Как еда попадает в желудок для детей
Любовь Хорушкина
«Я и мой организм». ООД с детьми старшего дошкольного возраста «Пищеварительная система человека»
Я и мой организм
ООД С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила: воспитатель МБДОУ № 207, Хорушкина Л. А.
Направление- здоровьесберегающее
Тема: Пищеварительная система человека
Цель: Ознакомление с организмом человека для дальнейшего укрепления и сохранения здоровья.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное
развитие.
Ход:
Воспитатель: Все вещества, необходимые для выполнения физической и умственной работы, роста и развития – мы принимаем в виде пищи и жидкости.
Большинство продуктов не может использоваться без предварительной обработки, такая обработка носит название….
– Напомните мне, ребята.
-Ответы детей. (Пищеварение)
Воспитатель: Правильно – пищеварение. Оно осуществляется в специальных органах, которые образуют пищеварительную систему.
Давайте вспомним, как попадает пища в наш организм, и что с ней происходит.
О первой ступени пищеварительной системы нам расскажет (имя ребенка).
Как называется эта ступень, и что происходит там с пищей?
Ребенок: Первая ступень пищеварительной системы – ротовая полость. Там
пища измельчается и смачивается слюной.
Воспитатель: Что есть в ротовой полости?
Ребенок показывает на модели и называет: Зубы, язык, слюнные железы.
Работа с моделью «Зубы»
Рассказ ребенка о зубах.
Зубы расположены в деснах, челюстях, которые подвижны.
Всего у взрослого человека 32 зуба. В течении жизни зубы вырастают дважды. Мне 5 лет и у меня 20 зубов, мне об этом сказала мама, а к 7 годам мои зубы поменяются с молочных на постоянные.
Все зубы разные и имеют свои названия.
Воспитатель: Расскажи подробнее о строении зубов.
Работа ребенка с макетами зубов.
Ребенок: Это зуб – резец. Им мы откусываем и удерживаем пищу. А это жевательный, им пережевываем.У всех зубов есть: коронка, шейка, корень.
Коронка зуба покрыта эмалью, которую нужно беречь.
Воспитатель: Как мы должны беречь свои зубы?
Работа с плакатом и моделью.
Ребенок: Я сейчас вам покажу и расскажу, как дети должны заботиться о своих зубах. Чистить зубы меня учила мама в 3 года.
ПАМЯТКА «Чистим зубки»
– Прополощи рот кипяченой водой
– Приготовь щетку с пастой
– Зубы верхние, жевательные, чистим движением сверху вниз, а нижние снизу вверх. Резцы чистим круговым движением 2 минуты.
Обращаем внимание на зубную пасту и щетку. Мне мама покупает только детскую пасту. Сейчас моя паста называется «Дракоша», мне она нравится на вкус. Зубную щетку мама меняет мне через 3 месяца, мы ее выбираем вместе. Щ етки можно купить с поверхностью для чистки языка, с резиновыми ресничками, чтобы не ранить десна. В аптеке мы с мамой покупаем заварные пакетики для полоскания.
Работа с плакатом «Чтобы зубы не болели».
Воспитатель: Напомните, что надо делать, чтобы зубы не болели?
Ребенок показывает и объясняет.
– Посещай стоматолога 2 раза в год
– Не грызи карамельки, леденцы
– Не ешь слишком горячую или холодную пищу
– Не откусывай нитки, проволоку
-Чисти зубы 2 раза в день
– Полощи рот после каждого приема пищи
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение про зубы.
Чтение стихотворения «Чтобы зубы не болели»
Чтоб тебе, мой друг с тоской,
Не пришлось на склоне лет
Только челюстью вставною
Пережевывать обед.
Чтоб свои родные зубки
Смог ты дольше сохранить,
Надо чистить их чаще,
Надо вовремя лечить.
Воспитатель: Что происходит с пищей дальше? Куда попадает она из ротовой полости?
Работа с макетом. «Пищеварительная система. Вторая ступень – ЖЕЛУДОК.
Ребенок: Кусочки пищи, смоченные слюной, продвигаются по пищеводу, как по трубке в желудок. В желудке пища накапливается и переваривается.
Форма и размеры желудка зависят от количества съеденной пищи. Когда я поела – желудок полный и большой, если испытываю голод – плоский. В желудке есть желудочный сок.
Воспитатель: Для чего нужен желудочный сок?
Работа с плакатом «Желудочный сок»
Ребенок: Пища пропитывается желудочным соком, превращается в кашицу и переваривается. Еще желудочный сок убивает микробы. Наш желудок работает по своим внутренним часам и к определенному времени он вырабатывает сок. За сутки мне папа рассказывал, вырабатывается почти 2 литра сока.
Воспитатель: Что происходит дальше с пищей в желудке. Расскажи, как усваиваются жидкости и твердая пища.
Опытно – экспериментальная деятельность.
Опыт №1. Всасывание жидкостей.
Ребенок наливает молоко в блюдце, опускает губку. Показывает, как губка впитала молоко.
Ребенок: Вся жидкость, которую мы пьем (молоко, чай, сок) сразу всасывается в желудке.
Опыт №2. Переваривание твердой пищи.
Ребенок берет 1 кусочек ржаного хлеба(30 г) целого, другой кусочек такой же измельченного, помещает в стаканы с водой(100г) в каждом, перемешивает.
Делает вывод: Хорошо пережеванная пища переваривается быстрее.
Воспитатель: Что еще нужно знать, чтобы пища усваивалась лучше, быстрее?
Памятка культуры питания.
Ребенок:
1. Тщательно пережевывай пищу
2. Не разговаривай во время еды
3. Не ешь всухомятку
4. Соблюдай режим питания
5. Не переедай на ночь
6. В меру ешь сладости.
Воспитатель: Из желудка пища попадает в тонкий кишечник.
(Показывает шнур 5метров) Там происходит окончательное переваривание и всасывание основной массы питательных веществ в кровь. Длина нашего кишечника около 5 метров, это выглядит примерно так. (Показ шнура – МОДЕЛИ КИШЕЧНИКА).
Как вы думаете, легко ли проходить пищи по тонкому кишечнику?
Конечно, сложно. Чтобы облегчить это для организма, какой должна быть пища?
Ребенок: Мне моя мама говорила, что я должен есть много овощей, фруктов, полезной и здоровой пищи.
Воспитатель: А что это означает? Полезная и здоровая?
Ребенок: А я сейчас расскажу вам и покажу «Пирамиду питания»
Работа с модулями «Пирамида питания»
Дети поочередно выставляют модули и характеризуют их.
МОДУЛЬ №1 «Белки»
Белки нужны для строительства нашего организма, без них нет развития и роста, детям они нужны больше всего, потому что мы растем. Белки содержатся в молоке, яйцах, орехах. Я с удовольствием с братиком пью молоко, ем орехи.
МОДУЛЬ№2 «Углеводы и жиры»
Это энергия для организма. Углеводы содержаться в хлебе и овощах.
Папа всегда говорит, что вредно есть много жирной пищи, большое количество жира затрудняет работу органов.
МОДУЛЬ №3 «Минералы и витамины»
Воспитатель: Минералы и витамины необходимы нам для роста и укрепления иммунитета. Витаминов очень много и они делятся на группы, расскажи о некоторых из них.
Ребенок: Витамин А. Это витамин роста, он помогает не только расти, но и сохраняет зрение, укрепляет зубы и десна. Содержиться витамин в моркови, абрикосах, петрушке, тыкве, сливочном масле, яйцах, рыбьем жире.
Витамин В1 нужен для роста, улучшает работу пищеварительной системы.
Он содержится: в хлебе, крупах, молоке, горохе, дрожжах.
Витамин С повышает наш иммунитет, помогает «выгнать» яды из организма. Больше всего витамина содержится в шиповнике, облепихе, черной смородине, красном перце.
Витамин D. Он дружит с витаминами А и С, охраняет от простудных заболеваний, нужен для роста костей, повышает аппетит.Содержится в продуктах: молоке, молочных продуктах, рыбе.
Воспитатель: В детском саду учитывают суточные нормы витаминов, потому питание называется рациональным.
Итог.
Дети надевают шляпы. «Шляпы здоровья»
Воспитатель: А сейчас мы дадим несколько рецептов здорового питания от наших родителей.
Ребенок №1. Живем не для того, чтобы есть, а едим, чтобы жить!
Недоедание или переедание вредно для здоровья.
Ребенок №2. Не экономь на питании – это худшая экономия на свете!
Покупайте разнообразные и качественные продукты.
Ребенок №3. Чем меньше варится пища, тем больше витаминов.
Воспользуйтесь кулинарными рецептами из книги от наших родителей
«Рецепты здорового питания»
Воспитатель: Правильное рациональное питание – это здоровье всего организма, всех его систем!
Предварительная работа с детьми и родителями
1. Беседа «Режим питания»
2. Экскурсия на пищеблок д/с.
3. Работа с модулями «Система питания»
4. С/р игра «На приёме у стоматолога»
5. Д/и «Витаминка и ее друзья»
6.Продуктивная деятельность: – лепка зубов, рисуем рисунки к сказкам про пищеварение, здоровое питание.
7. Консультация для родителей «Здоровье на тарелке»
8. Изготовление модели «Пищеварение»
9. Домашнее задание «Сочиняем сказки»
10. Составление с родителями книги «Рецепты полезного питания»
11. Анкетирование.
12. День открытых дверей «Приятного аппетита»
Методические приемы
1. Беседа воспитателя по теме.
2. Индивидуальная работа с детьми по модулям, макетам.
3. Работа с таблицами
4. Опытно – экспериментальная деятельность
5. Рассказ из личного опыта «Пирамида питания»
6. Итог. Реклама здорового питания от родителей.
Оборудование
1.Модели: «Пищеварительная система», «Полость рта», «Желудок», «Кишечник».
2. Модули «Пирамида питания»
3. Плакаты «Чистим зубы», «Пищеварение».
4. Пособия для экспериментов.
5. Игры «Торонтино», «Витаминка и ее друзья»
6. Детские столы – 3.
7. Шляпы здоровья.
Литература
1. Аристова В. В., Гальперштейн Л. Я. «Моя самая первая энциклопедия»: Науч. – поп. издание для детей. – М.:ЩАО «РОСМН – ПРЕСС», 2013.-239с.
2. Большая детская энциклопедия. / пер. с итал. Л. В. Золоевой,Н. Ю. Лебедевой, Э. И. Мотылевой. – М.:АСТ: Астель,2012.- 260с.
3. Большая энциклопедия дошкольника. / под ред. Н. Жильцовой,-М.: «ОАМА- ПРЕСС», 2011.-293с.
4. Баррипе А. Журнал «Как устроено тело человека?»№1- 32с.
5. Козлова С. А. и др.Я и мое тело: Учебно- методическое пособие (Программа Я- человек.) Тематический словарь в картинках, школ. Пресса,2010.
Задачи
1. Продолжать расширять представления о составляющих здорового образа жизни – пищеварительной системе и здоровом питании.
2. Побуждать правильно оценивать работу своего организма, заботиться о его здоровье.
3. Закрепить правила гигиены полости рта, формировать гигиенические навыки.
4. Систематизировать знания о здоровом питании.
5. Активизировать словарь детей в приобретении новых знаний, развивать внимание и память.
6. Побуждать родителей к сотрудничеству по созданию условий правильного и здорового развития детей.
Источник
Из пищевода комок попадает в желудок. Он похож на прикрытую крышкой кастрюльку. Вход и выход из желудка закрывают специальные мышцы. Они похожи на колечки, которые способны плотно сжиматься. В желудке пища 4-8 часов переваривается под действием особого желудочного сока. Он содержит соляную кислоту. Ее крепкий раствор способен разъедать даже железо! Стенки желудка защищены от кислоты слоем слизи. Зато попавшим в желудок бактериям не поздоровится. Желудочный сок их убьет!
Емкость желудка составляет от 1,5 до 2,5 л, она меняется в зависимости от количества пищи и жидкости, поступающих в него. У любителей поесть объем желудка увеличивается.
Вода и бульон свободно проходят через желудок, а молоко и пиво там задерживаются. Поэтому неудивительно, что у некоторых любителей пива в Германии желудок вмещает до 8 л.
В зависимости от состава пища находится в желудке разное время. Хлеб и мясо перевариваются за 2-3 часа, жиры – за 7-8. Надо заметить, что, если у вас на обед был ростбиф под майонезом, а на ужин ломтик ветчины, ваш дневной майонез переварится одновременно с вечерней ветчиной.
Почти полное освобождение желудка происходит через 2-3 часа после приема пищи, когда он начинает сокращаться в режиме 3 раза в минуту (продолжительность сокращений от 2 до 20 секунд) и вырабатывает желудочный сок, способствующий пищеварению. Желудок ежедневно выделяет 1,5 л желудочного сока.
Что мешает желудку?
Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на твой желудок. В результате может развиться его заболевание — гастрит. Порой он возникает у школьников, которые пропускают обед, перекусывая в школе лишь бутербродом. Еда урывками, во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы.
Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!
Сбалансированный рацион
Под словом «рацион» понимают вид и количество пищи, ежедневно потребляемой человеком. Чтобы человек был здоров и не толстел, его рацион должен быть сбалансирован, т.е. включать ряд определенных веществ в правильных соотношениях. Сбалансированный рацион состоит приблизительно из 55% углеводов (главным образом крахмала), 15% белков и не более 30% жиров (ненасыщенные растительные или рыбные жиры полезнее насыщенных…
Пищеварение
Каким же образом пища превращается в вещества твоего организма? Давай разберёмся! Из чего состоит наша пища? Пища состоит из клеток. Это не твои, а чужие клетки. Любые клетки состоят из сложных веществ — белков, жиров и углеводов. На белок можно взглянуть, разбив яйцо. Коровье масло — почти чистый жир, а углеводов очень много в сахаре,…
Слюна
Слюна способствует возникновению вкусовых ощущений, пережевыванию и глотанию пищи, а также облегчает речевой процесс. Слюноотделение происходит рефлекторно. Оно усиливается, когда мы чувствует приятные запахи или при попадании инородных тел в ротовую полость, напримеру-при приеме пищи или при вставлении искусственной челюсти. Объем слюноотделения 0,5 мл в минуту в состоянии покоя и 5 мл в минуту во…
Движение пищи по пищеводу
Пищевод – это отдел пищеварительного тракта в виде трубки длиной 22-26 см и диаметром 3 см, соединяющей глотку с желудком. Он сжимается и расслабляется, чтобы за 3 с отправить размягченную пищу в желудок. Проскочив глотку, комок прожеванной пищи попадает в пищевод. Пища проходит по нему при любом положении тела. Можно встать кверху ногами, а проглоченный…
Процесс всасывания
В нашем организме 400 м2 кишок! Из желудка пища порциями попадает в кишечник, который уложен в брюшной полости петлями. Так иногда складывают канат, чтобы он не запутался. В начальном отделе кишечника переваривание пищи заканчивается. Питательные вещества попадают через его стенку в кровеносные сосуды, которые разносят их по твоему телу. В конечных отделах кишечника происходит всасывание…
Тонкий кишечник
Тонкий кишечник начинается у пилорического сфинктера (сфинктера привратника желудка) и заканчивается у слепой кишки. Это главный участок пищеварительной системы, в котором совершается основное переваривание и происходит всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Тонкий кишечник состоит из 3 отделов: двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. В двенадцатиперстную кишку, имеющую длину около 25 см, из желудка поступает…
Толстый кишечник
Толстый кишечник, имеющий длину 1,5 м, состоит из слепой, ободочной и прямой кишок. При прохождении отходов пищеварения через ободочную кишку происходит всасывание воды и формирование полутвердого кала, состоящего из мертвых клеток, непереваренных пищевых волокон и бактерий. Кал некоторое время остается в прямой кишке, а затем выводится через анальное отверстие. Толстая кишка имеет в начале диаметр…
Обмен веществ
Совокупность всех химических реакций, протекающих в клетках тела и поддерживающих в них жизнь, называют обменом веществ. Важную роль в нем играет печень. В каждой клетке тела ежеминутно совершаются тысячи химических превращений, в результате которых выделяется необходимая для жизнедеятельности энергия. Все химические реакции протекают быстро, потому что ускоряются ферментами – особыми белками-катализаторами. Образование ферментов регулируется ДНК…
Печень и поджелудочная железа
Темно-красная клиновидная печень – один из самых крупных внутренних органов нашего тела. Эта железа занимает большую часть правой половины брюшной полости. Миллиарды клеток печени (гепатоцитов) выполняют свыше 500 различных метаболических функций, регулирующих химический состав крови. Печень играет главную роль в переработке питательных веществ. В ней накапливаются витамины, главным образом А, D и В12, а также…
Пища и питание
Организм получает питательные вещества из пищи. Полноценное питание обеспечивает их поступление в достаточных и сбалансированных количествах. Те, кто регулярно потребляют «фаст-фуд», не получают сбалансированного питания. В пище быстрого приготовления присутствуют углеводы (в булочке и жареном картофеле), в ней также много белков и животных жиров, однако из-за отсутствия фруктов и свежих овощей почти нет витаминов и…
Источник
Все живое должно питаться. Питание, пища — единственный источник энергии и строительных материалов. И если простейшему организму, амебе например, достаточно просто заключить комочек питательного вещества внутрь клетки и переварить его, то сложному многоклеточному организму понадобился уже специальный орган, способный захватить пищу и подготовить ее к тому, чтобы организм ее усвоил.
Понятно, что именно к таким сложнейшим организмам и относится человек. И у него, как и у всех высших животных, есть желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) — сложно устроенная трубка, начинающаяся ротовой полостью и кончающаяся прямой кишкой, запертой мощной мышцей, анусом.
Это сложная система — и по строению и по механизмам действия. Сложная, отлаженная временем, требующая множества условий для наилучшего функционирования. Чтобы правильно понимать происходящее, иметь возможность восстановить утраченные функции, рационально распоряжаться данным нам от природы, хорошо бы немного представлять, что же такое желудочно-кишечный тракт, как он устроен, что помогает, а что вредит его работе.
Это тем более важно знать потому, что в отличие от животных человек научился воздействовать на пищу, подвергая ее кулинарной обработке, делая более доступной для усвоения. Жарить, варить, измельчать — всегда ли все это только помогает?
Но приступим к теме. Итак, ротовая полость. Пища попадает сюда, перемалывается, пережевывается зубами, смачивается слюной — и вот уже пищевой комок готов к проглатыванию и передвижению по пищеводу в желудок.
Ротовая полость начинается со слизистой губ и заканчивается задней стенкой глотки, где рядом со входом в пищевод находится и прикрытый надгортанником вход в трахею. Соседство необходимое, но опасное. Недаром говорят: когда я ем, я глух и нем. Разговаривая во время еды, жующий может поперхнуться, и пища вместо пищевода попадет в трахею.
В ротовой полости находятся такие важные части желудочно-кишечного тракта, как зубы и язык. А еще — слюнные железы, чьи протоки выносят в рот слюну для смягчения пищевого комка. Итак, зубы размельчают пищу, слюнные железы ее смачивают, язык перемешивает, заодно пробуя на вкус — вкусовые сосочки позволяют отличать горькое от сладкого, пресное от кислого и соленого. (Кстати, в оценке качества пищи принимают участие и глаза с носом: еду, которая плохо выглядит или отвратительно пахнет, трудно употребить в дело, какой бы полезной она при этом ни была.)
Итак, все готово — глоток, и пища проходит в пищевод, соединяющий ротовую полость с желудком. В пищеводе, длина которого даже у взрослого человека составляет около 30 см, с пищей ничего не происходит. Но зато его правильная работа позволяет еде проникнуть в желудок — самый первый цех по ее переработке. Что же там происходит?
Желудок — это уже довольно сложный орган, созревающий и развивающийся во время жизни. Он имеет вход и выход. Вход — это там где в него входит пищевод, выход обращен в двенадцатиперстную кишку. Эти “двери” должны открываться и закрываться строго по графику иначе человек будет испытывать разные неприятные ощущения.
Вот пищевой комок поступил в желудок. Входная дверь открылась, пропустила пищу и закрылась. Слизистая оболочка желудка выделила желудочный сок, состоящий из соляной кислоты и переваривающего белок фермента трипсина, он соединился с пищей, имеющей, как правило, щелочную реакцию, нейтрализовал ее — и вся эта частично переваренная масса двинулась к выходу, используя силу гладких мышц желудка.
“Выходная дверь” открылась, и пища попала в двенадцатиперстную кишку — короткий (равный по длине 12 поперечным пальцам), но очень важный отрезок кишечника. Выход после этого снова закрылся.
В двенадцатиперстной кишке еда подвергается действию изливающихся в ее просвет желчи из желчного пузыря и сока поджелудочной железы. Последний состоит из трипсина, расщепляющего белки, амилазы, расщепляющей углеводы, и липазы, воздействующей на жиры. Кстати говоря, желчь, которая является продуктом жизнедеятельности печени, разделяет жиры на мельчайшие капельки (эмульгирует) и помогает липазе с этими жирами справиться.
Тут нужно сказать несколько слов о печени и поджелудочной железе, которые хотя и не относятся непосредственно к ЖКТ, но имеют самое непосредственное отношение к его работе.
О печени, ее структуре и функции написаны тома исследований. Это удивительный, воистину фантастический орган. Для того чтобы искусственно воспроизвести химические процессы, происходящие в печени одного человека, надо было бы построить целый химический завод, занимающий квартал крупного города! И то еще неизвестно, удалась бы такая попытка в полном объеме.
Печень обеспечивает постоянство внутренней среды организма, обезвреживает попавшие в кровь токсины, в том числе лекарственные вещества, вырабатывает желчь. В печени происходит расщепление и синтез белков, жиров и углеводов, именно она создает запасы последних и обеспечивает их нужный уровень в крови. В ней образуется ряд витаминов, например витамин А, из ее “обменного фонда” организм получает половину всей энергии. Печень при необходимости может задерживать, депонировать до 20% крови, а за минуту через нее протекает до полутора литров этой необходимой жидкости.
Желчь, непосредственно необходимая для процессов пищеварения, выделяется печенью постоянно и “складируется” в желчном пузыре, от согласованной и ритмичной работы которого и зависит своевременное поступление этого эмульгатора жиров в просвет кишечника.
Поджелудочная железа также чрезвычайно важный орган. Она имеет две основные функции, каждой из которых соответствует свой вид клеток этого органа. Одни ее клетки вырабатывают инсулин и глюкагон — гормоны, при помощи которых клетки организма могут усваивать глюкозу, основной источник быстрой энергии. Вторая группа клеток вырабатывает в день 1,5-2 л так называемого панкреатического сока. Он-то и продолжает расщеплять белки, жиры и углеводы на отдельные молекулы, которые всасываются на протяжении всего тонкого кишечника.
Длина тонкого кишечника составляет у взрослого человека до 5-7 м, а площадь огромна, ибо эта многослойная гладкомышечная трубка изнутри выстлана множеством ворсинок, каждая из которых и представляет конечный “терминал” для всасывания расщепленной пищи.
Процесс всасывания — очень сложный и энергетически затратный. Здесь не обходится без множества специализированных ферментов, каждая ворсинка снабжена своей кровеносной системой, и значительную роль играют микроорганизмы, живущие в кишечнике. Они и помогают перевариванию, и синтезируют некоторые витамины. Для того чтобы процесс всасывания шел нормально, пища должна проходить вдоль кишечника равномерно, не задерживаясь, и быть расщепленной до такой степени, чтобы организм смог извлечь из нее максимально много энергии и строительных веществ. Излишне говорить о том, насколько сложен этот процесс и насколько уязвим!
Наконец, остатки использованной пищи проходят тонкий кишечник и поступают в толстую кишку, один из главных выделительных органов человека. Она, в свою очередь, состоит из нескольких отделов — восходящей, поперечно-ободочной, нисходящей, сигмовидной и прямой кишки. Двигаясь по этой более широкой и грубой трубке, остатки пищи постепенно формируются в кал, принимая по пути в себя всякие отработанные организмом шлаки. Акт дефекации — и то, что было когда-то пищей, возвращается в окружающую среду. Это тоже непростой процесс, требующий согласованной работы мышц толстого кишечника и всего организма.
Все это очень увлекательно, скажете вы, но неужели все это нужно знать родителям? Хорошо бы — хотя бы для того, чтобы представлять воистину необозримую патологию этого важного отдела человеческого организма.
Кстати, родители и детские врачи имеют дело еще и с развитием и становлением всех перечисленных функций. А это накладывает отпечаток на характер возможных недомоганий.
Примеры? Сколько угодно. Вот такой тревожный симптом, как обильное срыгивание, рвота. Если срыгивает грудной младенец, прибавляя при этом в весе, это происходит из-за анатомической особенности его пищевода и желудка — они у него представляют собой широкую реторту с открытым горлышком. Стоит наладить питание — и все пройдет. Рвота у ребенка старшего возраста, у которого желудок уже приобрел присущую ему загнутую форму, а мышцы, запирающие выход из желудка, развиты, — гораздо более опасный симптом, с которым нужно разбираться.
Или, скажем, пищеварительные соки новорожденного могут переварить только грудное молоко (с меньшим успехом — его заменители). Каждой еде в грудном возрасте — свое время. Кстати, и к старости сила пищеварительных соков значительно ослабевает, поэтому старый человек, как и малый, тоже должен переходить на более однообразную пищу. Существует ряд заболеваний, присущий тому или другому возрасту, есть заболевания, носящие сезонный характер, и т.д.
Обо всем этом мы сможем теперь не торопясь поговорить — ведь вы уже представляете себе, что такое желудочно-кишечный тракт в целом, и как сложны возложенные на него задачи. До следующих встреч!
Михаил Кукулевич, врач-педиатр
Источник