Как работает желудок человека для детей

Как работает желудок человека для детей thumbnail

«Для чего человеку желудок»

( конспект НОД для детей подготовительной группы)

Цель: формирование понятия о пищеварительной системе и ее значении для жизни и здоровья человека

Задачи:

1.дать и закрепить новые знания о пищеварительной системе, ее частях и функциях; закрепить знания о функциях и свойствах желудка

2. воспитывать у детей желание знать и понимать свой организм, его потребности.

3. продолжать формировать устойчивую привычку здорового образа жизни: соблюдения гигиенических правил, закрепление знаний о правильном питании, бережном отношении к своему здоровью

4.развивать любознательность, умение задавать вопросы и искать ответы на них ,размышлять на интересующие темы.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, дольки лимона, кусочки хлеба, пропитанные вареньем, соленые огурчики, кусочки моркови, лимон, сахар, ёмкости с водой по количеству детей, поролоновые губки. картинки продуктов питания.

Предварительная работа:

– беседа о полезных и вредных продуктах питания;

– беседы по теме пищеварение;

– дидактические и подвижные игры.

Ход занятия

1.Вводная часть. Постановка проблемной ситуации.

(слышится плач, на экране появляется Маша из мультфильма )

Воспитатель: Ребята, послушайте и посмотрите, какая история произошла с Машей.

«Как то-раз, Маша заглянула к Мишке и решила позавтракать. Медведь предлагал Маше поесть на завтрак кашу, но Маша отказалась. И когда Мишка ушёл на рыбалку, Маша стала, есть много сладкого, и вдруг слышит: кто-то плачет. Оглянулась, никого нет. Кто же это? Прислушалась Маша к себе. А это, оказывается, её животик плачет!

– Что с тобой? – испугалась Маша, – Кто тебя обидел?

– Вот сижу, жду обеда, я кушать хочу! (желудок)

– Я же тебе дала сладости.

– Разве это еда! Они во рту растаяли, и нет их.

До животика ничего не дошло.

Что же делать? Жалко Маше свой родной животик…»

Маша просит помочь понять, отчего у неё разболелся животик и как его вылечить?

Воспитатель: ну что ребята, поможем Маше понять, почему у неё разболелся живот? (ответы-предположения детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам стать учеными- исследователями и отправиться в необычное путешествие по самой настоящей пищеварительной системе, то есть путешествие внутрь человека! Интересно? Отправимся? И так пищеварительная система, интересное слово пищеварение, в котором спрятались два слова- какие? (ответы детей) Вслушайтесь внимательно « ПИЩЕ-ВАРЕНИЕ», значит, что делает? Варит пищу!

. Внимание на экран! Так выглядит наша пищеварительная система. (Слайд1)

Вопросы по теме презентации:

– на что похож пищеварительный тракт (еще так называют пищеварительную систему)?

-Как пища попадает в организм человека? (ответы детей) Проследим, как она перемещается. Для чего человеку обязательно нужно питаться? Почему, когда ты голодный – нет настроения, желания веселится? (предположения детей)

Воспитатель: За всю свою жизнь человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Это примерно грузовой вагон. Чтоб нам не сбиться с правильного пути вам поможет карта, которая подскажет, откуда вы начнете своё путешествие (дети рассматривают карту), Карта даёт вам подсказку, откуда начать путешествие.

загадка –

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (нос)

Дети подходят к мольберту, на котором находится изображение носа.

Воспитатель: Почему карта указала этот нам путь? (ответы детей)

Прежде, чем пища попадет к нам в рот, определить ее качество нам помогает нос. По запаху мы можем определить, не испортился ли продукт, Съедобен ли он. Чтобы ваши носики хорошо работали, сделайте гимнастику для вашего дыхания (упражнение с помощью тренажеров для дыхания)

Давайте поиграем в игру «Угадай по запаху»

Выбирается несколько детей, которые по очереди определяют продукты по запаху. (хлеб, лимон, лук, печенье.)

Пища должна быть не только полезной, но и красиво выглядеть, это повышает аппетит. Принимать пищу необходимо в одно и тоже время- это способствует её лучшему усвоению. А вы, ребята, принимаете пищу в одно и тоже время, по режиму? (утром- завтрак, днём- обед и т.д.)

Воспитатель: продолжаем наше путешествие дальше, смотрим на нашу карту.

Отгадайте загадку –

Если б не было его, не сказали б ничего (рот)

Всегда во рту, а не проглотишь, (язык)

Дальше пища попадает в рот, и наш язык определяет ее вкус, (дети подходят к месту, находят картинку).

Рот – это первый отдел пищеварительной системы. Отгадайте загадку:

Под горой дыра,

А в дыре отряд,

Воины смелые, ровные и белые (Зубы).

Зубы работают, как жернова и перемалывают всю пищу, которая попадает к нам в рот. Это очень важная работа. Ведь если еда будет плохо пережёвана, она может повредить пищевод и желудок, которые очень трудно лечить. Желудок над такой пищей трудится дольше, а значит меньше отдыхает и начинает болеть.

Читайте также:  Кот и вазелиновое масло желудок

Язык- строгий охранник, он ни за что не пропустит горьких и опасных гостей. Мы сейчас тоже проверим наши языки и узнаем на вкус знакомые вам продукты, у нас на языке находятся рецепторы, благодаря которым мы чувствуем, что едим.

опыт 1

Вы надеваете повязки на глаза, я кладу вам небольшие кусочки еды в рот, вы должны определить, что я вам дала: на тарелке лежат мелко нарезанные кусочки: яблоко, лимон, соленый огурец, лук. Дети по очереди называют. Правильно, а теперь посмотрите на экран, какими частями языка мы почувствовали вкус. (слайд 3 рецепторы на языке)

Прожевали пищу и проталкиваем ее дальше куда? Посмотрим на нашу карту)

Отвечают: в пищевод – это следующий этап пищеварения (слайд 4 пищевод). Опишите ее.

Дети: это длинная трубка, она ведет к желудку, проталкивает пищу к желудку. Пищевод- это второй отдел пищеварительной системы.

Покажите желудок у себя, где он находится? С левой стороны под грудной клеткой. (слайд 5 желудок). Расскажите, что происходит с пищей в желудке? (Дети – она перемешивается и перерабатывается.) В желудке при поступлении пищи выделяется желудочный сок, который и расщепляет пищу.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам провести опыты и понять, как желудок выполняет свою работу, (дети проходят за столы одевают фартуки).

Воспитатель: Чтобы ваши движения были точными и уверенными, мы приготовим руки и пальчики к работе.

пальчиковая гимнастика.

РАЗМИНКА

Задание:

Разомнем свои пальчики, как будто мы их моем.

Мы для пальчиков гимнастику начнем

Упражнения для пальцев проведем,

Укрепляем мышцы пальцев кисти рук,

Что бы каждый пальчик стал нам верный друг.

1 опыт

Представим, что этот большой стакан – наш желудок, в него поступает пища, которую мы съели: печенье, сок, йогурт, хлеб. Все перемешаем до образования однородной кашицы. Точно также пища перемешивается и у нас в желудке.

2 опыт

Показать, как растирается пища.

На кусочке наждачной бумаги дети растирают печенье в блюдце.

Ребята давайте проверим надо ли откусывать пищу большими кусками или мелкими и как тщательно надо пережевывать ее?

3опыт

Растворяем в стаканчиках сахар рафинад и сахар песок, в каком стакане растворяется быстрее?

Вывод: растворяется быстрее сахар песок. А раствориться ли грязь с немытых рук или яблок в желудке (высыпают в свою емкость ложку грязи). (Ответы детей). А теперь давайте посмотрим, как желудок впитает такую еду. Вместо желудка у нас будут сегодня поролоновые губки. Вылейте свои растворы на них. Что произошло? Всё впиталось. А что случиться если вылить на поролон грязную воду? Жидкость впиталась, а грязь осталась на стенках желудка. Это вызывает разные заболевания. Кроме того, что в грязи находятся разные микробы и паразиты, она ещё и засоряет желудок. Поэтому, чтобы в желудок не попала грязь руки необходимо перед едой тщательно мыть, следить, чтобы продукты, которые мы употребляем были чистыми.

ФИЗМИНУТКА.

Движения по тексту стихотворения.

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши,

Раз, два – поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

Воспитатель. Продолжим дальше наше путешествие, посмотрим, куда отправилась наша пища дальше, (смотрят на карту).

После того, как пища переваривалась, она попадает в тоннель с мягкими ворсинистыми стенками. В тонкий кишечник. После тонкого кишечника ненужные остатки пищи, которые желудок и тонкий кишечник не смогли переварить попадают в толстую кишку, затем он выводит из организма ненужные остатки. Вот тогда-то мы и идём в туалет. Это заключительный этап пищеварения.

Перед вами картинки, выберите ту картинку, которая вам понравилась (Детям предлагается выбор тематических картинок: продукты питания, и картинки для органа чувств – носа).

Работа группами. Ребята у кого картинки продукты питания, будет одна команда, другая команда с картинками для вашего носа. Каждая команда должна правильно выполнить задание.

Поиграем в игру «полезная и вредная еда»

( приготовить 2 мешочка)

Перед вами животики – один грустный, потому, что он ел только вредную пищу и поэтому заболел, а второй весёлый, потому, что питался здоровой, полезной едой и у него ничего не болит. Теперь каждая команда должна выбрать картинки продуктов вредных и полезных для вашего желудка, ваша задача положить свой продукт в правильный животик, вредные – в грустный, полезные – в веселый. Обсуждение результатов. А теперь давайте перечислим, какие вредные продукты попали в животик, который грустный.

Читайте также:  Выведение желчи из желудка

В них содержится очень много всяких красителей, химических добавок, которые разрушают стенки нашего желудка. Чупа – чупс, сок Юпи, чипсы, бутерброд, пепси кола, шоколад и др.. Если мы будем, есть эти продукты, то наш желудок может превратиться в мусорное ведро.

Воспитатель: Ребята вы молодцы! Совершили путешествие по пищеварительной системе, ответьте, почему плакал животик у Маши?

Давайте объясним ей, чтобы быть здоровыми надо есть полезную пищу и соблюдать режим. А что это значит?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Надо есть в определенное время, потому что желудку тоже надо отдыхать и важно не переедать, так как будет трудно справляться с перевариванием.

Самая полезная пища та, что не приносит вред организму человека.

Полезно есть овощи и фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу. В этих продуктах много полезных веществ и витаминов, которые помогают нашему организму.

А много есть сладкого вредно. От сладкого в нашем организме накапливаются углеводы, которые потом превращаются в жир, ещё от сладкого портятся зубы. Вредно есть много солёного, копчёного, острого. Такая пища очень вкусная, но не полезная для нашего организма.

Итог. Дети я думаю, мы помогли Маше и теперь она будет, есть не конфеты, а полезную пищу, чтобы вырасти здоровой и сильной.

Вот и закончилось наше путешествие, вы много узнали и хорошо поработали. Вы – настоящие исследователи!

6

Источник

24 Апреля 2012

Желудочно-кишечный тракт расщепляет пищу до простейших соединений. Узнайте, как осуществляется этот процесс.

Большинство полезных веществ для поддержания жизнедеятельности человеческий организм получает через желудочно-кишечный тракт. Однако обычные продукты, которые ест человек: хлеб, мясо, овощи – организм не может использовать напрямую для своих нужд. Для этого еду и напитки надо разделить на более мелкие составляющие – отдельные молекулы. Эти молекулы переносятся кровью в клетки организма для строительства новых клеток и получения энергии.

Как пища переваривается?

Правильное пробуждение

Спите на ходу ранним утром? Ваш желудочно-кишечный тракт тоже не может проснуться и сразу принять завтрак. Займитесь зарядкой прямо в постели, чтобы разбудить организм.

Процесс пищеварения включает в себя смешивание пищи с желудочным соком и ее перемещение через желудочно-кишечный тракт. В ходе этого перемещения она разбирается на составляющие, которые используются на нужды организма. Пищеварение начинается во рту – при пережевывании и глотании пищи. А заканчивается в тонком кишечнике.

Как пища движется по желудочно-кишечному тракту?

Большие полые органы желудочно-кишечного тракта – желудок и кишечник – имеют слой мышц, который приводит их стенки в движение. Это движение позволяет пище и жидкости продвигаться через пищеварительную систему и перемешиваться. Сокращение органов желудочно-кишечного тракта называется перистальтика. Она похожа на волну, которая при помощи мышц движется вдоль всего пищеварительного тракта. Мышцы кишечника создают суженный участок, который медленно движется вперед, проталкивая перед собой пищу и жидкость.

Как происходит пищеварение?

Пищеварение начинается еще в полости рта, когда пережевываемая пища обильно смачивается слюной. Слюна содержит в себе ферменты, начинающие расщепление крахмала. Проглоченная пища попадает в пищевод, который соединяет между собой глотку и желудок. На стыке пищевода и желудка располагаются кольцевые мышцы. Это нижний сфинктер пищевода, который открывается при давлении проглоченной пищи и пропускает ее в желудок. У желудка есть три основные задачи: 1. Хранение. Чтобы принять большой объем пищи или жидкости, мышцы верхней части желудка расслабляются. Это позволяет стенкам органа растягиваться. 2. Смешивание. Нижняя часть желудка сокращается, чтобы пища и жидкость смешивались с желудочным соком. Этот сок состоит из соляной кислоты и пищеварительных ферментов, которые помогают в расщеплении белков. Стенки желудка выделяют большое количество слизи, которая защищает их от воздействия соляной кислоты. 3. Транспортировка. Перемешанная пища поступает из желудка в тонкий кишечник. Из желудка пища попадает в верхний отдел тонкого кишечника – двенадцатиперстную кишку. Здесь пища подвергается воздействию сока поджелудочной железы и ферментов тонкого кишечника, который способствует перевариванию жиров, белков и углеводов. Здесь же пища обрабатывается желчью, которую производит печень. Между приемами пищи желчь хранится в желчном пузыре. Во время еды она выталкивается в двенадцатиперстно кишку, где смешивается с пищей. Желчные кислоты растворяют жир в содержимом кишечника примерно так же, как моющие средства – жир со сковороды: они разбивают его на крошечные капельки. После того, как жир измельчен, он легко расщепляется ферментами на составляющие. Вещества, которые получены из расщепленной ферментами пищи, всасываются через стенки тонкого кишечника.

Читайте также:  Есть ли желудок у собаки

Диета при заболеваниях кишечника

Заболевания кишечника приводят к нарушениям всасывания питательных веществ. Узнайте, как надо организовывать питание, чтобы организм получал из пищи все необходимое.

Слизистая оболочка тонкого кишечника покрыта крошечными ворсинками, которые создают поверхность огромной площади, позволяющую поглощать большое количество питательных веществ. Через специальные клетки эти вещества из кишечника попадают в кровь и с ней разносятся по всему организму – для хранения или использования. Непереваренные части пищи поступают в толстый кишечник, в котором происходит всасывание воды и некоторых витаминов. После отходы пищеварения формируются в каловые массы и удаляются через прямую кишку.

Что нарушает работу желудочно-кишечного тракта?

1. Вредные привычки: курение и употребление алкоголя 2. Пищевые отравления 3. Несбалансированные диеты

Самое важное

Желудочно-кишечный тракт позволяет организму расщепить пищу до простейших соединений, из которых могут строиться новые ткани и получаться энергия. Пищеварение происходит во всех отделах желудочно-кишечного тракта – от полости рта до прямой кишки.

Чтобы оставить комментарий – необходимо быть авторизованным пользователем

Источник

Желудок – один из ключевых органов, участвующих в таком важном процессе жизнедеятельности человека, как пищеварение. Однако люди редко задумываются о том, что происходит с едой, когда она покидает ротовую полость, и как именно устроена работа желудка. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо понять, что из себя представляет сам желудок. С точки зрения физиологии функции желудка можно разделить на четыре группы.

Моторные (двигательные)

Двигательные функции желудка – самые важные для правильного пищеварения. Именно они способствуют перетиранию пищи в желудке, ее тщательному перемешиванию и затем вытеснению в двенадцатиперстную кишку.

Выделительные

Через слизистую оболочку желудка из крови выводится избыток некоторых микроэлементов, например, белков: благодаря желудочным ферментам они расщепляются до составляющих (в случае с белками – до аминокислот), а после всасываются снова в кровь через тонкую кишку.

Секреторные

Одна из основных задач желудка – выработка желудочного сока. Желудочный сок содержит соляную кислоту (в среднем до 0,5%), воду, минеральные соли и ферменты, главным из которых является пепсин, ответственный за расщепление белков.

За выработку и выделение различных веществ отвечают специальные железы, в слизистой оболочке желудка расположено три типа желез: главные, обкладочные и добавочные. Больше всего на слизистой главных желез, они вырабатывают небелковые вещества – пепсиногены, из которых затем образуется фермент пепсин. Обкладочные железы участвуют в синтезе соляной кислоты, которая, в свою очередь, отвечает за «дезинфекцию» желудка и помогает быстрее расщеплять пищу. И, наконец, добавочные железы: они участвуют в выработке специальной слизи, покрывающей внутреннюю стенку желудка и защищающей ее от воздействия соляной кислоты и ферментов.

Как работает желудок человека для детей

Всасывающие

Непосредственно в желудке всасываются далеко не все полезные вещества, поступающие в организм человека с пищей. Так, частичному всасыванию подвергаются вода, сахар, соль. Тем не менее, основной задачей желудка является именно переваривание пищи, а точнее ее переработка до состояния кашицы, так называемого, химуса. Как же проходит этот процесс?

Процесс пищеварения начинается еще до того, как еда попадает в желудок. Как только человек подумал о еде, увидел ее или почувствовал ее запах, мозг посылает сигнал к активной выработке желудочного сока. (Изображение 1).

Объем пустого желудка взрослого человека в среднем равен 0,5 л. Когда пища попадает в нижний отдел пищевода, открывается впускной сфинктер желудка, расположенный в кардии, – и еда попадает внутрь. (Изображение 2). Наполняясь едой, желудок может растягиваться до 1 л, а у некоторых людей – до 4 л. Это зависит от физиологических особенностей человека, его образа жизни и привычек в питании.

Затем мышечные ткани желудка начинают сокращаться, благодаря чему еда смешивается с желудочным соком и начинает перевариваться до состояния химуса. В желудке происходит расщепление белков и сложных углеводов (простые углеводы расщепляются еще во рту под воздействием содержащихся в слюне ферментов). Белки под воздействием ферментов распадаются на аминокислоты, из которых позже будут собраны именно те белки, которые в данный момент необходимы организму. А сложные углеводы распадаются до глюкозы – простейшего сахара. Позже (но уже не в желудке) глюкоза распадется на молекулы АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) – основного источника энергии для человеческого организма. В среднем еда находится в желудке 3-4 часа. (Изображение 3).

Когда работа желудка завершена, нервная система подает сигналы-импульсы к его мышечным тканям, нижний сфинктер – привратник – открывается, химус попадает в двенадцатиперстную кишку, и процесс пищеварения продолжается уже в кишечнике. (Изображение 4).

Источник