Что такое ама желудка

Что такое ама и как избежать ее накопления в организме?
В соответствии с Аюрведой пища – это то, что поддерживает нашу жизнь, лекарство – то, что облегчает усваиваемость пищи, а к яду относится все, что препятствует пищеварению. Мы можем заметить, что если пища, которую мы едим, не переваривается, она становится ядом. Мы считаем это пищей, но на самом деле – это яд. Немало современных лекарств затрудняют пищеварение и, следовательно, тоже являются ядом. Как сказано в Аюрведе, основной источник болезней – это токсины, которые вырабатываются в организме в процессе плохого пищеварения. Если пища плохо усваивается, то в организме накапливаются токсины, которые называются амой. Именно ама является тем основным элементом, с которого начинаются все болезни. То есть по сути дела, все болезни начинаются с неправильного пищеварения. Сначала у человека плохо переваривается пища, в результате этого накапливаются токсины, затем эти токсины распределяются по всему телу, и в зависимости от конституции они идут в тот или иной слабый орган, накапливаются там, и у человека появляется раковая опухоль или артрит. Можно перечислить некоторые признаки наличия амы.
ПРИЗНАКИ НАЛИЧИЯ ТОКСИНОВ:
– Если человек ест что-то и на следующее утро у него обложен язык – это значит, что пища, которую он съел, плохо переварилась, в результате чего образовалась ама, или токсины. Это первый признак, по которому можно узнать ели вы вчера или принимали яд.
– Другой признак в том, что если испражнения у человека имеют очень плохой запах, то это тоже явный признак того, что формируется ама. Если при этом есть какие-то остатки непереваренной пищи, это также свидетельствует о том, что в организме формируется ама.
– Кроме того, если человек постоянно испускает газы – это тоже свидетельствует об аме в организме.
Таким образом, судя по этим признакам можно сказать, что, фактически, ни у кого сейчас нет хорошего пищеварения. Мы должны срочно предпринять какие-то меры, а иначе в будущем это приведет к очень тяжелым последствиям.
Ниже перечислены двадцать два правила, которые нужно соблюдать во время еды. Первое, о чем хотелось бы вас предупредить, – не будьте фанатиками, то есть подходите к этим правилам разумно.
22 ПРАВИЛА
Первое правило:
Никогда не ешьте, если вы не чувствуете голод, потому что если вы не чувствуете голод, значит у вас нет огня пищеварения, а если нет огня пищеварения, то все, что вы съедите, не переварится и в конце концов превратится в яд. По крайней мере хоть какой-то голод должен быть.
Второе правило:
Никогда не ешьте, если вы раздражены, подавлены, или если вы очень утомлены после тяжелой работы, потому что все эти отрицательные эмоции и усталость подавляют огонь пищеварения и пища, которую человек ест в таком состоянии, будет просто гнить в желудке.
Третье правило:
Чтобы человеку было легче переваривать пищу, строго говоря, ему нужно совершить перед едой омовение, но так как это не очень практично, то нужно хотя бы хорошенько помыть лицо, руки и стопы. Те, кто был в Индии, видели, что индусы перед едой омывают стопы, потому что на стопах скапливается плохая энергия. Когда человек омоет стопы, он тут же чувствует свежесть. Если человек устал, если он долго шел, то первым делом он должен помыть стопы, и тогда он почувствует облегчение.
Четвертое правило:
Есть нужно, обратившись лицом на восток. Но во всяком случае избегайте есть лицом на юг, потому что те, кто ест, сидя в этом направлении, вместо того, чтобы получать энергию от пищи, теряют ее.
Пятое правило:
Касается процесса пищеварения. Конечно, может это не совсем реально тут, но все же в Аюрведе советуется пожевать перед едой немного имбиря. Нужно взять немного имбиря, лимонного сока и щепотку соли, перемешать их и пожевать перед едой. Это очень хорошо освежает язык и дает ему возможность более отчетливо ощущать вкус, а также подает сигнал желудку выделять желудочный сок, что в свою очередь способствует пищеварению. Также имбирный вкус очень хорошо очищает язык. Он очень хорошо возбуждает Питту и его рекомендуют (умеренно) употреблять даже людям с конституцией Питта.
Шестое правило:
Нельзя разговаривать во время еды, смотреть телевизор, читать, в общем делать то, что мешает процессу питания. Есть нужно очень сосредоточено. Пищу нужно пережевывать как следует.
Седьмое правило:
Относится непосредственно к пище. Пища должна воздействовать на все пять чувств. Она должна красиво выглядеть, иметь хороший аромат и быть приятна на вкус и на ощупь.
Восьмое, очень существенное правило:
После еды нужно обязательно выпить один стакан взбитого йогурта, или пахты. Иными словами, это йогурт, который разбавлен 1/1 с водой. Говорится, что тем, у кого слабое пищеварение йогурт надо разбавлять один к трем: три части воды и одна часть йогурта. Для тех, у кого нормальное пищеварение-один к одному, а у кого сильное три к одному, то есть три части йогурта на одну часть воды. Но в любом случае это рекомендуется ввести за привычку. Есть целая книга, которая описывает замечательные преимущества пахты. Говорится, что те, кто регулярно пьет пахту, никогда не болеют. На самом деле достаточно одной такой пахты,чтобы нормализовать все расстройства, связанные с пищеварением. Для людей с конституцией Вата в этот напиток неплохо добавить еще немного лимонного сока, соли и немного свежего имбиря или кориандра. Для людей с конституцией Питты можно добавить немного сахара, а также кориандр или кардамон, а для людей с конституцией Капхи можно добавить немного старого (старше 1 года) меда и черного перца или тертого имбиря.
Девятое правило:
Ни в коем случае нельзя спать в течение двух часов после еды. Людей со слабым пищеварениям после еды обычно клонит ко сну и они чувствуют тяжесть. Но этому тем не менее нельзя поддаваться, ибо если человек заснет, то это значит, что вся энергия от желудка поднимется вверх к голове и пища будет гнить, из-за чего человек получит отравление. В таком случае можно немного прогуляться или если человек чувствует очень сильную слабость, он может минут пятнадцать, не засыпая, полежать на левом боку. Если он полежит так некоторое время, у него заработает правая ноздря и он почувствует прилив сил. В любом случае, как минимум два часа нельзя спать, потому что в течение первых двух часов у людей с нормальным пищеварением происходит первичное переваривание пищи, после чего пища уходит из желудка в кишечник. Дальше пищеварение проходит более-менее автоматически. Это самый энергоемкий процесс.
Десятое правило:
Никогда нельзя есть на ночь кислые продукты и все продукты, которые так или иначе повышают Капху, такие, как дыня, йогурт, кунжут, сыр, творог и мороженое.
Одиннадцатое правило:
Не рекомендуется есть до восхода и после захода солнца. Или если вы так или иначе не смогли поесть днем и вам приходится есть после захода солнца, то по крайней мере нельзя есть в сумерки, когда солнце еще только садится. Это очень возбуждает Вату и очень вредно для организма. Если нужно поесть вечером, то ешьте что-то легкое и ни в коем случае не кислое. Но воду пить разрешается.
Двенадцатое правило:
Нельзя перекусывать перед приемами пищи. В первую очередь это правило относится к Капхе, потому что они спокойно могут долго ничего не есть. Между каждым приемом пищи должна быть шестичасовая разница, поскольку процесс переваривания пищи заканчивается примерно через шесть часов. Люди с конституцией Капха должны есть не раньше чем через шесть часов. Питта также должны есть через шесть часов, но если они чувствуют сильный голод, им разрешается что-нибудь перекусить через три-четыре часа после принятия пищи. Вате вообще трудно терпеть голод, поэтому она может немного поесть где-то через два часа.
Тринадцатое правило:
Оно говорит о том, что нужно с большим уважением относится к пище, которую мы едим.Мы всегда должны с уважением и почтением относиться к тому, что приготовлено. Нельзя есть стоя. Это чисто западная привычка.
Четырнадцатое правило:
Человек не должен опорожнять кишечник сразу после еды. Говорится, что это можно делать как минимум через три часа после еды. Иначе говоря, человек не должен есть, если у него не очищен кишечник. Ему нужно сначала очистить свой кишечник, и только потом есть.
Пятнадцатое правило:
Очень важно психологически правильно настроить человека перед тем, как он приступит к еде. Атмосфера должна быть спокойной, приятной, должна играть музыка, должны стоять цветы. Если человек раздражительный, то, может быть, ему лучше есть отдельно. Вообще-то говорится, что хорошо есть в компании с другими людьми, потому что это создает праздничную атмосферу и возможность делить трапезу с другими. Конечно, хорошо, если атмосфера хорошая, но если она неспокойная, если кто-то ругается или кричит, то это не очень хорошо.
Шестнадцатое правило:
Пища должна быть сочной, маслянистой, здоровой и приятной сердцу, она не должна быть слишком горькой, слишком соленой, пряной, острой, также не должна быть слишком сухой и обжигающе горячей. Человек не должен есть пищу безвкусную, разложившуюся и испорченную. Нельзя есть пищу, состоящую из остатков и непригодных продуктов.
Семнадцатое правило:
В Шримад-Бхаватам советуется, что есть нужно примерно в два раза меньше того количества пищи, которое вы бы хотели сесть. Другими словами после еды у вас должно оставаться чувство, что вы бы съели еще столько же. В Аюрведе сказано, что идеально когда желудок на 1/2 наполнен едой, на 1/4 жидкостью и на 1/4 пустым пространством.Это обеспечивает хорошее пищеварение.
Восемнадцатое правило:
Пища должна быть приготовлена с любовью. Это один из очень важных принципов “Аюр-веды”. Повар воздействует на пищу не только физически, но и морально. Любая пища должна быть приготовлена с любовью, и когда человек ест эту пищу, то он получает эту любовь, и тогда пища легче переваривается.
Девятнадцатое правило:
В Бхаватам говорится, что человек считается не лучше вороны, если после того как получив немного еды, он не разделит ее среди гостей, стариков и детей, а просто съест ее сам.
Двадцатое правило:
Нельзя купаться сразу после еды, это очень вредно.
Двадцать первое правило:
Есть нужно когда у вас работает правая ноздря,это обеспечит приток энергии. Если же у вас дышит левая ноздря, то нужно немного полежать на левом боку или на какое то время закрыть левую ноздрю, или выполнить Гомукхаасану (скрестив за спиной кисти рук, если левая рука будет вверху, и тогда вы почувствуете что через некоторое время заработает правая ноздря.
Двадцать второе правило:
Аюрведа утверждает, что если вы хотите похудеть, то вам нужно пить до еды, если вы хотите сохранить свой вес, то вам нужно пить во время еды, а если вы хотите поправиться, то вам нужно пить после еды. Холодный напиток останавливает пищеварение. Особенно если он очень холодный. Для людей с конституцией Питта это может быть не так страшно, потому что у них сильный огонь пищеварения, но Вата и Капха будут от этого сильно страдать. Поэтому лучше если напиток будет по крайней мере теплый.
Источник
Ама в Аюрведе — в переводе с санскрита ама обозначает сырое, незрелое, нездоровое — это различные токсины и загрязнения, являющиеся следствием нарушения пищеварения.
Болезнь появляется из-за того, что в организме накапливается ама, токсические продукты несварения.
Все начинается с пищевого канала. Когда он забит, продукты распада начинают подавлять огонь пищеварения, и человек не получает достаточного питания. Он ест и, тем не менее, чувствует слабость из-за того, что основной пищевод и кишечник забиты токсинами. Ама из поверхностного состояния в кишечнике и желудке проникает в другие дхату, в другие ткани.
Степень проявления болезни зависит от того, как глубоко ама вошла в Ваши ткани. Все смертельные и хронические болезни начинаются с простого несварения желудка.
В Аюрведе сказано, что болезнь — это желание организма избавиться от токсинов. Организм создает критическую ситуацию, в результате чего поднимается температура, и тогда болезнетворные микробы сжигают аму. Если человек не предпринимает никаких попыток, чтобы избавится от амы, то организму приходится самому принимать меры.
Лечение болезни в Аюрведе проходит в 4 этапа:
- Первая — установление причины болезни.
- Вторая — избавление от избыточной доши, которая стала причиной болезни.
- Третья — уравновешивание дош и разжигание огня пищеварения, который поможет сжечь избытки амы и токсических веществ.
- Четвертая — восстановление поврежденного в организме.
Современная медицина устраняет только симптомы болезни, не устраняя причину. Это не дает организму избавиться от дальнейшего накопления амы. В итоге, ама проникает еще глубже. Симптоматическое лечение приводит к тому, что болезнь, даже, несмотря на то, что симптомы могут быть устранены, переходит в более тяжелую стадию.
Доши, сочетающиеся с амой, называются «сама» («са» означает «с» и в сочетании с «ама» становится «сама» в санскрите). Вата может проявляться в виде яда в толстой кишке и распространяться в тонкую кишку,блокируя пищеварительный потенциал, «агни», и приводя к развитию амы. Капха также может блокировать агни и привести к возникновению амы, накапливаясь в желудке в виде слизи и проникая затем в тонкий кишечник. Питта скапливается в виде желчи в тонком кишечнике; при этом, несмотря на то, что она вляется горячей, она, тем не менее, может блокировать агни в силу своей жидкой консистенции и маслянистого характера; следствием также является возникновение амы. Подобные состояния называются соответственно «сама вата», «сама капха» и «сама питта».
Агни и ама по своим характеристикам противоположны.
Ама — холодная, мокрая, тяжелая, затуманенная, с дурным запахом и нечистая.
Агни — горячая, сухая, легкая, прозрачная, благоухающая (ароматическая) и чистая. Чтобы лечить аму, необходимо усилить агни.
Психологически ама возникает за счет негативных эмоций. Негативные эмоции подавляют ментальную агни, или ясность сознания. В результате физическая агни также снижается.
Симптомами амы являются снижение вкуса и аппетита, плохое пищеварение, обложенный язык, неприятный запах изо рта, снижение физической силы, ощущение тяжести, замедленности, а также закупорка каналов и сосудов. Другими симптомами являются накопление шлаков, дурно пахнущее тело, а также дурно пахнущая моча и каловые массы, глубокий, тяжелый или притупленный пульс, снижение внимания, утрата ясности сознания, депрессивное состояние, раздражительность и закупорка других дошей.
Ама является первопричиной большинства простудных состояний, лихорадки и гриппов, а также хронических заболеваний, характерных для слабой иммунной системы — они охватывают диапазон от аллергий и сенной лихорадки до астмы, артрита и раковых заболеваний.
Во всех ситуациях, где имеются подобные признаки амы, лечение в первую очередь должно быть направлено на ее устранение. Лечить две доши простым и непосредственным образом, если им сопутствует ама, невозможно. Следует помнить, что проведение тонизирующей и омолаживающей терапии возможно только после того, как из организма удалена ама.
Ама снижается травами, которые обладают горьким или острым, едким вкусом.
- Горький вкус, состоящий из воздуха и эфира, помогает отделить аму, которой присуще качество тяжести, из тканей и органов, в которых она находится. Этот вкус катализирует и тем самым ослабляет лихорадку, к которой приводит присутствие амы в тканях организма. Этот вкус стимулирует метаболические процессы, благодаря которым чужеродный материал подвергается распаду. Подобно сухому льду, он помогает разрушить аму.
- Острый, едкий вкус, состоящий из огня и воздуха, сжигает и искореняет аму. Он обладает теми же свойствами, что и агни, и, усиливая агни, он переваривает аму. Обычно в начале используют горький вкус с тем, чтобы приостановить развитие амы, в последующем прибегают в острому, едкому вкусу для оживления метаболизма с тем, чтобы ама израсходовалась и не могла восстановиться. Горький вкус сам по себе может быть недостаточен для того, чтобы полностью разрушить аму, или должным образом восстановить агни.
Ама усиливается веществами, которые имеют сладкий, соленый или кислый вкус.
- Сладкий вкус, подобно аме, является холодным, тяжелым и мокрым.
- Соленый вкус также тяжелый и мокрый. Соленый и кислый вкусы, посредством присущим им качествам жара и влажности, могут усилить лихорадку и токсический жар крови, который обычно сопутствует аме.
Терпкий (вяжущий) вкус оказывает смешанный эффект на аму. Его связывающий элемент в своем действии на ткани и отделяемое может способствовать удержанию амы в организме. В то же время он может использоваться для лечения мембран, поврежденных инфекционными состояниями, обусловленными амой. Поэтому этот вкус следует использовать как добавление к горькой и острой терапиям.
Поскольку главной характеристикой амы является тяжесть, то ее лечат, главным образом, травами и диетой, природа которых является легкость. Часто полезно рекомендовать голодание до тех пор, пока не очистится язык и не вернется аппетит. Ама, как первичный фактор заболевания, определяет ценность и широкое использование таких видов терапии, как голод, использование диет, лишенных слизевого компонента, и детоксикации, к которым прибегают при лечении многих заболеваний. Эти виды лечения могут оказаться полезными также в том случае, если конституция пациента не выяснена.
Поскольку свойства доши смешанны с таковыми амы, то травы, которые могут ослабить дошу, могут оказаться неэффективными в состоянии «сама». И, наоборот, травы, которые в обычных условиях усугубляют ту или другую дошу, могут ослабить ее, если пациент находится в состоянии «сама». Таким образом, мы должны не только выделить дошу, но также и определить, является ли она связанной с ама, или свободной от нее (состояния «сама» или «нирама», («нир» означает «без»).
- Вата, которая в нормальных условиях является легкой и сухой, будучи смешанной с амой, становится тяжелой и сырой.
- Питта, которая имеет характеристики жара и влажности, становится холоднее и более влажной.
- Капха делается более тяжелой и, в нормальных условиях отличаясь замедленностью в движении, под действием амы может вообще затормозиться и стать неподвижной. Мутность, вязкость и плотность, которые присущи аме, изменяют характеристики дош.
Вата, сама: запоры, дурной запах изо рта и такой же плохой запах экскрементов, обложенный язык, боли в области живота и его вздутие (что усиливается под действием пальпации, массажа и при использовании масла), скопление газа в тонком кишечнике и боли спазматического характера, плохой апеетит, ощущение тяжести, слабость, медленный пульс, который агравируется облачной погодой.
Лечение: главным образом, острые, едкие травы, стимулирующие и оказывающие ветрогенное действие, параллельно с применением лаксативных или слабительных средств для удаления токсинов.
Вата, нирама: симптомы: отсутствие запора, отсутствие дурного запаха, боли несильные (уменьшающиеся при пальпировании), язык не обложен, слизистая рта пересохшая, вязкий привкус во рту, тело (пациента) легкое, иссушенное, с более выраженной изможденностью, большая степень оскуднения тканей, чувство усталости — в меньшей степени.
Лечение: тонизирующая терапия и омоложение посредством преимущественно сладких и острых, едких трав с тем, чтобы физически укрепить организм.
Питта, сама: показания: утрата аппетита, пониженная потребность в воде, обложенный язык, желтого оттенка, моча, каловые массы и слизистая с желтой или зеленоватой окраской, чувство тяжести в области желудка, рвота желсью и густой массой, неприятный запах изо рта, горький или кислый привкус во рту, ощущение умеренного жжения, кожные воспаления, замедленное и неясное сознание, причем эти симптомы усиливаются при охлаждении.
Лечение: преимущественно — травы с горьким или едким вкусом, горькие тонизирующие и стимулирующие средства для того, чтобы удалить токсины.
Питта, нирама: показания: избыточный аппкетит и потребность в жидкости, красный имли воспаленный язык без налета, моча и каловые массы без примесей, красноватые или темного оттенка, сильное ощущение жжения, горячие приливы, головокружения, восприятие адекватно.
Лечение: охлаждающая и тонизирующая терапия, преимущественно посредством трав со сладким и горьким вкусом.
Капха, сама: показания: наличие мутной, липкой или густой, плохо отходящей слизи, которая обволакивает горло, покрывает язык; союна тянется в виде нитей; кислый или соленый привкус во рту, застой крови, ощущение дискомфорта и сжатия в грудной клетке, затруденное дыхание, слизь в каловых массах и в моче, сниженный аппетит, ощущение тяжести, тупая боль, общее недомогание, чувство усталости.
Лечение: преимущественно — травы с едким или горьким вкусом, в целях стимуляции и устранения застоя крови с тем, чтобы удалить токсины и удалить слизь и жир из организма.
Капха, нирама: симптомы: наличие слизи водянистого, жидкого характера, иногда пенящейся, которая легко отходит; сладкий привкус во рту, нормальный аппетит, язык не обложен, слизи в экскрементах и моче не наблюдается, болевых ощущений нет.
Лечение — преимущественно — едкие и сладкие травы, отхаркивающие, с тем, чтобы устранить избыток слизи и капху.
Обычный подход в Аюрведе заключается в том, чтобы изменить состояние сама той или иной доши в состояние нирама. После того, как удалось избавиться от амы, оказывается возможным действовать непосредственно на соответствующую дошу, устраняя ее избыточное проявление и усиливая те качества, которые при данной доше находятся в дефиците.
Пять этапов снижения амы
Нидан Париварджанан – сокращение причин появления амы. Ниже перечисляются десять факторов, приводящих к формированию амы:
- Переедание.
- Приём пищи до того, как переварилась предыдущая еда.
- Главный прием пищи приходится не на обеденное время; обильная еда в вечернее время.
- Ледяные напитки и еда.
- Несвежая, содержащая искусственные добавки, не органическая пища. Старые, испорченные, расфасованные продукты.
- Приём пищи без полного внимания на еде (во время просмотра телевизора, чтение за едой и т.п.). Еда в спешке.
- Еда в состоянии эмоциональной подавленности, в расстроенных чувствах.
- Нарушение порядка приёма пищи: самые тяжёлые блюда употребляются не первыми, т.е. не тогда, когда агни (пищеварительный огонь) наиболее силен.
- Нерегулярность в занятиях Трансцендентальной Медитацией.
- Невыполнение лёгких, приятных упражнений (такие упражнения рекомендуется делать либо ежедневно, либо несколько раз в неделю).
Ама Пачан — переваривание амы посредством употребления веществ, способствующих пищеварению. Это могут быть такие простые вещи как питьё горячей воды маленькими глотками, применение определенных специй и растительных препаратов.
Лекхан — очищение пищеварительного тракта. Лекхан означает «соскребать, чистить». Опять-таки, это могут быть такие простые вещи как напитки (например, горячая вода с лимоном по утрам), применение определённых специй (например, имбиря и чёрного перца) или определенных растительных препаратов. Но это зависит от пракрити пациента, так как определённые специи могут быть излишне согревающими. При наличии сомнений проконсультируйтесь у специалиста по Аюрведе Махариши.
Агни Дипан — разжигание пищеварительного огня при помощи лёгкой диеты. При этом режим питания может быть очень строгим: вначале – жидкая пища, постепенный переход к полужидкой пище, затем – к более густым супам, и постепенно, с течением времени – к более твёрдой пище. Любой человек всегда может устроить себе «день жидкой пищи» 1 раз в неделю, особенно при избыточном весе или преобладании Капхи. Полезным является использование в питании определенных специй и приём травяных препаратов во время еды и в течение дня. Это определяется в зависимости от агни ипракрити пациента.
Шодхан — выведение амы. Это можно сделать с помощью определенных аюрведических травяных препаратов или, для более интенсивного избавления от амы, посредством Панчакармы. Панчакарма – это особая очистительная программа, проводящаяся под наблюдением аюрведического врача.
Источник