Болезнь желудка у студентов

Болезнь желудка у студентов thumbnail

Согласно медицинской статистике, в настоящее время 35% студентов страдают гастритом. Причиной распространенности этой болезни среди студентов является то, что современные условия жизни заставляют студентов думать не только об учебе, но и о том, как себя содержать. В результате молодые люди, которые должны только учиться, разрываются между работой и учебой, а на полноценное питание у них не хватает времени, а иногда и средств.

Утром чашка крепкого чая или кофе, в обед – сосиски, сардельки, пицца или жареный пирожок с газированным напитком, на ужин – фабричные пельмени с кетчупом или очередной полуфабрикат из пакетика. А бывает и так, что питаются студенты только вечером, а в течение дня перебивают чувство голода чипсами, мороженым, печеньем и другими продуктами. Естественно, поспешная еда в сухомятку и плохо разжеванная пища травмирует слизистую оболочку желудка, и приводят к гастриту.

В последние годы гастрит заметно помолодел, если раньше он встречался в основном у студентов, которые питались в сухомятку, то сегодня им страдают даже школьники. Врачи объясняют распространение гастрита среди школьников нарушением режима питания, пищевыми отравлениями и пристрастием к жвачке. Особенно вредно жевать жвачку натощак, правильно жевать ее только после еды и не более 10 минут.

Гастритом болеет половина населения земного шара. Чаще всего воспаления слизистой оболочки желудка провоцируют бактерии Helicobacter pylori, которые были найдены во второй половине ХХ века на эпителии стенок желудка у больных хроническим гастритом и язвой желудка. Поселяясь на слизистой желудка, они повышают кислотность желудочного сока.

лечение гастрита

Однако не каждый гастрит имеет бактериальную причину, развитию воспалительных явлений способствуют неправильное питание, алкоголь, курение, прием лекарственных препаратов и постоянные стрессы. Все эти негативные факторы приводят к тому, что эпителий желудка истончается и теряет защиту, в результате чего желудочный сок начинает разъедать стенки желудка. А, как известно, желудочный сок представляет собой сильную соляную кислоту.

Различают два вида гастрита: острый и хронический. Острый гастрит могут вызвать пищевые отравления, заглатывание инородних предметов, химикатов и других едких веществ, а также прием лекарственных препаратов. Например, аспирина, антибиотиков, резерпина. Характерные симптомы острого гастрита сильные боли в животе, тошнота, рвота, понос или запор.

При своевременном обращении к врачу острый гастрит вылечивается уже через неделю, но полное восстановление нормальной работы желудка требует длительного времени. Поэтому после первого же звоночка острого гастрита надо следить за режимом питания, соблюдать диету и исключить возможное воздействие на слизистую желудка раздражающих факторов. При неправильном лечении и несоблюдении правильного питания острый гастрит переходит в хроническую форму, который может развиваться на фоне повышения или понижения кислотности желудочного сока.

Хронический гастрит с повышенной кислотностью желудочного сока встречается в четыре раза чаще. Гастрит с пониженной кислотностью желудочного сока в основном имеет наследственный характер, поэтому родителям, болеющим этим видом гастрита, надо особенно тщательно заботиться о здоровом питании своих детей. При гастрите с пониженной кислотностью во рту ощущается неприятный металлический привкус, заметно снижается аппетит, наблюдается тошнота, а иногда и рвота после приема пищи.

лечение гастрита

Любой вид хронического гастрита в начале болезни протекает бессимптомно. В основном боли появляются в периоды обострения болезни в виде кратковременных приступов. При этом чувствуется тяжесть в желудке, дискомфорт вверху живота, изжога и тошнота после еды. Постоянными симптомами хронического гастрита является нарушение переваривания пищи, метеоризм, урчание в животе, запор или понос.

К гастриту нельзя относиться беспечно, его надо лечить. Чем раньше начнете лечить болезнь, тем лучше будет результат. Если не лечить гастрит, то он со временем приводит к язвенной болезни желудка, а далее даже может стать причиной развития рака. Диагноз гастрит врач устанавливает после проведения гастроскопии, УЗИ и сдачи анализа на бактериологическое исследование клеток, взятых со здоровых и пораженных участков желудка.

Гастроскопию надо сдавать на голодный желудок, при этом надо глотать тонкую трубку, на конце которой находится оптический прибор. Этот метод позволяет взять кусочек слизистой желудка на анализ для выявления степени ее пораженности, выбора тактики лечения и исключения злокачественных изменений.

Для лечения гастрита врач назначает прием лекарственных препаратов, снимающих спазмы и облегчающие боль. Если гастрит вызван бактериями Helicobacter pylori, то назначают курс лечения антибиотиками, такими как левомицетин, энтеросептол. Острые формы гастрита лечат с помощью лекарственных препаратов, которые снижают агрессивное действие желудочного сока. Это альмагель, атропин, викалин и платифиллин. Для восстановления слизистой желудка назначают пентоксил или метилурацил. Из натуральных средств для заживления стенок желудка можно пить сок подорожника.

Независимо от того, какой формы гастрит лечение его невозможно без изменения режима питания и образа жизни. Есть нужно только полезную и желательно свежеприготовленную домашнюю еду, количество приема пищи должно быть не менее пяти раз в день. Принимать пищу надо не спеша, тщательно пережевывая еду. Из рациона питания следует исключить острое, жирное и соленое. Напитки не должны быть горячими или холодными, пить нужно все только в теплом виде. Особенно касается все это студентов. Старайтесь уделить больше внимания себе и заботе о своем здоровье, чтобы ваш диплом принес вам только счастья.

– Вернуться в оглавление раздела “Профилактика заболеваний”

Автор: Искандер Милевски

Читайте также:  Давит желудок дискомфорт что

Источник

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У СТУДЕНТОВ КММИВСО

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Крайнюкова З.В.

1

Глинчик С.Е.

1

Щербинина И.Г.

1

1 МАОУ ВО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»

1. Борисов Ю.Ю. Избранные лекции по сестринскому делу в терапии. Учебное пособие для студентов медицинских вузов и колледжей. – Издание 6-е – Краснодар, 2013. – 256 с.

2. Борисов Ю.Ю. Теория сестринского дела. Учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело. – Краснодар. 2014. – 128 с.

3. Борисов Ю.Ю. Клиническое значение реологических свойств желудочной слизи у больных язвенной болезнью // Фундаментальные исследования. 2015. № 1-7. С. 1325-1328.

4. Борисов Ю.Ю., Кгузенко И.В. Реологические свойства желудочной слизи у больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в разных фазах заболевания // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2014. № 2 (102). С. 42a

5. Здоровье и качество жизни: учебное пособие /С.Г. Плещиц; под ред. С.Г. Плещица. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

6. Здоровье и образ жизни студентов: состояние, проблемы, пути решения: Монография / И.А. Камаев, Т.В. Поздеева, А.В. Дмитроченков, С.А. Ананьин. – Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2013.

7. Бутов М.А., Кузнецов П.С. Обследование больных с заболеваниями органов пищеварения. Часть 1. Обследование больных с заболеваниями желудка. Учебное пособие. – Рязань. – 2010.

За последние годы наряду с повышением заболеваемости населения различными соматическими болезнями отмечается, в частности, рост случаев такого гастроэнтерологического заболевания, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки [1-4]. В процессе изучения причин, приводящих в возникновению данного заболевания, врачами указывались многие факторы (включая Helicobacter pilori), безусловно имеющие значение в происхождении язвенной болезни [7]. В этот же список входили и психогенные причины, но о степени их значимости велись постоянные споры. Известно, что такие заболевания, как язвенная болезнь же-лудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, гастродуодениты у студентов в половине слу-чаев диагностируются впервые во время учебы- в вузе, что связано с большой психоэмоциональной нагрузкой студентов, в связи, с чем данная проблема приобретает важное значение в деле укрепления и восстановления психического и соматического здоровья данного контингента [2, 5, 6].

Цель исследования: изучение взаимовлияний условий жизни и обучения на развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта у студентов МАОУ ВО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования» (КММИВСО).

Предмет исследования: взаимовлияние условий жизни и обучения на развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта у студентов КММИВСО.

Гипотеза исследования: неблагоприятные условия жизни и перенапрежение во время обучения ведет к развитию заболевания желудочно-кишечного тракта у студентов.

Задачи исследования:

  1. провести анкетирование студентов КММИВСО по вопросам их образа жизни;
  2. выявить у студентов основные симптомы, характерные для заболеваний желудочно-кишечного тракта.

В исследовании приняли участие 30 студентов 3 курса специальности «Акушерское дело» факультета среднего профессионального образования. Методика исследования включала анкетирование.

Анализ результатов исследования показал, что общее состояние своего здоровья субъективно как хорошее оценивают только 14 % студентов. Подавляющее большинство студентов 85 % отметили, что учеба требует у них большого умственного и психического напряжения. Также большинство студентов ведут малоподвижный образ жизни, что негативно сказывается на их состоянии здоровья. При анализе ритма и характера питания, что является также этиологическим фактором в возникновении гастроэнтерологической патологии выяснилось следующее: 80 % студентов питаются 1–2 раза в день, мотивируя это напряженным графиком занятий и самоподготовки.

Анализ симптомов, характерных для заболеваний желудочно-кишечного тракта пока-   зал, что жалобы на боли и другие неприятные ощущения в животе предъявляли 62 %, у 29 % эти жалобы сочетались с жалобами на изжогу, отрыжку или тяжесть в желудке, у 43 % – с жалобами на расстройство стула, из них 24 % – жалобы на запоры, 19 % – жалобы на поносы. У 60 % опрошенных с гастроэнтерологическими жалобами, они возникали в связи с психоэмоциональной нагрузкой. Нами было также отмечено, что 20 % студентов, которые предъявляли жалобы, характерные для заболеваний желудочно-кишечного тракта имели вредную привычку, а именно табакокурение. Отказ от курения может существенно изменить течение заболевания, уменьшить частоту обострений и осложнений и, кроме того, может быть устранен самим пациентом при понимании им важности этой проблемы.

Выводы:

  1. Высокий уровень заболеваемости объясняется особенностями питания, социальной и производственной жизни.
  2. Заболеваниям желудочно-кишечного тракта наиболее подвержены люди, деятельность которых связана с нервно-психическим напряжением, особенно в сочетании с нерегулярным питанием.
  3. К выраженным факторам риска следует отнести уровень семейного и материального благополучия, жилищных условий, режим и качество питания, злоупотребление алкоголем, курение, бесконтрольное использование лекарственных препаратов, стрессы, наследственность.

Библиографическая ссылка

Крайнюкова З.В., Глинчик С.Е., Щербинина И.Г. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У СТУДЕНТОВ КММИВСО // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 695-696;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10643 (дата обращения: 03.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

* Ýëåêòðîííàÿ ïóáëèêàöèÿ:
Íèêîëüñêèé Ñ. Í., Ñèíàéêî Â. Ì. Âçàèìîâëèÿíèå îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè è
óñëîâèé îáó÷åíèÿ íà âîçíèêíîâåíèå çàáîëåâàíèé æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà ó
ñòóäåíòîâ-ìåäèêîâ [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] // Íîâîñòè óêðàèíñêîé ïñèõèàòðèè. —
Õàðüêîâ, 2001. — Ðåæèì äîñòóïà: https://www.psychiatry.ua/articles/paper016.htm.

Читайте также:  Тяжесть в желудке и чувство переполненности желудка

Çà ïîñëåäíèå ãîäû íàðÿäó ñ ïîâûøåíèåì çàáîëåâàåìîñòè íàñåëåíèÿ ðàçëè÷íûìè
ñîìàòè÷åñêèìè áîëåçíÿìè îòìå÷àåòñÿ, â ÷àñòíîñòè, ðîñò ñëó÷àåâ òàêîãî
ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêîãî çàáîëåâàíèÿ, êàê ÿçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà è
äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè.

 ïðîöåññå èçó÷åíèÿ ïðè÷èí, ïðèâîäÿùèõ â âîçíèêíîâåíèþ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ,
âðà÷àìè-èíòåðíèñòàìè óêàçûâàëèñü ìíîãèå ôàêòîðû (âêëþ÷àÿ îòêðûòûé íåäàâíî
Helicobacter pilori — HÐ), áåçóñëîâíî èìåþùèå çíà÷åíèå â ïðîèñõîæäåíèè
ÿçâåííîé áîëåçíè.  ýòîò æå ñïèñîê âõîäèëè è ïñèõîãåííûå ïðè÷èíû, íî î ñòåïåíè
èõ çíà÷èìîñòè âåëèñü ïîñòîÿííûå ñïîðû.

Îæèäàåìîãî è ïðîãíîçèðóåìîãî íà êîíåö óõîäÿùåãî âåêà ðîñòà íåâðîçîâ â íàøåé
ñòðàíå íå ïðîèçîøëî, íåâçèðàÿ íà âñå ïðîèçîøåäøèå è ïðîäîëæàþùèåñÿ èíòåíñèâíûå
ïåðåìåíû êàê â ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîé, òàê è â äóõîâíîé ñôåðå. Íåñìîòðÿ íà
óñèëåíèå òðåáîâàíèé, ïðåäúÿâëÿåìûõ ê ïñèõè÷åñêîé àäàïòàöèè ÷åëîâåêà â ïîñòîÿííî
èçìåíÿþùèõñÿ óñëîâèÿõ åãî îáèòàíèÿ è æèçíåäåÿòåëüíîñòè, çàáîëåâàåìîñòü
ïîãðàíè÷íûìè ïñèõè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè íåâðîòè÷åñêîãî ðåãèñòðà ïðàêòè÷åñêè íå
âîçðîñëà. Ýòî ÿâëåíèå, ïî ìíåíèþ õàðüêîâñêèõ ïñèõîòåðàïåâòîâ, îáüÿñíÿåòñÿ òåì,
÷òî îáùåñòâî â ïîñòñîâåòñêèõ ñòðàíàõ ïåðåæèâàåò «ôåíîìåí âîåííîãî âðåìåíè»,
êîãäà ïñèõèêà ÷åëîâåêà, íàõîäÿùåãîñÿ â ýêñòðåìàëüíûõ óñëîâèÿõ, çàäåéñòâóÿ
ðåçåðâíûå ìåõàíèçìû, íå äîïóñêàëà ñðûâîâ àäàïòàöèè è ðàçâèòèÿ, êàê ñëåäñòâèå,
íåâðîòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ (Á. Â. Ìèõàéëîâ, 1999, 2000). Íî èìåþùåå,
áåç ñîìíåíèÿ, ìåñòî ïñèõè÷åñêîå íàïðÿæåíèå, âîçíèêàþùåå â ñèëó âûøåóêàçàííûõ
óñëîâèé, äîëæíî áûòü îáÿçàòåëüíî ðåàëèçîâàíî. Âîçíèêàåò çàêîíîìåðíûé âîïðîñ: ïî
êàêèì æå ïóòÿì è â êàêîé ôîðìå îíî ðåàëèçóåòñÿ?

Ðàçäðàæèòåëè ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîãî õàðàêòåðà, î êîòîðûõ èä¸ò ðå÷ü,
ïîñòóïàþò â íàø ãîëîâíîé ìîçã ïî êàíàëàì âòîðîé ñèãíàëüíîé ñèñòåìû, ïîðîæäàÿ
íåïîñðåäñòâåííî â êîðå ïàòîãåííóþ èìïóëüñàöèþ. Èìïóëüñàöèÿ, èäóùàÿ èç êîðû
ãîëîâíîãî ìîçãà, ìèíóÿ ìåõàíèçìû çàùèòû â ýêñòðåìàëüíîé ñèòóàöèè, ïîïàäàåò â
ñòâîëîâûå ñòðóêòóðû, ðàçäðàæàÿ öåíòðû âåãåòàòèâíîé ðåãóëÿöèè. Âåãåòàòèâíàÿ
íåðâíàÿ ñèñòåìà, âûñòóïàþùàÿ â ðîëè ïîñðåäíèêà ìåæäó öåíòðàëüíîé íåðâíîé
ñèñòåìîé è âíóòðåííèìè îðãàíàìè, ðåãóëÿòîðà âñåõ æèçíåííûõ ïðîöåññîâ â
îðãàíèçìå, «ïðîâîäíèêà» ýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèé, ñòàíîâèòñÿ âàæíåéøèì îðãàíîì
âûðàæåíèÿ «àôôåêòà» (ãîðàçäî áîëåå èíôîðìàòèâíûì, ÷åì ìíîãèå ôîðìû ïîâåäåíèÿ,
íåðåäêî âñåöåëî êîíòðîëèðóåìûå âîëåé) (Å. Ê. Êðàñíóøêèí, 1960).
Èìåííî âåãåòàòèâíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà âûñòóïàåò ïðè ýòîì â ðîëè «ïðèâîäíîãî ðåìíÿ
âñåãî ïñèõè÷åñêîãî» è îêàçûâàåòñÿ òîé ïëàòôîðìîé, ãäå óòâåðæäàåòñÿ âñåîáùíîñòü
è ñëèòíîñòü ïñèõè÷åñêîãî ñ ñîìàòè÷åñêèì (Å. Ê. Êðàñíóøêèí, 1949).
Òàêèì îáðàçîì, ïðîèñõîäèò «ñáðîñ», «øóíòèðîâàíèå» ýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ,
ìèíóÿ íåâðîç, íåïîñðåäñòâåííî íà ïñèõîñîìàòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà
(Á. Â. Ìèõàéëîâ, 1999).

Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ñ ïåðåõîäîì ê ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå, èñ÷åçëî ÿâëåíèå äåôèöèòà
ìíîãèõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ, âñå îíè ïîÿâèëèñü íà ðûíêå â êîëè÷åñòâå è, âî ìíîãèõ
ñëó÷àÿõ, öåíå, äîñòóïíîé áîëüøèíñòâó ðÿäîâûõ ïîòðåáèòåëåé. Òî åñòü ïèòàíèå
íàñåëåíèÿ ñòàëî áîëåå ðàçíîîáðàçíûì è ïîëíîöåííûì ïî ñâîåìó ñîñòàâó. Òåì íå
ìåíåå, ïðîäîëæàåò íàáëþäàòüñÿ ðîñò ÷èñëà ñëó÷àåâ ÿçâåííîé áîëåçíè ñðåäè
íàñåëåíèÿ.

Èç âñåãî âûøåñêàçàííîãî ìîæíî ñäåëàòü âûâîä î ïðèìàòå è âåäóùåé ðîëè
ïñèõîãåííûõ ôàêòîðîâ â âîçíèêíîâåíèè ÿçâåííîé áîëåçíè æåëóäêà è
äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè.

Íàìè íà÷àòà ðàáîòà ïî èçó÷åíèþ ïàòîïñèõîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ è ïðè÷èí
âîçíèêíîâåíèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ ñ öåëüþ ïîñëåäóþùåé ðàçðàáîòêè ñïåöèôè÷åñêèõ
ìåð ïñèõîïðîôèëàêòèêè, êîòîðûå ïîçâîëÿò ïðåäóïðåæäàòü îáðàçîâàíèå ÿçâåííîãî
äåôåêòà ÆÊÒ â óñëîâèÿõ ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ.

Îäíîé èç îñíîâíûõ çàäà÷ ïàòîïñèõîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ ñîìàòè÷åñêèõ
áîëüíûõ ÿâëÿåòñÿ âûÿâëåíèå ïñèõè÷åñêîé (ëè÷íîñòíîé) ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê
âîçíèêíîâåíèþ íåêîòîðûõ ñîìàòè÷åñêèõ, â ïåðâóþ î÷åðåäü ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ
çàáîëåâàíèé. Ðå÷ü ìîæåò èäòè êàê î ñâîåîáðàçíûõ îñîáåííîñòÿõ ëè÷íîñòè, ïðèñóùèõ
äàííîìó èíäèâèäó âîîáùå è ñïîñîáñòâóþùèõ âîçíèêíîâåíèþ ñîìàòè÷åñêîé áîëåçíè,
òàê è î âðåìåííîì ñîñòîÿíèè, íà ôîíå êîòîðîãî ñòðåññîâûå ôàêòîðû ñòàíîâÿòñÿ
ïàòîãåííûìè, ïðåîäîëåâàÿ ìåõàíèçìû ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû. È â òîì è â äðóãîì
ñëó÷àå ðå÷ü èä¸ò î âûÿâëåíèè ôàêòîðîâ, ïðèâîäÿùèõ ê íàðóøåíèÿì
ñîìàòîïñèõè÷åñêîé è ïñèõîñîìàòè÷åñêîé êîððåëÿöèè.

ßçâåííàÿ áîëåçíü ñ÷èòàåòñÿ îäíèì èç íàèáîëåå äîñòîâåðíûõ ïðèìåðîâ
ïñèõîñîìàòè÷åñêîé áîëåçíè. Äðåâíèå íàáëþäåíèÿ èíòåðíèñòîâ, ïîñòîÿííî îòìå÷àâøèõ
ïñèõè÷åñêóþ òðàâìàòèçàöèþ â ïåðèîäå, ïðåäøåñòâóþùåì çàáîëåâàíèþ ÿçâåííîé
áîëåçíüþ, ïîäòâåðæäåíû â ïîñëåäóþùåì íàáëþäåíèÿìè ïñèõèàòðîâ è, â ÷àñòíîñòè,
íàëè÷èåì åäèíîâðåìåííîé öèêëè÷íîñòè ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêèõ è ôèçè÷åñêèõ
ðàññòðîéñòâ.

Èçâåñòíî, ÷òî òàêèå çàáîëåâàíèÿ, êàê ÿçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà è
äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè, ãàñòðèòû, ãàñòðîäóîäåíèòû ó ñòóäåíòîâ â ïîëîâèíå
ñëó÷àåâ äèàãíîñòèðóþòñÿ âïåðâûå âî âðåìÿ ó÷åáû â ÂÓÇå, ÷òî ñâÿçàíî ñ áîëüøîé
ïñèõîýìîöèîíàëüíîé íàãðóçêîé ñòóäåíòîâ, â ñâÿçè ñ ÷åì äàííàÿ ïðîáëåìà
ïðèîáðåòàåò âàæíîå çíà÷åíèå â äåëå óêðåïëåíèÿ è âîññòàíîâëåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî è
ñîìàòè÷åñêîãî çäîðîâüÿ äàííîãî êîíòèíãåíòà.

Ïðè àíàëèçå çàáîëåâàåìîñòè ëèö þíîøåñêîãî âîçðàñòà (17–20 ëåò)
ïðîñëåæèâàåòñÿ ïðÿìàÿ ñâÿçü ñ íåîáõîäèìîñòüþ âûáîðà ïðîôåññèè, êîãäà ïðîèñõîäèò
àäàïòàöèÿ ÷åëîâåêà ê íîâûì äëÿ íåãî óñëîâèÿì òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè, ñ
ïðîäîëæåíèåì ó÷¸áû, îïðåäåëÿþùåé äàëüíåéøèé æèçíåííûé ïóòü.

Íàìè áûëà ïîñòàâëåíà öåëü: èçó÷èòü âëèÿíèå ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî
ïåðåíàïðÿæåíèÿ íà âîçíèêíîâåíèå ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ó ìîëîäûõ
ëèö; âûÿâèòü âçàèìîñâÿçü ìåæäó óñëîâèÿìè îáó÷åíèÿ è ïîÿâëåíèåì æàëîá
ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêîãî õàðàêòåðà.

Áûëî ïðîâåäåíî êëèíèêî-ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå 21 ñòóäåíòà 2 êóðñà
(âîçðàñò — 17–20 ëåò) ïåäèàòðè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà Õàðüêîâñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî
ìåäèöèíñêîãî óíèâåðñèòåòà, èìåþùèõ äèàãíîñòèðîâàííûå è ïîäòâåðæä¸ííûå
èíñòðóìåíòàëüíî ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ â âèäå ãàñòðèòîâ,
ãàñòðîäóîäåíèòîâ è ÿçâåííóþ áîëåçíü æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè (äàëåå —
ãðóïïà ÆÊÒ). Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû áûëè ñðàâíåíû ñ
ðåçóëüòàòàìè îáñëåäîâàíèÿ òàêîãî æå êîëè÷åñòâà ñòóäåíòîâ òîãî æå êóðñà, íå
èìåþùèõ ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ (äàëåå — ãðóïïà
Çäîðîâûå). Îáñëåäîâàíèå ïðîâîäèëîñü ñ ïîìîùüþ
êëèíèêî-ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé è àíàìíåñòè÷åñêîé àíêåò, ðàçðàáîòàííûõ êàôåäðîé
ïñèõèàòðèè, íàðêîëîãèè, îáùåé è ìåäèöèíñêîé ïñèõîëîãèè Õàðüêîâñêîãî
ãîñóäàðñòâåííîãî ìåäèöèíñêîãî óíèâåðñèòåòà è òåñòà «Íåçàêîí÷åííûå
ïðåäëîæåíèÿ».

Читайте также:  Что делать при ожоге желудка чесноком

Îáùåå ñîñòîÿíèå ñâîåãî çäîðîâüÿ ñóáúåêòèâíî êàê õîðîøåå îöåíèâàþò òîëüêî 3
(14%) ñòóäåíòîâ ãðóïïû ÆÊÒ, â ãðóïïå
Çäîðîâûõ òàêîâûì ñ÷èòàþò åãî 12 (57%) ñòóäåíòîâ.

Èç ñîöèàëüíî-áûòîâûõ ôàêòîðîâ, îêàçàâøèõ âëèÿíèå íà
ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ è â ïåðâóþ î÷åðåäü íà íàëè÷èå ïàòîëîãèè ÆÊÒ, ìîãóò
ïðåäñòàâëÿòü èíòåðåñ ñëåäóþùèå:

Ñïîñîáíîñòü óñâàèâàòü ó÷åáíûé ìàòåðèàë â ãðóïïå çäîðîâûõ ëèøü ó 28%
îöåíèâàåòñÿ óäîâëåòâîðèòåëüíî, â òî âðåìÿ êàê â ãðóïïå ÆÊÒ ó
45%, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ïðîÿâëåíèåì áîëåçíè è àñòåíèçàöèè îðãàíèçìà, î ÷¸ì åù¸ áóäåò
ñêàçàíî íèæå.

Ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî ñòóäåíòîâ ãðóïïû ÆÊÒ (85%)
îòìåòèëè, ÷òî ó÷¸áà òðåáóåò ó íèõ áîëüøîãî óìñòâåííîãî íàïðÿæåíèÿ, ÷òî
õàðàêòåðíî òîëüêî äëÿ 4% ãðóïïû Çäîðîâûõ.

Ó ëèö, èìåþùèõ ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ (ãðóïïà
ÆÊÒ) ðåæèì òðóäà è îòäûõà âðåìÿ îò âðåìåíè
íàðóøàåòñÿ, â òî âðåìÿ êàê ó ëèö ãðóïïû Çäîðîâûõ â áîëüøèíñòâå
ñëó÷àåâ íàðóøàåòñÿ î÷åíü ðåäêî. Ïðè àíàëèçå ðèòìà è õàðàêòåðà ïèòàíèÿ,
÷òî ÿâëÿåòñÿ õîòü è íå âåäóùèì, ïî íàøåìó ìíåíèþ, êàê ãîâîðèëîñü âûøå, íî òàêæå
ýòèëîãè÷åñêèì ôàêòîðîì â âîçíèêíîâåíèè ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêîé ïàòîëîãèè
âûÿñíèëîñü ñëåäóþùåå.

Ñòóäåíòû ãðóïïû Çäîðîâûå ïèòàþòñÿ ðåãóëÿðíî, 3 ðàçà â äåíü,
òîãäà êàê ñòóäåíòû ãðóïïû ÆÊÒ íåðåãóëÿðíî è òîëüêî 1–2 ðàçà â
äåíü, ìîòèâèðóÿ ýòî íàïðÿæåííûì ãðàôèêîì çàíÿòèé è ñàìîïîäãîòîâêè.

Ñðåäè ñòóäåíòîâ ãðóïïû ÆÊÒ íà ìîìåíò îáñëåäîâàíèÿ æàëîáû íà
áîëè è äðóãèå íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ â æèâîòå ïðåäúÿâëÿëè 13 ÷åëîâåê (62%), ó 6
(28,5%) èç íèõ ýòè æàëîáû ñî÷åòàëèñü ñ æàëîáàìè íà èçæîãó, îòðûæêó èëè òÿæåñòü
â æåëóäêå, ó 9 (43%) — ñ æàëîáàìè íà ðàññòðîéñòâî ñòóëà, 5 (24%) — æàëîáû íà
çàïîðû, 4 (19%) — æàëîáû íà ïîíîñû. Ñòóäåíòû ãðóïïû Çäîðîâûå
íèêàêèõ ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêèõ æàëîá íå ïðåäúÿâëÿëè.

  1. Ó 60% îïðîøåííûõ ñ ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêèìè æàëîáàìè, îíè âîçíèêàëè â ñâÿçè ñ
    ïñèõîýìîöèîíàëüíîé íàãðóçêîé.
  2. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèìñÿ èç íåâðîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ ó áîëüøèíñòâà
    îáñëåäîâàííûõ íàìè ñòóäåíòîâ ñ ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêîé ïàòîëîãèåé ÿâëÿåòñÿ
    àñòåíè÷åñêèé. Îí âêëþ÷àåò æàëîáû íà ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü, ñíèæåíèå
    òðóäîñïîñîáíîñòè ó 60%, ãîëîâíûå áîëè ïðåèìóùåñòâåííî äàâÿùåãî è ïóëüñèðóþùåãî
    õàðàêòåðà ó 80% îáñëåäîâàííûõ.
  3. Ó 57 % ñòóäåíòîâ ãðóïïû ÆÊÒ îòìå÷àåòñÿ íàëè÷èå òàêèõ ÷åðò
    õàðàêòåðà, êàê ïðèäèð÷èâîñòü, âîð÷ëèâîñòü, ìíèòåëüíîñòü, ïîäîçðèòåëüíîñòü (ïðè
    19% â ãðóïïå ñðàâíåíèÿ — ýòè ñòóäåíòû, ïî íàøåìó ìíåíèþ, òîæå ïðåäðàñïîëîæåíû ê
    ïîÿâëåíèþ â áóäóùåì çàáîëåâàíèé ÆÊÒ).
  4. 65% ñêëîííû ê äåòàëèçàöèè, îáñòîÿòåëüíîñòè, âÿçêîñòè ìûøëåíèÿ.
  5. 55% îòìå÷àåò ó ñåáÿ ÷óâñòâî òðåâîãè, òîñêè.
  6. Ïîêàçàòåëü ñðåäíåé êîíôëèêòíîñòè â ãðóïïå ÆÊÒ ñîñòàâèë
    0,33, ÷òî âûøå, ÷åì â ãðóïïå Çäîðîâûõ (0,29).

Ýòè äàííûå ñâèäåòåëüñòâóþò î íàëè÷èè ó îáñëåäóåìûõ ñîñòîÿíèÿ ïîñòîÿííîãî
ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ, íàëè÷èÿ ñäâèãà õàðàêòåðîëîãè÷åñêèõ ÷åðò â
ñòîðîíó âîçáóäèìûõ ïñèõîïàòîïîäîáíûõ ðàññòðîéñòâ â ñî÷åòàíèè ñ àñòåíèçàöèåé è
âûñîêèì óðîâíåì ñêðûòîé (ìàñêèðîâàííîé) äåïðåññèè, ÷òî, ïî íàøåìó ìíåíèþ,
ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ôàêòîðîâ, ïðåäðàñïîëàãàþùèõ ê âîçíèêíîâåíèþ ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ
ðàññòðîéñòâ ÆÊÒ.

È â çàêëþ÷åíèå õîòåëîñü áû ñêàçàòü äâà ñëîâà î ïåðñïåêòèâàõ è ïëàíàõ íàøåé
áóäóùåé ðàáîòû. Îäíèì èç íàèáîëåå âàæíûõ âîïðîñîâ â èçó÷åíèè ïñèõîñîìàòè÷åñêîé
ïðèðîäû ÿçâåííîé áîëåçíè ñòàíîâèòñÿ îïðåäåëåíèå ïàòîïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðè÷èí è
ôàêòîðîâ ðèñêà, âåäóùèõ ê ïîÿâëåíèþ è, ÷òî åù¸ âàæíåå, íîâîìó îáîñòðåíèþ
ÿçâåííîé áîëåçíè. Åñëè â èññëåäîâàíèè ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, ïðèâîäÿùèõ ê
âîçíèêíîâåíèþ äàííîãî çàáîëåâàíèÿ âïåðâûå, íàêîïëåí îïðåäåë¸ííûé îïûò, òî ïî
âûÿâëåíèþ ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ ïðè÷èí è ôàêòîðîâ (â ïåðâóþ î÷åðåäü
ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèõ), âåäóùèõ ê î÷åðåäíîìó îáîñòðåíèþ óæå äèàãíîñòèðîâàííîãî
ðàíåå çàáîëåâàíèÿ, â äîñòóïíîé íàì ëèòåðàòóðå äàííûõ îáíàðóæèòü íå óäàëîñü. Òåì
íå ìåíåå, ýòè ñâåäåíèÿ èìåþò ïðàêòè÷åñêóþ öåííîñòü ïðåæäå âñåãî ïîòîìó, ÷òî,
çíàÿ çâåíüÿ ïàòîãåíåçà âîçíèêíîâåíèÿ ÿçâåííîé áîëåçíè è öåïü ýòèõ çâåíüåâ, ìû
äî ñèõ ïîð ñ÷èòàëè, ÷òî ïîñëåäóþùèå îáîñòðåíèÿ ðàçâèâàþòñÿ ïî òîìó æå
ïñèõîñîìàòè÷åñêîìó ïàòîãåíåòè÷åñêîìó ìåõàíèçìó, ÷òî è â ïåðâûé ðàç. Îäíàêî
áîëåå äåòàëüíîå èçó÷åíèå àíàìíåçà ýòèõ áîëüíûõ ïîêàçûâàåò, ÷òî ýòè ïàöèåíòû
íàêàíóíå ïåðâîãî ïîÿâëåíèÿ áîëåçíè è ïîñëåäóþùèõ îáîñòðåíèé çà÷àñòóþ íàõîäÿòñÿ
â ñîâåðøåííî ðàçëè÷íûõ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ óñëîâèÿõ è ìîãóò ïåðåæèâàòü
ïñèõîòðàâìèðóþùèå ñèòóàöèè ðàçëè÷íîé ñòåïåíè çíà÷èìîñòè. Òàêèì îáðàçîì, öåëüþ
íàøåé äàëüíåéøåé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ âûÿâëåíèå ñïåêòðà âàðèàáåëüíîñòè
íåðâíî-ïñèõè÷åñêèõ ôàêòîðîâ (ïñèõîãåíèé) ïðè: à) ïåðâè÷íîì âîçíèêíîâåíèè
ÿçâåííîé áîëåçíè, è á) ïîÿâëåíèè ïîâòîðíûõ ðåöèäèâîâ ÿçâåííîé áîëåçíè æåëóäêà è
äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè; îïðåäåëåíèå ðàçíèöû ìåæäó õàðàêòåðîì ïñèõîãåíèè ïðè
ïåðâè÷íîì âîçíèêíîâåíèè ÿçâåííîé áîëåçíè æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè è
ïîñëåäóþùèõ ðåöèäèâàõ ó òåõ æå ñàìûõ ïàöèåíòîâ; ðàçðàáîòêà ìåòîäîâ
ïñèõîïðîôèëàêòèêè ïî ïðèíöèïó: íå îò ìåòîäèêè, à îò ñàìîãî äàííîãî ñëó÷àÿ
áîëåçíè è áîëüíîãî.

Òàáëèöà 1

Ñâÿçü ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêèõ íàðóøåíèé ñ
ïñèõîâåãåòàòèâíûìè æàëîáàìè

 ÆÊÒÇäîðîâûå
Àáñ. ÷èñëî%Àáñ. ÷èñëî%
Æàëîáû íà áîëè1362——
Èçæîãà, îòðûæêà è òÿæåñòü â æåëóäêå628,5——
Ðàññòðîéñòâî ñòóëà:

çàïîðû

ïîíîñû

9

5

4

43

24

19

——
Ñâÿçü ñ ïñèõîýìîöèîíàëüíîé íàãðóçêîé1360——
Âûñîêàÿ óòîìëÿåìîñòü1360——
Ïðèäèð÷èâîñòü, âîð÷ëèâîñòü, ìíèòåëüíîñòü, ïîäîçðèòåëüíîñòü1257194
Äåòàëèçàöèÿ, îáñòîÿòåëüíîñòü, âÿçêîñòü ìûøëåíèÿ1465——
Òðåâîãà, òîñêà1255——
Ñðåäíÿÿ êîíôëèêòíîñòü0,330,29

Òàáëèöà 2

Ñâÿçü ãàñòðîýíòåðîëîãè÷åñêèõ íàðóøåíèé ñ
ñîöèàëüíî-áûòîâûìè óñëîâèÿìè

 ÆÊÒÇäîðîâûå
Àáñ. ÷èñëî%Àáñ. ÷èñëî%
Îáùåå ñîñòîÿíèå «õîðîøåå»3141257
Ñïîñîáíîñòü óñâàèâàòü ó÷åáíûé ìàòåðèàë íà
«óäîâëåòâîðèòåëüíî»
945628
Ó÷åáà òðåáóåò áîëüøîãî óìñòâåííîãî íàïðÿæåíèÿ188514
Ïèòàíèå (ðàç â äåíü)1–23

Источник