Что такое желудок 3 класс

Желудок
Желудок – представляет собой полый орган, являющийся резервуаром для переваривания пищи. Он расположен между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. После измельчения в ротовой полости пища попадает в желудок, где она накапливается и частично переваривается под действием желудочного сока, содержащего в себе соляную кислоту и некоторые пищеварительные ферменты. Эти ферменты способствуют перевариванию белков и частичному расщеплению жиров.
Желудочный сок обладает выраженным бактерицидным действием. Благодаря этому он губительно действует на многие болезнетворные микроорганизмы, которые могут попасть в полость желудка вместе с недоброкачественной пищей. Хорошо известен такой факт, что люди с высокой кислотностью желудка практически никогда не заболевают холерой.
В желудочном соке содержится также особое слизистое вещество – муцин, защищающее стенки желудка от самопереваривания.
Строение желудка
Желудок – это мышечный полый орган, по своему внешнему виду напоминающий букву J. Длина его выпуклого нижнего контура, называемого большой кривизной желудка, в три раза больше, чем вогнутого верхнего контура (малая кривизна).
Желудок условно можно разделить на три части:
- Кардиальный отдел – включает в себя место соединения пищевода и желудка (кардиальное отверстие) и дно желудка;
- Тело желудка – его средняя часть;
- Привратник или пилорический отдел – место соединения желудка с двенадцатиперстной кишкой.
Желудок состоит из четырех оболочек. Внутри находится слизистая оболочка, клетки которой вырабатывают желудочный сок и ферменты. Следом за ней расположена подслизистая оболочка. Она представлена волокнами соединительной ткани, между которыми находятся нервы, кровеносные и лимфатические сосуды. Следующая оболочка состоит из гладких мышечных волокон, а снаружи она покрыта серозной оболочкой.
Объем пустого желудка составляет примерно пол-литра. При наполнении его пищей он может растянуться до четырех литров.
Кислотность желудка
Общая кислотность желудка зависит от содержания в желудочном соке соляной кислоты, продуцируемой обкладочными (париетальными) клетками, имеющимися в слизистой оболочке. Кислотность желудка также определяется количеством обкладочных клеток и содержащимися в желудочном соке щелочными компонентами, нейтрализующими общую кислотность.
Болезни желудка
Среди всех заболеваний внутренних органов чаще всего встречаются различные патологии органов пищеварения, в том числе и болезни желудка: гастриты (острые и хронические), язвенная болезнь, рак. При всех этих заболеваниях возникает такой симптом, как боли в желудке. Эти боли могут носить самый разнообразный характер: ноющие, острые, приступообразные. Нередко боли в желудке связаны с приемом пищи. Так, например, при язвенной болезни боли в желудке возникают после приема пищи, а при язвенном поражении двенадцатиперстной кишки характерны боли, исчезающие после еды, так называемые «голодные» боли.
Лечением желудка занимается врач гастроэнтеролог. Для постановки правильного диагноза в гастроэнтерологии используются различные инструментальные методы диагностики: эзофагоскопия, гастродуоденоскопия, ультразвуковое исследование, лапароскопия и др. Эти методы достаточно просты, безопасны и достаточно информативны.
Современная гастроэнтерология имеет большой арсенал медикаментозных средств, позволяющих проводить лечение желудка консервативными методами. К хирургическому лечению прибегают только в случаях, когда медикаментозное лечение не приводит к должному эффекту, а также при наличии злокачественных новообразований желудка или массивного кровотечения.
Предупредить легче, чем лечить! Поэтому регулярно сдавайте медицинские анализы. И сохраняйте результаты анализов в приложении для смартфона Ornament.
Ornament не только хранит результаты анализов, но и систематизирует их. А также:
- строит графики изменения показателей;
- оценивает состояние органов и систем по 5-балльной системе;
- сравнивает показатели с нормой и выделяет желтым цветом отклонения от нормы. «Желтые» показатели и оценки менее 4 баллов — пора к врачу.
А в разделе «Сообщество» на вопросы пользователей отвечают медконсультанты.
Приложение Ornament доступно бесплатно в AppStore и PlayMarket.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Артефакты и история (13)
- Видео (42)
- Витамины (6)
- Влияние музыки на человека (4)
- Вопросы медицины (25)
- Воспитание (43)
- ГМО (11)
- Дети Индиго (9)
- ДНК. Главная молекула Жизни (7)
- Жизнь без лекарств (36)
- Загадочная планета (8)
- Здоровое питание (59)
- Здоровый образ жизни (52)
- ЗДОРОВЬЕ ЖЕНЩИНЫ (15)
- ЗДОРОВЬЕ МУЖЧИНЫ (2)
- Знаете ли вы. (22)
- ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ (ССЫЛКИ) (1)
- Исследования ауры (биополя) (7)
- Картинки Луч-Ник (3)
- Королевская осанка (10)
- ЛЕТОПИСЬ СЛАВЯН. ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ (4)
- Лечение по системе Левашова — слияние науки и духо (1)
- Нравственность (12)
- О Николае Левашове (10)
- О прививках (10)
- ОБРАЗОВАНИЕ (14)
- Описание нарушений (19)
- Отзывы пользователей ПО «Луч-Ник» (18)
- Позабытые достижения науки (7)
- Психосоматика (14)
- Рукоделие от болезни (7)
- Самореализация и Развитие (36)
- СЛАВЯНСКОЕ РАДИО (3)
- Спорт и здоровье (7)
- Стихи (11)
- Технология «Луч-Ник» (29)
- Управление эмоциями (11)
- Феномены и сверхвозможности (9)
- Фрагменты из книг Левашовых (22)
- ЭТО ИНТЕРЕСНО (107)
—Метки
—Видео
—Цитатник
Внутри человеческого тела Нет, это не фотографии с других планет, это захватывающее анимационн.
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ О ЖЕЛУДКЕ ЧЕЛОВЕКА
Какая бактерия способна выжить в желудке? Влияет ли размер желудка на вес человека? Почему желудок называют вторым мозгом? Интересно? — Тогда читайте дальше.
Человеческий желудок представляет собой полый мышечный орган. Он является важной частью пищеварительного тракта. Одной из уникальных возможностей желудка является изменение объема от 0,5 до более чем 4 л в зависимости от степени наполнения.
Желудок намного «умнее», чем можно подумать, а все потому, что в нем находится больше нервных клеток, чем у некоторых животных в головном мозге. Сочетание нервных клеток желудка имеет настолько сложные связи, что ученые в шутку называют его «вторым мозгом».
При всём при этом желудок — это не жизненно важный орган. Человек может жить и без желудка, если его удалить по медицинским показаниям.
Каждые две недели желудок регенерирует новую ткань — слизистую. Именно она отвечает за то, чтобы предохранить желудок от самопереваривания.
Желудочный сок может растворить даже монету, сделанную из обычного сплава, зуб или древесину.
Натощак кислотность желудка самая высокая, настолько высокая, что желудочный сок может растворить синтетическую пластмассу.
Железы слизистой оболочки желудка вырабатывают желудочный сок, который содержит ряд пищеварительных ферментов (пепсин, химозин и липазу), а также соляную кислоту и некоторые другие вещества. Желудочный сок не только полностью расщепляет белки и частично жиры, но оказывает бактерицидное действие на поступающую пищу.
Желудок хоть и выполняет бактерицидную функцию, но все же ученым известна одна бактерия, которая не только выдерживает воздействие желудочного сока, но и может спокойно существовать в этом органе. Это бактерия геликобактер пилори, которую называют «виновной» в развитии язв.
Вес, в отличие от распространенного заблуждения, не имеет ничего общего с размером желудка. Желудок действительно может растягиваться вследствие регулярного приема слишком больших порций еды, но на процесс набора веса желудок не влияет. Это доказывают те случаи, когда после операций по уменьшению желудка люди продолжали набирать вес.
Желудок за счет мышц механически обрабатывает пищу и продвигает её в кишечник. Пища, поступающая из желудка в последующие отделы пищеварительного тракта, имеет вид жидкой кашицы. В зависимости от продукта желудку необходимо на такую обработку от 20 минут до 6 часов. Дольше всего переваривается в желудке свинина, а быстрее всего — фрукты, овощные соки и бульон.
Чтобы облегчить желудку его работу и не растягивать процесс пищеварения на долгие часы, во время еды важно тщательно пережевывать пищу.
Кислотность желудка у здорового человека имеет показатель рН около 2. Приблизительно такая же кислотность у лимонного сока.
Источник
СПАДИЛО.РУ
окружающий мир, биология
Если посмотреть на себя в зеркало, то можно увидеть части тела человека: голову, шею, грудь, живот, две руки и две ноги.
Это внешний облик человека. А внутри нашего организма находятся органы.
Организм в переводе с латинского языка значит — хорошо устроен.
Внутри человека расположены разные органы. Их называют внутренними органами. Каждый орган обладает собственной формой и строением, а также выполняет определенную функцию.
Функционирование организма контролируется мозгом. Это важнейший орган, так как осуществляет управление всеми движениями. Помимо этого, данный орган управляет работой остальных органов круглосуточно. Для защиты мозг помещен в череп.
С головным мозгом соединяется спинной мозг. Он также играет весьма важную роль в функционировании организма.
От мозга ко всем клеткам проходят нервы. Они напоминают ниточки. Их толщина меньше толщины волоса. Нервов в организме весьма большое количество.
Нервы оберегают организм. Например, если задеть горячий утюг, то в тот же миг по нервам поступит сигнал и мозг ответит командой убрать руку. Это происходит моментально. Поэтому человек не получит ожог.
Легкие
Легкие являются дыхательным органом. Человек дышит благодаря им. При вдохе легкие увеличиваются, а при выдохе уменьшаются. Это называется дыханием. Легкие имеют розовый цвет и напоминают губку, в состав которой входят маленькие пузырьки. При вдохе эти пузырьки заполняются воздухом. Кровь наполняется кислородом и разносит его ко всем органам. Углекислый газ направляется в легкие и на выдохе удаляется из организма.
Частота дыхания у человека составляет от пятнадцати до двадцати раз за одну минуту. Однако когда организм испытывает физическую нагрузку, его дыхание становится чаще.
Дыхание осуществляется через нос, так как в нем воздух подвергается очищению и нагреванию.
Сердце
Сердце также является очень важным органом. Кислород переносится кровью по сосудам. Это артерии и кровь имеет ярко-красную окраску. Углекислый газ переносится по венам. Кровь в этом случае имеет темно-красную окраску.
Сердце является тем органом, который приводит кровь в движение. Сердце работает постоянно, не останавливаясь. За двадцать четыре часа оно перекачивает примерно десять тысяч литров крови. Величина этого органа с кулак. Сердечный ритм уменьшается во время отдыха и увеличивается во время активного движения.
Когда человек ест, работает сразу ряд органов. Для начала еду следует тщательно пережевать. Хорошо пережеванная пища легче поддается перевариванию.
Желудок и кишечник
В желудке переваривание еды осуществляется при помощи желудочного сока. Разные виды еды перевариваются в течение различного периода времени. Однако желудок не способен переварить все. По этой причине еда попадает в кишечник. Его длина составляет около восьми метров.
В кишечнике продолжается переваривание пищи. Помощь в этом оказывает печень. Она вырабатывает специальную жидкость, которая называется желчью. Желчь содействует перевариванию пищи. Без этого органа жизнь человека невозможна.
После переваривания питательные вещества сквозь кишечник всасываются в кровь и разносятся ею ко всем клеткам и органам.
Источник
Источник
Из пищевода комок попадает в желудок. Он похож на прикрытую крышкой кастрюльку. Вход и выход из желудка закрывают специальные мышцы. Они похожи на колечки, которые способны плотно сжиматься. В желудке пища 4-8 часов переваривается под действием особого желудочного сока. Он содержит соляную кислоту. Ее крепкий раствор способен разъедать даже железо! Стенки желудка защищены от кислоты слоем слизи. Зато попавшим в желудок бактериям не поздоровится. Желудочный сок их убьет!
Емкость желудка составляет от 1,5 до 2,5 л, она меняется в зависимости от количества пищи и жидкости, поступающих в него. У любителей поесть объем желудка увеличивается.
Вода и бульон свободно проходят через желудок, а молоко и пиво там задерживаются. Поэтому неудивительно, что у некоторых любителей пива в Германии желудок вмещает до 8 л.
В зависимости от состава пища находится в желудке разное время. Хлеб и мясо перевариваются за 2-3 часа, жиры – за 7-8. Надо заметить, что, если у вас на обед был ростбиф под майонезом, а на ужин ломтик ветчины, ваш дневной майонез переварится одновременно с вечерней ветчиной.
Почти полное освобождение желудка происходит через 2-3 часа после приема пищи, когда он начинает сокращаться в режиме 3 раза в минуту (продолжительность сокращений от 2 до 20 секунд) и вырабатывает желудочный сок, способствующий пищеварению. Желудок ежедневно выделяет 1,5 л желудочного сока.
Что мешает желудку?
Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на твой желудок. В результате может развиться его заболевание — гастрит. Порой он возникает у школьников, которые пропускают обед, перекусывая в школе лишь бутербродом. Еда урывками, во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы.
Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!
Пищеварение
Каким же образом пища превращается в вещества твоего организма? Давай разберёмся! Из чего состоит наша пища? Пища состоит из клеток. Это не твои, а чужие клетки. Любые клетки состоят из сложных веществ — белков, жиров и углеводов. На белок можно взглянуть, разбив яйцо. Коровье масло — почти чистый жир, а углеводов очень много в сахаре,…
Слюна
Слюна способствует возникновению вкусовых ощущений, пережевыванию и глотанию пищи, а также облегчает речевой процесс. Слюноотделение происходит рефлекторно. Оно усиливается, когда мы чувствует приятные запахи или при попадании инородных тел в ротовую полость, напримеру-при приеме пищи или при вставлении искусственной челюсти. Объем слюноотделения 0,5 мл в минуту в состоянии покоя и 5 мл в минуту во…
Движение пищи по пищеводу
Пищевод – это отдел пищеварительного тракта в виде трубки длиной 22-26 см и диаметром 3 см, соединяющей глотку с желудком. Он сжимается и расслабляется, чтобы за 3 с отправить размягченную пищу в желудок. Проскочив глотку, комок прожеванной пищи попадает в пищевод. Пища проходит по нему при любом положении тела. Можно встать кверху ногами, а проглоченный…
Процесс всасывания
В нашем организме 400 м2 кишок! Из желудка пища порциями попадает в кишечник, который уложен в брюшной полости петлями. Так иногда складывают канат, чтобы он не запутался. В начальном отделе кишечника переваривание пищи заканчивается. Питательные вещества попадают через его стенку в кровеносные сосуды, которые разносят их по твоему телу. В конечных отделах кишечника происходит всасывание…
Тонкий кишечник
Тонкий кишечник начинается у пилорического сфинктера (сфинктера привратника желудка) и заканчивается у слепой кишки. Это главный участок пищеварительной системы, в котором совершается основное переваривание и происходит всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Тонкий кишечник состоит из 3 отделов: двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. В двенадцатиперстную кишку, имеющую длину около 25 см, из желудка поступает…
Толстый кишечник
Толстый кишечник, имеющий длину 1,5 м, состоит из слепой, ободочной и прямой кишок. При прохождении отходов пищеварения через ободочную кишку происходит всасывание воды и формирование полутвердого кала, состоящего из мертвых клеток, непереваренных пищевых волокон и бактерий. Кал некоторое время остается в прямой кишке, а затем выводится через анальное отверстие. Толстая кишка имеет в начале диаметр…
Обмен веществ
Совокупность всех химических реакций, протекающих в клетках тела и поддерживающих в них жизнь, называют обменом веществ. Важную роль в нем играет печень. В каждой клетке тела ежеминутно совершаются тысячи химических превращений, в результате которых выделяется необходимая для жизнедеятельности энергия. Все химические реакции протекают быстро, потому что ускоряются ферментами – особыми белками-катализаторами. Образование ферментов регулируется ДНК…
Печень и поджелудочная железа
Темно-красная клиновидная печень – один из самых крупных внутренних органов нашего тела. Эта железа занимает большую часть правой половины брюшной полости. Миллиарды клеток печени (гепатоцитов) выполняют свыше 500 различных метаболических функций, регулирующих химический состав крови. Печень играет главную роль в переработке питательных веществ. В ней накапливаются витамины, главным образом А, D и В12, а также…
Пища и питание
Организм получает питательные вещества из пищи. Полноценное питание обеспечивает их поступление в достаточных и сбалансированных количествах. Те, кто регулярно потребляют «фаст-фуд», не получают сбалансированного питания. В пище быстрого приготовления присутствуют углеводы (в булочке и жареном картофеле), в ней также много белков и животных жиров, однако из-за отсутствия фруктов и свежих овощей почти нет витаминов и…
Сбалансированный рацион
Под словом «рацион» понимают вид и количество пищи, ежедневно потребляемой человеком. Чтобы человек был здоров и не толстел, его рацион должен быть сбалансирован, т.е. включать ряд определенных веществ в правильных соотношениях. Сбалансированный рацион состоит приблизительно из 55% углеводов (главным образом крахмала), 15% белков и не более 30% жиров (ненасыщенные растительные или рыбные жиры полезнее насыщенных…
Источник
Классы: 8, 11.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- научиться давать определения понятий: желудок, отделы желудка, желудочный сок;
- распознавать на таблицах, муляжах органы пищеварительной системы человека;
- характеризовать биологическую сущность процесса пищеварения, в частности, пищеварение в желудке;
- различать виды пищеварения;
- оценивать роль ферментов в пищеварении;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями желудка.
Личностные УУД:
- умение развивать целостное научное мировоззрение, соответствующее современному уровню знаний о человеке и особенностях устройства его организма;
- формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и окружающих;
- убеждение в необходимости овладения знаниями о строении и функциях пищеварительной системы, в применении этих знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни человека;
- умение применять полученные знания для сохранения и укрепления своего здоровья.
Метапредметные УУД:
познавательные:
- составлять тезисы, различные виды планов (простые, сложные и т.п.);
- структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- умение извлекать информацию о строении и функциях пищеварительной системы из разных источников (текст, электронное пособие, сеть Интернет);
- умение применять логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения для обработки полученной информации о строении и функциях пищеварительной системы с целью её более эффективного усвоения;
- умение преобразовывать информацию, переводить её из одной знаковой формы в другую (выделять главную мысль текста, на основании текста заполнять таблицы, строить схемы).
коммуникативные:
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в ходе актуализации опорных знаний о строении и функциях пищеварительной системы;
- устанавливать рабочие отношения в группе;
- умение владеть устной и письменной речью;
регулятивные:
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять свои ошибки самостоятельно;
- умение ставить для себя цель и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия по усвоению знаний о строении и функциях пищеварительной системы с планируемыми результатами, корректировать выполнение своих действий;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки.
Цели урока:
- Учебно-познавательные.
- Продолжить знакомство обучающихся с системой пищеварения человека.
- Показать взаимосвязь строения желудка с функциями, которые он выполняет; сформировать знания о строении желудка; особенностях пищеварения в желудке; раскрыть значение ферментов, активных в кислой среде, в процессе расщепления белков, жиров и особенностях переваривания углеводов в желудке; раскрыть зависимость состава и количества вырабатываемого желудочного сока от состава пищи.
- Виды деятельности (элементы содержания, контроль).
- Актуализация знаний; формулирование проблемы – определения цели урока, активное слушание; самостоятельная работа – изучение биологических терминов, составление краткого конспекта урока; групповая работа – обобщение сведений, характеризующих процессы пищеварения в желудке; выявления роли ферментов в процессе пищеварения; фронтальный опрос; поисково-репродуктивная работа – продолжение заполнения таблицы «Органы пищеварения», выполнение заданий, предложенных учителем; обобщение полученных знаний; самоанализ и самооценка.
- Продолжение развития общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а также умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.
- Дидактические.
- Проследить взаимосвязь изученных ранее тем курса: «Ткани. Органы. Системы органов», «Нервная система» с новой темой.
- Воспитательно-психологические.
- Развитие познавательной активности; создание на уроке атмосферы сотрудничества; формирование сознательного отношения к этапам тренировочного процесса; здоровьесбережение: правильная осанка обучающихся.
- Развивающие.
- Формирование умения выделять главное при изучении материала, научить обучающихся рецензировать ответы своих товарищей и учить задавать вопросы.
- Обучающие средства.
- Современные инновационные мультимедийные технологии; презентация по теме урока; модель торса человека, муляж внешнего и внутреннего строения желудка; раздаточный материал: Атлас человека.
Тип урока. Урок открытия нового знания; изучение материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Методы, используемые на уроке. Репродуктивные, частично-поисковые.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация полученных знаний
Фронтальный опрос по пройденным темам.
- Перечислите отделы пищеварительной системы человека.
- Что такое ферменты? Какова роль ферментов в пищеварении?
- Почему мы говорим, что пищеварение начинается в ротовой полости?
- Какие функции выполняет слюна? Назовите ферменты слюны.
- Пищеварение белков, углеводов и жиров в ротовой полости.
- Строение зубов. Гигиена зубов.
Обучающиеся при необходимости дополняют ответы на вопросы.
3. Изучение нового материала
Подведение к теме
– Во вводном слове учитель говорит о продолжении процессе пищеварения в следующем отделе пищеварительной систем – желудке; учащиеся формулируют тему урока.
Объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядного материала (презентация).
Функции желудка
1. Всасывательная (хорошо всасывается алкоголь, незначительно – глюкоза и минеральные соли. Основное всасывание питательных веществ происходит в кишечнике).
2. Химическая переработка пищи (переваривание).
3. Защитная.
4. Механическая.
Строение желудка
Из пищевода пища поступает в желудок, где происходит химическая переработка (переваривание) пищи компонентами желудочного сока. Это полый орган и самая широкая часть желудочно-кишечного тракта. Желудок имеет объём около 1,5 л., но может растягиваться до 3,0 л. в зависимости от количества съеденной пищи, положения тела, степени сокращения его стенки.
Вверху находится вход в желудок (кардиальная часть), затем желудок расширяется, образуя дно (фундальная часть), узкая часть желудка образует выход (пилорическая часть или привратник). Через отверстие привратника пища переходит в двенадцатиперстную кишку. Нижний выпуклый край желудка формирует большую кривизну, верхний – малую кривизну.
Стенки желудка состоят из 4-х слоёв: слизистой оболочки, подслизистого слоя, мышечной и серозной оболочек (брюшины). Слизистая оболочка образует складки, которые расправляются при заполнении желудка. Мышечная оболочка состоит из гладких мышечных волокон, расположенных в 3 слоя: продольный, кольцевой и косой.
Мышцы желудка у человека поддерживают его тонус и осуществляют перистальтику, производят непрерывные волнообразные движения, перемещая и перемешивая его содержимое. В привратнике есть мышца-сфинктер, которая рефлекторно открывается, при соответствующих сигналах от действия пищи.
В желудке накапливается лишь твёрдая пища, а жидкость протекает, не задерживаясь в нём. Молоко в желудке задерживается, оно створаживается и начинается его переваривание.
Внутренняя поверхность желудка покрыта слизистой оболочкой, в толще которой находятся около 14 млн. желудочных желёз. Железы состоят из клеток. Главные клетки вырабатывают пищеварительные ферменты (пепсин, химозин, липаза), обкладочные выделяют соляную кислоту, добавочные – слизь муцин, которая защищает слизистую оболочку желудка от раздражения кислотой и самопереваривания.
Процесс пищеварения в желудке
Пища, поступившая из пищевода в желудок, находится в нём до 4-6 часов. В это время под действием желудочного сока пища переваривается. В течение суток железы желудка выделяют 1,5-2,5 л. желудочного сока. Чистый желудочный сок бесцветен, имеет кислую реакцию, в нём содержится до 0,5% соляной кислоты (рН –0,9-1,5). Благодаря наличию HCI желудочный сок имеет высокие бактерицидные свойства.
Белки расщепляются под действием фермента пепсина до полипептидов. Пепсин также створаживает белок молока казеин. Жиры не расщепляются, расщепляется только эмульгированный жир молока под действием фермента липазы (жир молока взвешен в виде мельчайших капелек). Химозин вызывает свёртывание молока и содержится в желудочном соке у новорождённых.
Желудочный сок не содержит ферментов, расщепляющих углеводы, но переваривание углеводов происходит некоторое время (20-30 минут), пока действуют ферменты слюны и пищевой комок не пропитался кислым желудочным соком. Ферменты слюны активны только в щелочной среде, в кислой среде они своё действие прекращают.
Выделение желудочного сока начинается через 5-10 минут после начала еды и продолжается всё время пока пища находится в желудке. Стимулируют секрецию мясные и овощные бульоны. Выделение желудочного сока происходит не только во время еды, но и при запахе пищи, даже при разговоре о еде. В этих случаях желудочный сок выделяется в результате условно-рефлекторной деятельности организма.Желудочный сок,который вырабатывается в первую условно-рефлекторную фазу, выделяющийся на вид и запах пищи, даже при воспоминании и представлении о ней, И.П.Павлов выдающийся русский физиолог, назвал аппетитным или запальным соком. Этот сок подготавливает желудок к поступлению пищи.
В таблице представлено изменение выделения желудочного сока на различную пищу.
Сравниваемые признаки | большее | среднее | меньшее |
1. Количество сока | при еде мяса | при еде хлеба | при питье молока |
2. Содержание HCI | при еде мяса | при питье молока | при еде хлеба |
3. Содержание ферментов | при еде хлеба | при еде мяса | при питье молока |
Тормозящее действие на секрецию желудочного сока оказывают жир, отрицательные эмоции (гнев, печаль), неприятный запах.
Механическая функция желудка
Дальнейшее измельчение пищи и её перемешивание с желудочным соком осуществляет гладкая мускулатура желудка. В стенке желудка гладкомышечные клетки ритмично сокращаются примерно один раз в 20 сек. Распространяющиеся по желудку волнообразные сокращения мышц измельчают пищу, перемешивают её и перемещают по направлению к кишечнику. Скорость прохождения пищи по желудку зависит от химического состава пищи. Так, углеводы переходят в кишечник быстрее, а жиры и белки медленнее. Двигательную активность желудка называют моторикой. Есть два типа движения: перемешивание – движение пищевого комка взад-вперёд, сопровождаемое перемешиванием пищи; перистальтика – периодическое сокращение продольных и кольцевых мышц, приводящее к движению волн сокращения и перемещению пищевого комка по ходу пищеварительного тракта.
Сокращения мускулатуры возникают и у пустого желудка. Это «голодные сокращения», появляющиеся каждые 60-80 минут. Считают, что такие сокращения желудка называются чувством голода.
При попадании в желудок недоброкачественной пищи, происходит обратная перистальтика (антиперистальтика). В этом случае возникает рвота, которая является защитной рефлекторной реакцией организма.
4. Обобщение нового материала
В конце урока формулируются основные выводы, предлагаемые сделать самим обучающимся с последующей корректировкой учителя.
- Желудок – сложно построенная часть пищеварительного тракта, приспособленная к выполнению разнообразных функций.
- В желудке пища подвергается химической переработке с помощью ферментов и механической переработке, благодаря перистальтике.
- Регуляция деятельности желёз осуществляется нейро-гуморальным путём.
- Различают фазы отделения желудочного сока: рефлекторную (вид, запах пищи, механическое действие пищи на рецепторы полости рта и желудка и химическую (гуморальную).
- Выделение сока в ответ на механическое раздражение стенок желудка происходит по принципу безусловного рефлекса.
- Химические вещества (вторая фаза) – мясной бульон, отвар овощей, продукты переваривания белков, пряности и др. вещества способствуют усиленному сокоотделению; некоторые продукты, например, жиры тормозят сокоотделение.
- Количество и состав желудочного сока изменяются в зависимости от состава пищи.
5. Закрепление полученных знаний и умений
Обучающиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились?
Рефлексия:
- выполнение теста по теме урока.
- фронтальная беседа: дайте физиологическое обоснование поговорке «Аппетит приходит во время еды».
6. Домашнее задание
§ 26, в.1,2. Повторить. § 24-25
7. Подведение итогов
Вспомнить о целях урока, проанализировать насколько они достигнуты.
Выставление оценок (комментарий учителя).
Урок закончен. Спасибо.
Учебно-методическое обеспечение предмета
1. Биология. 8 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Москва. Просвещение. 2019. Серия «Линия жизни». (Рекомендовано Мин.образования и науки РФ). ФГОС.
2. Рабочая программа по биологии 5-9 классы. Пасечник В.В. М., ВАКО.2018. Серия «Линия жизни».
3. Рабочая программа по биологии. 8 класс. /Составитель Мишакова В.Н. М., ВАКО,2017. Соответствует ФГОС.
5. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 8 класс. М., ВАКО,2016.
6. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. М. ACADEMA. 2013.
7. Беркинблит М.В., Мартьянов А.А., Парнес Е.А. Биология. 1, 2 части. Москва. Бином. 2013.
8. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методическое пособие. Москва. Изд. «Вентана-Граф». 2015.
Интернет-ресурсы
1. https://www.bio.1sept.ru
2. https://school-collection.edu.ru/catalog/search
3. https://www.5ballov.ru/test
4. https://www.Informika.ru/text/database/biology/
5. https://www.Informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/
6. https://nrc.edu.ru/est/r4/
Источник