8 класс тема пищеварение в желудке

8 класс тема пищеварение в желудке thumbnail

Инфоурок›Биология›Презентации›Презентация по биологии на тему “Пищеварение в желудке” (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Пищеварение в желудке

2 слайд

Описание слайда:

Определите, какой субъект (А или Б) сделал глотательное движение, а какой спокойно дышит.

3 слайд

Описание слайда:

Пищевод – мышечная трубка длиной около 25 см, лежащая позади трахеи. Через отверстие в диафрагме пищевод из грудной полости проникает в брюшную полость, где соединяется с желудком. Сокращения мышц пищевода продвигают пищевой комок в желудок.

4 слайд

Описание слайда:

Желудок — полый мышечный орган объемом около 1,5-2 л. нижнюю горизонтально расположенную часть – привратник. Отверстие привратника ведет в двенадцатиперстную кишку. дно тело привратник ДПК пищевод сфинктер V= 1,5-2 л Сфинктер — клапанное устройство, регулирующее переход содержимого из одного органа  в другой В желудке выделяют верхнюю часть – дно среднюю наибольшую часть – тело

5 слайд

Описание слайда:

Мышцы стенки желудка хорошо развиты и представлены тремя слоями волокон, имеющими разную ориентацию: продольными, кольцевыми (в области перехода привратника в двенадцатиперстную кишку слой утолщается и образует сфинктер, регулирующий продвижение пищи) и косыми. Продольные мышцы Косые мышцы Кольцевые мышцы

6 слайд

Описание слайда:

В желудке за счет мышечных сокращений происходит перемешивание пищи с желудочным соком. Желудочный сок имеет кислую реакцию. Водородный показатель рН – мера активности ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность. рН=7 нейтральная среда рН>7 щелочная рН<7 кислая рН= 7,0 рН<7 рН>7 Изжога???

7 слайд

Описание слайда:

В желудке за счет мышечных сокращений происходит перемешивание пищи с желудочным соком. Свойства соляной кислоты: действует как дезинфицирующее средство, уничтожая большинство поступающих с пищей бактерий создает необходимую кислотность среды, при которой становятся активными ферменты желудочного сока. В его состав входит сухой остаток в количестве 1% и 99% воды. Сухой остаток представлен органическими и неорганическими веществами. Главной составной желудочного сока является соляная кислота.

8 слайд

Описание слайда:

Изжога — ощущение дискомфорта или жжения за грудиной, распространяющегося кверху от эпигастральной (подложечной) области, иногда отдающего в область шеи.

9 слайд

Описание слайда:

Ферментами желудочного сока являются пепсин, липаза и химозин. Фермент химозин переводит растворимый белок молока в нерастворимый казеин Фермент липаза действует только на эмульгированные (в виде мельчайших капелек) жиры молока, расщепляя их до глицерина и жирных кислот Фермент пепсин действует на белки, расщепляя их до мономеров – аминокислот

10 слайд

Описание слайда:

В глубине пищевого комка, попавшего в желудок, ферменты слюны продолжают пищеварение в течение 20 минут, пока кислая среда желудочного сока не прекратит их деятельность. Ферменты слюны в кислой среде желудка недеятельны. В секреции желудочных желез выделяют две фазы; сложно-рефлекторную и желудочную. 20 минут Фермент липаза Фермент химозин Фермент пепсин

11 слайд

Описание слайда:

Первая фаза секреции является результатом действия комплекса условных и безусловных раздражителей, предшествующих попаданию пищи в желудок (вид и запах пищи, разговоры о ней). Условно-рефлекторная регуляция осуществляется с участием коры больших полушарий головного мозга: Вид и запах пищи вызывает выделение желудочного сока Шум, посторонние разговоры, чтение тормозят пищеварительные рефлексы. Стресс, раздражение, ярость приводят к усилению, а страх и тоска к торможению как секреции, так и моторики желудка. Нервная регуляция желудочного сокоотделения:

12 слайд

Описание слайда:

От продолговатого мозга импульсы идут к железам желудка по блуждающему нерву (парасимпатическая нервная система). Приправы, соль, перец, горчица усиливают возбуждение рецепторов ротовой полости и желудка, улучшая аппетит Безусловно-рефлекторное выделение желудочного сока: Импульсы от рецепторов ротовой полости и желудка проводятся в продолговатый мозг. Нервная регуляция желудочного сокоотделения:

13 слайд

Описание слайда:

Неприятные ощущения голода связаны с усиленным сокращением стенок желудка, что стимулирует к действиям по утолению чувства голода. Сигналы о насыщении поступают в головной мозг с опозданием в 20 минут (это связано с гуморальным механизмом возникновения чувства насыщения, центры насыщения и голода находятся в гипоталамусе). Нервная регуляция желудочного сокоотделения:

14 слайд

Описание слайда:

Читайте также:  Три теста для желудка

Вторая фаза секреции – желудочная, или нейрогуморальная, – обусловлена раздражением пищей рецепторов слизистой оболочки желудка в результате механического и химического воздействия на них. Ведущую регуляторную роль в этой фазе играет гормон гастрин, вырабатываемый некоторыми клетками слизистой оболочки желудка. Он активирует секрецию желудочного сока и регулирует двигательную активность желудка и кишечника.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Учебник: «Биология. Человек», Сонин Н.И., Сапин М.Р.

Номер материала:ДБ-487252

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Тема урока. Пищеварение в желудке и кишечнике.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями пищеварения в желудке и кишечнике. Дать представление о железах желудка и выделении желудочного сока, о роли соляной кислоты, формирующей кислую среду, которая способствует перевариванию белков. Обратить внимание на ферменты желудка, процесс пищеварения в желудке. Познакомить с разнообразными железами кишечника. Показать значение желчи в процессах переваривания жиров. Обратить внимание на ферменты, которые выделяет поджелудочная железа и железы стенок кишечника. Рассмотреть механизмы пристеночного пищеварения и всасывания веществ через микроворсинки.

Развивать умение учащихся работать с учебником, анализировать полученную информацию .

Оборудование: таблица «Органы пищеварения» , презентация «Пищеварение в желудке и кишечнике».

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

Игра « Верю- не верю?»

Верите ли вы в то, что:

-Я сегодня буду проводить у вас урок?

– Что завтра на улице выпадет снег?

– Что к органам пищеварения относятся: желудок, легкие, сердце?

– Что пищеварение начинается в желудке?

– Что расщепление углеводов происходит без участия слюны?

– Что есть нужно быстро, можно не пережевывать пищу?

– Что сложное тоже может быть интересным?

– А давайте это проверим сегодня!

III. Изучение нового материала.

(слайд 1)

Тема. Пищеварение в желудке и кишечнике.

А цель нашего урока я хочу, чтобы вы сформулировали сами.

– О чем вы хотите узнать на уроке?

– Будет ли это нужным в вашей жизни? Понадобятся ли вам эти знания?

Это и будет целью нашого урока.

Сегодня мы будем путешествовать с вами по этим отделам пищеварительной системы вместе с героями книги американского автора Кэрол Доннер «Тайны анатомии».

Перед тем как начать наше путешествие, выберем себе экскурсовода, который будет сопровождать нас. Вот путеводитель. Все готовы? В путь!

Из путешествий Макса и Молли

…- Держись!- крикнул Макс. – Нас глотают!

В это время прямо перед собою они увидели довольно широкий уступ, спрыгнули, уцепились за него и с ужасом наблюдали, как струя водопада катится над ними в бездонную черную пропасть.

Внезапно уступ откинулся вверх и прижал их к стене.

– По-моему, этот уступ – что-то вроде крышки туннеля, – задумчиво сказала Молли…

…Пищевод закончился. Под ними бурлило свирепое, горячее море в содрогающейся пещере. Стены ее ходили ходуном, изгибались, терлись друг о друга, по морю плясали волны, а сверху сыпался мелкий едкий дождичек.

– По-моему, у меня начинается морская болезнь! – сказал Макс…

В какой орган попали близнецы?

Итак, путешествие у нас сказочное, а отвечать на вопросы мы будем с научной точки зрения.

Задание. (Слайд 2)

1. Какой дождь шел в желудке, и что близнецы назвали горячим морем?

2. Во внутренней стенке желудка есть три типа железистых клеток, которые вырабатывают желудочный сок. Что выделяет каждая группа клеток, расположенных на внутренней стенке желудка?

3.Что называют желудочным соком?

4.Какие вещества расщепляются в желудке?

5.Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в желудке?

6.Какая химическая середа активизирует ферменты желудка?

(Слайд 3) Состав желудочного сока:

1.Прозрачная жидкость ,имеет кислую реакцию.

2. Соляная кислота.

3. Слизь (муцын)

4. Ферменты (пепсин, липаза)

Ферменты желудочного сока

Пепсин-способствует расщеплению молекул сложных белков на простые.

Липаза – расщепляет эмульгированные жири (жир молока).

Регуляция секреции желудка (слайд 4)

І.Нервная регуляция

безусловнорефлекторное соковыделенние

-раздражение рецепторов ротовой полости и стенок желудка

-центр находится в продолговатом мозге

(Фото Павлова И.П. и методика фистулы, для исследования рефлекторного выделения желудочного сока)

Запомните! Чтение, разговоры во время употребления пищи, отрицательные эмоции тормозят выделение желудочного сока.

условнорефлекторное соковыделение

«Аппетитний сок» – реакция на условные раздражители

В головному мозге – центры голода и насыщения

ІІ Гуморальная регуляция

– Биологически активные вещества, которые выделяются железами во время пищеварения;

– вещества, стимулирующие соковыделение, содержатся в отварах мяса, рыбы, овощей.

Продолжаем наше загадочное путешествие. Движемся дальше!

Объясните, о каком органе и особенностях его строения идет речь в этом отрывке?

Из путешествий Макса и Молли

…Вскоре среди складок желудка появилось небольшое отверстие, которое начало расширяться. Извивающиеся стенки желудка сжались одновременно. Близнецы еле удержались на плотике, так стремительно он проскочил в отверстие. Близнецы лежали, переводя дух, а плотик двигался все дальше под красными сводами круглого туннеля.

– Тонкая кишка, – сказал Вольняшка (капелька тканевой жидкости), а когда стенки туннеля позади них сжались, подгоняя плотик, он весело добавил:

-Перистальтика. Больше вам грести не понадобится.

– Хорошо, что тут как будто ничего особенного не происходит, примирительно сказала Молли.

-Почему же? Тут много чего происходит, – сказал Вольняшка, только не так эффективно, как в желудке. Тонкая кишка завершает процесс пищеварения, прежде чес передать питательные вещества в кровь.

– А где кровь? – Молли посмотрела вокруг, но увидела только мягкие красные своды, да реку растворенной пищи. В реку из стенки лился зеленый водопад.

– Но это же не кровь, – возразила Молли.

– Это еще один пищеварительный сок, он-то и завершает весь процесс, – объяснил Вольняшка.

– Но почему водопад зеленый? – поинтересовался Макс…

Итак, о каком органе идет речь в этом отрывке? (Тонкий кишечник.)

Частично переваренная в желудке пища (химус), благодаря сокращению мышц желудка поступает порциями в следующий отдел пищеварительного канала – тонкий кишечник. Его разделяют на три отдела: двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки.

Близнецы Макс и Молли путешествовали по пищеварительной системе, но они не побывали в ее железах, о которых мы сей час узнаем..

(Слайд 5 ) Общее строение органов пищеварения.

Именно в двенадцатиперстную кишку впадают протоки поджелудочной железы и самой большой пищеварительной железы …. Печени.

(Слайд 6)

Поджелудочная железа расположена по желудком, между селезенкой и двенадцатиперстной кишкой. Это железа смешанной секреции, внешнесекреторная функция которой состоит в вырабатывании пищеварительного сока. За сутки выделяется 1,5-2л поджелудочного сока.

Ферменты поджелудочного сока

Среда щелочная

  • Трипсин- расщепляет белки до аминокислот

  • Липаза – расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот

  • Амилаза – расщепляет углеводы до глюкозы

Если бы у вас спросили, какой орган нашего тела самый горячий, вы, наверное, затруднились бы ответить. А между тем его название помагает правильно ответить на вопрос. Этим органом является печень.

(слайд 7) Функции печени

1.Защитная – обеззараживание вредных веществ

2.Обменная – принимает участие в обмене углеводов, белков, жиров, витаминов

3.Секреторная- образование желчи

4.Принимает участие в кроветворении и процессах свертывания крови

При постоянном влиянии разных ядов (алкоголя, наркотиков, никотина) происходит гибель клеток печени (гепатоцитов) и они заменяються соединительной тканью. Это приводит к развитию болезни, которая не лечится – церрозу печени.

В печени постоянно образуется желчь.

(Слайд 8)

(Слайд 9) Состав желчи

– за сутки выделяется 500-700 мл желчи

– Состав: вода, желчные кислоты, желчные пигменты (биллирубин),холестерин, неорганические соли

– середа- слабощелочная

(Слайд 10) Значение желчи

– Усиливает действие всех ферментов( действие липазы усиливается в 15-20 раз)

– Способствует растворению и всасыванию жирных кислот

– Усиливает двигательную активность кишечника

– Вызывает усиление соковыделения поджелудочной железы

– Задерживает процессы гниения в кишечнике.

Задание. (Слайд 11)

1Что называли близнецы «зеленым водопадом», откуда он выливался и для чего?

2. Попробуйте ответить на вопрос Макса: «Почему водопад был зеленый?»

3. Что такое перистальтика, о которой говорил Вольняшка? Каково ее значение?

4.Какие вещества расщепляются в кишечнике?

5.Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в кишечнике?

6.Какая химическая среда активизирует ферменты кишечника?

Тонкий кишечник

Состав кишечного сока

– слизь

– кристаллы холестерина

– ферменты: амилаза, мальтаза, липаза, энтерокиназа

-среда щелочная

Двигаемся дальше!

Из путешествий Макса и Молли

… они продолжали плыть по тонкой кишке, которая петляла и извивалась – бесконечная река под бесконечными сводами. Молли все ждала, когда покажется кровь, но вскоре почувствовала, что сквозь лист просачивается сырость.

– Тонем! – вскрикнула она. – Лист весь в дырках!

И они отчаянно погребли к берегу.

– Наверное, лист был покрыт оливковым маслом, которое предохраняло его в желудке. А сейчас желчь смыла масло. И лист начал перевариваться, – предположил Макс.

Близнецы выбрались на мягкий красный берег. Они проводили взглядом расползающийся плотик.

– Спасибо тебе, наш верный кораблик! Я буду вспоминать тебя всякий раз, когда мне придется есть салат…

….Оставшись без своего плотика, близнецы заметили уступ. Они начали карабкаться к нему. Стенку тонкой кишки покрывал мохнатый, чуть липкий красный ворс. Они еле шли, потому что очень трудно было поднимать ноги. Их ступни погружались в липкий мягкий мех. Чем больше усилий они делали, чтобы высвободиться, тем глубже проваливались: по колено…по пояс… по грудь… по подбородок… по самые ошеломленные глаза. Красивый мех бесшумно сомкнулся над вытянутой вверх рукой Макса, и близнецы исчезли без следа…

Задание. (Слайд 12)

1Предположите, каким был химический состав листа близнецов, и почему он растворился в тонком кишечнике? (Вспомните свойства пищеварительных ферментов).

2. Какова роль печени и поджелудочной железы в расщеплении «плотика» – листа, на котором плыли близнецы?

3.Что это был за красный мех, в который погружались ноги детей, и почему он был красным?

4.Что и где случилось с близнецами?

(Слайд 13)

Всасывание – это сложный физиологический процесс проникновения питательных веществ в кровь и лимфу благодаря активной деятельности ворсинок.

Наше путешествие завершается в последнем отделе пищеварительной системы – толстом кишечнике. Он имеет следующие отделы: слепую кишку с червеобразным отростком – апендиксом, ободочную, сигмовидную и прямую кишки. Общая длина его от 1,5-2м. Его слизистая оболочка не имеет ворсинок. Ж6елезы слизистой оболочки выделяют сок, в котором количество ферментов незначительно, но много слизи, которая облегчает продвижение и выведение непереваренных остатков.

(Слайд 14) Толстый кишечник

Функции толстого кишечника

– Всасывание води

– Выведение с каловыми массами:

– непереваренных остатков пищи

– отмерших клеток эпителия

– распавшихся желчных пигментов

– образование некоторых витаминов (К и группы В)

Наше путешествие подошло к концу.

IV. Домашнее задание.

п.35, проработать конспект урока

V. Закрепление изученного материала

Я хочу, чтобы вы сами оценили знания, которые вы получили на этом уроке. Давайте мы разделимся на 3 группы:

І группа: те, кто все понял на уроке и оценивает свои знания на «5», прошу пройти к компьютерам, где вам будет предложен тест;

ІІ група: те, кто оценивает свои знания на «4» – будут разгадывать кроссворд;

ІІІ группа: те, кто оценивает свои знания на «3» – разгадывают шараду.

VI. Рефлексия.

Спасибо всем вам, я надеюсь на то, что урок вам понравился. У нас на доске есть лестница, каждая степенька которой указывает на вашу активность на уроке. Если урок вам понравился и вы активно работали, то оставьте этот знак на верхней ступеньке.

Источник

Читайте также:  Понос рвота колики в желудке что это