Конспект пищеварение в желудке

План – конспект урока по биологии в 8классе на тему «Пищеварение в желудке и в кишечнике»
Тип урока:изучение нового материала
Вид урока:урок с элементами практической работы
Цель:
– познакомить учащихся с особенностями пищеварения в желудке и кишечнике;
– раскрыть взаимосвязь между тканями и органами человека и животных.
Задачи образовательные:
– сформировать понятие об уровнях организации живых тел;
– изучить желудок и отделы кишечника
– показать разновидности тканей и их различие в строение.
Задачи развивающие:
– продолжить формировать умения сравнивать изучаемые объекты и отмечать главное;
– умение последовательно излагать материал.
Задачи воспитательные:
– формировать научное мировоззрение;
– продолжать формирование культуры труда на основе ведения записей в тетради.
Методы и методические приемы:словесный (элементы лекции, беседа), наглядный (демонстрация через мультимедио, таблицы), практический(демонстрационный опыт).
Оборудование:изобразительные пособия: таблица «Внутренние органы пищеварения»; пробирка, куриный белок, натуральный желудочный сок.
Структура урока: (45 мин урок)
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Проверка Д/З (10 мин.)
П. Изучение нового материала (20 мин.)
III.Закрепление нового материала (17 мин.)
IV. Итог урока (1-2 мин.)
V. Домашнее задание (1-2 мин.)
VI. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (1-2 мин.)
Содержание урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.
Проверка Д/З (10 мин.)
Что такое пищеварение и какие органы участвуют в этом процессе?
Что такое пищеварение
Что такое зубы и из каких частей они состоят?
Слюнные железы и функция языка
II. Изучение нового материала (20мин.)
Учитель сообщает тему урока, его цель,
а) Проблемные вопросы.
Ребята, а как протекает пищеварение в желудке и кишечнике?
Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, вы познакомитесь с особенностями строения желудка и кишечника и функции этих органов.
Запишите в тетрадях первый пункт урока:
1. Желудок
Желудок. Желудок служит резервуаром для накопления и переваривания пищи. Внешне он напоминает большую грушу, вместимость его — до 2—3 л. Форма и размеры желудка зависят от количества съеденной пищи.
Слизистая оболочка желудка образует множество складок, которые значительно увеличивают ее общую поверхность. Такое строение способствует лучшему соприкосновению пищи с его стенками.
На экране через мультимедиа учитель показывает внутренних органов пищеварения. Видео Желудок.
В слизистой оболочке желудка расположено около 35 млн. желез, которые за сутки выделяют до 2 л желудочного сока. Желудочный сок— это прозрачная жидкость, 0,25% ее объема составляет соляная кислота. Такая концентрация кислоты убивает попавшие в желудок болезнетворные организмы, но не опасна для его собственных клеток. От самопереваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка.
Рассмотрите рис. на стр. строение стенки желудка.
Под действием ферментов: пепсин, химозин, липаза, содержащихся в желудочном соке, начинается переваривание белков. Этот процесс идет постепенно, по мере того как пищеварительный сок пропитывает пищевой комок, проникая в его глубину. В желудке пища задерживается до 4—6 ч и по мере превращения в полужидкую или жидкую кашицу и переваривания порциями проходит в кишечник.
Регуляция сокоотделения железами желудка происходит рефлекторным и гуморальным путями. Начинается она условным и безусловным сокоотделением.
Для того чтобы убедится как влияет желудочный сок на процесс пищеварения, проделаем следующий опыт.
Демонстрационный опыт.
Запишите в тетрадях
Цель: изучить действие фермента желудочного сока на белки.
Оборудование: пробирка, полусваренный куриный белок, желудочный сок.
Ход работы. В пробирку с полусваренным куриным белком дольем немного натурального желудочного сока и поместим ее в теплую воду
(38-39 С). Через 20-30 мин хлопья белка исчезнут.
Объясните, почему это произошло?
Вывод: под действием фермента желудочного сока – пепсина – молекулы белков в кислой среде распадаются на различные аминокислоты.
Запишите второй пункт плана:
2. Тонкая кишка.
Тонкая кишка. Из желудка пища попадает в тонкую кишку. Это наиболее длинная — до 4,5—5 м — часть пищеварительной трубки. Ближайший к желудку участок тонкой кишки называется двенадцатиперстной кишкой. Рассмотрите внутреннех органы пищеварения (на экране через мультимедио учитель показывает кишечник) Видео Тонкий кишечник
В ней пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока. Их ферменты действуют на белки, жиры и углеводы. В тонкой кишке переваривается до 80% поступивших с пищей белков и почти 100% жиров и углеводов. Здесь белки расщепляются до аминокислот, углеводы — до глюкозы, жиры — до жирных кислот и глицерина.
Важную роль в этом процессе играет желчь, которая образуется в печени. Хотя желчь сама и не переваривает жиры, но усиливает действие ферментов, а также разлагает жиры на мелкие капельки.
Значение желчи:
– благодаря ее действию облегчается переваривание жиров;
– она повышает активность ферментов;
– повышает растворимость жирных кислот;
– усиливает движение кишки;
– задерживает гнилостные процессы в кишечнике.
Печень — самая крупная железа нашего тела, ее масса достигает 1500 г. Печень принимает участие не только в процессе пищеварения, В ней задерживаются и обезвреживаются многие ядовитые вещества. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена — животного крахмала. Видео Печень
Стенка тонкой кишки образована:
– слизистой оболочкой, подслизистой тканью, мышечной и серозной оболочками. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует складки, покрытые ворсинками. На слизистой оболочке тонкой кишки в 1 кв.см, находится до 2500 ворсинок. Длина ворсинок до 1 мм.
Благодаря складкам и ворсинкам резко увеличивается площадь поверхности слизистой оболочки кишки, поэтому здесь происходит почти полная обработка пищи. На экране учитель показываетстроение стенки тонкой кишки.
Процесс пищеварения в тонкой кишке состоит из трех этапов: полостное пищеварение ,пристеночное пищеварение и всасывание.
Как происходит полостное пищеварение, вы знаете: это переваривание питательных веществ под влиянием пищеварительных соков в полости кишки. Пристеночное пищеварение идет на самой поверхности слизистой оболочки кишки. Перевариванию подвергаются пищевые частички, проникающие в пространства между ворсинками. Более крупные частицы сюда попасть не могут. Они остаются в полости кишки, где подвергаются воздействию пищеварительных соков и расщепляются до более мелких размеров. Такой механизм пищеварения способствует наиболее полному перевариванию пищи.
В кишечнике пища продолжает перемешиваться и передвигаться при помощи перистальтических движений мышц в его стенках. Механизм этих движений прост: кольцевые мышцы кишки в одном месте сокращаются, а в другом расслабляются. При этом пища передвигается в участок с расслабленными стенками. Затем сокращение происходит именно в этом
участке, а в соседнем мускулатура кишки расслабляется, и содержимое кишечника перемещается дальше и т. д.
Тонкая кишка способна и к маятникообразным движениям за счет попеременного удлинения и укорачивания кишки на определенном участке. Содержимое кишки при этом перемешивается и передвигается в обоих направлениях.
Всасывание – это процесс поступления различных веществ через слой клеток ворсинок в кровь и лимфу. Всасывание имеет огромное значение, этим путем наш организм получает все необходимые вещества. При чем вода минеральные соли, аминокислоты и глюкоза поступают в кровь уже в желудке. Процесс всасывания происходит в ворсинках.
Их стенка состоит из однослойного эпителия. В каждую ворсинку входят кровеносные и лимфатические сосуды. Вдоль ворсинки заложены гладкие мышечные клетки, которые во время пищеварения сокращаются, а содержимое их кровеносных и лимфатических сосудов выдавливается и уходит в общий ток крови и лимфы. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту. В кровь всасываются вода, растворенные в ней минеральные соли, аминокислоты и продукты расщепления углеводов. Глицерин и жирные кислоты в эпителиальных клетках ворсинок соединяются и образуются жиры, характерные для организма человека, затем они поступают в лимфу, после в кровь. Видео Всасывание
3. Толстая кишка.
Из тонких кишок невсосавшаяся часть пищи переходит в начальный участок толстой кишки – слепую кишку. Слизистая оболочка толстой кишки ворсинок не имеет, её клетки выделяют слизь.
Толстая кишка — конечный отдел пищеварительной трубки. Ее длина колеблется от 1,5 до 2 м. Один из ее участков — слепая кишка — имеет узкий червеобразный отросток — аппендикс (длиной 6—8 см), являющийся органом иммунной системы. Рассмотрите рис. строения толстой кишки на стр. 158.
В толстой кишке скапливаются остатки непереваренной пищи. Здесь они могут находиться 12—20 ч. За это время под действием бактерий происходит расщепление клетчатки, а вода всасывается в кровеносные сосуды, расположенные в стенках толстой кишки. При этом образуются газы и ядовитые вещества, которые, всасываясь в кровь, способны вызывать отравление организма. Эти вещества обезвреживаются в печени.
В толстой кишке преимущественно происходит всасывание воды (до 4 литров в сутки), а также глюкозы и некоторых лекарственных препаратов. От пищевой кашицы остается менее 130-150 г кала, в состав которого входят слизь, остатки отмершего эпителия слизистой оболочки, холестерин, продукты изменения пигментов желчи, сообщающие калу характерный цвет, непереваренные остатки пищи, большое количество бактерий.
Передвижение пищевых остатков в толстой кишке происходит за счет сокращения ее стенок. Каловые массы скапливаются в прямой кишке. Дефекация (опорожнение кишечника) – процесс рефлекторный, возникающий на раздражение калом рецепторов слизистой оболочки прямой кишки при достижении определенного давления на ее стенки. Центр дефекации находится в крестцовом отделе спинного мозга. Акт дефекации подчинен и коре больших полушарий головного мозга, чем обусловлена произвольная задержка дефекации.
Вывод:
1. Желудок – это полый мышечный орган, расположенный в левом подреберье и эпигастрии.
2. Из желудка частично переваренная пища выводится в двенадцатиперстную кишку.
3. Начальный отдел тонкого кишечника длиной 25-30 см — двенадцатиперстная кишка, в которую открываются протоки печени и поджелудочной железы. На пищевую кашицу здесь действуют три пищеварительных сока: желчь печени, сок поджелудочной железы, сок кишечных железок.
4. Желудочный сок – жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка. Это бесцветная прозрачная жидкость, содержащая соляную кислоту (0,3-0,5%).
По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка.
III. Закрепление нового материала (17 мин.)
Исправить ошибки в тексте;
Контур какого органа изображен на этом рисунке?
Тест: В желудке начинается расщепление: а) воды б) белков в) крахмала г) жиров
2. Расщепление питательных веществ происходит под влиянием: а) витаминов б) воды в) ферментов
3. Протоки поджелудочной железы и печени открываются в: а) желудок б) пищевод в) 12-перстная кишка г) тонкую кишку
4. Желчь вырабатывается: а) поджелудочной железой б) печенью в) железами желудка
5. Ферменты поджелудочной железы расщепляют: а) только жиры б) только крахмал в) белки, жиры, крахмал г) только белки
Дайте названия всем органам пищеварительной системы
Выберите правильные высказывания:
Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *
Желчь вырабатывается железами желудка.
Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *
Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *
Перитонит – воспаление аппендикса.
Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*
Трипсин – расщепляет жиры.
В желудке кишке кислая среда.*
Ферменты- это биологические катализаторы.*
Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *
6. Анаграмма.
Из букв составить слова. Найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
УЕЛЖОКД – желудок
ИВПЕЩДО – пищевод
ЬЕЧПЕН – печень
КИЧИКШЕН – кишечник
КЕБЛИ – белки
ТОР – рот
Лишнее слово БЕЛКИ, так как это питательное вещество, а желудок, пищевод, печень, кишечник, рот – органы.
7. Вопросы:
1. Для чего служит желудок?
2. При помощи чего переваривается пища в желудке?
3. Куда попадает пища после обработки в желудке?
4. Как называется самый близкий к желудку отдел тонкой кишки?
5. Как называется самая крупная железа нашего тела?
6. Какие функции выполняет печень помимо пищеварения?
7. Из каких этапов состоит процесс пищеварения?
8. При помощи чего передвигается пища в кишечнике?
9. Как называется конечный отдел пищеварительной трубки?
10.Что представляет из себя орган иммунной системы?
Рефлексия:
Мне было интересно узнать что…
Мне было трудно понять, но все таки удалось, что …
Мне было вообще не понятно, что……
Данный материал я смогу применить в жизни при (ситуации)…
IV. Итог урока (1-2 мин.)
V. Домашнее задание (1-2 мин.) Стр. 156-158.
VI. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (1-2 мин.)
Источник
Урок № 38
Тема урока: «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока: Образовательные
Обобщить знания о процессе пищеварения , выявить уровень усвоения ведущих понятий, закрепить их.
Продолжить формировать понятие “фермент”, “субстрат”.
Раскрыть, как происходит переваривание в желудке и тонком кишечнике, роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез.
Развивающие:
Сформировать умение выделять главное, сравнивать , делать самостоятельные выводы
Продолжить формирование работать с учебником, оборудованием
Показать практическую направленность полученных знаний
Воспитательные: способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания
Оборудование к уроку: иллюстрации, проектор, ноутбук,макеты желудка
ПЛАН УРОКА
Организационная часть — 2—3 мин.
Актуализация опорных знаний – 8 мин
Сообщение новых знаний — 15-18мин.
Закрепление знаний — 5-10 мин.
Сообщение задания на дом — 3—4 мин.
Завершение урока — 1—2 мин.
ХОД УРОКА
Организационный омент
Актуализация опорных знаний
Задание-1 (фронтально)
Поставь по порядку – глотка, – печень, – ротовая полость, – желудок, – желчный пузырь, – толстый кишечник- поджелудочная железа, – тонкий кишечник, – пищевод, – прямая кишка – двенадцатиперстная кишка, – аппендикс.
Ответ: 1 – ротовая полость, 2 – глотка, 3 -пищевод, 4 – желудок, 5 -двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 -желчный пузырь, 8 -поджелудочная железа, 9 -тонкий кишечник, 10 – толстый кишечник, 11 -аппендикс, 12 -прямая кишка
Задание-2 Соотнесите слова левой колонки с помощью стрелок со словами правой колонки, расположите над стрелками названия ферментов, расщепляющих органические вещества.
Углеводы
аминокислота
Жиры
глюкоза
Белки
глицерин, жирные кислоты
Изучение нового
Рассказ учителя.
Тщательно отработанный пищевой комок, смоченный слюной и слизью, движениями языка проталкивается к входу в пищевод, в глотку.
Начавшееся глотание мы не можем приостановить. Движения мышц ротовой полости произвольны, но как только пища перейдет за язычок, человек не может произвольно управлять работой гладких мышц, во власть которых попадает пищевой комок. Дальнейшее проталкивание его управляется последовательными рефлекторными движениями. Глотание является сигналом к открыванию входа в желудок.
В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. В момент глотания происходит поднятие гортани и закрытие ее входа надгортанником. Кроме того, благодаря поднятию мягкого неба пища не попадает и в носовую полость. В результате сокращений мышц глотки пища продвигается в пищевод.
Проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе его стенок. Пища не просто падает сама по себе вниз благодаря своей тяжести. Она проходит в желудок и при необычном положении тела. Вам, наверное, приходилось утолять жажду, склонившись у родника. Многие животные всегда едят и пьют с низко опущенной головой.
► Желудок – самая широкая часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечивать себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов. В нем различают входную часть, дно (или свод), тело и выходную, или пилорическую часть, а также два края (большая и малая кривизна). Размер и форма желудка изменяются в зависимости от количества принятой пищи и степени сокращения его стенки.
Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. Пустой желудок спадает так, что стенки его соприкасаются. Стенка – желудка состоит из четырех слоев: слизистой оболочки, подслизистого слоя, серозной оболочки (брюшина) и мышечного слоя. Мышечная стенка состоит из гладких мышечных волокон, расположенных в 3 слоя: продольный, кольцевой и косой.
Пока пища находится в желудке, мышечные стенки его напряжены и производят непрерывные волнообразные движения, перемещая и перемешивая его содержимое. В желудке накапливается лишь твердая пища, а жидкость протекает, не задерживаясь в нем. «Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца-сфинктер. Она открывается рефлекторно при соответствующих сигналах от действия пищи, поступающей или покидающей его. Молоко, хоть и жидкость задерживается в желудке. Под действием желудочного сока оно створаживается, и начинается его переваривание.
Внутренняя поверхность желудка покрыта слизистой оболочкой, в толще которой находятся около 14 000 000 желудочных желез. Они расположены вплотную: на 1 см2 их приходится около 100. Больше всего желез располагается на дне желудка и в пилорической части, открывающейся в 12-перстную кишку. Одни из них выделяют СЛИЗЕПОДОБНОЕ ВЕЩЕСТВО, которое предохраняет слизистую оболочку желудка от механических повреждений и самопереваривания; другие – СОЛЯНУЮ КИСЛОТУ (Чистый желудочный сок бесцветен и имеет кислую реакцию – в нем содержится около 0,5 % соляной кислоты). В желудке также происходит частичное переваривание пищи. Пища в желудке подвергается расщеплению под действием ферментов. Главным ферментом желудочного сока является ПЕПСИН, который активизируется в присутствии НСl и расщепляет белки. Кроме пепсина, желудочный сок содержит липазу, химозин и желатиназу. Желатиназа расщепляет белок соединительной ткани желатин. Липаза расщепляет жиры, но действует она лишь на эмульгированные жиры (например, жир молока, который взвешен в виде мельчайших капелек). Химозин вызывает свертывание молока и содержится, по-видимому, в желудочном соке лишь в течение небольшого периода после рождения. Желудочный сок не содержит ферментов, расщепляющих углеводы. Однако некоторое время в желудке, пока пищевой комок не пропитался желудочным соком, продолжают работать ферменты слюны, расщепляя углеводы (в течение 20-30 мин).
Пищеварение в желудке происходит при температуре 35-37°С, в кислой среде. При некоторых заболеваниях желудка наблюдается понижение или повышение содержания соляной кислоты в желудочном совет. НСl повышает активность ферментов. Так, возбудитель холеры – холерный вибрион – погибает в желудочном соке через 10-15 мин.
В желудке хорошо всасываются минеральные соли, вода, эмульгированные жиры, алкоголь!!!
2. Постановка проблемного вопроса.
Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока?
Как это можно исследовать?
3. Выполнение демонстрационной работы «Действие желудочного сока на белок» (Интернет –лаборатория)
Центральное звено пищеварительного тракта – 12ПК. Здесь происходит переваривание и всасывание части органических веществ, образуются гормоны, участвующие в регуляции пищеварения. В полость 12ПК открываются протоки двух крупных желез – печени и поджелудочной. Поджелудочная железа вырабатывает самый активный пищеварительный сок – поджелудочный. Он содержит фермент ТРИПСИН и другие ферменты, под действием которых белки, жиры и сложные углеводы распадаются до веществ, способных всасываться в кровь. Печень вырабатывает желчь – зеленовато-желтую жидкость горького вкуса. Желчь непрерывно образуется в печени и накапливается в желчном пузыре. Из желчного пузыря она выделяется, когда в кишечник из желудка поступает пища. Её действие направлено на расщепление жиров, которые распадаются на мелкие капельки(эмульгируются), что делает возможным их расщепление ферментами.
IV. Общие выводы урока
Желудок – сложно построенная часть пищеварительного тракта, тонко приспособленная к выполнению разнообразных функций.
В желудке пища подвергается механической обработке и превращается в полужидкую, каши, на которую воздействуют ферменты желудочного сока, выделяемого многочисленными железами слизистой оболочки.
Регуляция деятельности желез осуществляется нервной системой и гуморальным путем.
Различают две фазы отделения желудочного сока: рефлекторную и химическую (гуморальную).
В первой фазе сокоотделение, наступающее в начале пищеварения (вид и запах пищи, механическое действие пищи на рецепторы полости рта и желудка), носит рефлекторный характер.
Отделение сока в ответ на вид и запах пищи предшествует процессу еды и носит условно-рефлекторный характер («запальный сок»).
Отделение желудочного сока в ответ на механические раздражения стенок желудка происходит по принципу безусловного рефлекса.
Химические вещества (вторая фаза) — мясной бульон, отвар овощей, продукты переваривания белков, пряности и др. вещества способствует усиленному сокоотделению, некоторые продукты, например, жиры наоборот, тормозят сокоотделение.
Количество и состав желудочного сока изменяются в зависимости от состава пищи.
Пищеварение в двенадцатиперстной кишке
Центральный участок пищеварительного канала — двенадцатиперстная кишка, в которой пища, поступающая из желудка, подвергается обработке тремя пищеварительными соками: поджелудочным, желчью и кишечным.
Когда пищевые массы не поступают из желудка, содержимое двенадцатиперстной кишки имеет слабощелочную реакцию (в среднем рН 7,2-8,0). При поступлении кислых пищеварительных масс из желудка содержимое двенадцатиперстной кишки становится кислым до момента нейтрализации его щелочными соками, ступающими в кишку; рН в двенадцатиперстной кишке человека колеблется от 4,0 до 8,5.
Функции пищеварительных желез, выделяющих пищеварительные соки в двенадцатиперстную кишку, также тесно связаны и обусловлены пищеварением в желудке.
Закрепление материала
. Выберите правильные высказывания:
Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *
Желчь вырабатывается железами желудка.
Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *
Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *
Перитонит – воспаление аппендикса.
Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*
Трипсин – расщепляет жиры.
В желудке кишке кислая среда.*
Ферменты- это биологические катализаторы.*
Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *
Домашенее задание
1. Фермент, расщепляющий белки.
2. Заболевание, при котором происходит усиленное образование кишечных газов, нарушение всасывания воды в толстой кишке, снижение эффективности пищеварения.
3. Биологические катализаторы.
4. Начальная часть тонкой кишки.
5. Вещество, на которое действует фермент.
6. Палочки, находящиеся в тонкой и толстой кишке.
7. Оболочка, сокращение которой способствует лучшему перемешиванию пищи и пропитыванию её желудочным соком.
8. Секрет железы, который защищает стенки желудка.
9. Кольцевая мышца.
10. Отдел пищеварительного канала, куда попадает сформировавшийся пищевой комок.
11. Фермент, расщепляющий белки до аминокислот.
12. Кислота, создающая среду для работы фермента, и уничтожающая многие вредные микроорганизмы.
13. Самая широкая часть пищеварительного канала.
14. Зеленовато-жёлтая жидкость горького вкуса. Под её воздействием жиры распадаются на мельчайшие капельки.
Источник