервной системы, эндокринной системы, индивидуальных особенностей, анатомических особенностей язвы, выраженности функциональных нарушений. Боль чаще всего локализуется в эпигастральной области, умблинкальной области, разлитая по всему животу. Боль со временем становится постоянной, более интенсивной, принимает «голодный» и ночной характер. Характерны тошнота, рвота, изжога, отрыжка, гиперсаливация. У больных снижается аппетит. Возрастает эмоциональная лабильность, нарушается сон, повышается утомляемость. Развиваются запоры или неустойчивый стул. Гипергидроз, артериальная гипотония, брадикардия. При пальпации болезненность в эпигастрии или в пилородуоденальной области, дефанс мышц передней брюшной стенки. Положительный синдром Менделя, синдром Оппенховского (болезненность в области остистых отростков XIII–XI грудных позвонков), симптом Гербета (боль в области поперечных отростков III поясничного позвонка). При кровоточащих язвах положительная реакция на скрытую кровь. Имеет значение в постановке диагноза наследственная предрасположенность (особенно по мужской линии).

Лабораторные данные. Исследование желудочной секреции (повышение объема, кислотности, дебит-часа свободной соляной кислоты и активности пепсина); общий анализ крови: может быть эритроцитоз, постгеморрагическая гипохромная анемия, лейкопения, при осложнениях – повышение СОЭ; положительная реакция кала на скрытую кровь.

Диагностика

Инструментальные методы исследования: фиброгастродуоденоскопия: обнаружение язвы;

Рентгенологическое исследование с барием: прямые признаки – ниша, конвергенция складок и др.; косвенные – гиперсекреция натощак, деформация луковицы, пилородуоденоспазм, спастическая перистальтика; в состоянии гипотонии – с применением фармакологических средств (атропин).

При цитологическом исследовании обнаруживается хелико-бактер пилори.

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз проводится с хроническим гастритом (с повышенной кислотностью) и гастродуоденитом (эпозивным, антральным, атрофическим гастритом, эрозивным дуоденитом).

Лечение

В момент обострения назначают постельный или полупостельный режим. Диета № 1а и 1б на короткий срок, затем № 1. Лекарственная терапия направлена на:

1) подавление агрессивных свойств желудочного сока; неселективные М-холинолитики (атропин, платифилин, метацин); селективные блокаторы М1-холинорецепторов (гастроепин, пиронцепин); блокаторы Н2-рецепторов гистамина (цислетидин, ранитидин, фамотидин); антагонисты кальция (верапамил, нифедипин); антациды (альмагель, фосфамогель, гастрогель);

2) повышение защитных свойств слизистой оболочки: уито-протекторы (карбеноксалон натрия, сукральфат, коллидный висмут); стимуляторы репарации (оксиферрискарбон натрия, пиримидины);

3) нейрогуморальную регуляцию: психотропные (элениум, седуксен, седативные средства); блокаторы дофаминовых рецепторов (церукал, эглонил);

4) антибактериальное действие (метронидазол – при наличии хеликобактер пилори). Физиотерапия – КВЧ, магнито– и лазеротерапия; электрофорез лекарственных препаратов, гипербарическая оксигенация.

Прогноз

Прогноз при язвенной болезни зависит от индивидуальных особенностей организма, регулярности и адекватности лечебных мероприятий. У большинства пациентов первый курс интенсивной терапии приводит к заживлению язвенного дефекта, но при несоблюдении диеты приводит к рецидиву болезни и осложнениям. Возможно развитие перигастрита, перидуоденита, стеноза пилородуодельного отдела, пенетрации (например, в поджелудочную железу), развитие кровотечения и перитонита.

Диспансеризация

После выписки из стационара осмотр врачом ежеквартально, затем 2 раза в год (весной и осенью). ФГДС делают через 6 месяцев после начала обострения, чтобы оценить эффективность терапии. Противорецидивное лечение проводят два раза в год весной и осенью в течение 3 – 4-х недель. Санаторно-курортное лечение проводится не ранее, чем через 3–6 месяцев после исчезновения болевого синдрома и заживления язвы в санаториях Ессентуков, Железноводска, Боржоми, Друскинанкая.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

Гастрит и язвенная болезнь
Алмагель, Анестезин, Бевисал, Бекарбон, Бефунгин, Вентер, Викаир, Викалин, Гастал, Гастрик, Гастроцепин, Гелусил, Гестид, Денол, Контролок, Ланзап, Магалфил 800, Нексиум, Омепразол, Париет, Пилобакт, Ранитидин, Ренни, Рутацид, Сайтотек, Симагель,

11. Язвенная болезнь
Язвенная болезнь (желудка или двенадцатиперстной кишки) – хроническое циклически протекающее заболевание, характерным признаком которого является образование в период обострения язв в областях пищеварительного тракта, контактирующих с активным

39. Язвенная болезнь
Язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки – это хроническое заболевание, главным признаком при которой является образование в период обострения язв в области пищеварительного тракта.Основным этиологическим фактором является инфекция

ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ
Аргентум нитрикум 3, 6 — свежий язвенный дефект слизистой оболочки, гиперсекреция и гиперпродукция хлористоводородной кислоты с множеством диспептических явлений. Показана для астеничных, истощенных лиц.Арсеникум альбум 3, 6 — также применяется при

Язвенная болезнь
От воспаления, нейрогенных желудочно-кишечных нарушений к развитию язвенной болезни имеются плавные переходы и их функциональное, этиологическое и терапевтическое единство. Язва — конечная стадия любого болезненного процесса. В этой главе мы встретим

Язвенная болезнь
В результате нарушения регулирующих нервных и гормональных механизмов и расстройств желудочного пищеварения образуется пептическая язва в желудке или в двенадцатиперстной кишке. Заболевание отличается хроническим рецидивирующим течением.При

Читайте также:  Как проверяют желудок поджелудочную железу

Язвенная болезнь
Разговор про язвенную болезнь необходимо начинать с того, что в ряде случаев лечения язвы больным следует обратить внимание на народные средства лечения.Язвенная болезнь желудка – это самая распространенная патология среди болезней

Язвенная болезнь
Заболевание отличается хроническим рецидивирующим течением с частыми периодами воспалений.? Салат из молодых листьев одуванчика полезен при болезнях пищеварительного тракта. Предварительно положить листья на полчаса в соленую воду, затем промыть,

Язвенная болезнь
Когда 28 июля 1939 года умер Вильям Дж. Майо, доктор медицины, последний из двух братьев — основателей знаменитой клиники Майо, пресса писала, что он скончался от прободения язвы желудка — болезни, в лечении которой он специализировался. Операция была

ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ
Весна девяностого года выдалась ранняя, уже в начале марта побежали по улицам звонкие ручьи, смывая в окружающие город Уфу реки Белую и Уфимку накопленную за зиму грязь. Но городская грязь была не самой большой бедой – великая беда грянула со стороны

Язвенная болезнь
Язва пищевода — это изъязвление стенки нижней части пищевода в результате воздействия на него желудочного сока. В период обострения лечение лимоном не рекомендуется. Во время ремиссии вы можете обратиться к поддерживающему лечению лимонным соком,

Язвенная болезнь
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки – хроническое заболевание, вызываемое образованием язв в слизистой оболочке желудка и/или двенадцатиперстной кишки.Проявляется болью в подложечной области через определенные промежутки времени

Язвенная болезнь
Язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки называют хроническое заболевание, сопровождающееся образованием дефектов слизистой этих органов. Ее причиной может быть повышенное образование соляной кислоты, которая вызывает воспаление

Язвенная болезнь
В результате нарушения регулирующих нервных и гормональных механизмов и расстройств желудочного пищеварения образуется пептическая язва в желудке или в двенадцатиперстной кишке. Заболевание отличается хроническим рецидивирующим течением.При

Язвенная болезнь
Язвенная болезнь — это хроническое заболевание, имеющее периоды ремиссии и обострения, ведущим проявлением которого является образование язвы в желудке и в двенадцатиперстной кишке. Ее размеры колеблются от нескольких миллиметров до 12 см в диаметре.

Источник

Конспект урока гигиенического содержания

Тема: Заболевание органов пищеварения

Цель: Изучить болезни органов пищеварения и меры их профилактики

Задачи:

1.Образовательные: датьпонятие о заболеваниях органов пищеварения и их предупреждении; познакомить с гигиеной питания, убедить учащихся в необходимости соблюдения норм гигиены.

2.Развивающие: развитие логического мышления, развитие качеств личности, развитие навыка самостоятельной работы.

3.Воспитательные: формирование эстетического воспитания на примере красоты здорового человеческого тела, формирование гигиенического воспитания на примере изучения правил питания, формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация презентаций), практические (наблюдение).

Оборудование: мультимедийный проектор, наглядные пособия (печатный материал).

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание.

Ребята, посмотрите на экран, перед вами изображены картинки (слайд №1). Какие ассоциации возникают у вас? Определите самостоятельно тему нашего урока.

Ш. Изучение нового материала.

Тема нашего урока «Заболевание органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций». Многие великие философии и писатели говорили о гигиене питания. Например: Сократ- древнегреческий философ говорил: «Лучшая приправа к пище – голод», Абу-аль-Фарадж- сирийский церковный деятель, писатель утверждал, что «Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать», великий русский писатель А.П. Чехов говорил: «Встав из-за стола голодным – вы наелись; если вы встаете наевшись – вы переели; если встаете переевши – вы отравились».

Эволюция человека как биологического вида связана с его непрерывной борьбой за существование со своими извечными врагами – наиболее агрессивными элементами внешней среды – микроорганизмами. Они могут проникнуть в организм, через сырую воду, немытые овощи, фрукты, грязную посуду и руки. В кишечнике микробы размножаются, выделяют яды, которые отравляют организм. Инфекционные болезни – это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (микробами)

А) Для лучшего усвоения нового материала мы с вами разделимся на 4 группы. Каждой группе будут выданы карточки с информацией. Изученную информацию вы расскажите классу по предложенному плану и заполните таблицу в тетрадях. Такая же таблица заполняется и на доске. В результате обсуждения учащиеся делают выводы (15 минут).

I группа – желудочно – кишечные заболевания: ботулизм; дизентерия;

II группа – желудочно-кишечные заболевания: холера; брюшной тиф;

III группа – глистные заболевания

IV группа – пищевые отравления

Задания

  1. Ознакомиться с полученной информацией.

  2. Ответить на вопросы.

  3. Заполнить таблицу

В) Меры профилактики желудочно- кишечных заболеваний. В медицине древнего Китая главным направлением было предупреждение всех заболеваний на основе правильного питания и разумного образа жизни. Следовательно, зная ошибки, ведущие к возникновению желудочно-кишечных заболеваний, можно выработать правила правильного, рационального, питания. Давайте запишем их:

1. Правильный режим питания – 5-6 раз в день небольшими порциями.

2. Ежедневно – не менее 400 г овощей и фруктов, предпочтительно в свежем виде и местного происхождения.

3. Ежедневно – молоко и молочные продукты.

4. Большая часть пищи должна употребляться в вареном виде.

5. Вредно съедать за один раз много пищи.

6. Необходимо принимать пищу в одно и тоже время.

7. Во время еды вредно читать, разговаривать, смотреть телевизор, играть в телефоне.

8. Необходимо тщательно пережевывать пищу.

9. Перед каждым приемом пищи, следует тщательно мыть руки с мылом.

10. Хранить продукты следует в холодильнике.

Правильное питание – одна из основ здорового образа жизни! Правильное рациональное питание позволяет сохранить и укрепить здоровье, предупредить многие заболевания и излечить существующие проблемы со здоровьем. Запомните эти правила, и постарайтесь придерживаться их в жизни.

IV. Закрепление

Давайте, вернемся к началу урока. Ребята, а вы правильно ли питаетесь? Давайте проверим.

Задание 1. Внимательно прочитайте правила питания:

Запишите свое отношение к правилам в баллах: «да» – 2 балла; «нет» – 0 баллов; «иногда» – 1 балл.

  1. пищу надо принимать 4 – 5 раз в день, в определенные часы, не чаще чем через 4 часа;

  2. пережевывать пищу медленно и тщательно;

  3. вечером не пить чай, кофе;

  4. сахар заменить медом, фруктами, ягодами, овощами;

  5. белый хлеб есть как можно реже;

  6. стараться обходиться без соли;

  7. воду пить небольшими порциями до двух литров в день. Не пить воду во время еды (снижается концентрация желудочного сока);

  8. пищу принимать свежеприготовленную, в теплом виде;

  9. во время еды не разговаривать, не читать, не смотреть телевизор;

  10. садиться за стол только тогда, когда хочется есть.

Читайте также:  Какое лекарство пропить от желудка

Оценка питания:

20 – 19 баллов – отлично;

18 – 17 баллов – хорошо;

15 – 16 баллов – удовлетворительно;

14 баллов и менее – плохо.

Задание 2. Ответьте на вопросы: Почему пищу нужно хорошо пережевывать? Почему не рекомендуется начинать мышечную работу сразу же после приема пищи? Почему после сильных физических и эмоциональных нагрузок не рекомендуют сразу приступать к еде, а лучше выждать 20-30 мин.? Почему вредно принимать за один раз много пищи? Объясните, почему в рационе человека должны обязательно присутствовать белки, жир, углеводы?

Задание 3. Разбор жизненных ситуаций.

  1. Хозяйка пробовала винегрет и раздавала его гостям одной и той же ложкой. Почему так нельзя делать?

  2. Что гигиеничнее: сушить посуду или вытирать ее полотенцем?

  3. На лесной поляне около оживленного шоссе у всех на виду росла земляника. Почему ее обходили стороной?

  4. Банка рыбных консервов помята при перевозке, но ее герметичность сохранена, а срок годности не вышел. Можно ли ее использовать?

  5. Крышка банки консервированного сгущенного молока вздута, но сама банка не повреждена. Можно ли консервы со вздутой крышкой использовать для еды?

Задание 4 Кроссворд

hello_html_m27300461.jpg

1. Найди лишнее:

  1. холера

  2. аппендицит

  3. дизентерия

  4. брюшной тиф

2. Как одним словом назвать остальные три заболевания? (Инфекция.)

3. Найди лишнее:

  1. аскарида

  2. холерный вибрион

  3. бычий цепень

  4. муха

4. Найди лишнее:

  1. рвота

  2. насморк

  3. диарея

  4. боли в животе

5. Найди лишнее:

  1. промывание желудка

  2. крепкий сладкий чай

  3. покой

  4. грелка на живот

6. Широкое распространение инфекционного заболевания. (Эпидемия.)

7. Где произошла последняя вспышка холеры? (Гаити.)

8. Меры предупреждения заболевания. (Профилактика.)

9. Как по-другому называются глистные заболевания? (Гельминтозы.)

Найдите слово по вертикали? (Иммунитет.)

Какое отношение имеет это понятие к нашей теме? (Ответы детей.)

Иммунитет – это запас прочности нашего организма. Чем сильнее иммунитет, тем меньше мы рискуем заболеть опасными болезнями.

Что нужно делать, чтобы увеличить запас прочности организма человека? (Вести здоровый образ жизни.)

V. Рефлексия

В ходе, урока мы с вами установили, что правильное питание – одна из основ здорового образа жизни! Правильное рациональное питание позволяет сохранить и укрепить здоровье, предупредить многие заболевания и излечить существующие проблемы со здоровьем.

Притча: “В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил завистливый человек, который хотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился к мудрецу. » Он решил спросить мудреца: “О Мудрейший из мудрых», – скажет он, – если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”

Если мудрец скажет: “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.

Когда горожанин вошел во дворец и сделал все, так как хотел, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе. Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав лишь минуту, ответил: “Все в твоих руках!” Ваше здоровье в ваших руках. Будьте здоровы!

VI. Домашнее задание §40. Подготовка индивидуальных сообщений по теме: «Меры предосторожности кишечных инфекций» Задание для желающих: подберите пословицы и поговорки о правильном питании и объясните их.

Задание для 1 группы

Желудочно – кишечные заболевания

Ботулизм – Ботулизм представляет собой опасное инфекционное заболевание, развивающееся в результате попадания в человеческий организм продукта жизнедеятельности бактерии Clostridium botulinum – ботулинического токсина. Болезнь встречается в наши дни достаточно редко, фиксируется около 1000 случаев в год во всем мире. Заболевание продолжает оставаться смертельно опасным. Основной его – источник пища. Возбудители этого заболевания – клостридии ботулизма – очень подвижная, способная жить в условиях отсутствия кислорода и образующая споры, выживающие даже в безвоздушном пространстве. Всего известно семь типов клостридий. В процессе своей жизнедеятельности палочка вырабатывает сильнейший токсин.

Заболевание начинается остро, напоминает пищевое отравление. Первые признаки ботулизма: тошнота; рвота; понос; боль. Многие люди не знают, что это ботулизм, и не принимают мер по соблюдению гигиены во время домашней консервации. Это очень опасно. Нужно поддерживать строжайшую чистоту во время заготовки и приготовления продуктов питания. Большое значение при профилактике ботулизма является соблюдение условий приготовления пищи. Особую опасность имеет неправильно проваренная или прожаренная пища. При повреждении кожных покровов необходима первичная обработка раны.

Дизентерия – инфекционное заболевание, характеризующееся поражением желудочно-кишечного тракта, преимущественно толстой кишки.Заболевание вызывают бактерии рода Шигелла. При разрушении микробов выделяется токсин, который играет большую роль в развитии болезни и обусловливает ее проявления.

Заболевание начинается быстро. В начале развивается синдром общей интоксикации, характеризующийся повышением температуры тела, ознобом, чувством жара, разбитости, снижением аппетита, головной болью, снижением артериального давления.

Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется болями в животе, вначале тупыми, разлитыми по всему животу, имеющими постоянный характер. Затем они становятся более острыми, схваткообразными, локализуются в нижних отделах живота, чаще слева. Боли обычно усиливаются перед опорожнением кишечника. Общие меры профилактики дизентерии подразумевают соблюдение санитарно-гигиенических норм в быту, в пищевом производстве и на предприятиях общественного питания, контроль за состоянием водных источников, очистку канализационных отходов (в особенности дезинфекция сточных вод лечебных учреждений).

ВОПРОСЫ:

  1. Кто является возбудителем ботулизма и как они попадают в организм человека?

  2. Перечислите симптомы болезни – ботулизма?

  3. Что такое – дизентерия? Перечислите меры профилактики?

Задание для 2 группы

Желудочно – кишечные заболевания

Холера – это острая кишечная инфекция, возникающая при поражении человека холерным вибрионом. Холера проявляется выраженной частой диареей, обильной многократной рвотой, что приводит к значительной потере жидкости и обезвоживанию организма. Признаками дегидратации служат сухость кожных покровов и слизистых, снижением тургора тканей и сморщивание кожи, заострение черт лица, олигоанурия. Холеру вызывают вибрионы группы А. Холерный вибрион представляет собой грамотрицательную подвижную бактерию, выделяющую в процессе жизнедеятельности термостабильный эндотоксин, а также термолабильный энтеротоксин (холероген).

Читайте также:  Чем лечить желудок медика

Возбудитель устойчив к действию окружающей среды, сохраняет жизнеспособность в проточном водоеме до нескольких месяцев, до 30 часов в сточных водах. Хорошей питательной средой является молоко, мясо. Холерный вибрион погибает при химическом дезинфицировании, кипячении, высушивании и воздействии солнечного света. Отмечается чувствительность к тетрациклинам и фторхинолонам. Неспецифические меры профилактики холеры подразумевают соблюдение санитарно-гигиенических норм в населенных местах, на предприятиях питания, в районах забора вод для нужд населения. Индивидуальная профилактика заключается в соблюдении гигиены, кипячении употребляемой воды, мытье продуктов питания и их правильной кулинарной обработке. При обнаружении случая холеры эпидемиологический очаг подлежит дезинфекции, больные изолируются, все контактные лица наблюдаются в течение 5-ти дней на предмет выявления возможного заражения.

Брюшной тиф – это острое системное заболевание. Основные симптомы – недомогание, лихорадка, нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта, кратковременная сыпь, спленомегалия, а также лейкопения. Важнейшими осложнениями являются кишечное кровотечение и перфорация кишечника. Это заболевание можно рассматривать как классический пример кишечной лихорадки, вызываемой сальмонеллами. Возбудитель брюшного тифа попадает в организм человека оральным путем почти во всех случаях в результате употребления инфицированной пищи, воды или молока. Человек служит единственным истинным резервуаром возбудителя болезни в естественных условиях, причем источниками инфекции обычно являются больные. Мухи или другие насекомые переносят возбудителей инфекции из фекалий или другого инфицированного материала на пищевые продукты или напитки.

Многократно подтверждалось тем, что вспышки брюшного тифа происходят при грубых нарушениях санитарного режима, например, недостаточное хлорирование воды, или в результате природных бедствий, таких как наводнение.

ВОПРОСЫ:

  1. Перечислите, основные меры профилактики холеры?

  2. Что такое брюшной тиф и каковы его симптомы?

  3. Перечислить меры профилактики борьбы с болезнью брюшной тиф.

Задание для 3 группы

Глистные заболевания

Энтеробиоз – Гельминты этой болезни – острицы – паразитируют в конечном отделе тонких кишок и в слепой кишке человека. Заражение острицами вызывает заболевание, которое называется энтеробиоз. Ученые установили, что источником заражения служит исключительно больной энтеробиозом человек. Энтеробиоз – классический пример «болезни грязных рук». Человек заражается в том случае, если он не привык соблюдать правила элементарной личной гигиены.

При заболевании энтеробиозом у больного развиваются характерные признаки: страх, головные боли, зуд. Единственным источников инвазии остриц считается человек. Гельминты попадают в желудочно-кишечный тракт с немытых продуктов, при занесении в ротовую полость грязных рук детьми. Яйца острицы способны сохраняться в окружающей среде, на кожных покровах человека в течение месяца. В почве сохраняют жизнеспособность на протяжении 10 лет. Передача осуществляется от человека к человеку через нательное белье, игрушки, предметы обихода, посуду.

Профилактика направлена на ликвидацию всех патологических звеньев. Решается путем выполнения комплекса санитарно-гигиенических мероприятий согласно постановлению Минздрава от 2003 года.

Аскаридоз – гельминтоз, вызываемый человеческой аскаридой, с высокой восприимчивостью, повсеместной распространенностью, с преимущественным поражением пищеварительного тракта, развитием аллергических реакций, возможностью хронического течения и развития тяжелых осложнений. Аскаридоз является довольно широко распространенным заболеванием на территории России.

Источник заражения – человек. Инфицирование здорового человека происходит при заглатывании зрелых яиц аскарид (с загрязненными ягодами, овощами и фруктами). В тонком кишечнике из яиц выходят личинки, которые приблизительно через 3-4 часа проходят через слизистую оболочку кишечника, проникают в кровеносные сосуды и далее по системе кишечных вен с током крови попадают в печень; затем через нижнюю полую вену оказываются в правом сердце и по легочной артерии проникают в легкие.

Основные симптомы: необъяснимая температура и признаки интоксикации без проявлений простуды (без насморка и болей в горле), аллергическая реакция без причины, появление на этом фоне кашля и свистящей одышки, расстройства пищеварения (тошнота, нарушения стула как поносы, так и запоры, боли в животе, вздутие живота), общая нервозность и раздражительность. Меры профилактики – одним из направлений профилактики является своевременное выявление больных и их лечение, уход за местами скопления детей – рыхление песочниц (яйца аскарид погибают под действием солнечного цвета).

Профилактические мероприятия среди населения основаны на гигиеническом воспитании детей и подростков – соблюдение правил личной гигиены: мытье рук после туалета и перед едой, мытье рук после улицы, мытье фруктов, овощей, ягод.

ВОПРОСЫ:

  1. Кто является возбудителем заболевания – аскаридоз и энтеробиоз?

  2. Как протекает болезнь энтеробиоз?

  3. Назовите меры профилактики болезни – аскаридоза?

Задание для 4 группы

Пищевые отравления – это собирательный термин, под которым подразумевают клинику острого расстройства пищеварения (тошнота, рвота, диарея), иногда в сочетании с другими симптомами, возникающего в результате употребления недоброкачественных продуктов питания или жидкостей.

Классификация пищевых отравлений

  • инфекционные (вызваны микробами, вирусами или простейшими, либо продуктами их жизнедеятельности), эти виды отравлений правильнее называть пищевыми токсикоинфекциями (ПТИ).

  • неинфекционные или токсические отравления (из-за попадания с пищей в организм химических токсинов, тяжелых металлов, ядов, употребления трав, растений или несъедобных грибов).

Пищевые токсические отравления происходят в результате употребления пищи или воды, в составе которой содержатся химические, растительные или животные яды: несъедобные грибы, либо грибы, собранные вдоль трасс, около химических производств и скопившие в себе вредные соединения, ядовитые растения (паслен, волчья ягода, белена), химические вещества (токсины, соли тяжелых металлов, консерванты, красители). Особенностью пищевых токсикоинфекций и токсических отравлений является короткий период инкубации, около 2-6 часов и бурно развивающиеся проявления.

Симптомы пищевых отравлений: температура, от невысокой в 37-37.5 до 39-40 градусов, потеря аппетита, недомогание, расстройство стула и боли в животе схваткообразного характера, вздутие живота, тошнота и рвота, холодный пот, снижение давления. Первые симптомы отравления могут возникать в сроки от 1-2 до 6-8 часов, постепенно в следующие 1-2 дня они прогрессируют, и без оказания помощи могут существенно навредить здоровью.

Чтобы предотвратить или свести к минимуму риск пищевых отравлений необходимо соблюдать элементарные правила:

  1. готовить пищу только в условиях кухонь, регулярно проводить уборку в зоне приготовления и приема пищи,

  2. использовать только доброкачественные продукты, проверять сроки годности,

  3. по возможности не хранить скоропортящиеся продукты, либо хранить их в условиях холодильника не более 6-12 часов,

  4. с осторожностью относиться к продуктам с сырыми компонентами, особенно в общепите

  5. тщательно мыть руки и посуду,

ВОПРОСЫ:

  1. Характеристика инфекционных пищевых отравлений?

  2. Как происходит пищевое токсическое отравление?

  3. Назовите основные методы профилактики?

Источник