Баранина в желудке на костре

У болгар есть много блюд, в которых используется целая туша барана. Наиболее распространенным видом является «чеверме» – это баран, запеченный целиком на деревянном вертеле на открытом огне. Его готовят по большим храмовым праздникам, а также на общенациональных фольклорных соборах. Другим вариантом является запеченный в печи баран, фаршированный рисом и ливером (агнешко с дроб сарма). Как правило, перед запеканием противень с бараном укрывается своего рода одеялом из дрожжевого теста. После запекания тесто не выбрасывается, оно служит отличной заменой хлебу. Также широко распространена баранина по-георгиевски – Георгий Победоносец один из самых почитаемых в Болгарии святых, а 6 мая является официальным праздником болгарской армии и выходным днем. Но наиболее необычным и зрелищным в приготовлении блюдом является баранина по-разбойничьи (агне по хайдушки).
Его можно встретить и на юге Бессарабии, как в болгарских, так и гагаузских поселениях, правда, в гагаузской кулинарной традиции это блюдо называется «кюр». Это же название блюда распространено у калмыков, но об этом чуть позже. Похожие блюда есть также в казахской, киргизской и в турецкой кухнях.
Итак, решили мы с другами Сергеем и Артемом приготовить баранину по-разбойничьи, ибо время от времени чувствуем себя в душе разбойниками. И даже ведем себя соответственно.
Для начала, в земле выкапывается яма диаметром и глубиной до одного метра. Яма должна быть круглой – как уверяют старожилы разбойничьего ремесла, в квадратной яме баранина получается не столь вкусной.
После того как яма выкопана, в ней разводится сильный костер. Дров уйдет очень много, четверть куба точно, так как яма практически полностью должна заполниться горячими углями.
Костер разгорелся, самое время на открытом огне обжечь шкуру барана. В этом деле нужна сноровка, так как шкуру легко испортить, но разбойники Артем и Сергей с этой задачей справились мастерски.
Затем подгоревшая шерсть зачищается ножом.
Нарезаем килограмма три баклажанов, присыпаем их солью и заливаем водой, чтобы убрать горечь. Отдельно моем 2 килограмма сладкого перца. Они станут начинкой.
Разбойник Сергей
Разбойник Артём
Баран на столе
Мясо очень свежее, забивали его накануне
Тем временем, разбойник Артем подготовил маринад для барана – это крупно рубленная перечная мята, оливковое масло, острый красный молотый перец, специальная перечная паста, которую готовят на юге Молдовы в домашних условиях, ароматные сухие травы и смеси, среди которых есть и мюрдя.
Этой смесью баран тщательно натирается, фактически, туша долго и хорошо массажируется. После натирания, оставляем барана в покое, чтобы маринад пропитал мясо.
Баран и пистолет. Редкая вещь – CZ Duty P-08. Принадлежит разбойнику Матвею, отличнику боевой подготовки.
Разбойник Матвей
Вот так выглядит маринад после добавления в него всех специй
Массаж продолжается
Не забываем подкладывать в кострище дрова. Чтобы ускорить и упростить процесс, хоть это и не по-разбойничьи, параллельно в мангале разжигаем 4 мешка древесного угля, им мы засыплем тушу барана.
Возвращаемся к отдохнувшему после массажа барану, в прямом и переносном смысле. Для начала, разбойник Артем скрепил ноги барана, скрутив его в рогульку. Сделал он это на удивление просто – передние голени пропускаются через сухожилия задних.
Теперь баран начиняется овощами, после чего он зашивается суровой нитью в собственную же шкуру.
Артем мастерски орудует иглой, Сергей ему ассистирует.
В таком виде баран укладывается на угли, причем ногами вверх. Артем, выросший на Дунае на границе с Украиной, заявил, что именно так поступают настоящие разбойники. Ну, контрабандисты уж наверняка. Сверху и по бокам засыпаем барана углями из мангала, а над ними разводим новый костер.
Наливаем себе волшебства, садимся и заводим неспешную разбойничью беседу. Времени для этого достаточно, так как баран будет готовиться не менее 6 часов. Закусываем разбойничьими брускетами.
У костра всегда хорошо говорится. Например, можно поговорить об истории, о Волжской Булгарии, о хане Кубрате и его сыне хане Аспарухе, который в VII веке под натиском хазар увел свое племя с территории нынешней Астраханской области и Калмыкии, за 2 года дошел до Дуная, там одержал несколько побед над византийцами и основал нынешнюю Болгарию. Вполне вероятно, что баранина, запеченная таким образом, готовилась воинами Аспаруха еще 15 веков назад.
6 часов прошли. Уже вечер, темно и нетрезво. Баран извлекается из земляной духовки. Вполне может статься, что часть мяса будет испачкана золой. Но внешний вид еды разбойникам не страшен.
Главное – вкус и сочность мяса. Так вот, сочнее баранины я не пробовал. Честное разбойничье.
Источник
Готовится так. Овечью требуху тщательно очищают и моют. Мясо барана разделывают на части, солят, перчат, добавляют лавровый лист, измельченный мускатный орех, нарезанный лук и закладывают в вывернутую наизнанку требуху. Отверстие требухи завязывают. В выкопанной в земле ямке в глубину около полуметра, разжигают костер. Когда стенки очага раскалятся, образуется много угля, его разгребают и в углубление закладывают мясо в требухе. Затем его закрывают горячими углями и засыпают землей. Сверху разводят огонь. Тушить 8-20 часов.
(mahn.ru)Калмыкский кюр
Источник: mahn.ru
То есть суть блюда: готовится в земле, в герметичной упаковке. В такой тушенке сохраняются все вкусовые свойства и питательные вещества. Интересную особенности применимые и к данной технологии нашел у Сталика Ханкишиева, “если в мангале подогретый воздух обдувает мясо унося влагу с его поверхности, то в печи перемещается по спирали практически один и тот же раскаленный воздух, который сам по себе способен пожарить мясо…”
(См. “Тандыр-кебаб”). Таким образом, бульон из курдюка с куыром никуда не девается и баранина готовится в собственном соку.
Блюдо встречается также в армянской кухне, называется “Хорову Чабанский”, и сохранилась в такой же технологии приготовления. Известно, что армяне активно контактировали с северными кыпчаками со II в.н.э. (
См. “Историю Армении” Моисея Хоренского).
Само слово “куыр” с татарского переводится “жарить”. Восходит к прототюркскому *KAgur- “жарить”, от которого также произошли слова во многих тюркских языках. Это слово с близким по звучанию встречается в монгольских и прочих алтайских, также в уральских, дравидийских, картвельских и редко в индоевропейских
(См. “Печка, варить. К вопросу об этимологии некоторых тюркских слов”). В русском есть слова “жарить”/”жар” и “гореть”/”гарь” производные от одного ностратического корня что и прототюркское *KAgur. Вообще, я уже отмечал (См. “Печка…”), что в языках большинство терминов относящиеся к приготовлению пищи являются древними, так как относятся к повседневным заботам первой необходимости или, другими словами, удовлетворяют первичные потребности.
Но, на самом деле, это блюдо эволюционировало. Некоторым переходным звеном являются известные в Узбекистане, Азербайджане и Турции блюда приготовленные в тандыре “без тандыра”. То есть вместо тандыра копалась обычная яма, снизу к ней делали воздуховод, в яму подвешивали целую разделанную тушу или часть барана, плотно заделывали крышку и готовили на углях
(См. “Тандыр-кебаб без.. тандыра”). И собственно тандыр это следующая стадия эволюции (См. “Тандыр-кабоб – блюдо кочевников, воинов, путешественников и скотокрадов”, “Тандыр Кебаб”).
Узбекский тандыр-кабоб в земле
Источник: dunduk-culinar.livejournal.com
Но в тандыре тоже не единственный вариант приготовления. Точнее другая эволюция блюда куыр – это запекание в глине. Тут принцип тот же – готовка в герметичной упаковке. Глина выполняет роль герметика. Готовят так не только мясо, но и рыбу. Куски мяса, заправленные солью и специями, заворачивают в листья (например, винограда), затем обмазывают глиной и запекают на углях в тандыре. Рыбу выпотрошенную (чешую не чистят) также приправляют и, облепив глиной, кладут на угли в тандыр
(См. “В тени платана”).
Узбекский тандыр-кабоб
Источник: Fergananews.com
Я уже упомянул, что помимо тюркских и монгольских народов блюдо Куыр известно у армян. У других народов оно и различные его эволюции встречается в кухне скандинавов, а также сибирских и северных народов. Правда, со своими особенностями. В земле не столько готовят, сколько маринуют или квасят. Чукчи так готовят квашеную оленину и квашеные головы лосося
(См.: “Блюда народов Якутии”). В Скандинавии аналогично готовят блюдо из лосося – гравлакс (“закопанный лосось”) (Gravlax (Swedish), gravad laks (Danish), gravlaks (Norwegian, Danish), graavilohi (Finnish), graavilõhe (Estonian), graflax (Icelandic)). “Первоначально так называли рыбу, которую заворачивали в березовую кору и зарывали в земле на срок от нескольких дней до недели. В наши дни этот рецепт именуется раксфиш, а гравлаксом называют лосося, выдержанного 2-3 дня в соли и сахаре, иногда еще с укропом и водкой или коньяком” (См. “Норвегия. Вкусные путешествия”). У японцев есть подобное же блюдо. А исландцы ещё аналогично готовят тухлую акулу Хаукарль (Hákarl). Кстати, блюдо подобное Куыру, то есть закопанное в землю и сверху с углями, также есть в скандинавской кухне, я видел как его готовили в одной кулинарной передаче. Правда, там мясо было завернуто в листья, а не в требуху.
Современный способ приготовления Хаукарля
Источник: Wikimedia
Рецепт запекания в земле также существует у сибирских старожил, но лишь как походный вариант, для готовки во время охоты. Пойманную дичь куриных пород, а также диких голубей, но не нырковых уток (перо у них очень плотное, а подкожный жир придаст блюду неприятный запах) “потрошат, не ощипывая перо, коротко отрезают шею и крылья, промывают изнутри и солят. Можно положить внутрь жир, ягоды, фрукты. Затем тушку обмазывают глиной слоем около 1-2см, которую забивают под перо. Костер разгребают, в золе выкапывают ямку и помещают туда глиняную «куклу»”
(См. “Сибирская кухня (блюда из мяса)”. Канск, 2009). Так же готовят мелкую и среднюю пернатую дичь целой тушкой в горячей земле под костром. “Подготовленную тушку солят, смазывают снаружи жиром, обертывают листьями клена (лопуха, кувшинки) и обвязывают свежим лыком. Выкопав в земле ямку, кладут туда тушку, засыпают и утрамбовывают землю. Верхний слой земли должен быть не толще 2-3 см. На этом месте разводят костер. Дичь средних размеров (рябчик, дикий голубь) запекается таким способом не менее 1 ч. Кленовые листья придают мясу дичи сладковатый вкус.” (Там же).
Что касается скандинавов, то они в средние века считали себя выходцами из Центральной Азии из земель тюрок
(См. Снорри Стурлусон “Круг земной”). Они в средневековье торговали с Центральной Азией (См. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг.). В Скандинавии присутствует гаплогруппа Q (местами более 4%), которую иногда называют “гуннской”, хотя она сибирского происхождения и произошла не от тюрок, просто, считается, что в Европу её занесли тюрки. Таким образом, есть свидетельства контактов, которые подтверждаются археологическим и письменными источниками, генетическими данными. Поэтому появление общих блюд в кухне скандинавов и тюрок вполне возможно.
Источник: Euredia
Ещё пара старинных способов приготовления мяса. На камнях, или с использованием камней. Жареное на разогретых камнях мясо, по легенде, любил Чингисхан и подобным образом готовили скифы. Сталик Ханкишиев сообщает, про такой способ приготовления у азербайджанцев близ Габалы и, также слышал, что в Киргизии на камнях готовят хлеб и другие блюда: “Тут я вспомнил слышанное мною об одном небольшом тюркском народе, живущем ныне в горных районах Киргизии. Эти люди называют себя булгарами и занимаются они, в основном, разведением яков. А вспомнил я то, что булгары пекут хлеб на похожих камнях. Так у булгар камни для выпечки хлеба – родовые, их не продают и не меняют, а пользуются ими с благодарностью к предкам и пониманием, что эти камни понадобятся ещё многим поколениям. Те камни, на которых пекут хлеб во время кочёвок по пастбищам, поменьше и полегче. Они такого размера и веса, что их можно перевозить на лошади. А те, что стоят на местах постоянных стоянок, огромны и неподъёмны. На них пекут большие хлеба, чем-то напоминающие лаваш, но немного толще. И то, что в удалённых друг от друга регионах, разные люди готовят примерно один и тот же вид хлеба, то, что разные народы до сих пор используют камень для жарки или выпечки, наводит на вывод, что мы имеем дело с пожалуй, самым древним способом приготовления еды и самой древней кухонной утварью времён приобретения человечеством“. Кстати, в Исландии тоже готовят хлеб на разогретых камнях, но разогретых вулканом. Вообще, сейчас многие рестораны используют вулканические камни для жарки мяса на камнях. Камень способен относительно продолжительное время (30-40 мин.) сохранять и отдавать тепло.
Но камни использовались не только для жарки на них, но и для жарки изнутри. “Небольшое животное потрошится, после чего в его брюшко, не снимая шкурки, накладываются раскаленные на костре камни. Разрез закрывается, и зверек зарывается в землю или накрывается какими-нибудь теплоизолирующим материалом. Спустя 1,5-2 ч мясо будет готово, а шкурка легко отстанет от тушки. Если мясо прожарилось недостаточно, процедуру можно повторить. Таким способом жарят мелкую дичь монголы, казахи и другие степные народы”
(“Школа выживания”). У киргизов есть ещё один способ приготовления похлебки без казана и не на огне, но с использованием раскаленных камней. Делалось это в походных условиях. “Желудок архара наполняли водой, мелко резали внутренности закидывали в этот желудок, затем разводили огонь где раскаляли камни, затем эти камни закидывали в этот желудок, внутри все сваривалось” (“Евразия”). У монгол приготовленные такие способом блюда называются “Хорхог” и “Боодог” (“Монгольская кухня”).
Кочевой образ ведения хозяйства подразумевает разнообразия форм приготовления пищи. Ведь, в обычных домашних условиях нет необходимости придумывать как вкусно и сытно поесть. А постоянно находясь в походе перебиваться полуфабрикатами тоже не долго можно протянуть. Поэтому кочевники искали разные способы приготовления пищи из подручных природных материалов или вообще без них. Но кочевой образ жизни совсем не значит, что кочевые народы не умели готовить в печи. Печь они хорошо знали
(См. “Печка…”). И вообще, кочевой образ жизни совсем не означает, что не было постоянного места обитания. Например, у тюркских народов было два вида поселения – яйлаг-гишлаг – летнее и зимнее пастбище. И перемещения было между двумя этими пастбищами, постоянное жилье было и высоко в горах и в низине.
Источник
Справа от нас море, слева горы. Мы едем на север из Махачкалы, и вид за окном постепенно сменяется степными пейзажами по обе стороны дороги. Чем ближе к Ногайскому району, тем безбрежнее и ровнее степь и больше тучных стад ухоженного скота. Мы направляемся в Терекли-Мектеб, и наша цель — убедиться, что самое вкусное мясо на свете — это не шашлык, не мясо в плове, не жареное, не печеное, не вареное и никакое иное, а приготовленное прямо в земле. В яме.
Край бывших кочевников
Фото: Александр Нечепуренко
Куруле, или, в зависимости от диалекта, курлеме, с давних пор готовят ногайцы, тюркоязычный народ Кавказа и Поволжья. Когда-то многие из них были кочевниками-скотоводами. Считается, что именно такой образ жизни и заставил придумать курлеме — его еще называют мясом по-чабански: целая или нарубленная на большие куски туша барана готовится в закрытой земляной яме.
Ногайцев в России около 120 тысяч, которые проживают в основном на севере Дагестана, Карачаево-Черкесии и Чечни и на востоке Ставропольского края и Астраханской области. Существует два национальных ногайских района — в Дагестане и Карачаево-Черкесии.
От Махачкалы до Терекли-Мектеба — дагестанской ногайской «столицы» — около трех часов пути. Те, кому довелось видеть Терекли-Мектеб весной, летом или ранней осенью, утверждают, что тут очень красиво. Жители сажают много цветущих растений, и улицы, дома утопают в зелени. Здесь живут около шести с половиной тысяч человек. Вдоль главной улицы тянутся двух- и трехэтажные здания. В селе есть районное радио, огромный банкетный зал, кафе, ателье, парк с аллеей памяти, множество магазинов… Люди энергично снуют по улицам — жизнь кипит.
Мясо с хорошей историей
От чашек с дымящимся чаем поднимается запах лугового разнотравья. Прежде чем приступить к работе, Абдурахман Аджиманбетов садится за стол. Его супруга Айгуль готовит легкие блюда к будущему обеду: они нужны, чтобы стол не выглядел бедным, потому что куруле не нуждается ни в каком сопровождении.
Фото: Александр Нечепуренко
Айгуль и Абдурахман Аджиманбетовы
Абдурахман снискал в селе славу отличного курулиста. На самом деле такого слова нет, но его надо выдумать: старое блюдо ногайцев вновь входит в моду, и появились мастера, которых приглашают на торжество специально, чтобы запечь баранину в земле.
— Издревле куруле готовили кочевники, для него ведь не надо никакого оборудования, а получается вкуснее, чем в печи или на костре, — рассказывает хозяин дома. — Легенды гласят, что одна группа пастухов или кочевников заправляла в яму готовиться тушку барана и уходила, оставив съесть его тем, кто придет на стоянку вслед за ними. Такой вот способ поддержать отношения, сделать приятный подарок тем, кто придет за тобой. Себе тоже, конечно, готовили: поймают барашка из стада и поедят. А потом, когда люди осели, рецепт почти забылся.
Сам Абдурахман готовит это блюдо последние пять лет. Долгие годы он работал на госслужбе, потом ушел в общественные дела: помогает имаму и занимается вопросами межевания. Кулинария всегда была только хобби, и раньше его любимым делом был шашлык. Пока не появилось куруле.
Песня сирен
Приготовить целого барашка и сейчас могут себе позволить не все, а раньше семья часто кормилась одной тушой всю зиму. Возвращаться на столы дагестанских ногайцев это блюдо стало лет пятнадцать назад вместе с ростом благосостояния.
— Одни приготовили, другие, ну и модно стало. Плюс люди же любят дорогим столом похвалиться, куруле — это хороший способ, — Айгуль рассказывает о запеченном в земляной яме мясе с удовольствием, но сама его уже в пищу не употребляет: муж слишком часто готовит, приелось. Пока мы беседуем, маленькая дочка супругов бегает вокруг нас и уговаривает маму пожарить ей нагетсы.
Степной преферанс
Дагестан называют Страной гор, но в самом большом его районе — Ногайском — нет ни единой горы. Только степь, полынь и удивительные истории
Сегодня куруле чаще всего делают на праздничные застолья.
— На свадьбы, наверное? — пытаемся изобразить осведомленность.
— На свадьбах же народа много, целое стадо зажарить надо будет! — поправляет Айгуль. — На 20 человек нужен примерно один баран, чтобы вдоволь поесть, а у нас от пятисот и до тысячи гостей на них собирается.
Она воспоминает, как на многолюдных скачках в честь муфтия республики прошлой весной приготовили 15 баранов, а всем досталось только попробовать, а не наесться.
— Надо было 15 ямок выкопать. Это работа не простая, устает муж на таких больших событиях, — говорит Айгуль.
А как-то мясо отправили в Махачкалу. Еле довезли в целости, рассказывает хозяйка: водитель газели три часа изводился от божественного аромата.
— Мы однажды гостей встречали, тут покормили и в дорогу дали им куруле, так они, говорят, полдороги держались, а потом сдались: из багажника по всему салону запах расходился, на середине пути остановились и все, что с собой везли, доели.
У Айгуль еще много таких историй. Например, про бабушку, которая вернулась из дома за куруле с пакетиком, чтобы взять немного для домашних. Потому что ничего вкуснее в жизни не пробовала.
Баран отправляется в маринад
Фото: Александр Нечепуренко
— Барана лучше разделать на восемь частей, но можно взять и целым. В туше или в ее частях нужно сделать через каждые два-три сантиметра разрезы максимально возможной глубины, чтобы она могла хорошо пропитаться маринадом.
Мы с Абдурахманом перемещаемся во двор — учиться правильно мариновать мясо для куруле. Наш баран уже с ночи томится в ароматной смеси в большом металлическом тазу, так что Абдурахман показывает все премудрости на его собрате.
Многие ограничиваются уксусом, перцем и солью, но Абдурахману такой маринад кажется слишком простым. Свой рецепт он придумал не сразу: изучал секреты разных мастеров, ездил по многим селам, пробовал готовить и так и этак и в итоге вывел идеальную формулу.
Сначала он натирает мясо молотым черным перцем, затем — смесью кориандра и зиры. Последней уйдет где-то 15 граммов, кориандра — в два раза больше.
— После этого обильно обваливаем куски в соли, лишняя сама обратно уйдет, поэтому не надо бояться пересолить, — объясняет Абдурахман. — Обязательно соль в последнюю очередь, она все эти приправы в мясо доставляет.
Мясу надо дать постоять пятнадцать минут, за это время оно начнет выделять сок и станет чуть мягче. И тогда его нужно смазать майонезом, его уйдет где-то килограмм, смешанным с семью-восемью давлеными зубчиками чеснока. Майонез лучше использовать домашний, но подойдет и покупной. Оставляем мясо в тазу на ночь. Именно такой маринад, утверждает мастер, обеспечивает мясу аппетитную корочку и яркий аромат.
Фото: Александр Нечепуренко
Яма и огонь
Приготовление куруле на заказ становится популярной услугой, в селе есть несколько специалистов. Говорят, что приготовить одного барана стоит 1500 рублей. Абдурахман точных расценок не знает, потому что сам готовит для тех, кто просит, бесплатно.
— Учу я тоже всех просто так, кто спросит, тому и рассказываю, но даже если человек стоит, смотрит, как я делаю, слушает что и как, он все равно потом повторить сразу не может, — рассказывает хозяин дома. — Чаще всего первые разы не очень выходит, потому что терпения не хватает в точности повторить рецепт. Один раз ночью позвонил парень: сижу, говорит, сижу, оно не готовится. Оказалось, вместо дров он древесный уголь догадался положить. Это ж надо так… Другой курицу запихнул вместо барана, она у него вся насквозь сгорела.
Так что повторять рецепт стоит до мелочей. И начинается все с правильной ямы. Землю лучше выбирать ту, где мало песка. Если она достаточно плотная, это считается удачей: не будет осыпаться, а яму потом можно использовать второй раз.
Абдурахман берет лопату, выбирает клочок земли на своем придомовом участке и начинает копать. В нашей яме оказывается немного больше песка, чем надо, — сгодится только на раз.
— Песок может попасть и на мясо, можно его потом отряхнуть, конечно, но особо чувствительным лучше фольгой обернуть его, — приговаривает Абдурахман. — Хотя вкус уже не тот.
Фото: Александр Нечепуренко
Фото: Александр Нечепуренко
Фото: Александр Нечепуренко
Устройство ямы для курлеме: на заднем плане — «печь» с горящими дровами, на переднем — вентиляционное отверстие
Фото: Александр Нечепуренко
Фото: Александр Нечепуренко
На «раскопки» уходит примерно час. В итоге яма по форме напоминает глиняный кувшин. У него широкое дно — где-то 90 сантиметров в диаметре, а «горлышко» уже — примерно 60 сантиметров. Глубина — около 75 сантиметров. Важная часть «конструкции» — дымоход. Абдурахман проделал тоннель, один конец которого располагается на стене ямы, почти у самого дна, а второй — выходит на поверхность. Так кувшин превратился в чайник с носиком. Для хорошего жара это очень важно. Ширина дымохода обычно соответствует размеру лопаты.
Теперь яму надо растопить. Жарко должно стать, как в хорошо протопленной бане.
— Некоторые совершают ошибку: закидывают сразу большие бревна, у них тогда огонь нехотя горит. Надо небольшими веточками разжигать и дальше тоже, некрупными. Вот какие лежат, — показывает на ворох хвороста хозяин. — Он должен гореть так, чтобы прямо бурлил внутри, звук должен идти мощный! И по кругу еще он ходит за счет дымохода, такая огненная центрифуга. Сплошная физика.
Абдурахман поджигает газовой горелкой мелкие веточки, обернутые в бумагу, и разжигает костер в яме. Огонь разгорается и начинает гудеть.
— Слышите? При правильной ямке такой звук бывает.
Огонь надо поддерживать, пока яма хорошенько не раскалится. Постепенно влажные земляные стенки высыхают, меняют цвет на белесый и слегка трескаются от жара. Если протопить яму неправильно, баранина не приготовится и за день. В идеальной «бане» ей достаточно часа.
Кавказский пленник
Фото: Александр Нечепуренко
Когда яма протоплена, на дне остаются только угли — огня уже нет. Тогда Абдурахман достает толстые металлические прутья. На них он с помощью проволоки подвешивает части туши и закрепляет штыри между краями ямы.
Сверху ее важно герметично накрыть. Традиционный способ — с помощью бараньих шкур. Их надо проверить: если будет хоть одна небольшая дырочка, то жар выйдет, а шкура упадет внутрь. Шкуры плотно натягивают на яму и дымоход и прибивают к земле гвоздями. На края насыпают землю или песок.
Абдурахман демонстрирует аутентичный способ, а затем — современный. Чтобы накрыть яму, он использует большую металлическую пластину, полностью засыпает ее землей и оставляет куруле готовиться. Время от времени сдвигает почву в сторону и проверяет, насколько сильно раскалена крышка — так он определяет, все ли идет как надо. Открывать саму яму во время готовки ни в коем случае нельзя.
Фото: Александр Нечепуренко
Фото: Александр Нечепуренко
Фото: Александр Нечепуренко
Фото: Александр Нечепуренко
Фото: Александр Нечепуренко
Фото: Александр Нечепуренко
Фото: Александр Нечепуренко
Через час баранина готова, пластина поднята и… становится ясно, что рассказы про пахнущее на всю машину через багажник, фольгу и несколько слоев пакета мясо — не миф. Баранина свисает с прутьев сочная, ароматная, поджаристая. Кажется, так выглядит для гурмана счастье.
А за столом оставалось только поблагодарить бога за такую профессию, как наша. Лучшее в мире мясо на вкус оказалось еще лучше, чем на вид и запах.